Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Деевой Г.А., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лазурная" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2017 по делу N А07-24106/2016 (судья Кутлин Р.К.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Сергеева С.В. (паспорт, доверенность от 08.12.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - ООО "ЭСКБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лазурная" (далее - ООО "УК "Лазурная", ответчик) о взыскании 164 774 руб. 71 коп. задолженности.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 12-25).
ООО "УК "Лазурная" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в рассматриваемом случае именно ООО "ЭСКБ" является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет ООО "УК "Лазурная", в том числе в части обеспечения электроэнергией, используемой на общедомовые нужды.
Податель жалобы ссылается на то, что учитывая положения п. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), в отношении домов, расположенных по адресам: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 122, 134, Ул. Коммунистическая, д. 2, 75, ул. Пр. Октября, д. 9А, ул. Суханова, д. 10Б истец является исполнителем коммунальных услуг, поскольку после выбора способа управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, собственниками названных домов было принято решение оставить прямые договоры поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями и прежний способ расчета. После принятия собственниками решений о выборе управляющей компании ООО "УК "Лазурная", ООО "ЭСКБ" продолжало выставлять счета на оплату электроэнергии, потребленной жителями и отпущенной на общедомовые нужды, непосредственно гражданам-потребителям по действующим договорам заключенными ими с истцом.
События, предусмотренные п. 14 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с которыми ООО "УК "Лазурная" обязано было бы приступить к предоставлению коммунальных услуг, на момент выставления истцом счетов, не наступили, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов было принято решение о сохранении прежнего порядка предоставления и расчетов за коммунальные услуги.
В договорах управления многоквартирными домами, расположенных по адресам: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 122, 134, Ул. Коммунистическая, д. 2, 75, ул. Пр. Октября, д. 9А, ул. Суханова, д. 10Б, заключенными между собственниками помещений в указанных домах и ответчиком, не содержится условий и порядка предоставления коммунальных услуг, в том числе в части обеспечения электрической энергией, используемой на общедомовые нужды.
Податель жалобы считает, что в отсутствие заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения, управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.
ООО "УК "Лазурная" отмечает, что решения собственников помещений многоквартирного дома, принятые в соответствии ч. 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ, сохраняющие сложившиеся договорные отношения между жильцами и ресурсоснабжающей организацией, следует отличать от решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы указывает, что поскольку п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяется с 01.01.2017, у управляющей организации отсутствует обязанность по заключению договора электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома ранее срока указанного в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Обязанность управляющих компаний по заключению договоров в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с момента вступления в силу данного постановления -30.06.2016. Однако истец с февраля 2016 направлял письма ответчику для заключения договора на содержание общего имущества многоквартирного дома. Учитывая, что обязанность управляющих компаний по заключению договоров в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями возникла с 30.06.2016, неправомерным является выставление истцом счетов-фактур за май - июнь 2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ООО "УК "Лазурная" своего представителя в судебное заседание не направило.
С учетом мнения представителя ООО "ЭСКБ" и в соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие подателя жалобы.
До начала судебного заседания от ООО "ЭСКБ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ЭСКБ" возражал против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления и сторонами не оспаривается, ООО "ЭСКБ" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Башкортостан с 01.01.2011 на основании Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 N 57.
ООО "УК "Лазурная" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан.
Истцом ответчику направлялся проект договора электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома с перечнем многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика (т. 1 л.д. 15-20).
Договор электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома со стороны от ответчика не был подписан.
ООО "ЭСКБ", в период с мая 2016 по сентябрь 2016 поставляло ООО "УК "Лазурная" электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком, в подтверждение чего истец представил в материалы дела односторонние акты приема-передачи, ведомости начислений (т. 1 л.д. 23-25, 28-30, 33-35, 38-40, 43-45).
Выставленные истцом счета-фактуры на общую сумму 164 774 руб. 71 коп. ответчиком оплачены не были (т. 1 л.д. 22, 27, 32, 37, 42).
Истец направил в адрес ответчика претензии от 22.09.2016 N 621/13-877 и от 26.10.2016 N 621/13-951 (т. 1 л.д. 11-13, 140-142).
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной электроэнергии в полном объеме явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в материалы дела не представил доказательства оплаты принятого коммунального ресурса.
Выводы суд первой инстанции являются верными.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Сторонами не оспаривается, что ответчик является управляющей компанией по отношению к многоквартирным домам, для обеспечения которых истцом поставлялась электроэнергия, в том числе и на общедомовые нужды.
