Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2016 N 09АП-3197/2016 ПО ДЕЛУ N А40-93267/15

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. N 09АП-3197/2016

Дело N А40-93267/15

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.Н.,
судей Алексеевой Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 декабря 2015 года по делу N А40-93267/15, вынесенное судьей Белицкой С.В.
по иску ООО "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания Смоленскрегионтеплоэнерго" (ОГРН 1036758309719)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании 348 942 рублей 40 копеек
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Илюшин А.К. по доверенности от 15.12.2015 г.

установил:

Иск заявлен о взыскании долга в размере 346 165 рублей 86 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2776 рублей 54 копейки за период с 20.12.2014 г. по 11.02.2015 г. и проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке 8,25% годовых на сумму задолженности за период с 12.02.2015 г. по день фактического возврата денежных средств.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2015 г. с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания Смоленскрегионтеплоэнерго" взыскано 346 165 рублей 86 копеек основного долга, 2 776 рублей 54 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, 9 979 рублей расходов по госпошлине; взысканы с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная теплоэнергетическая компания Смоленскрегионтеплоэнерго" проценты за пользование чужим денежными средствами начисленные на сумму долга 346 165 рублей 86 копеек за период с 12.02.2015 г. по день фактической оплаты суммы долга по ставке ЦБ РФ - 8,25% годовых.
Не согласившись с данным решением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, в судебное заседание не явился, судом уведомлен о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителя заявителя жалобы, рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, ответчик на основании Государственного контракта от 23.04.2010 г. N 230410р является собственником 55 квартир общей площадью 3 163,1 кв. м в многоквартирном доме по адресу: Смоленская область, г. Рославль, 16 микрорайон, д. 21, корп. 1, тепловое обеспечение которого осуществляет истцом с полученного в аренду по договору аренды имущества от 07.10.2011 теплового пункта N 6, в связи с чем, истцом в адрес ответчика для подписания был направлен государственный контракт N 300399.
Согласно договора социального найма жилого помещения от 09.10.2013 г. жилое помещение по адресу: Смоленская область, г. Рославль, 16 микрорайон, д. 21, корп. 1, кВ. 12, передано в бессрочное владение и пользование Белову С.А.
По состоянию на 26.02.2014 г. в собственности Российской Федерации находится 54 квартиры, доказательств передачи спорных квартир в оперативное управление суду не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что в ноябре, декабре 2014 г. произведен отпуск тепловой энергии потребителю на общую сумму 346 165 рублей 86 копеек.
Судом первой инстанции правомерно определено, что из абз. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками; в этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления на спорные квартиры в доме 21 по вышеуказанному адресу не зарегистрировано, документов оформления права оперативного управления ответчиком не представлено.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с нормами ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
Исходя из данной нормы, у Министерства обороны Российской Федерации, как представителя собственника, возникла обязанность по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из норм ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, и его приватизации, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений, принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Фактическое оказание услуг подтверждается представленными истцом первичными документами по договорам, заключенным им с ресурсоснабжающими и другими, оказывающими услуги организациями.
Согласно нормам п. п. 1, 2 ст. 155, п. 1 ст. 157 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем; размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из ч. 3 ст. 137 ЖК РФ следует, что в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно взыскан долг в сумме долга 346 165 рублей 86 копеек с ответчика в пользу истца, с чем согласился апелляционный суд.
Также правомерно удовлетворены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 776 рублей 54 копейки за период с 20.12.2014 г. по 11.02.2015 г. и проценты за пользование чужим денежными средствами начисленные на сумму долга 346 165 рублей 86 копеек за период с 12.02.2015 г. по день фактической оплаты суммы долга по ставке ЦБ РФ - 8,25% годовых, с чем согласился апелляционный суд.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Правовая оценка относительно того, что Министерство обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком дана вступившими в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2012 г. по делу N А40-91416/11 согласно постановления Девятого Арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013 г. по делу N А40-91416/11.
В соответствии с нормами ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося у Вооруженных сил Российской Федерации на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, является Минобороны России.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации, в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций
Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из абз. 5 ч. 1 ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления имуществом относится к вещным правам, которое, в свою очередь подлежит обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Данные подтверждены п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В силу абз. 2 п. 5 вышеуказанного Постановления, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Кроме того, отсутствует факт оперативного управления регистрации такого управления.
Ответчиком не представлены документы об уведомлении ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" о надлежащем лице, обязанном нести бремя оплаты за потребленную тепловую энергию.
Исходя из сложившейся судебной практики по делам: N А40-30117/2012, А40-82395/2012, А40-166759/2012, А40-29426/13, А40-126660/2013, А40-38759/2013, А40-83413/2013, А40-34721/2014, А40-89952/2014, А40-121628/2015 взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию и произведена оплата по исполнительным листам.
Кроме того, письмом- ответом на претензию на претензию от 12.12.2015 г., Министерство обороны Российской Федерации подтверждает, что указанные в исковом заявлении квартиры были приобретены для нужд Минобороны России в соответствии с государственным контрактом; Минобороны России как собственник до момента их заселения обязано нести расходы по оплате коммунальных услуг и содержанию приобретенных жилых помещений (ст. ст. 223, 551 ГК РФ); образовавшаяся задолженность будет погашена за счет средств бюджета.
Согласно п. 3 ст. 395 ГК РФ, проценты за пользование чужими денежными средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Исходя из абз. 3 п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", проценты подлежат уплате за весь период пользования чужими средствами по день фактической уплаты этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не определен более короткий срок.
В материалы дела истцом представлены счета на оплату, направленные в адрес Министерства обороны Российской Федерации своевременно.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2015 года по делу N А40-93267/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Г.Н.ПОПОВА

Судьи
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА
Т.Ю.ЛЕВИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)