Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
заявление потребительского кооператива "Жилищно-строительный кооператив N 288" (603070, г. Нижний Новгород, ул. Сергея Есенина, д. 24; ОГРН 1025202407394, ИНН 5257019845) о признании незаконным решения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис,
при участии в судебном заседании представителей:
потребительского кооператива "Жилищно-строительный кооператив N 288" - Сомова Д.А. по доверенности от 18.08.2016 сроком действия три года, Егорова И.Н. по доверенности от 28.12.2016 сроком действия три года,
открытого акционерного общества "Теплоэнерго" - Плугаторик А.А. по доверенности от 01.01.2017 N 1 сроком действия до 31.12.2017,
и
потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив N 288" (далее - ПК "ЖСК N 288", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис решения администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления, администрация Канавинского района) об отказе в проведении мероприятий и исполнении обязательных требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении бесхозяйных объектов участка тепловых сетей, проходящего между домами по ул. С. Есенина N 20, N 22, N 24; по ул. С. Акимова N 4, N 3, N 3а:
- - на нужды отопления - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на обратном трубопроводах по ходу теплоносителя в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина;
- - на нужды горячего водоснабжения - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на циркуляционном трубопроводах по ходу ГВС в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина.
В качестве заинтересованного лица по делу заявитель указал администрацию г. Нижнего Новгорода, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрацию Канавинского района г. Нижнего Новгорода.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2017 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным изложенное в письме от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис решение администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода об отказе в проведении мероприятий и исполнении обязательных требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, утвержденного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105.
В целях восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Канавинского района г. Нижнего Новгорода устранить нарушение прав и законных интересов ПК "ЖСК N 288" повторно рассмотреть обращение Кооператива по вопросу передачи в муниципальную собственность города Нижнего Новгорода бесхозяйных объектов участка тепловых сетей, проходящего между домами по ул. С. Есенина N 20, N 22, N 24, по ул. С. Акимова N 4, N 3, N 3а, и совершения действий, предусмотренных Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.
Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Кооператива судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Канавинского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
По мнению органа местного самоуправления, при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции незаконно возложил обязанность совершить определенные действия, в том числе возместить судебные расходы, на третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования. Кроме того, фактически заявитель не доказал наличие условий, свидетельствующих о том, что имущество является бесхозяйным.
ПК "ЖСК N 288" и администрация г. Нижнего Новгорода отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Первый арбитражный апелляционный суд, установив в процессе рассмотрения апелляционной жалобы наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определением от 05.06.2017 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При этом суд исходил из того, что администрация Канавинского района, чье решение оспаривается, должна являться только заинтересованным лицом; кроме того, в рассматриваемом случае непосредственно затрагиваются права и законные интересы не привлеченного к участию в рассмотрении дела открытого акционерного общества "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", Общество).
При вынесении определения от 05.06.2017 суд апелляционной инстанции изменил процессуальное положение администрации Канавинского района на заинтересованное лицо, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОАО "Теплоэнерго".
15.06.2017 в Первый арбитражный апелляционный суд поступило заявление ПК "ЖСК N 288" об уточнении в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, в котором Кооператив просит признать незаконным изложенное в письме от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис решение администрации Канавинского района об отказе в проведении мероприятий и исполнении обязательных требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении бесхозяйных объектов участка тепловых сетей, проходящего между домами по ул. С. Есенина N 20, N 22, N 24; по ул. С. Акимова N 4, N 3, N 3а:
- - на нужды отопления - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на обратном трубопроводах по ходу теплоносителя в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина;
- - на нужды горячего водоснабжения - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на циркуляционном трубопроводах по ходу ГВС в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина.
Одновременно заявитель просит суд обязать администрацию г. Нижнего Новгорода и администрацию Канавинского района провести в установленные сроки все необходимые мероприятия в соответствии с Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении указанных бесхозяйных объектов; взыскать с заинтересованных лиц в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В силу частей 1 и 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд апелляционной инстанции принял к рассмотрению уточненные требования Кооператива.
В отзывах на заявление Кооператива (с учетом уточнения к нему) ОАО "Теплоэнерго", администрация г. Нижнего Новгорода и администрация Канавинского района выражают несогласие с доводами заявителя, указывают на отсутствие оснований для их удовлетворения.