Согласно п. 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как установлено ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу п. 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из указанных положений ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поэтому ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абз. 2 п. 64 Правил N 354).
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием решения, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребляемых энергоресурсов, остается управляющая организация.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной п. 44 Правил N 354 обязанности по оплате объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Согласно п. 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в случае, если на основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, и управляющей организацией не исполнена обязанность по заключению договора на поставку электрической энергии, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства ответчик является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием которых он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Пользуясь услугами электроснабжения без договора, ООО "УК "Лазурная" в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации находилось в фактических договорных отношениях с истцом и являлась его абонентом.
Факт поставки электрической энергии в период с мая 2016 по сентябрь 2016 ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут.
Доказательств оплаты принятой электрической энергии в полном объеме, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела ответчиком также не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности в размере 164 774 руб. 71 коп., подтвержденной материалами дела.
Довод о том, что в рассматриваемом случае именно ООО "ЭСКБ" является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет ООО "УК "Лазурная", в том числе в части обеспечения электроэнергией, используемой на общедомовые нужды, подлежит отклонению по вышеназванным основаниям.
Ссылка на то, что в отношении домов, расположенных по адресам: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 122, 134, Ул. Коммунистическая, д. 2, 75, ул. Пр. Октября, д. 9А, ул. Суханова, д. 10Б истец является исполнителем коммунальных услуг, поскольку после выбора способа управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, собственниками названных домов было принято решение оставить прямые договоры поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями и прежний способ расчета, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Часть 17 ст. 12 Закона N 176-ФЗ предусматривает, что договоры, заключенные до дня вступления в силу данного Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно ч. 18 названной статьи в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Между тем ООО "УК "Лазурная" в материалы дела не представлены доказательства наличия договорных отношений с собственниками, пользователями помещений в спорных многоквартирных домах, которые имели место до вступления в силу Закона N 176-ФЗ.
Собрания собственников спорных многоквартирных домов, на котором были приняты решения о выборе управляющей организации - ООО "УК "Лазурная" и решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги были проведены в марте 2015 (т. 1 л.д. 105-129), то есть до вступления в силу Закона N 176-ФЗ, таким образом, на момент проведения собраний жильцов, законодательством не было предусмотрено вышеназванное право собственников в части потребления коммунальных услуг.
Доказательств последующего, после вступления в силу Закона N 176-ФЗ, проведения собрания собственников, и принятия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, в деле не имеется.
Таким образом, приведенные положения Закона N 176-ФЗ не применимы в рассматриваемом случае.
Довод о том, что в договорах управления спорными многоквартирными домами, заключенными между собственниками помещений в указанных домах и ответчиком, не содержится условий и порядка предоставления коммунальных услуг, в том числе в части обеспечения электрической энергией, используемой на общедомовые нужды, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку как было указано выше ответчик, как управляющая организация, имеет статус исполнителя коммунальных услуг, и соответственно на нем лежит обязанность обеспечения конечных потребителей коммунальными ресурсами.
Довод о том, что в отсутствие заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения, управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг, подлежит отклонению, поскольку по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Указание подателя жалобы на отсутствие у управляющей организации обязанности по заключению договора электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома ранее срока указанного в Жилищном кодексе Российской Федерации, подлежит отклонению.
Согласно п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пп. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно п. 5 Правил N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ответчик на основании указанных императивных норм права обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, в том числе и на общедомовые нужды.
Ссылка на то, что обязанность управляющих компаний по заключению договоров в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями возникла с 30.06.2016, неправомерным является выставление истцом счетов-фактур за май - июнь 2016, подлежит отклонению, так как в силу прямого указания закона - ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего договора, обязан оплатить фактически потребленное количество энергии.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2017 по делу N А07-24106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лазурная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 N 18АП-4894/2017 ПО ДЕЛУ N А07-24106/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. N 18АП-4894/2017
Дело N А07-24106/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Деевой Г.А., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лазурная" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2017 по делу N А07-24106/2016 (судья Кутлин Р.К.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" - Сергеева С.В. (паспорт, доверенность от 08.12.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - ООО "ЭСКБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лазурная" (далее - ООО "УК "Лазурная", ответчик) о взыскании 164 774 руб. 71 коп. задолженности.
Решением суда первой инстанции от 16.03.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 12-25).
ООО "УК "Лазурная" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в рассматриваемом случае именно ООО "ЭСКБ" является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет ООО "УК "Лазурная", в том числе в части обеспечения электроэнергией, используемой на общедомовые нужды.
