Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бранд Н.О.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Еремеевой Ю.Е. по дов. от 16.05.2017,
от заинтересованного лица: Дашевской О.С. по дов. от 24.01.2017,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" на решение Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 по делу N А67-8716/2016 (судья А.Н. Гапон) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2, ОГРН 1107017017568, ИНН 7017270664) к прокуратуре Октябрьского района г. Томска, прокурору Октябрьского района г. Томска Веснину П.И. (634049, Томская область, г. Томск, Иркутский тракт, 61/1), третье лицо - Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (г. Томск Московский тракт, 19/1), о признании недействительным представления прокурора Октябрьского района г. Томска от 19.09.2016 N 529ж-2012,
Общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - заявитель, общество, ООО "Томскводоканал") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к прокуратуре Октябрьского района г. Томска, прокурору Октябрьского района г. Томска Веснину П.И. о признании недействительным представления прокурора Октябрьского района г. Томска от 19.09.2016 N 529ж-2012.
Определением Арбитражного суда Томской области от 09.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Томскводоканал" в поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, признав представление прокурора Октябрьского района г. Томска Веснина П.И. от 19.09.2016 N 529ж-2012 недействительным.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; действующим законодательством не возложена на гарантирующую организацию обязанность по содержанию бесхозяйных сетей города, не переданных такой организации на каком-либо праве; вопрос эксплуатации сетей, не принадлежащих гарантирующей организации на каком-либо праве и не включенных в зону эксплуатационной ответственности данной организации, находится за рамками отношений по водоснабжению; суд первой инстанции ошибочно применил часть 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", поскольку включить в тариф расходы на эксплуатацию объектов в отсутствие акта их приемки невозможно, составление такого акта предусмотрено частью 5 статьи 8 указанного Федерального закона; в зону эксплуатационной ответственности не могут включаться сети, не принадлежащие на каком-либо праве; источник финансирования ремонтных работ на такой бесхозяйной сети не определен ни законом, ни сделкой, ни административным органом.
Прокуратура Томской области, Департамент городского хозяйства администрации Города Томска в представленных отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме; представитель заинтересованных лиц поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 266, частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения исполнительного директора ООО "Компания "Управа" Семенова Е.В. по факту подтопления многоквартирного жилого дома N 1/1 по ул. Угрюмова в г. Томске, прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена проверка, в ходе которой установлено, что вследствие засора на канализационной линии произошло подтопление стоками помещений указанного дома.
По результатам проверки Прокурором Октябрьского района г. Томска 19.09.2016 в адрес ООО "Томскводоканал" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства N 529ж-2016.
Полагая, что указанное представление является недействительным, ООО "Томскводоканал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, оставляя заявление общества без удовлетворения, исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого представления прокурора недействительным.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Исходя из норм, содержащихся в статьях 1, 21 и 24 Законе N 2202-1, с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.03.2005 N 110-О, а также разъяснений, отраженных в пункте 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в Обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (вопрос 19), в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N 56-В09-15, в рассматриваемом случае заявление об оспаривании представления прокурора от 11.08.2016 N 561ж-2016 подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, взаимные права и обязанности субъектов этих правоотношений, условия реализации ими прав и обязанностей и последствия нарушения возникают из положений Закона о водоснабжении и водоотведения и нормативных актов Правительства Российской Федерации, в том числе из постановления от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (часть 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ обязанностью гарантирующей организации является обеспечение холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Согласно части 2 статьи Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением администрации города Томска от 04.06.2015 N 494 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "Город Томск" ООО "Томскводоканал" определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения муниципального образования "Город Томск".
С учетом того, что ООО "Томскводоканал" является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере водоснабжения (водоотведения), предполагается наличие организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет коммерческую деятельность по обеспечению абонентов водой и отводу от абонентов сточных вод.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6).
Подпунктом "в" пункта 34 Правил N 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт "г" пункта 34 Правил N 644).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354, в жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникационные (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение (пункт 7 статьи 13, пункт 7 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 32 Правил N 644).
Согласно пункту 2 Правил N 644, граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения.
Таким образом, заявитель является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, установив, что согласно сведениям публичной кадастровой палаты Росреестра, земельный участок для эксплуатации данного жилого дома не сформирован, между потребителями коммунальных услуг жилого дома домом N 1/1 по ул. Угрюмова и ООО "Томскводоканал" положение об определении границы ответственности за режим и качество представления коммунальной услуги соответствующего вида отсутствуют, акт разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон не составлялся, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по обеспечению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности в силу закона возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и водоотведение - гарантирующего поставщика (ООО "Томскводоканал").