В судебном заседании представители Кооператива поддержали заявленные требования.
Представитель ОАО "Теплоэнерго" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Администрация г. Нижнего Новгорода, администрация Канавинского района ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
По делу установлено, что Кооператив осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 24 по ул. С. Есенина в г. Нижнем Новгороде и является исполнителем коммунальных услуг в данном доме.
24.08.2016 ПК "ЖСК N 288" обратился в администрацию Канавинского района с заявлением о проведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие тепло- и горячее водоснабжение дома.
Письмом от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис орган местного самоуправления информировал Кооператив об отказе в проведении мероприятий и процедур, предусмотренных Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.
Не согласившись с таким решением органа местного самоуправления, считая его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что требования Кооператива являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия или их должностных лиц, могут быть оспорены в судебном порядке в случае, если они противоречат закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации действия (бездействие) администрации Канавинского района и администрации г. Нижнего Новгорода в отношении рассматриваемого имущества не могут повлиять на права и законные интересы Кооператива, выступающего от имени собственников управляемого им дома.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы реализация права на предъявление иска возможна в том случае, если нарушены права или охраняемые законом интересы лица и целью предъявленного иска является восстановление названных прав и интересов, следовательно, право на иск имеет лицо, права или законные интересы которого нарушены или оспорены, то есть заинтересованное лицо.
Таким образом, целью такого обращения является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов этого лица.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105, которым утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности (далее - Порядок), который определяет процедуру взаимодействия администраций районов города Нижнего Новгорода (далее - администрация района), комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет), департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент финансов), департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент жилья) по подготовке и предоставлению необходимых документов для проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода (далее - Объекты), организации работ по ремонту Объектов в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода до передачи Объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию в специализированные организации (далее - Организации), передачи объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (далее - Объекты (2) в эксплуатацию в Организации до признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и осуществления государственной регистрации права на Объекты (пункт 1.1 Порядка N 105).
Согласно пункту 1.2 Порядка N 105 Комитет в течение трех рабочих дней после поступления обращения от администрации района идентифицирует Объекты на предмет их нахождения в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты и по результатам информирует администрацию района.
В силу пунктов 1.3, 1.3.1 и 1.3.2 Порядка N 105 в случае, если объекты не числятся в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также отсутствуют заявления собственников Объектов об отказе от права собственности на Объекты, администрация района в установленном законом порядке в течение трех рабочих дней с даты получения ответа от Комитета направляет обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на предмет наличия (отсутствия) регистрации права на Объекты указанными органами.
В случае отсутствия регистрации права собственности на Объекты в указанных в подпункте 1.3.1 Порядка органах в течение трех рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих, что права на объекты не зарегистрированы, направляет в Комитет обращение (с приложением документов, подтверждающих, что права на Объекты не зарегистрированы) об организации дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на Объекты с указанием технических характеристик Объектов, согласованных с соответствующими Организациями, по приведенным формам.
Пункт 1.6 Порядка N 105 регламентирует действия Комитета после получения от администрации района обращения, предусмотренного пунктом 1.3.2.1 настоящего Порядка; пункт 2 Порядка N 105 - организацию работ по ремонту объектов в связи с аварией в целях обеспечения качественного электро-, тепло-, газо-, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения жилищного фонда и объектов социальной сферы с даты выявления объектов до подписания актов приема-передачи объектов в эксплуатацию в Организацию и признания права муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода и осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты. Также пунктом 2.1 Порядка N 105 установлено, что заказчиком аварийно-восстановительных работ Объектов выступает администрация района.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае у администрации г. Нижнего Новгорода и администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода отсутствовали основания для совершения предусмотренных Порядком N 105 действий ввиду отсутствия признаков бесхозяйного имущества.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 ЖК РФ).
В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Также согласно абзацу 2 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Абзацем 18 пункта 2 Правил N 354 предусмотрено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Поскольку состав общего имущества многоквартирного дома, (включая расположенные в нем инженерные коммуникации), расходы по содержанию которого возложены на собственников помещений этого дома, определен действующим законодательством, оснований для включения сетей теплоснабжения, расположенных за пределами границ дома, в состав общедомового имущества многоквартирного дома не имеется.
