Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Селиверстовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.М. Гумеровой рассмотрел в судебном заседании дело по иску акционерного общества "Региональная сетевая компания" (ИНН 6670018981, ОГРН 1026604950800)
к обществу с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" (ИНН 6627015670, ОГРН 1056601696975)
о взыскании 42 539 руб. 99 коп.
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "МРСК Урала"
при участии в судебном заседании:
от истца: Ахмадуллин А.А., доверенность от 01.01.2017 N 16; Мирный А.С., доверенность от 01.01.2017 N 19.
от ответчика: Дмитриева Н.В., доверенность от 16.01.2017 N 3.
от третьего лица: не явился, уведомлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
АО "РСК" обратилось в суд с исковым заявлением к ООО КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" с требованием о взыскании 42 539 руб. 99 коп., в том числе 41 942 руб. 45 коп. долга - стоимость установки общедомовых приборов учета, 597 руб. 54 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 11.01.2017 по 03.03.2017, с продолжением начисления по день фактической уплаты суммы долга.
Определением суда от 23.03.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
Ответчиком представлен письменный отзыв, в удовлетворении исковых требований просит отказать, поскольку приборы учета установлены за границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и являются собственностью ОАО "МРСК Урала". Кроме того, электроснабжение осуществляется по прямым договорам, заключенным собственниками с ОАО "ЭнергосбыТ Плюс". Общество с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" полагает себя ненадлежащим ответчиком.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, а именно: необходимо выяснение дополнительных обстоятельств, представление сторонами дополнительных доказательств.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Суд определил в порядке ст. 51 АПК РФ привлечь к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "МРСК Урала".
Ответчиком представлен письменный отзыв, исковые требования полагает подлежащими удовлетворению.
По ходатайству истца к материалам дела приобщены дополнительные документы.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ООО компания "Комбытсервис" является управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг по ряду многоквартирных домов г. Ревда Свердловской области. В числе прочих, в управлении ответчика с декабря 2008 года и по настоящее время находятся многоквартирные дома по адресу: г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а.
В 2016 году при проведении сотрудниками АО "Региональная сетевая компания" проверки коллективных приборов учета электрической энергии, установленных на вводах в дом по вышеуказанным адресам, было установлено, что коллективные приборы учета вышли из строя.
24.08.2016 года письмом N 74 АО "РСК" проинформировало ООО компания "Комбытсервис" о необходимости замены вышеуказанных коллективных приборов учета в установленный в письме срок, однако от замены приборов учета ответчик отказался.
Ввиду отказа ООО компания "Комбытсервис" от оснащения вышеуказанных многоквартирных домов общедомовым прибором учета электрической энергии, АО "РСК" по предварительному уведомлению потребителя 10.11.2016 года самостоятельно установило за счет собственных средств следующие общедомовые приборы учета электрической энергии на дома по адресам:
- 1. МКД г. Ревда, ул. Энгельса, 46 - АГАТ 3-4.5.2. номер 575975, АГАТ 3-4.60.2 номер 656840;
- 2. МКД г. Ревда, ул. Энгельса, 46а - АГАТ 3-4.5.2. номер 626583, АГАТ 3-4.60.2 номер 657055.
Стоимость установки данных общедомовых приборов учета электрической энергии на указанный дом составила 41 942 руб. 45 коп.
21.12.2016 года в адрес ответчика были направлены счет N 1370 от 09.12.2016 года на оплату, локальный сметный расчет, акт о приемке выполненных работ, справка формы КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат.
Данные документы получены ответчиком 27.12.2016, однако от принятия, подписания данных документов и оплаты стоимости работ по замене приборов учета ответчик отказывается, мотивируя отказ тем, что приборы учета установлены сетевой организацией не на границе балансовой принадлежности, согласия на их установку жители домов не давали, вновь установленные приборы учета не принимались им как управляющей компанией на баланс, и соответственно, не являются имуществом многоквартирных домов, а расчет общедомового потребления электрической энергии должен определяться расчетным способом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Согласно ст. 11 п. 9 ФЗ от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к сетям централизованного водоснабжения.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
На основании части 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ до 01 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил N 491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
С учетом изложенных норм права основания для освобождения ответчика от оплаты расходов по установке общедомового прибора учета, произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета, отсутствуют.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
Частью 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Ответчик, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязан возместить истцу понесенные им расходы на установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме, управление которым осуществляет.
Именно управляющая компания в силу законодательной обязанности по установке ОПУ должна была инициировать собрание собственников (поставить вопрос на годовом собрании), решить вопрос по оплате установленного прибора учета, рассрочки оплаты и пр.
