Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 10АП-15634/2017 ПО ДЕЛУ N А41-7622/17

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N А41-7622/17


Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ивановой Л.Н., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания Мусхановым С-М.М.,
при участии в заседании:
от ОАО "Водоканал-Мытищи" - Смолянинов А.Г. представитель по доверенности от 10.05.2017,
от МУП "Городское жилищно-эксплуатационное управление N 4" - Волин Н.И. представитель по доверенности от 01.09.2017, Эльмова Е.М. представитель по доверенности от 26.05.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Водоканал-Мытищи" на решение Арбитражного суда Московской области от 18.08.2017, принятое судьей Гарькушовой Г.А., по делу N А41-7622/17 по иску Муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-эксплуатационное управление N 4" (ИНН 5029033350, ОГРН 1025003533697) к открытому акционерному обществу "Водоканал-Мытищи" (ИНН 5029088173, ОГРН 1065029000101) с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального унитарного предприятия "Расчетный центр" о взыскании денежных средств,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Городское жилищно-эксплуатационное управление N 4" (далее - истец, МУП "ГЖЭУ-4") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Водоканал-Мытищи" (далее - ответчик, ОАО "Водоканал-Мытищи") о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.02.2014 по 31.03.2016 в размере 26.169.525 руб. 72 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Расчетный центр".
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2017 по делу N А41-7622/17 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Водоканал-Мытищи" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители истца возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 30.06.2010 стороны заключили договор N 79 "Ж", предметом которого является поставка питьевой воды и прием бытовых сточных вод, осуществляющаяся ответчиком истцу для предоставления коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений.
Системы водоотведения в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении МУП "ГЖЭУ-4", общедомовыми приборами учета сточных вод не оборудованы.
На основании договора от 01.12.2011 МУП "Расчетный центр" производит начисление коммунальных услуг, в том числе услуг водоотведения, собственникам (нанимателям) помещений в жилых домах управляемых истцом.
Во исполнение Правил N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") истец произвел расчет платы за коммунальную услугу водоотведения, исходя из показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - по нормативам потребления коммунальных услуг.
Однако ответчик расчет оплаты за водоотведение произвел исходя из объема расхода холодной питьевой воды и объема физической воды, идущей на подогрев, по показаниям общедомовых приборов учета.
Таким образом, имеются расхождения в объемах водоотведения, предъявленных ответчиком и объемах водоотведения, начисленных собственникам (нанимателям) помещений и оплаченных ими, а именно: предъявленные объемы ответчика превышают объемы по индивидуальным приборам учета ХВС и ГВС и нормативам потребления коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений.
За период с 01.02.2014 по 31.03.2016 ответчик по многоквартирным домам предъявил к оплате объем водоотведения 3.299.929,99 куб. м, что следует из данных по счетам и ведомостям начислений.
Истец пояснил, что по четырем многоквартирным домам (согласно перечню в уточненном иске), оборудованным общедомовыми приборами учета холодной воды, ответчик предъявлял дважды к оплате услугу водоснабжения (физической воды, идущей на подогрев) по данным общедомовых приборов учета и повторно по начислениям МУП "Расчетный центр".
С учетом вышеуказанного, за период с 01.02.2014 по 31.03.2016 фактический объем услуги водоотведения собственникам (нанимателям) помещений по показаниям индивидуальных приборов учета и по нормативам составляет 2.467.723,45 куб. м.
Таким образом, разница в объемах водоотведения составляет 832.206,54 куб. м на сумму 26.169.525 руб. 72 коп. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Факт оплаты истцом услуг по договору N 79 "Ж" подтверждается платежными поручениями и трехсторонними актами исполнения обязательств по соглашению об осуществлении расчетов от 27.03.2014 г.
Таким образом, у ответчика имеет место быть неосновательное обогащение в размере 26.169.525 руб. 72 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Спорные правоотношения регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах (ст. ст. 309 - 328), а также специальными нормами материального права, предусмотренными параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. ст. 539 - 548) и нормами Жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1).
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (далее - Правила N 124), устанавливает формулу расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 42 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Из вышеуказанного следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что управляемые МУП "ГЖЭУ-4" жилые многоквартирные дома не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета сточных бытовых вод.
















































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)