Однако данные обстоятельства не являются безусловными основаниями для признания этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.
Исходя из положений статьи 161 ЖК РФ и пункта 8 Правил N 354, Кооператив является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у ресурсоснабжающих организаций.
Соответствующие правоотношения, возникающие между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, регулируются заключаемым между ними договором.
При этом организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 ЖК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее по тексту - Правила N 808).
В соответствии с названными Правилами N 808 границей балансовой принадлежности является линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, а границей эксплуатационной ответственности - или раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности. При этом условия о границе эксплуатационной ответственности являются существенными для договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Согласно пункту 74 Правил N 808 договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя содержит, помимо прочего, ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, фиксируемая в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Указанный акт является приложением к договору.
Заявленные по данному спору требования направлены на защиту прав собственников помещений многоквартирного дома от бесперебойного теплоснабжения. Однако отсутствие у рассматриваемого участка тепловой сети собственника само по себе не возлагает на абонента бремя по его содержанию.
Вопросы об эксплуатационной ответственности абонента и организации, с которой заключен договор, в любом случае определяются условиями заключаемого между ними договора, стороной которого администрация Канавинского района или администрация г. Нижнего Новгорода, выступающие заинтересованными лицами по настоящему делу, не являются.
Установлено по делу, что в данном случае между ОАО "Теплоэнерго" и ЖСК N 288 заключен договор от 26.11.2010 N 85278 на отпуск коммунальных ресурсов, а также ОАО "Теплоэнерго" оформлены с ЖСК NN 287, 288, 279, 283, 286, ТСН "Акимова 4" акт разграничения эксплуатационной ответственности от 28.09.2015 N 30112 (взамен актов от 30.06.2015 и от 18.11.2009).
В соответствии с указанным актом границей эксплуатационной ответственности ОАО "Теплоэнерго" относительно перечисленных ЖСК, ТСЖ и ТСН является ТК-119-2 к5.
При установленных обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что рассматриваемый участок тепловой сети, посредством которого осуществляется поставка теплоносителя во многоквартирные дома NN 20, 22, 24 по ул. Есенина и NN 4, 3, 3а по ул. С. Акимова в г. Нижнем Новгороде, имеет признаки бесхозяйного, в связи с чем администрация Канавинского района и администрация г. Нижнего Новгорода должны осуществить последовательно мероприятия, предусмотренные Порядком N 105.
Вопрос об ответственном за надлежащее состояние участка тепловых сетей лице следует разрешать в рамках гражданско-правового спора по действующему договору от 26.11.2010 N 85278 на отпуск коммунальных ресурсов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Как следует из абзаца 4 пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры.
Тепловые сети (их части) являются объектами инженерной инфраструктуры и объектами обеспечения жизнедеятельности муниципального образования и, следовательно, выступают объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет.
В соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных положений Федерального закона N 131-ФЗ администрация г. Нижнего Новгорода и ее структурные подразделения обязана заниматься вопросами теплоснабжения.
В данном случае установлено, что дом N 24 по ул. С. Есенина в г. Нижнем Новгороде введен в эксплуатацию в 1978 году, что позволяет применить к сложившейся ситуации положения постановления Верховного Совета РФ N 3020-1.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому заключению о том, что предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения органа местного самоуправления не установлена, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не указал на признаки, позволяющие суду идентифицировать рассматриваемые сети теплоснабжения как бесхозяйное имущество, а также не представил доказательств своей заинтересованности в подаче настоящего заявления, нарушения своих прав и законных интересов действиями (бездействием) органов местного самоуправления, а также восстановление нарушенных прав избранным способом защиты.
С учетом перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2017 по делу N А43-32664/2016 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела суд относит понесенные расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления на Кооператив.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2017 по делу N А43-32664/2016.
