Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец считает незаконным взимание оплаты расходов на общедомовые нужды. Ответчик как ресурсоснабжающая организация не имеет права начислять оплату расходов на общедомовые нужды непосредственно жильцам. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющую компанию, которой ответчик не является.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Башмакова Н.С.
Докладчик: Бугрова Н.М.
13 июля 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н. и Слепцовой Е.В.,
при секретаре Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К.Н. - Н.К., действующего на основании доверенности, на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 24 апреля 2017 года
по гражданскому делу по иску К.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс" о защите прав потребителей,
установила:
К.Н. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс" (далее - ООО "Металлэнергофинанс") о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что истец проживает по адресу: <адрес>, проживает в доме с 70-х годов, дом является ветхим, капитальный ремонт не производился.
Как потребитель электроэнергии, истец оплату производит вовремя и задолженностей не имеет. Показания индивидуального (квартирного) счетчика ею фиксируются и передаются в ООО "Металлэнергофинанс".
Однако, несмотря на своевременную оплату, ООО "Металлэнергофинанс" систематически присылает ей письменные уведомления об имеющейся у нее задолженности за потребленную электроэнергию.
На ее вопросы о том, откуда появилась задолженность, сотрудники ООО "Металлэнергофинанс" пояснения давать отказываются.
23.01.2017 года истец обратилась к ответчику с просьбой сообщить, за какой период возникла задолженность по квартире, что такое промежуточный вид расчета, поскольку по показаниям индивидуального (квартирного) счетчика у нее задолженности не имеется, и как задолженность могла образоваться.
Письмом от 14.02.2017 года N ООО "Металлэнергофинанс" истцу было сообщено о задолженности на общедомовые нужды в размере 1 571 руб. 17 коп., которые ею были оплачены.
Истец считает незаконным взимание оплаты на общедомовые нужды.
ООО "Металлэнергофинанс", как ресурсоснабжающая организация, не имеет право начислять оплату за расходы на общедомовые нужды непосредственно жильцам. Возмещение этих затрат должно осуществляться через Управляющую компанию, которой ООО "Металлэнергофинанс" не является.
Истец, с учетом уточнения исковых требований, просила суд признать незаконной установку энергетической компанией общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме <адрес>, признать незаконными задолженности за индивидуальное потребление электроэнергии по квартире <адрес>, начисленные ответчиком на 21.02.2017 года в размере 1 966 руб. 45 коп., взыскать с ООО "Металлэнергофинанс" 1 611,20 руб., оплаченные за общедомовые нужды 21.02.2017 года за период с 01.01.2011 года по 01.01.2017 года.
Определением Таштагольского городского суда от 03.04.2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Шерегеш-Сервис", ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиал Энергосеть г. Таштагол привлечено в качестве третьего лица.
К.Н. в судебное заседание не явилась.
Представитель К.Н. - Н.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд признать незаконными действия ООО "Металлэнергофинанс" по начислению задолженности, признать незаконными действия ООО "Металлэнергофинанс" по сбору средств за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме <адрес>, взыскать с ООО "Металлэнергофинанс" в пользу К.Н. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., признать незаконной установку энергетической компанией общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме <адрес>, признать незаконными задолженности за индивидуальное потребление электроэнергии по квартире <адрес>, начисленные ответчиком на 21.02.2017 года в размере 1 966 руб. 45 коп., взыскать с ООО "Металлэнергофинас" в пользу истца сумму в размере 1 644 руб. 70 коп., оплаченную за общедомовые нужды 21.02.2017 года за период с 01.01.2011 года по 01.01.2017 года, взыскать с ООО "Металлэнергофинанс" штраф в размере 50% от удовлетворенных исковых требований, признать пункт 2.1.5 договора N от 01.01.2014 года недействительным в части, а именно: "...передачи полномочий по договору третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений....".
Представитель ответчика ООО "Металлэнергофинанс" К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика ООО "Шерегеш-Сервис" в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил в суд письменный отзыв.
Представитель третьего лица ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиал Энергосеть г. Таштагол Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 24 апреля 2017 года постановлено:
В удовлетворении требований К.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс", Обществу с ограниченной ответственностью "Шерегеш-Сервис" о защите прав потребителей отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель К.Н. - Н.К., действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов жалобы, повторяя позицию, изложенную в исковом и уточненных заявлениях, указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Ссылается на то, что в материалах дела нет сведений об извещении К.Н. о месте и времени судебного заседания, о ее желании рассматривать дело в ее отсутствие.
