Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 12АП-10964/2017 ПО ДЕЛУ N А12-65212/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. по делу N А12-65212/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2017 года по делу N А12-65212/2016 (судья Н.В. Стрельникова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (ОГРН 1093443003455, ИНН 3443093176)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
о признании незаконным предписания,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (далее - заявитель, общество, ЖСК N 4) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда (далее - Управление) N 1864-р от 26.09.2016 о прекращении нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2017 года по делу N А12-17077/2017 требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" оставлены без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июля 2017 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что с целью проверки доводов, содержащихся в обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 38 по ул. Новодвинской (далее - МКД 38), содержащего вопросы правомерности начисления Обществом платы за жилищные услуги, Управлением на основании распоряжения от 15.08.2016 N 1864-р проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения выявлено нарушение в деятельности Общества в части начисления платы за содержание жилого помещения, а именно: в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ с сентября 2016 года потребителям начислялась плата за содержание и ремонт общего имущества данного МКД 38 в размере (17,95 руб./м кв.), отличном от размера такой платы (14,06 руб./м кв.), установленного в ходе общего собрания собственников от 25.07.2016. Указанное нарушение повлекло необоснованное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги для граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, тем самым затронуло права граждан, являющихся потребителями таких услуг, предоставленные им и реализованные ими в соответствии с жилищным законодательством.
Результаты проверки отражены в акте от 26.09.2016 N 1864-р.
Обществу выдано предписание N 1864-р от 26.09.2016 с требованием:
- во исполнение ч. 7 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации произвести с сентября 2016 г. перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам многоквартирного дома N 38 по ул. Новодвинская в соответствии с размером платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирною дома, установленным решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 по ул. Новодвинская от 25.07.2016, указав основание для перерасчета в соответствии с требованиями п. 69 Правил N 354.
- в дальнейшем производить расчет платы за содержание и ремонт помещения собственникам многоквартирного дома N 38 по ул. Новодвинская в соответствии с размером платы установленным решением собрания собственников помещений многоквартирного дома N 38 Новодвинская от 25.07.2016.
Срок исполнения предписания до 01.12.2016.
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконной обязанности.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
На основании ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД.
На основании ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений МКД с учетом предложений управляющей организации. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем на один год.
Таким образом, установление платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД не является предметом государственного регулирования.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда на основании п. 3 ст. 156 ЖК РФ. Кроме того, если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
Таким образом, законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в МКД. При этом ЖК РФ не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.
Процедура изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений.
Согласно письму Минрегионразвития РФ от 12.10.2006 г. N 9555-РМ/07 при выборе и реализации собственниками помещений в МКД способа управления размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный органами местного самоуправления, может применяться при принятии такого решения общим собранием собственников помещений в МКД. При этом условия применения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, могут быть указаны в договоре управления МКД.
В ходе проверки было установлено, что протоколом общего собрания собственников помещений МКД 38 от 25.07.2016 (вопросом N 3) была установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения в размере 14,06 руб./м2 на срок, не менее, чем на 1 год. Данный протокол был направлен в Общество (вх. N 771 от 05.08.2016).
Однако в сентябре 2016 года управляющая организация в платежных документах выставила потребителям размер платы за содержание и ремонт 17,95 руб./м2 (что соответствует постановлению администрации Волгограда от 24.12.2014 N 1676 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда".
В качестве довода апелляционной жалобы Общество ссылается на положения п. 4.2 договора управления МКД 38 от 27.07.2015, согласно которому размер платы (16,08) установлен на 1 год, информацию об изменении размера платы на очередной календарный год УК доводит до собственников не позднее, чем за 30 дней путем размещения объявления в подъездах МКД. Если размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не установлен собственниками, то такой размер определяется не ниже размера платы, установленного действующим постановлением органа местного самоуправления Волгограда, устанавливающего размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей.
При этом данные положения п. 4.2 Договора противоречат действующему законодательству, согласно которому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается на срок не менее чем один год и его применение не обусловлено началом течения календарного (с января по декабрь) года.
На основании ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Условия договора, умаляющие права потребителя по сравнению с предоставленными Законом, являются ничтожными. Права, гарантированные Законом, не могут быть отменены даже по воле потребителя, выраженной в договоре с исполнителем.
Начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения по тарифу, который не утверждался на общем собрании собственников помещений МКД, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для начисления по указанному тарифу - 17,95 руб./м2, нарушает требования законодательства и ущемляет права собственников помещений - жильцов многоквартирного дома.
Учитывая, что протоколом от 25.07.2016 срок действия платы установлен на срок, не менее, чем на 1 год, следовательно плата (14,06 руб./м2) должна применяться как минимум, до июля 2017 года или вплоть до очередного собрания собственников, на котором будет установлен новый размер платы.
На основании вышеизложенного Общество в одностороннем порядке применило в расчетах плату в размере 17,95 руб./м2, отличном от размера, установленного протоколом общего собрания собственников от 25.07.2016 (больше на 3,89 руб./м2), чем допустил нарушения вышеуказанных норм законодательства.
Доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований жилищного законодательства, определяющих порядок установления платы за содержание и ремонт жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.
Податель апелляционной жалобы полагает, что протокол общего собрания собственников помещений МКД 38 от 25.07.2016 является ничтожным, поскольку собственники приняли решение по вопросу, не включенному в повестку дня.
Согласно ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
Доводы Общества о ничтожности общего собрания не находят подтверждения, т.к. повестка дня (в частности вопрос N 3) и решения по повестке дня (в частности, по вопросу N 3) совпадают, что отражено в акте проверки N 1864-р.
Остальные доводы о недействительности общего собрания (не указано место его проведения, на какой срок применять тариф и т.д.) также не нашли подтверждения, т.к. обозначенная информация содержится в вышеуказанном протоколе.
Вместе с тем, предметом и задачами проведенной проверки не являлось установление действительности общего собрания и принятых на нем решений. Проверка проводилась по вопросу правомерности установления решением общего собрания собственников помещений размера платы за содержание и ремонт (только вопрос N 3 повестки дня).
Определением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 16.03.2017 по делу N 2-3308/2017, оставленным без изменения апелляционным определением Волгоградского областного суда от 31.05.2017, прекращено производство по делу иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о признании незаконным решения собственников помещений многоквартирного жилого дома N 378 по ул. Новодвинская, принятое на общем собрании собственников помещений от 25.07.2016, об установлении тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 14 руб. 06 коп. за 1 кв. м, и признании права ООО "Управляющая компания "Жилищно-коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" оказывать услугу по содержанию и ремонту общего имущества с применением тарифа 17 руб. 95 коп. за 1 кв. м.
Суд общей юрисдикции указал, что решение вопроса об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме находится в компетенции собственников помещений, которые и вправе оспаривать решения общего собрания по мотивам нарушения их прав. Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя возможность такого способа защиты прав, как обжалование в судебном порядке решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, определил круг лиц, обладающих правом, при этом, управляющая организация к таковым не отнесена.
В обоснование жалобы заявитель также указывает, что управляющая компания не приглашалась на составление акта проверки, чем нарушены положения Закона N 294-ФЗ, которой установлен порядок оформления результатов проверки.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
Данное регулирование является общим, как при оформлении результатов выездных проверок, так и при оформлении документарных проверок.
Выездная проверка проводится в присутствии руководителя или иного уполномоченного лица и, учитывая, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения, то один экземпляр вручается субъекту проверки.
В ходе документарной же проверки, субъект проверки или его уполномоченный представитель отсутствуют в месте составления акта проверки, в связи с чем, вручить экземпляр акта проверки не представляется возможным.
Законом 294-ФЗ не предусмотрена обязанность органа государственного контроля (надзора) вызова представителя субъекта проверки для вручения акта проверки.
В случае отсутствия представителя юридического лица вышеуказанной нормой предусмотрена возможность направления акта проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Так как представитель Общества отсутствовал при составлении акта проверки N 1864-р, Управлением данный акт направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Согласно данным сайта Почты России (ресурс "Отслеживание почтовых отправлений") данные почтовые отправления вручены Заявителю 04.10.2016.
Согласно ст. 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица. К числу грубых нарушений ч. 2 данной статьи относит нарушение требований, установленных ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки). Как указано выше, акт проверки вместе с предписанием был получен субъектом проверки 04.10.2016.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что в рассматриваемом случае, при проведении данной проверки не было допущено грубых нарушений, установленных Законом N 294-ФЗ требований.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, при правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 августа 2017 года по делу N А12-65212/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)