Таким образом, действия истца по установке ОПУ не противоречат законодательству и воле собственников, следовательно, у ответчика возникает встречное обязательство по ее оплате истцу, которое правомерно возложено в данном случае на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Энергопринимающие устройства многоквартирных домов, расположенные по адресу: Свердловская обл., г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а. технологически присоединены к электрическим сетям - кабельным линиям 0,4 кВ ф. N 7 и ф. N 13, которые запитаны от трансформаторной подстанции (ТП) - 6/0,4 кВ N 221. ТП-221 принадлежит ОАО "МРСК Урала" на основании договора аренды объекта муниципального недвижимого имущества N 944 от 29.06.2016 г. Кабельные линии 0,4 кВ ф. N 7 и ф. N 13 принадлежат АО "РСК" в рамках договора аренды муниципального недвижимого имущества N 937 от 29.03.2016 г. Ранее граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по вышеуказанным многоквартирным домам была установлена актом разграничения N 406-1-10/48-РевРЭС от 01.09.2010 г. между ОАО "МРСК Урала" и ООО "Комбытсервис". Согласно данному акту граница проходила на кабельных наконечниках КЛ-0,4 кВ, отходящих от трансформаторной подстанции до многоквартирных домов. Кабельные линии, отходящие от ТП принадлежали сетевой организации, ВРУ - 0,4 кВ МКД и внутренние электрические сети МКД - находились на балансе потребителя, т.е. ООО "Комбытсервис" (как управляющей компании в отношении вышеуказанных МКД),
Согласно акту разграничения от 01.09.2010 N 406-1-10/48-РевРЭС в ВРУ МКД по адресам: г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а были установлены приборы учета электроэнергии СЭТ4-2М (табл. 4.1 акта разграничения N 406-1-10/48-РевРЭС). Данные приборы учета имели класс точности 1, даты последней поверки 2005 г. и 2006 г.
В силу п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее по тексту - Основные положения), по истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 Основных положений.
В соответствии с п. 4 (табл. 4.1) акта разграничения от 01.09.2010 N 406-1-10/48-РевРЭС приборы учета в д. N 46 и 46а по ул. Энгельса последний раз прошли поверку в 2005 г., счетчик N 0634880800056614 (в доме N 46а) - в 2006 г.
Собственники помещений и ответчик как управляющая компания домов по адресу: г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а, не исполнили требований пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок не заменили коллективные (общедомовые) приборы учета с истекшим сроком поверки, что явилось основанием для установки АО "РСК" прибора учета электрической энергии (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении). Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Согласно описанию типа средств измерений, составленного ОАО "МЭТЗ" и согласованного руководителем Государственной центральной инспекцией СИ Ростест 25.03.2004 г. межповерочный интервал электрических счетчиков СЭТ4-2М составляет 10 лет. Замена счетчиков в вышеупомянутых многоквартирных домах персоналом АО "РСК" была проведена в ноябре 2016 г.
Таким образом, учитывая, что ООО "Комбытсервис", будучи управляющей компанией, не выполнило предусмотренную ст. 13 ФЗ-261 обязанность по оснащению МКД общедомовыми приборами учета электроэнергии, АО "РСК" как сетевая организация, правомерно, в рамках действующего законодательства РФ, произвело замену приборов учета с истекшим межповерочным интервалом.
Так, согласно п. 145 Основных положений "В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам...
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций".
На основании изложенного, учитывая, что действия АО "РСК" по замене общедомовых приборов учета соответствовали требованиям ст. 13 ФЗ-261 и п. 150 Основных положений, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На сумму долга истец начислил проценты за общий период с 11.01.2017 по 03.03.2017 в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Поскольку ответчик не оплатил услуги в срок, чем допустил просрочку исполнения денежного обязательства, то требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2017 по 03.03.2017 в сумме 597 руб. 54 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению (п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Помимо этого, истец правомерно просит продолжить начислять на сумму долга проценты за пользование денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ, начиная с 04.03.2017 по день фактической оплаты суммы долга.
Понесенные расходы истца по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в сумме 2 000 руб. (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" в пользу акционерного общества "Региональная сетевая компания" 41 942 (сорок одну тысячу девятьсот сорок два) руб. 45 коп. долга, 597 (пятьсот девяносто семь) руб. 54 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.01.2017 по 03.03.2017.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" в пользу акционерного общества "Региональная сетевая компания" проценты за пользование денежными средствами, начисленные на сумму долга - 41 942 (сорок одну тысячу девятьсот сорок два) руб. 45 коп. по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, начиная с 04.03.2017 по день фактической оплаты суммы долга.
4. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" в пользу акционерного общества "Региональная сетевая компания" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-11479/2017
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N А60-11479/2017
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Селиверстовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.М. Гумеровой рассмотрел в судебном заседании дело по иску акционерного общества "Региональная сетевая компания" (ИНН 6670018981, ОГРН 1026604950800)
к обществу с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" (ИНН 6627015670, ОГРН 1056601696975)
о взыскании 42 539 руб. 99 коп.