На апелляционную жалобу представителем ООО "Металлэнергофинанс" К.А., действующей на основании доверенности, представителем ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиал Энергосеть Г., действующей на основании доверенности, и представителем ООО "Шерегеш-Сервис" В., действующей на основании доверенности, принесены возражения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем, Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 с. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Как предусмотрено п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
При этом, в силу пп. "б" п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Пунктом 14 данных Правил предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федеральных законов от 29.12.2014 года N 458-ФЗ, от 29.06.2015 года N 176-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из приведенных норм следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит ресурсоснабжающей организации только в случаях, прямо установленных нормами ЖК РФ и Правилами.
Как установлено судом первой инстанции, К.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, и потребителем коммунальной услуги - электроснабжение, которую оказывало ответчик ООО "Металлэнергофинанс".
Управление многоквартирным домом, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.12.2013 года, осуществляет ООО "Шерегеш-Сервис" (л.д. 125-133 т. 1).
Ранее, по договору управления N от 17.05.2009 года, управление многоквартирным домом осуществляло ООО "Жилсервис" (л.д. 113-118 т. 1).
Согласно п. 2.1.7. договора управления N от 17.05.2009 года, собственники помещений уполномочивают управляющую компанию (ООО "Жилсервис") организовать начисление, сбор и перерасчет платежей собственников помещений за содержание, текущий и капитальный ремонт и прочие услуги с правом передачи этих полномочий третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений.
01.01.2014 года между управляющей компанией ООО "Шерегеш-Сервис" и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом N (л.д. 125-133 т. 1).
Согласно п. 2.1.5. данного договора собственники помещений уполномочивают управляющую компанию (ООО "Шерегеш-Сервис") организовать начисление, сбор и перерасчет платежей собственников помещений за содержание, текущий и капитальный ремонт и прочие услуги с правом передачи этих полномочий третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений (л.д. 125 т. 1).
01.11.2015 года между ООО "Металлэнергофинанс" и ООО "Шерегеш-Сервис" заключен договор энергоснабжения N с исполнителем коммунальных услуг. Предметом договора является, в том числе, продажа электрической энергии покупателю для целей предоставления потребителям коммунальной услуги: электроснабжение на общедомовые нужды (л.д. 25-32 т. 1).
На основании указанного договора ООО "Металлэнергофинанс" является гарантирующим поставщиком электроэнергии, в том числе в многоквартирный дом <адрес>, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется продавать исполнителю в точках поставки (в том числе в указанном доме) электрическую энергию, качество которой соответствует обязательным требованиям технических регламентов, в количестве, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а исполнитель обязуется оплатить ресурсоснабжающей организации стоимость полученной электрической энергии.
01.11.2015 года ООО "Шерегеш-Сервис" заключило агентский договор N с ООО "Металлэнергофинанс", в соответствии с которым ООО "Металлэнергофинанс" поручено оказание услуг: осуществление начисления, сбора денежных средств с населения, нежилых помещений многоквартирных домов за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды (п. 1.1 Агентского договора л.д. 35 т. 1).
Разрешая данный спор в части требований о признании незаконными действий ООО "Металлэнергофинанс" по начислению задолженности и по сбору средств за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме <адрес>, а также производных от них требований, и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что хотя действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме при выборе способа управления домом управляющей организацией, в отсутствие решения собственников дома о заключении договоров непосредственно с гарантирующим поставщиком электроэнергии, однако агентским договором N установлено, что ООО "Металлэнергофинанс" вправе начислять собственникам и нанимателям жилых помещений и собирать с них оплату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, по реквизитам собственного расчетного счета, а исходя из того, что данный агентский договор заключен в соответствии со ст. 1005 ГК РФ, надлежащими лицами и соответствует действующему законодательству, ООО "Шерегеш-Сервие" при его заключении действовало на основании договора управления, следовательно, начисление платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на общедомовые нужды, производится собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, в соответствии с заключенным управляющей компанией с ООО "Металлэнергофинанс" договора.
Доводы апелляционной жалобы об обратном направлены на иное толкование норм материального права, переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют, а потому судебной коллегией отклоняются.
Также из материалов дела следует, что 10.09.2012 года ООО "Кузбасская энергосетевая компания" и ООО "Жилсервис" заключили договор на оказание услуг по установке (замене) прибора учета электрической энергии, а собственники многоквартирного дома, находящихся в управлении у ООО "Жилсервис" оплатить данные услуги.
В соответствии с соглашением от 09.01.2014 года о переводе прав и обязанностей по договору на оказание услуг от 10.09.2012 года, заключенного между ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "Жилсервис" и ООО "Шерегеш-Сервис", на ООО "Шерегеш-Сервис" перешла обязанность погасить неоплаченную часть денежных средств за установку (замену) приборов учета электрической установки.