Податель жалобы ссылается на то, что учитывая положения п. 18 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), в отношении домов, расположенных по адресам: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 122, 134, Ул. Коммунистическая, д. 2, 75, ул. Пр. Октября, д. 9А, ул. Суханова, д. 10Б истец является исполнителем коммунальных услуг, поскольку после выбора способа управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, собственниками названных домов было принято решение оставить прямые договоры поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями и прежний способ расчета. После принятия собственниками решений о выборе управляющей компании ООО "УК "Лазурная", ООО "ЭСКБ" продолжало выставлять счета на оплату электроэнергии, потребленной жителями и отпущенной на общедомовые нужды, непосредственно гражданам-потребителям по действующим договорам заключенными ими с истцом.
События, предусмотренные п. 14 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с которыми ООО "УК "Лазурная" обязано было бы приступить к предоставлению коммунальных услуг, на момент выставления истцом счетов, не наступили, поскольку собственниками помещений многоквартирных домов было принято решение о сохранении прежнего порядка предоставления и расчетов за коммунальные услуги.
В договорах управления многоквартирными домами, расположенных по адресам: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 122, 134, Ул. Коммунистическая, д. 2, 75, ул. Пр. Октября, д. 9А, ул. Суханова, д. 10Б, заключенными между собственниками помещений в указанных домах и ответчиком, не содержится условий и порядка предоставления коммунальных услуг, в том числе в части обеспечения электрической энергией, используемой на общедомовые нужды.
Податель жалобы считает, что в отсутствие заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения, управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг.
ООО "УК "Лазурная" отмечает, что решения собственников помещений многоквартирного дома, принятые в соответствии ч. 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ, сохраняющие сложившиеся договорные отношения между жильцами и ресурсоснабжающей организацией, следует отличать от решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы указывает, что поскольку п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 176-ФЗ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяется с 01.01.2017, у управляющей организации отсутствует обязанность по заключению договора электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома ранее срока указанного в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Обязанность управляющих компаний по заключению договоров в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с момента вступления в силу данного постановления -30.06.2016. Однако истец с февраля 2016 направлял письма ответчику для заключения договора на содержание общего имущества многоквартирного дома. Учитывая, что обязанность управляющих компаний по заключению договоров в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями возникла с 30.06.2016, неправомерным является выставление истцом счетов-фактур за май - июнь 2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ООО "УК "Лазурная" своего представителя в судебное заседание не направило.
С учетом мнения представителя ООО "ЭСКБ" и в соответствии со ст. 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие подателя жалобы.
До начала судебного заседания от ООО "ЭСКБ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ЭСКБ" возражал против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления и сторонами не оспаривается, ООО "ЭСКБ" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Башкортостан с 01.01.2011 на основании Постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 14.04.2010 N 57.
ООО "УК "Лазурная" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан.
Истцом ответчику направлялся проект договора электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома с перечнем многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика (т. 1 л.д. 15-20).
Договор электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома со стороны от ответчика не был подписан.
ООО "ЭСКБ", в период с мая 2016 по сентябрь 2016 поставляло ООО "УК "Лазурная" электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком, в подтверждение чего истец представил в материалы дела односторонние акты приема-передачи, ведомости начислений (т. 1 л.д. 23-25, 28-30, 33-35, 38-40, 43-45).
Выставленные истцом счета-фактуры на общую сумму 164 774 руб. 71 коп. ответчиком оплачены не были (т. 1 л.д. 22, 27, 32, 37, 42).
Истец направил в адрес ответчика претензии от 22.09.2016 N 621/13-877 и от 26.10.2016 N 621/13-951 (т. 1 л.д. 11-13, 140-142).
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате потребленной электроэнергии в полном объеме явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в материалы дела не представил доказательства оплаты принятого коммунального ресурса.
Выводы суд первой инстанции являются верными.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Сторонами не оспаривается, что ответчик является управляющей компанией по отношению к многоквартирным домам, для обеспечения которых истцом поставлялась электроэнергия, в том числе и на общедомовые нужды.
Согласно п. 2 Правил N 354 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 8 Правил N 354 предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п. 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Как установлено ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Частью 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В силу п. 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Таким образом, из указанных положений ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует обязанность потребителя коммунальных ресурсов производить их оплату непосредственно исполнителю коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поэтому ресурсоснабжающая организация при отсутствии решения собственников, принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, не вправе производить расчет и требовать оплаты за коммунальный ресурс непосредственно с потребителей.