Поскольку в силу закона установлена обязанность ООО "Томскводоканал" обслуживать данные сети и поддерживать их в надлежащем техническом состоянии, обеспечивать бесперебойную работу, выявленное прокуратурой бездействие заявителя по восстановлению централизованного водоснабжения жилого домом N 1/1 по ул. Угрюмова не соответствует нормам жилищного законодательства РФ, с учетом Правил N 644 и Правил N 354, в связи с чем оспариваемое представление прокурора является законным и обоснованным, нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что действующим законодательством не возложена на гарантирующую организацию обязанность по содержанию бесхозяйственных сетей города, не переданных такой организации на каком-либо праве, поскольку в спорный период централизованная система водоснабжения и водоотведения абонентов на территории города Томска (в том числе бесхозяйные объекты), находилась в границе эксплуатационной ответственности общества, как лица, наделенного статусом гарантирующей организации, следовательно, на ООО "Томскводоканал" возложена обязанность по обслуживанию данных сетей, поддержке их надлежащего технического состояния и бесперебойной работы.
Ссылка общества на то, что администрация г. Томска не произвела надлежащим образом процедуру выявления и признания спорных сетей бесхозяйственными, акт передачи сетей отсутствует, не может быть принята во внимание, поскольку статья 8 Закона N 416-ФЗ не ставит возложение на гарантирующую организацию обязанности по содержанию таких объектов в зависимость от завершения процедуры принятия органом местного самоуправления соответствующих сетей на учет в качестве бесхозяйственных вещей.
Кроме того, отсутствие акта о передаче участка сетей водоснабжения дома N 1/1 по ул. Угрюмова ООО "Томскводоканал" не является основанием для отнесения этих сетей к имуществу собственников дома и возложения на них обязанности по содержанию сетей.
Довод общества об ошибочном применении судом к спорным правоотношениям части 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, так как включить в тариф расходы на эксплуатацию объектов в отсутствие акта их приемки невозможно, составление такого акта предусмотрено частью 5 статьи 8 указанного Закон, подлежит отклонению.
В силу требований статьи 8 Закона N 416-ФЗ именно ООО "Томскводоканал", как гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "город Томск", обязано нести затраты на эксплуатацию объекта, входящего в систему централизованного водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что ООО "Томскводоканал" до момента возникновения аварийной ситуации осуществляло действия по эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, получало от жильцов дома плату за поставляемый ресурс. Следовательно, общество имело экономическую возможность для восстановления централизованного водоснабжения указанного дома.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что внесенное прокурором представление от 19.09.2016 N 529ж-2012 отвечает целям и принципам в области государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленным в статье 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, и не нарушает иные требования действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования ООО "Томскводоканал", в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 по делу N А67-8716/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2017 N 07АП-3181/2017 ПО ДЕЛУ N А67-8716/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А67-8716/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Колупаевой Л.А., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бранд Н.О.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Еремеевой Ю.Е. по дов. от 16.05.2017,
от заинтересованного лица: Дашевской О.С. по дов. от 24.01.2017,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" на решение Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 по делу N А67-8716/2016 (судья А.Н. Гапон) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (Томская область, г. Томск, ул. Елизаровых, 79/2, ОГРН 1107017017568, ИНН 7017270664) к прокуратуре Октябрьского района г. Томска, прокурору Октябрьского района г. Томска Веснину П.И. (634049, Томская область, г. Томск, Иркутский тракт, 61/1), третье лицо - Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (г. Томск Московский тракт, 19/1), о признании недействительным представления прокурора Октябрьского района г. Томска от 19.09.2016 N 529ж-2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - заявитель, общество, ООО "Томскводоканал") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к прокуратуре Октябрьского района г. Томска, прокурору Октябрьского района г. Томска Веснину П.И. о признании недействительным представления прокурора Октябрьского района г. Томска от 19.09.2016 N 529ж-2012.
Определением Арбитражного суда Томской области от 09.01.2017 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Томскводоканал" в поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, признав представление прокурора Октябрьского района г. Томска Веснина П.И. от 19.09.2016 N 529ж-2012 недействительным.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; действующим законодательством не возложена на гарантирующую организацию обязанность по содержанию бесхозяйных сетей города, не переданных такой организации на каком-либо праве; вопрос эксплуатации сетей, не принадлежащих гарантирующей организации на каком-либо праве и не включенных в зону эксплуатационной ответственности данной организации, находится за рамками отношений по водоснабжению; суд первой инстанции ошибочно применил часть 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", поскольку включить в тариф расходы на эксплуатацию объектов в отсутствие акта их приемки невозможно, составление такого акта предусмотрено частью 5 статьи 8 указанного Федерального закона; в зону эксплуатационной ответственности не могут включаться сети, не принадлежащие на каком-либо праве; источник финансирования ремонтных работ на такой бесхозяйной сети не определен ни законом, ни сделкой, ни административным органом.
Прокуратура Томской области, Департамент городского хозяйства администрации Города Томска в представленных отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме; представитель заинтересованных лиц поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 266, частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращения исполнительного директора ООО "Компания "Управа" Семенова Е.В. по факту подтопления многоквартирного жилого дома N 1/1 по ул. Угрюмова в г. Томске, прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена проверка, в ходе которой установлено, что вследствие засора на канализационной линии произошло подтопление стоками помещений указанного дома.
По результатам проверки Прокурором Октябрьского района г. Томска 19.09.2016 в адрес ООО "Томскводоканал" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства N 529ж-2016.