Согласно акта N от 21.03.2011 года, на многоквартирном доме по адресу <адрес> установлен прибор учета расхода электроэнергии N с показаниями 0000000. Прибор установлен, проверен и принят эксплуатирующей организацией и представителем ООО "Металлэнергофинанс" и по его показаниям истцу начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды.
Согласно представленных актов технического осмотра здания от 10.11.2014 года, от 21.07.2015 года, от 04.05.2016 года, от 25.10.2016 года жилой многоквартирный дом <адрес> не признан аварийным, электроснабжение и электротехнические устройства в доме <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01.07.2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 данного Закона с 01.07.2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу ч. 12 ст. 13 указанного Закона до 01.01.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 01.07.2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Нормами Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома до 01.07.2012 года, сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, ТСЖ или УК, в которое объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета (ч. 10).
Только с 01.01.2013 года сетевые и энергоснабжающие организации обязаны осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии в тех многоквартирных домах, собственники помещений в которых до 01.01.2013 года не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами.
На основании п. 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530, действовавших на момент установки коллективного (общедомового) прибора учета (2011 год), действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электроэнергии данному гарантирующему поставщику.
В соответствии с п. 89 указанных Основных положений исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители (обслуживающие их организации) и производители электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства (энергетические установки) имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, представляют такой сетевой организации показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств), с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии. Форма представления показаний расчетных приборов учета должна соответствовать типам приборов учета, которыми в соответствии с настоящим разделом оборудуются точки поставки на розничном рынке (п. 158 Основных положений).
В силу пунктов 2, 8, 9, подпунктов "а", "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, общество как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать от потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Разрешая исковые требования в части признания незаконной установки энергетической компанией общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме <адрес>, и отказывая в их удовлетворении, суд также правомерно исходил из того, что оснащение прибором учета дома, в котором проживает истец, произведено в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства. В связи с этим, оснований для признания действий энергоснабжающей организации незаконными по его установке, не имеется.
Суд первой инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомового прибора учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения, в связи с чем, пришел к правильному выводу о законности установки прибора учета.
Таким образом, установка прибора учета произведена законно, следовательно, расчеты за потребленную энергию производились, исходя из показаний этого прибора обоснованно.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании п. 2.1.5 договора N от 01.01.2014 года недействительным в части, а именно: "...передачи полномочий по договору третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений...", суд также правильно исходил из того, что истцом и ее представителем не приведены законные основания данных требований, не указано, какие права истца данным пунктом нарушены, какие негативные последствия для нее наступили.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении истца о месте и времени судебного заседания судебной коллегией отклоняются.
При рассмотрении дела интересы К.Н. представлял Н.К., действующий на основании нотариальной доверенности от 06.04.2017 года N (л.д. 107 т. 1), который участвовал в судебных заседаниях и был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе относительно судебного заседания, назначенного на 24.04.2017 года, в котором принимал непосредственное участие (л.д. 14 т. 2).
Возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца К.Н. со стороны Н.К. в судебном заседании не поступало, он не возражал о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, в том числе истца К.Н.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцу К.Н. было известно о судебном заседании, назначенном на 24.04.2017 года, при этом истец воспользовалась правом, предусмотренным ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, вести свои дела в суде через представителя.
Доводы апелляционной жалобы не являются основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют позицию истца по предъявленным им требованиям и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.Н. - Н.К., действующего на основании доверенности, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 33-7451/2017
Требование: О признании незаконными установки энергетической компанией общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме, задолженности за индивидуальное потребление электроэнергии по квартире, взыскании денежных средств, уплаченных на общедомовые нужды.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец считает незаконным взимание оплаты расходов на общедомовые нужды. Ответчик как ресурсоснабжающая организация не имеет права начислять оплату расходов на общедомовые нужды непосредственно жильцам. Возмещение этих затрат должно осуществляться через управляющую компанию, которой ответчик не является.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N 33-7451
Судья: Башмакова Н.С.
Докладчик: Бугрова Н.М.
13 июля 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Рыжониной Т.Н. и Слепцовой Е.В.,
при секретаре Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К.Н. - Н.К., действующего на основании доверенности, на решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 24 апреля 2017 года
по гражданскому делу по иску К.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс" о защите прав потребителей,
установила:
К.Н. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс" (далее - ООО "Металлэнергофинанс") о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что истец проживает по адресу: <адрес>, проживает в доме с 70-х годов, дом является ветхим, капитальный ремонт не производился.
Как потребитель электроэнергии, истец оплату производит вовремя и задолженностей не имеет. Показания индивидуального (квартирного) счетчика ею фиксируются и передаются в ООО "Металлэнергофинанс".