Отказать потребительскому кооперативу "Жилищно-строительный кооператив N 288" в удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации Канавинского района Нижнего Новгорода от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 ПО ДЕЛУ N А43-32664/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. по делу N А43-32664/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.08.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
заявление потребительского кооператива "Жилищно-строительный кооператив N 288" (603070, г. Нижний Новгород, ул. Сергея Есенина, д. 24; ОГРН 1025202407394, ИНН 5257019845) о признании незаконным решения администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис,
при участии в судебном заседании представителей:
потребительского кооператива "Жилищно-строительный кооператив N 288" - Сомова Д.А. по доверенности от 18.08.2016 сроком действия три года, Егорова И.Н. по доверенности от 28.12.2016 сроком действия три года,
открытого акционерного общества "Теплоэнерго" - Плугаторик А.А. по доверенности от 01.01.2017 N 1 сроком действия до 31.12.2017,
и
установил:
потребительский кооператив "Жилищно-строительный кооператив N 288" (далее - ПК "ЖСК N 288", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис решения администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления, администрация Канавинского района) об отказе в проведении мероприятий и исполнении обязательных требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении бесхозяйных объектов участка тепловых сетей, проходящего между домами по ул. С. Есенина N 20, N 22, N 24; по ул. С. Акимова N 4, N 3, N 3а:
- - на нужды отопления - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на обратном трубопроводах по ходу теплоносителя в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина;
- - на нужды горячего водоснабжения - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на циркуляционном трубопроводах по ходу ГВС в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина.
В качестве заинтересованного лица по делу заявитель указал администрацию г. Нижнего Новгорода, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрацию Канавинского района г. Нижнего Новгорода.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2017 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным изложенное в письме от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис решение администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода об отказе в проведении мероприятий и исполнении обязательных требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, утвержденного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105.
В целях восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Канавинского района г. Нижнего Новгорода устранить нарушение прав и законных интересов ПК "ЖСК N 288" повторно рассмотреть обращение Кооператива по вопросу передачи в муниципальную собственность города Нижнего Новгорода бесхозяйных объектов участка тепловых сетей, проходящего между домами по ул. С. Есенина N 20, N 22, N 24, по ул. С. Акимова N 4, N 3, N 3а, и совершения действий, предусмотренных Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.
Одновременно суд взыскал с органа местного самоуправления в пользу Кооператива судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Канавинского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права.
По мнению органа местного самоуправления, при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции незаконно возложил обязанность совершить определенные действия, в том числе возместить судебные расходы, на третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования. Кроме того, фактически заявитель не доказал наличие условий, свидетельствующих о том, что имущество является бесхозяйным.
ПК "ЖСК N 288" и администрация г. Нижнего Новгорода отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Первый арбитражный апелляционный суд, установив в процессе рассмотрения апелляционной жалобы наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", определением от 05.06.2017 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
При этом суд исходил из того, что администрация Канавинского района, чье решение оспаривается, должна являться только заинтересованным лицом; кроме того, в рассматриваемом случае непосредственно затрагиваются права и законные интересы не привлеченного к участию в рассмотрении дела открытого акционерного общества "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго", Общество).
При вынесении определения от 05.06.2017 суд апелляционной инстанции изменил процессуальное положение администрации Канавинского района на заинтересованное лицо, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОАО "Теплоэнерго".
15.06.2017 в Первый арбитражный апелляционный суд поступило заявление ПК "ЖСК N 288" об уточнении в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, в котором Кооператив просит признать незаконным изложенное в письме от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис решение администрации Канавинского района об отказе в проведении мероприятий и исполнении обязательных требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении бесхозяйных объектов участка тепловых сетей, проходящего между домами по ул. С. Есенина N 20, N 22, N 24; по ул. С. Акимова N 4, N 3, N 3а:
- - на нужды отопления - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на обратном трубопроводах по ходу теплоносителя в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина;
- - на нужды горячего водоснабжения - первый фланец задвижки на подающем и второй фланец задвижки на циркуляционном трубопроводах по ходу ГВС в тех. подполье ж/д 20 по ул. С. Есенина.
Одновременно заявитель просит суд обязать администрацию г. Нижнего Новгорода и администрацию Канавинского района провести в установленные сроки все необходимые мероприятия в соответствии с Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры в отношении указанных бесхозяйных объектов; взыскать с заинтересованных лиц в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В силу частей 1 и 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Суд апелляционной инстанции принял к рассмотрению уточненные требования Кооператива.
В отзывах на заявление Кооператива (с учетом уточнения к нему) ОАО "Теплоэнерго", администрация г. Нижнего Новгорода и администрация Канавинского района выражают несогласие с доводами заявителя, указывают на отсутствие оснований для их удовлетворения.
