Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
- от заявителя Жилищно-строительного кооператива N 83 - Пшеничников В.Л., доверенность от 09.01.2017, паспорт;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Жилищно-строительного кооператива N 83,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года
по делу N А50-26117/2016,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,
по иску Жилищно-строительного кооператива N 83 (ОГРН 1035900495465, ИНН 5904042902)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Департамент земельных отношений администрации города Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Морозова Нэлла Петровна, Морозов Юрий Александрович, Баландина Людмила Александровна, Баландин Евгений Антонович
о признании незаконными действий и решения в отказе внесения изменений в сведения о видах разрешенного использования земельного участка,
Жилищно-строительный кооператив N 83 (далее - ЖСК-83) обратился в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) о признании незаконными действий и решения от 20.10.2016 N 5900/301/16-131770 об отказе внесения изменений в сведения о видах разрешенного использования земельного участка 59:01:4311482:1 по адресу: г. Пермь, ул. Братская, 92б с "под блокированные односемейные дома с участками" на "индивидуальный жилой дом". Кроме того ЖСК-83 просит произвести внесение изменений в сведения о видах разрешенного использования вышеназванного земельного участка с "под блокированные односемейные дома с участками" на "индивидуальный жилой дом" (с учетом принятых судом уточнений) (л.д. 109-111).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, Жилищно-строительный кооператив N 83 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на ошибочное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРП, государственная регистрация таких прав производится по желанию правообладателя, доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в материалы дела не представлено, в связи с чем основания для отказа в удовлетворении требований отсутствуют.
До начала судебного заседания от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю поступил письменный отзыв на жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.10.2016 ЖСК-83 обратился в кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311482:1. Вместе с указанным заявлением ЖСК-83 представил органу кадастрового учета свидетельство о праве собственности на землю в бессрочное (постоянное) пользование от 18.12.1992 N 941 (л.д. 36-40).
Решением от 20.10.2016 N 5900/301/16-131770 заявителю отказано в процедуре государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости со ссылкой на п. 5 ч. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ в связи с тем, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (л.д. 11).
Полагая действия заинтересованного лица несоответствующими закону, поскольку ЖСК-83 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311482:1, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что действия заинтересованного лица являются правомерными, поскольку ЖСК-83 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 59:01:4311482:1 не переоформлено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Оспариваемый отказ мотивирован заинтересованным лицом п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно указанной норме права орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Выводы суда первой инстанции относительно правомерности оспариваемого отказа представляются ошибочными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 14 части 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11-20, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Материалами дела подтверждается предоставление ЖСК-83 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311482:1 на праве постоянного (бессрочного пользования) для строительства 7 и 10-этажных жилых домов, что подтверждается свидетельством о праве на землю, выданным 18.12.1992, постановлением Администрации города Перми от 21.05.1993 N 668.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А50-4142/2014 Департаменту земельных отношений администрации г. Перми отказано в удовлетворении требования о признании отсутствующим данного права ЖСК-83 на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311482:1. При этом судом указано, что представленные в обоснование права на земельный участок документы недействительными не признаны и в силу положений п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" свидетельство N 941 от 18.12.1992 имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а предусмотренное данным документом право является юридически действительным. Указанные обстоятельства являются преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего дела (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 59:01:4311482:1 ЖСК-83 не признано утраченным.
Поскольку заявителем с заявлением об учете изменений земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, были предоставлены документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, оснований полагать заявителя лицом, не обладающим правом на обращение в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка, не имеется.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными гл. V.1 ЗК РФ.
При этом установленная дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав, Закон) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
С учетом изложенного, решение органа кадастрового учета об отказе в кадастровом учет изменений земельного участка, мотивированное заинтересованным лицом п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
По правилам части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах. Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 и от 29.05.2012 N 13016/11, в которых подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В этой связи вопрос правомерности требования заявителя об изменении вида использования земельного участка подлежит оценке органом кадастрового учета на предмет его соответствия Правилам землепользования и застройки в соответствии с Законом о кадастре.
При названных обстоятельствах, решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (ч. 5 ст. 110 АПК РФ).
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей заявления и апелляционной жалобы относятся на заинтересованное лицо (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года по делу N 50-26117/2016 отменить.