Однако, несмотря на своевременную оплату, ООО "Металлэнергофинанс" систематически присылает ей письменные уведомления об имеющейся у нее задолженности за потребленную электроэнергию.
На ее вопросы о том, откуда появилась задолженность, сотрудники ООО "Металлэнергофинанс" пояснения давать отказываются.
23.01.2017 года истец обратилась к ответчику с просьбой сообщить, за какой период возникла задолженность по квартире, что такое промежуточный вид расчета, поскольку по показаниям индивидуального (квартирного) счетчика у нее задолженности не имеется, и как задолженность могла образоваться.
Письмом от 14.02.2017 года N ООО "Металлэнергофинанс" истцу было сообщено о задолженности на общедомовые нужды в размере 1 571 руб. 17 коп., которые ею были оплачены.
Истец считает незаконным взимание оплаты на общедомовые нужды.
ООО "Металлэнергофинанс", как ресурсоснабжающая организация, не имеет право начислять оплату за расходы на общедомовые нужды непосредственно жильцам. Возмещение этих затрат должно осуществляться через Управляющую компанию, которой ООО "Металлэнергофинанс" не является.
Истец, с учетом уточнения исковых требований, просила суд признать незаконной установку энергетической компанией общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме <адрес>, признать незаконными задолженности за индивидуальное потребление электроэнергии по квартире <адрес>, начисленные ответчиком на 21.02.2017 года в размере 1 966 руб. 45 коп., взыскать с ООО "Металлэнергофинанс" 1 611,20 руб., оплаченные за общедомовые нужды 21.02.2017 года за период с 01.01.2011 года по 01.01.2017 года.
Определением Таштагольского городского суда от 03.04.2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО "Шерегеш-Сервис", ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиал Энергосеть г. Таштагол привлечено в качестве третьего лица.
К.Н. в судебное заседание не явилась.
Представитель К.Н. - Н.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд признать незаконными действия ООО "Металлэнергофинанс" по начислению задолженности, признать незаконными действия ООО "Металлэнергофинанс" по сбору средств за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме <адрес>, взыскать с ООО "Металлэнергофинанс" в пользу К.Н. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., признать незаконной установку энергетической компанией общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме <адрес>, признать незаконными задолженности за индивидуальное потребление электроэнергии по квартире <адрес>, начисленные ответчиком на 21.02.2017 года в размере 1 966 руб. 45 коп., взыскать с ООО "Металлэнергофинас" в пользу истца сумму в размере 1 644 руб. 70 коп., оплаченную за общедомовые нужды 21.02.2017 года за период с 01.01.2011 года по 01.01.2017 года, взыскать с ООО "Металлэнергофинанс" штраф в размере 50% от удовлетворенных исковых требований, признать пункт 2.1.5 договора N от 01.01.2014 года недействительным в части, а именно: "...передачи полномочий по договору третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений....".
Представитель ответчика ООО "Металлэнергофинанс" К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика ООО "Шерегеш-Сервис" в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил в суд письменный отзыв.
Представитель третьего лица ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиал Энергосеть г. Таштагол Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от 24 апреля 2017 года постановлено:
В удовлетворении требований К.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлэнергофинанс", Обществу с ограниченной ответственностью "Шерегеш-Сервис" о защите прав потребителей отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель К.Н. - Н.К., действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов жалобы, повторяя позицию, изложенную в исковом и уточненных заявлениях, указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Ссылается на то, что в материалах дела нет сведений об извещении К.Н. о месте и времени судебного заседания, о ее желании рассматривать дело в ее отсутствие.
На апелляционную жалобу представителем ООО "Металлэнергофинанс" К.А., действующей на основании доверенности, представителем ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиал Энергосеть Г., действующей на основании доверенности, и представителем ООО "Шерегеш-Сервис" В., действующей на основании доверенности, принесены возражения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем, Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 с. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Как предусмотрено п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
При этом, в силу пп. "б" п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Пунктом 14 данных Правил предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федеральных законов от 29.12.2014 года N 458-ФЗ, от 29.06.2015 года N 176-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из приведенных норм следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит ресурсоснабжающей организации только в случаях, прямо установленных нормами ЖК РФ и Правилами.
Как установлено судом первой инстанции, К.Н. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, и потребителем коммунальной услуги - электроснабжение, которую оказывало ответчик ООО "Металлэнергофинанс".
Управление многоквартирным домом, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.12.2013 года, осуществляет ООО "Шерегеш-Сервис" (л.д. 125-133 т. 1).