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "МРСК Урала"
при участии в судебном заседании:
от истца: Ахмадуллин А.А., доверенность от 01.01.2017 N 16; Мирный А.С., доверенность от 01.01.2017 N 19.
от ответчика: Дмитриева Н.В., доверенность от 16.01.2017 N 3.
от третьего лица: не явился, уведомлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
АО "РСК" обратилось в суд с исковым заявлением к ООО КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" с требованием о взыскании 42 539 руб. 99 коп., в том числе 41 942 руб. 45 коп. долга - стоимость установки общедомовых приборов учета, 597 руб. 54 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период с 11.01.2017 по 03.03.2017, с продолжением начисления по день фактической уплаты суммы долга.
Определением суда от 23.03.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
Ответчиком представлен письменный отзыв, в удовлетворении исковых требований просит отказать, поскольку приборы учета установлены за границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и являются собственностью ОАО "МРСК Урала". Кроме того, электроснабжение осуществляется по прямым договорам, заключенным собственниками с ОАО "ЭнергосбыТ Плюс". Общество с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" полагает себя ненадлежащим ответчиком.
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, а именно: необходимо выяснение дополнительных обстоятельств, представление сторонами дополнительных доказательств.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Суд определил в порядке ст. 51 АПК РФ привлечь к участию в деле в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "МРСК Урала".
Ответчиком представлен письменный отзыв, исковые требования полагает подлежащими удовлетворению.
По ходатайству истца к материалам дела приобщены дополнительные документы.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ООО компания "Комбытсервис" является управляющей компанией и исполнителем коммунальных услуг по ряду многоквартирных домов г. Ревда Свердловской области. В числе прочих, в управлении ответчика с декабря 2008 года и по настоящее время находятся многоквартирные дома по адресу: г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а.
В 2016 году при проведении сотрудниками АО "Региональная сетевая компания" проверки коллективных приборов учета электрической энергии, установленных на вводах в дом по вышеуказанным адресам, было установлено, что коллективные приборы учета вышли из строя.
24.08.2016 года письмом N 74 АО "РСК" проинформировало ООО компания "Комбытсервис" о необходимости замены вышеуказанных коллективных приборов учета в установленный в письме срок, однако от замены приборов учета ответчик отказался.
Ввиду отказа ООО компания "Комбытсервис" от оснащения вышеуказанных многоквартирных домов общедомовым прибором учета электрической энергии, АО "РСК" по предварительному уведомлению потребителя 10.11.2016 года самостоятельно установило за счет собственных средств следующие общедомовые приборы учета электрической энергии на дома по адресам:
- 1. МКД г. Ревда, ул. Энгельса, 46 - АГАТ 3-4.5.2. номер 575975, АГАТ 3-4.60.2 номер 656840;
- 2. МКД г. Ревда, ул. Энгельса, 46а - АГАТ 3-4.5.2. номер 626583, АГАТ 3-4.60.2 номер 657055.
Стоимость установки данных общедомовых приборов учета электрической энергии на указанный дом составила 41 942 руб. 45 коп.
21.12.2016 года в адрес ответчика были направлены счет N 1370 от 09.12.2016 года на оплату, локальный сметный расчет, акт о приемке выполненных работ, справка формы КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат.
Данные документы получены ответчиком 27.12.2016, однако от принятия, подписания данных документов и оплаты стоимости работ по замене приборов учета ответчик отказывается, мотивируя отказ тем, что приборы учета установлены сетевой организацией не на границе балансовой принадлежности, согласия на их установку жители домов не давали, вновь установленные приборы учета не принимались им как управляющей компанией на баланс, и соответственно, не являются имуществом многоквартирных домов, а расчет общедомового потребления электрической энергии должен определяться расчетным способом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Согласно ст. 11 п. 9 ФЗ от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к сетям централизованного водоснабжения.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
На основании части 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ до 01 июля 2013 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил N 491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
С учетом изложенных норм права основания для освобождения ответчика от оплаты расходов по установке общедомового прибора учета, произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета, отсутствуют.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.
Частью 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Ответчик, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязан возместить истцу понесенные им расходы на установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме, управление которым осуществляет.
Именно управляющая компания в силу законодательной обязанности по установке ОПУ должна была инициировать собрание собственников (поставить вопрос на годовом собрании), решить вопрос по оплате установленного прибора учета, рассрочки оплаты и пр.
