Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 19АП-7223/2017 ПО ДЕЛУ N А14-7216/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N А14-7216/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.11.2017.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть": Черных Р.Н., представитель по доверенности от 29.09.2017 N 108 выданной сроком до 31.12.2017
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2017 по делу N А14-7216/2017 (судья Симонова И.В.) по заявлению Муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании недействительным предписания N 02-07/71 от 01.03.2017 об устранении выявленных нарушений требований законодательства,
установил:

Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - заявитель, МКП "Воронежтеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - заинтересованное лицо) N 02-07/71 от 01.03.2017 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2017 по делу N А14-7216/2017 заявленные требования удовлетворены. Предписание N 02-07/71 от 01.03.2017 признано незаконным.
Не согласившись с указанным решением, Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что требования, содержащиеся в предписании, не касаются содержания общего имущества многоквартирного дома, а только вопросов, связанных с обеспечением надлежащего функционирования и исправного состояния инженерных систем, используемых предприятием для выполнения своих обязательств по поставке коммунального ресурса. Кроме того, МКП "Воронежтеплосеть" в течение длительного времени было известно об отсутствии внешней линии рециркуляции горячего водоснабжения и о непосредственном влиянии данного дефекта инженерных систем на качество коммунальной услуги по горячему водоснабжению, о том, что именно отсутствие внешней линии рециркуляции горячей воды является причиной несоответствия горячего водоснабжения нормативным требованиям.
В отзыве на апелляционную жалобу МКП "Воронежтеплосеть", соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.
В судебное заседание представитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассматривалось в его отсутствие в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании приказа ГЖИ Воронежской области от 14.02.2017 N 845 в отношении МКП "Воронежтеплосеть" была проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения жильцов дома N 13а по ул. Путиловская г. Воронежа.
В ходе проверки установлено, что МКП "Воронежтеплосеть" допустило нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, выразившееся в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в кв. 67, 69, 70 дома 13а по ул. Путиловская ненадлежащего качества - температура горячей воды в точках водозабора указанных квартир составила +30 С - +32 С, при нормативной температуре +60 С.
По результатам проверки МКП "Воронежтеплосеть" административным органом выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства N 02-07/71 от 01.03.2017.
Указанным предписанием Государственная жилищная инспекция Воронежской обязала МКП "Воронежтеплосеть" в срок до 01.11.2017 восстановить отсутствующий циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта (далее - ЦТП) до стены дома N 13а по ул. Путиловская г. Воронежа.
Не согласившись с указанным предписанием, МКП "Воронежтеплосеть" Воронежской области обратилось с суд с рассмотренным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что инспекция неправомерно вынесла заявителю спорное предписание.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 Правил N 354 коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354 необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
МКП "Воронежтеплосеть" является ресурсоснабжающей организацией по подаче горячего водоснабжения дома N 13а по ул. Путиловская.
Согласно предписанию Государственной жилищной инспекции Воронежской МКП "Воронежтеплосеть" необходимо восстановить отсутствующий циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до стены дома N 13а по ул. Путиловская г. Воронежа.
Государственная жилищная инспекция пришла к выводу, что восстановление отсутствующего циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения позволит обеспечить собственников и нанимателей помещений в спорном многоквартирном доме коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что нерабочее состояние внешней линии рециркуляции горячего водоснабжения дома N 13а по ул. Путиловская является единственной причиной оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Акты, составленные с участием лиц, обладающих специальными познаниями в данной области, или технические заключения инспекцией не представлены. Ходатайство о проведении экспертизы также инспекцией не заявлялось.
Апелляционная коллегия, соглашаясь с судом первой инстанции, полагает, что оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества может быть вызвано не только нерабочим состоянием внешней линии рециркуляции горячего водоснабжения указанного дома, но и иными причинами.
Кроме того, согласно п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 4 ст. 24 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
Частью 1 ст. 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 названного Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Согласно п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, муниципальное образование городской округ город Воронеж не вправе самоустраняться от выполнения своих функций по организации горячего водоснабжения жителей дома N 13а по ул. Путиловская, если отсутствие наружного циркуляционного водопровода создает неблагоприятные условия проживания для жителей.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалами проверки не подтверждена принадлежность внешней линии рециркуляции горячего водоснабжения от МКД N 13а по ул. Путиловская г. Воронежа ресурсоснабжающей организации МКП "Воронежтеплосеть" на праве оперативного управления.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, соглашается с позицией суда первой инстанции и отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном. Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
Как следствие, с учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что соответствующее предписание об устранении выявленного нарушения необоснованно вынесено в адрес МКП "Воронежтеплосеть".
С учетом изложенного, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.09.2017 по делу N А14-7216/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Т.Л.МИХАЙЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)