Признать решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 20 октября 2016 года N 5900/301/16-131770 незаконным.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Жилищно-строительного кооператива N 83 в порядке, предусмотренном Законом о кадастре.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Жилищно-строительного кооператива N 83 судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 9000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2017 N 17АП-6892/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А50-26117/2016
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2017 г. N 17АП-6892/2017-ГК
Дело N А50-26117/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии:
- от заявителя Жилищно-строительного кооператива N 83 - Пшеничников В.Л., доверенность от 09.01.2017, паспорт;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Жилищно-строительного кооператива N 83,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года
по делу N А50-26117/2016,
принятое судьей Гилязетдиновой А.Р.,
по иску Жилищно-строительного кооператива N 83 (ОГРН 1035900495465, ИНН 5904042902)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Департамент земельных отношений администрации города Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Морозова Нэлла Петровна, Морозов Юрий Александрович, Баландина Людмила Александровна, Баландин Евгений Антонович
о признании незаконными действий и решения в отказе внесения изменений в сведения о видах разрешенного использования земельного участка,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 83 (далее - ЖСК-83) обратился в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) о признании незаконными действий и решения от 20.10.2016 N 5900/301/16-131770 об отказе внесения изменений в сведения о видах разрешенного использования земельного участка 59:01:4311482:1 по адресу: г. Пермь, ул. Братская, 92б с "под блокированные односемейные дома с участками" на "индивидуальный жилой дом". Кроме того ЖСК-83 просит произвести внесение изменений в сведения о видах разрешенного использования вышеназванного земельного участка с "под блокированные односемейные дома с участками" на "индивидуальный жилой дом" (с учетом принятых судом уточнений) (л.д. 109-111).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель, Жилищно-строительный кооператив N 83 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на ошибочное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРП, государственная регистрация таких прав производится по желанию правообладателя, доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в материалы дела не представлено, в связи с чем основания для отказа в удовлетворении требований отсутствуют.
До начала судебного заседания от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю поступил письменный отзыв на жалобу, согласно которому заявитель полагает судебный акт законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.10.2016 ЖСК-83 обратился в кадастровую палату с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311482:1. Вместе с указанным заявлением ЖСК-83 представил органу кадастрового учета свидетельство о праве собственности на землю в бессрочное (постоянное) пользование от 18.12.1992 N 941 (л.д. 36-40).
Решением от 20.10.2016 N 5900/301/16-131770 заявителю отказано в процедуре государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости со ссылкой на п. 5 ч. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ в связи с тем, что с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо (л.д. 11).
Полагая действия заинтересованного лица несоответствующими закону, поскольку ЖСК-83 является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311482:1, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что действия заинтересованного лица являются правомерными, поскольку ЖСК-83 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 59:01:4311482:1 не переоформлено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.
Оспариваемый отказ мотивирован заинтересованным лицом п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно указанной норме права орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Выводы суда первой инстанции относительно правомерности оспариваемого отказа представляются ошибочными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 14 части 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11-20, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Материалами дела подтверждается предоставление ЖСК-83 земельного участка с кадастровым номером 59:01:4311482:1 на праве постоянного (бессрочного пользования) для строительства 7 и 10-этажных жилых домов, что подтверждается свидетельством о праве на землю, выданным 18.12.1992, постановлением Администрации города Перми от 21.05.1993 N 668.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А50-4142/2014 Департаменту земельных отношений администрации г. Перми отказано в удовлетворении требования о признании отсутствующим данного права ЖСК-83 на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4311482:1. При этом судом указано, что представленные в обоснование права на земельный участок документы недействительными не признаны и в силу положений п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" свидетельство N 941 от 18.12.1992 имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а предусмотренное данным документом право является юридически действительным. Указанные обстоятельства являются преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь в рамках настоящего дела (ч. 2 ст. 69 АПК РФ).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 59:01:4311482:1 ЖСК-83 не признано утраченным.
Поскольку заявителем с заявлением об учете изменений земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, были предоставлены документы, подтверждающие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, оснований полагать заявителя лицом, не обладающим правом на обращение в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка, не имеется.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными гл. V.1 ЗК РФ.
При этом установленная дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав, Закон) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
С учетом изложенного, решение органа кадастрового учета об отказе в кадастровом учет изменений земельного участка, мотивированное заинтересованным лицом п. 5 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
По правилам части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах. Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 и от 29.05.2012 N 13016/11, в которых подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В этой связи вопрос правомерности требования заявителя об изменении вида использования земельного участка подлежит оценке органом кадастрового учета на предмет его соответствия Правилам землепользования и застройки в соответствии с Законом о кадастре.
При названных обстоятельствах, решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (ч. 5 ст. 110 АПК РФ).
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей заявления и апелляционной жалобы относятся на заинтересованное лицо (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2017 года по делу N 50-26117/2016 отменить.
Признать решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 20 октября 2016 года N 5900/301/16-131770 незаконным.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Жилищно-строительного кооператива N 83 в порядке, предусмотренном Законом о кадастре.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу Жилищно-строительного кооператива N 83 судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в сумме 9000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
М.А.ПОЛЯКОВА
М.А.ПОЛЯКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Т.В.МАКАРОВ
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Т.В.МАКАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)