Таким образом, действия истца по установке ОПУ не противоречат законодательству и воле собственников, следовательно, у ответчика возникает встречное обязательство по ее оплате истцу, которое правомерно возложено в данном случае на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Энергопринимающие устройства многоквартирных домов, расположенные по адресу: Свердловская обл., г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а. технологически присоединены к электрическим сетям - кабельным линиям 0,4 кВ ф. N 7 и ф. N 13, которые запитаны от трансформаторной подстанции (ТП) - 6/0,4 кВ N 221. ТП-221 принадлежит ОАО "МРСК Урала" на основании договора аренды объекта муниципального недвижимого имущества N 944 от 29.06.2016 г. Кабельные линии 0,4 кВ ф. N 7 и ф. N 13 принадлежат АО "РСК" в рамках договора аренды муниципального недвижимого имущества N 937 от 29.03.2016 г. Ранее граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по вышеуказанным многоквартирным домам была установлена актом разграничения N 406-1-10/48-РевРЭС от 01.09.2010 г. между ОАО "МРСК Урала" и ООО "Комбытсервис". Согласно данному акту граница проходила на кабельных наконечниках КЛ-0,4 кВ, отходящих от трансформаторной подстанции до многоквартирных домов. Кабельные линии, отходящие от ТП принадлежали сетевой организации, ВРУ - 0,4 кВ МКД и внутренние электрические сети МКД - находились на балансе потребителя, т.е. ООО "Комбытсервис" (как управляющей компании в отношении вышеуказанных МКД),
Согласно акту разграничения от 01.09.2010 N 406-1-10/48-РевРЭС в ВРУ МКД по адресам: г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а были установлены приборы учета электроэнергии СЭТ4-2М (табл. 4.1 акта разграничения N 406-1-10/48-РевРЭС). Данные приборы учета имели класс точности 1, даты последней поверки 2005 г. и 2006 г.
В силу п. 142 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее по тексту - Основные положения), по истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 Основных положений.
В соответствии с п. 4 (табл. 4.1) акта разграничения от 01.09.2010 N 406-1-10/48-РевРЭС приборы учета в д. N 46 и 46а по ул. Энгельса последний раз прошли поверку в 2005 г., счетчик N 0634880800056614 (в доме N 46а) - в 2006 г.
Собственники помещений и ответчик как управляющая компания домов по адресу: г. Ревда, ул. Энгельса, 46 и ул. Энгельса, 46а, не исполнили требований пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок не заменили коллективные (общедомовые) приборы учета с истекшим сроком поверки, что явилось основанием для установки АО "РСК" прибора учета электрической энергии (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении). Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Согласно описанию типа средств измерений, составленного ОАО "МЭТЗ" и согласованного руководителем Государственной центральной инспекцией СИ Ростест 25.03.2004 г. межповерочный интервал электрических счетчиков СЭТ4-2М составляет 10 лет. Замена счетчиков в вышеупомянутых многоквартирных домах персоналом АО "РСК" была проведена в ноябре 2016 г.
Таким образом, учитывая, что ООО "Комбытсервис", будучи управляющей компанией, не выполнило предусмотренную ст. 13 ФЗ-261 обязанность по оснащению МКД общедомовыми приборами учета электроэнергии, АО "РСК" как сетевая организация, правомерно, в рамках действующего законодательства РФ, произвело замену приборов учета с истекшим межповерочным интервалом.
Так, согласно п. 145 Основных положений "В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам...
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций".
На основании изложенного, учитывая, что действия АО "РСК" по замене общедомовых приборов учета соответствовали требованиям ст. 13 ФЗ-261 и п. 150 Основных положений, исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На сумму долга истец начислил проценты за общий период с 11.01.2017 по 03.03.2017 в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Поскольку ответчик не оплатил услуги в срок, чем допустил просрочку исполнения денежного обязательства, то требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2017 по 03.03.2017 в сумме 597 руб. 54 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению (п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Помимо этого, истец правомерно просит продолжить начислять на сумму долга проценты за пользование денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ, начиная с 04.03.2017 по день фактической оплаты суммы долга.
Понесенные расходы истца по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в сумме 2 000 руб. (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" в пользу акционерного общества "Региональная сетевая компания" 41 942 (сорок одну тысячу девятьсот сорок два) руб. 45 коп. долга, 597 (пятьсот девяносто семь) руб. 54 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.01.2017 по 03.03.2017.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" в пользу акционерного общества "Региональная сетевая компания" проценты за пользование денежными средствами, начисленные на сумму долга - 41 942 (сорок одну тысячу девятьсот сорок два) руб. 45 коп. по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, начиная с 04.03.2017 по день фактической оплаты суммы долга.
4. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью КОМПАНИЯ "КОМБЫТСЕРВИС" в пользу акционерного общества "Региональная сетевая компания" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2 000 (две тысячи) руб.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.В.СЕЛИВЕРСТОВА
Е.В.СЕЛИВЕРСТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)