В судебном заседании представители Кооператива поддержали заявленные требования.
Представитель ОАО "Теплоэнерго" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.
Администрация г. Нижнего Новгорода, администрация Канавинского района ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
По делу установлено, что Кооператив осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 24 по ул. С. Есенина в г. Нижнем Новгороде и является исполнителем коммунальных услуг в данном доме.
24.08.2016 ПК "ЖСК N 288" обратился в администрацию Канавинского района с заявлением о проведении мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие тепло- и горячее водоснабжение дома.
Письмом от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис орган местного самоуправления информировал Кооператив об отказе в проведении мероприятий и процедур, предусмотренных Порядком проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры.
Не согласившись с таким решением органа местного самоуправления, считая его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что требования Кооператива являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия или их должностных лиц, могут быть оспорены в судебном порядке в случае, если они противоречат закону и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации действия (бездействие) администрации Канавинского района и администрации г. Нижнего Новгорода в отношении рассматриваемого имущества не могут повлиять на права и законные интересы Кооператива, выступающего от имени собственников управляемого им дома.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы реализация права на предъявление иска возможна в том случае, если нарушены права или охраняемые законом интересы лица и целью предъявленного иска является восстановление названных прав и интересов, следовательно, право на иск имеет лицо, права или законные интересы которого нарушены или оспорены, то есть заинтересованное лицо.
Таким образом, целью такого обращения является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов этого лица.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 N 105, которым утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности (далее - Порядок), который определяет процедуру взаимодействия администраций районов города Нижнего Новгорода (далее - администрация района), комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет), департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент финансов), департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода (далее - департамент жилья) по подготовке и предоставлению необходимых документов для проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода (далее - Объекты), организации работ по ремонту Объектов в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода до передачи Объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию в специализированные организации (далее - Организации), передачи объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (далее - Объекты (2) в эксплуатацию в Организации до признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и осуществления государственной регистрации права на Объекты (пункт 1.1 Порядка N 105).
Согласно пункту 1.2 Порядка N 105 Комитет в течение трех рабочих дней после поступления обращения от администрации района идентифицирует Объекты на предмет их нахождения в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника Объектов об отказе от права собственности на Объекты и по результатам информирует администрацию района.
В силу пунктов 1.3, 1.3.1 и 1.3.2 Порядка N 105 в случае, если объекты не числятся в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также отсутствуют заявления собственников Объектов об отказе от права собственности на Объекты, администрация района в установленном законом порядке в течение трех рабочих дней с даты получения ответа от Комитета направляет обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на предмет наличия (отсутствия) регистрации права на Объекты указанными органами.
В случае отсутствия регистрации права собственности на Объекты в указанных в подпункте 1.3.1 Порядка органах в течение трех рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих, что права на объекты не зарегистрированы, направляет в Комитет обращение (с приложением документов, подтверждающих, что права на Объекты не зарегистрированы) об организации дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на Объекты с указанием технических характеристик Объектов, согласованных с соответствующими Организациями, по приведенным формам.
Пункт 1.6 Порядка N 105 регламентирует действия Комитета после получения от администрации района обращения, предусмотренного пунктом 1.3.2.1 настоящего Порядка; пункт 2 Порядка N 105 - организацию работ по ремонту объектов в связи с аварией в целях обеспечения качественного электро-, тепло-, газо-, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения жилищного фонда и объектов социальной сферы с даты выявления объектов до подписания актов приема-передачи объектов в эксплуатацию в Организацию и признания права муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода и осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты. Также пунктом 2.1 Порядка N 105 установлено, что заказчиком аварийно-восстановительных работ Объектов выступает администрация района.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае у администрации г. Нижнего Новгорода и администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода отсутствовали основания для совершения предусмотренных Порядком N 105 действий ввиду отсутствия признаков бесхозяйного имущества.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 ЖК РФ).
В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Также согласно абзацу 2 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) внутридомовые инженерные системы - это являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Абзацем 18 пункта 2 Правил N 354 предусмотрено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Поскольку состав общего имущества многоквартирного дома, (включая расположенные в нем инженерные коммуникации), расходы по содержанию которого возложены на собственников помещений этого дома, определен действующим законодательством, оснований для включения сетей теплоснабжения, расположенных за пределами границ дома, в состав общедомового имущества многоквартирного дома не имеется.