Полагая, что указанное представление является недействительным, ООО "Томскводоканал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, оставляя заявление общества без удовлетворения, исходил из отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого представления прокурора недействительным.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1), прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Исходя из норм, содержащихся в статьях 1, 21 и 24 Законе N 2202-1, с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.03.2005 N 110-О, а также разъяснений, отраженных в пункте 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в Обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015 (вопрос 19), в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N 56-В09-15, в рассматриваемом случае заявление об оспаривании представления прокурора от 11.08.2016 N 561ж-2016 подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, взаимные права и обязанности субъектов этих правоотношений, условия реализации ими прав и обязанностей и последствия нарушения возникают из положений Закона о водоснабжении и водоотведения и нормативных актов Правительства Российской Федерации, в том числе из постановления от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (часть 29 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ обязанностью гарантирующей организации является обеспечение холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Согласно части 2 статьи Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Постановлением администрации города Томска от 04.06.2015 N 494 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования "Город Томск" ООО "Томскводоканал" определено гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения муниципального образования "Город Томск".
С учетом того, что ООО "Томскводоканал" является лицом, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере водоснабжения (водоотведения), предполагается наличие организационных и технических возможностей для обеспечения надлежащей эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры, посредством которой организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет коммерческую деятельность по обеспечению абонентов водой и отводу от абонентов сточных вод.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения, водоотведения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 6).
Подпунктом "в" пункта 34 Правил N 644 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт "г" пункта 34 Правил N 644).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354, в жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникационные (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение (пункт 7 статьи 13, пункт 7 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 32 Правил N 644).
Согласно пункту 2 Правил N 644, граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения.
Таким образом, заявитель является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, установив, что согласно сведениям публичной кадастровой палаты Росреестра, земельный участок для эксплуатации данного жилого дома не сформирован, между потребителями коммунальных услуг жилого дома домом N 1/1 по ул. Угрюмова и ООО "Томскводоканал" положение об определении границы ответственности за режим и качество представления коммунальной услуги соответствующего вида отсутствуют, акт разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности сторон не составлялся, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по обеспечению эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, находящихся в границах эксплуатационной ответственности в силу закона возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и водоотведение - гарантирующего поставщика (ООО "Томскводоканал").
Поскольку в силу закона установлена обязанность ООО "Томскводоканал" обслуживать данные сети и поддерживать их в надлежащем техническом состоянии, обеспечивать бесперебойную работу, выявленное прокуратурой бездействие заявителя по восстановлению централизованного водоснабжения жилого домом N 1/1 по ул. Угрюмова не соответствует нормам жилищного законодательства РФ, с учетом Правил N 644 и Правил N 354, в связи с чем оспариваемое представление прокурора является законным и обоснованным, нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не установлено.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что действующим законодательством не возложена на гарантирующую организацию обязанность по содержанию бесхозяйственных сетей города, не переданных такой организации на каком-либо праве, поскольку в спорный период централизованная система водоснабжения и водоотведения абонентов на территории города Томска (в том числе бесхозяйные объекты), находилась в границе эксплуатационной ответственности общества, как лица, наделенного статусом гарантирующей организации, следовательно, на ООО "Томскводоканал" возложена обязанность по обслуживанию данных сетей, поддержке их надлежащего технического состояния и бесперебойной работы.
Ссылка общества на то, что администрация г. Томска не произвела надлежащим образом процедуру выявления и признания спорных сетей бесхозяйственными, акт передачи сетей отсутствует, не может быть принята во внимание, поскольку статья 8 Закона N 416-ФЗ не ставит возложение на гарантирующую организацию обязанности по содержанию таких объектов в зависимость от завершения процедуры принятия органом местного самоуправления соответствующих сетей на учет в качестве бесхозяйственных вещей.
Кроме того, отсутствие акта о передаче участка сетей водоснабжения дома N 1/1 по ул. Угрюмова ООО "Томскводоканал" не является основанием для отнесения этих сетей к имуществу собственников дома и возложения на них обязанности по содержанию сетей.
Довод общества об ошибочном применении судом к спорным правоотношениям части 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ, так как включить в тариф расходы на эксплуатацию объектов в отсутствие акта их приемки невозможно, составление такого акта предусмотрено частью 5 статьи 8 указанного Закон, подлежит отклонению.
В силу требований статьи 8 Закона N 416-ФЗ именно ООО "Томскводоканал", как гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "город Томск", обязано нести затраты на эксплуатацию объекта, входящего в систему централизованного водоснабжения и водоотведения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что ООО "Томскводоканал" до момента возникновения аварийной ситуации осуществляло действия по эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, получало от жильцов дома плату за поставляемый ресурс. Следовательно, общество имело экономическую возможность для восстановления централизованного водоснабжения указанного дома.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что внесенное прокурором представление от 19.09.2016 N 529ж-2012 отвечает целям и принципам в области государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, закрепленным в статье 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, и не нарушает иные требования действующего законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования ООО "Томскводоканал", в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 02.03.2017 по делу N А67-8716/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
А.Ю.СБИТНЕВ
Л.А.КОЛУПАЕВА
А.Ю.СБИТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)