Статус исполнителя коммунальных услуг юридическое лицо приобретает на основании решения собрания собственников многоквартирного дома, и порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абз. 2 п. 64 Правил N 354).
Таким образом, принятие собственниками решения о внесении потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого в порядке ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием решения, не влияет на статус исполнителя коммунальных услуг, и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающей организацией по оплате всего объема потребляемых энергоресурсов, остается управляющая организация.
Учитывая, что управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, она не может быть освобождена от исполнения предусмотренной п. 44 Правил N 354 обязанности по оплате объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Согласно п. 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в случае, если на основании ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, и управляющей организацией не исполнена обязанность по заключению договора на поставку электрической энергии, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства ответчик является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием которых он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Пользуясь услугами электроснабжения без договора, ООО "УК "Лазурная" в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации находилось в фактических договорных отношениях с истцом и являлась его абонентом.
Факт поставки электрической энергии в период с мая 2016 по сентябрь 2016 ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут.
Доказательств оплаты принятой электрической энергии в полном объеме, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела ответчиком также не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности в размере 164 774 руб. 71 коп., подтвержденной материалами дела.
Довод о том, что в рассматриваемом случае именно ООО "ЭСКБ" является исполнителем коммунальных услуг, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет ООО "УК "Лазурная", в том числе в части обеспечения электроэнергией, используемой на общедомовые нужды, подлежит отклонению по вышеназванным основаниям.
Ссылка на то, что в отношении домов, расположенных по адресам: г. Стерлитамак, ул. Артема, д. 122, 134, Ул. Коммунистическая, д. 2, 75, ул. Пр. Октября, д. 9А, ул. Суханова, д. 10Б истец является исполнителем коммунальных услуг, поскольку после выбора способа управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, собственниками названных домов было принято решение оставить прямые договоры поставки коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями и прежний способ расчета, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Часть 17 ст. 12 Закона N 176-ФЗ предусматривает, что договоры, заключенные до дня вступления в силу данного Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно ч. 18 названной статьи в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Между тем ООО "УК "Лазурная" в материалы дела не представлены доказательства наличия договорных отношений с собственниками, пользователями помещений в спорных многоквартирных домах, которые имели место до вступления в силу Закона N 176-ФЗ.
Собрания собственников спорных многоквартирных домов, на котором были приняты решения о выборе управляющей организации - ООО "УК "Лазурная" и решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги были проведены в марте 2015 (т. 1 л.д. 105-129), то есть до вступления в силу Закона N 176-ФЗ, таким образом, на момент проведения собраний жильцов, законодательством не было предусмотрено вышеназванное право собственников в части потребления коммунальных услуг.
Доказательств последующего, после вступления в силу Закона N 176-ФЗ, проведения собрания собственников, и принятия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, в деле не имеется.
Таким образом, приведенные положения Закона N 176-ФЗ не применимы в рассматриваемом случае.
Довод о том, что в договорах управления спорными многоквартирными домами, заключенными между собственниками помещений в указанных домах и ответчиком, не содержится условий и порядка предоставления коммунальных услуг, в том числе в части обеспечения электрической энергией, используемой на общедомовые нужды, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку как было указано выше ответчик, как управляющая организация, имеет статус исполнителя коммунальных услуг, и соответственно на нем лежит обязанность обеспечения конечных потребителей коммунальными ресурсами.
Довод о том, что в отсутствие заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения, управляющая организация, товарищество или кооператив не могут осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг, подлежит отклонению, поскольку по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Отсутствие письменного договора с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Указание подателя жалобы на отсутствие у управляющей организации обязанности по заключению договора электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома ранее срока указанного в Жилищном кодексе Российской Федерации, подлежит отклонению.
Согласно п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании пп. 2, 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должна заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Согласно п. 5 Правил N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ответчик на основании указанных императивных норм права обязан заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, в том числе и на общедомовые нужды.
Ссылка на то, что обязанность управляющих компаний по заключению договоров в целях содержания общего имущества многоквартирного дома с ресурсоснабжающими организациями возникла с 30.06.2016, неправомерным является выставление истцом счетов-фактур за май - июнь 2016, подлежит отклонению, так как в силу прямого указания закона - ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующего договора, обязан оплатить фактически потребленное количество энергии.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.03.2017 по делу N А07-24106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лазурная" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.ШИРЯЕВА
Е.В.ШИРЯЕВА
Судьи
Г.А.ДЕЕВА
М.В.ЛУКЬЯНОВА
Г.А.ДЕЕВА
М.В.ЛУКЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)