Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2017 N 17АП-5230/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А50-25839/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2017 г. N 17АП-5230/2017-ГК

Дело N А50-25839/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.,
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, ООО "Жилсервис Усть-Качка",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.03.2017,
принятое судьей Хохловой Ю.А.,
по делу N А50-25839/2016
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае (ОГРН 1145958003366, ИНН 5902990563)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис Усть-Качка" (ОГРН 1085948000775, ИНН 5948034024)
о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, неустойки,
установил:

некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - истец, фонд капитального ремонта) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис Усть-Качка" (далее - ответчик, общество "Жилсервис Усть-Качка") о взыскании
- - 1 969 053 руб. 66 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с февраля по октябрь 2015 года с перечислением на счет регионального оператора, открытый для аккумулирования взносов от собственников помещений в многоквартирных домах в Пермском крае в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Перми, ИНН 7744001497, КПП 590402001, БИК 045773808, к/с 30101810200000000808, р/с 40603810300320100005;
- - 75 860 руб. 09 коп. неустойки за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за период с февраля 2015 года по февраль 2016 года с перечислением на расчетный счет регионального оператора, открытый для аккумулирования взносов от собственников помещений в многоквартирных домах в Пермском крае в филиале Банка ГПБ (АО) в г. Перми, ИНН 7744001497, КПП 590402001, БИК 045773808, к/с 30101810200000000808, р/с 40603810300320100005
(с учетом уточнения предмета и увеличения суммы иска, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 07.03.2017 иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы полагает, что с учетом положений статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", его обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возникла с момента подписания сторонами договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, то есть с 02.11.2015.
Истцом не представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фонд капитального ремонта создан на основании Постановления Правительства Пермского края от 22.07.2013 N 939-п "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае".
Фонд капитального ремонта является региональным оператором, действует на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - закон от 11.03.2014 N 304-ПК).
Как указывает истец, он является исполнителем Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта" (далее - Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края).
Между фондом капитального ремонта (фонд) и обществом "Жилсервис Усть-Качка" (собственник) заключен договор от 02.11.2015 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, предметом которого (пункт 1.1) являются отношения по взаимодействию сторон по формированию фонда капитального ремонта общего имущества МКД путем перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД на счет фонда в виде обязательственных прав собственника в отношении фонда и организации проведения капитального ремонта общего имущества МКД.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора к обязанностям собственников отнесено перечисление ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, денежных средств на счет фонда в размере, утвержденном Постановлением Правительства Пермского края за 1 кв. метр общей площади помещения в МКД на основании платежных документов (квитанций), направленных фондом.
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В приложении к договору сторонами согласован перечень помещений многоквартирных домов, их площадь.
За период с февраля по октябрь 2015 года истцом ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 1 969 053 руб. 66 коп. (218 783 руб. 74 коп. в месяц, исходя из площади помещений домов - 31 254,82 кв. метров и взноса на капитальный ремонт - 7,00 руб./кв. метр, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2014 N 1149-п), предъявлены к оплате счета от 27.11.2015 N 13750, N 13751, N 13752, N 13753, N 13754, 3 13755, N 13756, N 13757, N 13758 на ту же сумму.
Фондом капитального ремонта в адрес общества "Жилсервис Усть-Качка" направлена претензия от 18.08.2016 N СЭД-02-19-1290, содержащая требование об уплате взносов, начисленных за спорный период.
В ответе на эту претензию (письмо от 08.09.2016) ответчик сообщил об отсутствии оснований для ее удовлетворения ввиду того, что договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта заключен с 02.11.2015, он исполняется собственником надлежащим образом.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с февраля по октябрь 2015 года, несвоевременное внесение взносов на капитальный ремонт общего имущества за ноябрь, декабрь 2015 года, январь и февраль 2016 года, фонд капитального ремонта обратился в арбитражный суд с иском о взыскании долга и законной неустойки (с учетом уточнения предмета и суммы иска).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 154, 155, 154, 156, 158, 169, 170, 180, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 6, 8 Закона от 11.03.2014 N 304-ПК и исходил из наличия у ответчика в спорный период обязанности нести расходы на содержание принадлежащих ему жилых помещений, в том числе путем внесения целевых платежей (взносов) на капитальный ремонт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии со статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
Как установлено в части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
На основании части 4 статьи 6 Закона от 11.03.2014 N 304-ПК обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона от 11.03.2014 N 304-ПК решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края.
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, принята 24.04.2014, официально опубликована 05.05.2014 в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 17.
Частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Поскольку факт нахождения жилых помещений в спорных многоквартирных домах в собственности ответчика в заявленный период, последним не оспаривается, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у него с февраля 2015 года, ответчиком нарушены установленные сроки внесения взносов на капитальный ремонт, расчет задолженности и законной неустойки, сделанные истцом, являются верными, судом первой инстанции обоснованно удовлетворен иск.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что с учетом положений статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возникла у него с момента подписания сторонами договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, то есть с 02.11.2015, судом апелляционной инстанции признан несостоятельным, поскольку статья 181 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной редакции регулировала вопросы, связанные с порядком заключения и исполнения договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Между тем обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возникает у обязанного лица независимо от заключения договора, в силу закона (в том числе статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 153, 154, 155, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом момент возникновения этой обязанности определен частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, а не статьей 181 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда от 07.03.2017 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 07 марта 2017 года по делу N А50-25839/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
В.Ю.НАЗАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)