Однако данные обстоятельства не являются безусловными основаниями для признания этого имущества бесхозяйным и понуждения органа местного самоуправления к совершению действий по постановке его на учет.
Исходя из положений статьи 161 ЖК РФ и пункта 8 Правил N 354, Кооператив является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у ресурсоснабжающих организаций.
Соответствующие правоотношения, возникающие между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, регулируются заключаемым между ними договором.
При этом организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 ЖК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее по тексту - Правила N 808).
В соответствии с названными Правилами N 808 границей балансовой принадлежности является линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, а границей эксплуатационной ответственности - или раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности. При этом условия о границе эксплуатационной ответственности являются существенными для договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Согласно пункту 74 Правил N 808 договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя содержит, помимо прочего, ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, фиксируемая в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Указанный акт является приложением к договору.
Заявленные по данному спору требования направлены на защиту прав собственников помещений многоквартирного дома от бесперебойного теплоснабжения. Однако отсутствие у рассматриваемого участка тепловой сети собственника само по себе не возлагает на абонента бремя по его содержанию.
Вопросы об эксплуатационной ответственности абонента и организации, с которой заключен договор, в любом случае определяются условиями заключаемого между ними договора, стороной которого администрация Канавинского района или администрация г. Нижнего Новгорода, выступающие заинтересованными лицами по настоящему делу, не являются.
Установлено по делу, что в данном случае между ОАО "Теплоэнерго" и ЖСК N 288 заключен договор от 26.11.2010 N 85278 на отпуск коммунальных ресурсов, а также ОАО "Теплоэнерго" оформлены с ЖСК NN 287, 288, 279, 283, 286, ТСН "Акимова 4" акт разграничения эксплуатационной ответственности от 28.09.2015 N 30112 (взамен актов от 30.06.2015 и от 18.11.2009).
В соответствии с указанным актом границей эксплуатационной ответственности ОАО "Теплоэнерго" относительно перечисленных ЖСК, ТСЖ и ТСН является ТК-119-2 к5.
При установленных обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что рассматриваемый участок тепловой сети, посредством которого осуществляется поставка теплоносителя во многоквартирные дома NN 20, 22, 24 по ул. Есенина и NN 4, 3, 3а по ул. С. Акимова в г. Нижнем Новгороде, имеет признаки бесхозяйного, в связи с чем администрация Канавинского района и администрация г. Нижнего Новгорода должны осуществить последовательно мероприятия, предусмотренные Порядком N 105.
Вопрос об ответственном за надлежащее состояние участка тепловых сетей лице следует разрешать в рамках гражданско-правового спора по действующему договору от 26.11.2010 N 85278 на отпуск коммунальных ресурсов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Как следует из абзаца 4 пункта 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры.
Тепловые сети (их части) являются объектами инженерной инфраструктуры и объектами обеспечения жизнедеятельности муниципального образования и, следовательно, выступают объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет.
В соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных положений Федерального закона N 131-ФЗ администрация г. Нижнего Новгорода и ее структурные подразделения обязана заниматься вопросами теплоснабжения.
В данном случае установлено, что дом N 24 по ул. С. Есенина в г. Нижнем Новгороде введен в эксплуатацию в 1978 году, что позволяет применить к сложившейся ситуации положения постановления Верховного Совета РФ N 3020-1.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому заключению о том, что предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения органа местного самоуправления не установлена, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не указал на признаки, позволяющие суду идентифицировать рассматриваемые сети теплоснабжения как бесхозяйное имущество, а также не представил доказательств своей заинтересованности в подаче настоящего заявления, нарушения своих прав и законных интересов действиями (бездействием) органов местного самоуправления, а также восстановление нарушенных прав избранным способом защиты.
С учетом перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2017 по делу N А43-32664/2016 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела суд относит понесенные расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления на Кооператив.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2017 по делу N А43-32664/2016.
Отказать потребительскому кооперативу "Жилищно-строительный кооператив N 288" в удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации Канавинского района Нижнего Новгорода от 13.10.2016 N 3001-4215/16/ис.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
И.А.СМИРНОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
И.А.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)