Ранее, по договору управления N от 17.05.2009 года, управление многоквартирным домом осуществляло ООО "Жилсервис" (л.д. 113-118 т. 1).
Согласно п. 2.1.7. договора управления N от 17.05.2009 года, собственники помещений уполномочивают управляющую компанию (ООО "Жилсервис") организовать начисление, сбор и перерасчет платежей собственников помещений за содержание, текущий и капитальный ремонт и прочие услуги с правом передачи этих полномочий третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений.
01.01.2014 года между управляющей компанией ООО "Шерегеш-Сервис" и собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом N (л.д. 125-133 т. 1).
Согласно п. 2.1.5. данного договора собственники помещений уполномочивают управляющую компанию (ООО "Шерегеш-Сервис") организовать начисление, сбор и перерасчет платежей собственников помещений за содержание, текущий и капитальный ремонт и прочие услуги с правом передачи этих полномочий третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений (л.д. 125 т. 1).
01.11.2015 года между ООО "Металлэнергофинанс" и ООО "Шерегеш-Сервис" заключен договор энергоснабжения N с исполнителем коммунальных услуг. Предметом договора является, в том числе, продажа электрической энергии покупателю для целей предоставления потребителям коммунальной услуги: электроснабжение на общедомовые нужды (л.д. 25-32 т. 1).
На основании указанного договора ООО "Металлэнергофинанс" является гарантирующим поставщиком электроэнергии, в том числе в многоквартирный дом <адрес>, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется продавать исполнителю в точках поставки (в том числе в указанном доме) электрическую энергию, качество которой соответствует обязательным требованиям технических регламентов, в количестве, в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а исполнитель обязуется оплатить ресурсоснабжающей организации стоимость полученной электрической энергии.
01.11.2015 года ООО "Шерегеш-Сервис" заключило агентский договор N с ООО "Металлэнергофинанс", в соответствии с которым ООО "Металлэнергофинанс" поручено оказание услуг: осуществление начисления, сбора денежных средств с населения, нежилых помещений многоквартирных домов за коммунальную услугу электроснабжение на общедомовые нужды (п. 1.1 Агентского договора л.д. 35 т. 1).
Разрешая данный спор в части требований о признании незаконными действий ООО "Металлэнергофинанс" по начислению задолженности и по сбору средств за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в многоквартирном доме <адрес>, а также производных от них требований, и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что хотя действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме при выборе способа управления домом управляющей организацией, в отсутствие решения собственников дома о заключении договоров непосредственно с гарантирующим поставщиком электроэнергии, однако агентским договором N установлено, что ООО "Металлэнергофинанс" вправе начислять собственникам и нанимателям жилых помещений и собирать с них оплату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, по реквизитам собственного расчетного счета, а исходя из того, что данный агентский договор заключен в соответствии со ст. 1005 ГК РФ, надлежащими лицами и соответствует действующему законодательству, ООО "Шерегеш-Сервие" при его заключении действовало на основании договора управления, следовательно, начисление платы за коммунальные услуги, в том числе предоставленные на общедомовые нужды, производится собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, в соответствии с заключенным управляющей компанией с ООО "Металлэнергофинанс" договора.
Доводы апелляционной жалобы об обратном направлены на иное толкование норм материального права, переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют, а потому судебной коллегией отклоняются.
Также из материалов дела следует, что 10.09.2012 года ООО "Кузбасская энергосетевая компания" и ООО "Жилсервис" заключили договор на оказание услуг по установке (замене) прибора учета электрической энергии, а собственники многоквартирного дома, находящихся в управлении у ООО "Жилсервис" оплатить данные услуги.
В соответствии с соглашением от 09.01.2014 года о переводе прав и обязанностей по договору на оказание услуг от 10.09.2012 года, заключенного между ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ООО "Жилсервис" и ООО "Шерегеш-Сервис", на ООО "Шерегеш-Сервис" перешла обязанность погасить неоплаченную часть денежных средств за установку (замену) приборов учета электрической установки.
Согласно акта N от 21.03.2011 года, на многоквартирном доме по адресу <адрес> установлен прибор учета расхода электроэнергии N с показаниями 0000000. Прибор установлен, проверен и принят эксплуатирующей организацией и представителем ООО "Металлэнергофинанс" и по его показаниям истцу начисляется плата за электроэнергию на общедомовые нужды.
Согласно представленных актов технического осмотра здания от 10.11.2014 года, от 21.07.2015 года, от 04.05.2016 года, от 25.10.2016 года жилой многоквартирный дом <адрес> не признан аварийным, электроснабжение и электротехнические устройства в доме <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01.07.2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 данного Закона с 01.07.2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу ч. 12 ст. 13 указанного Закона до 01.01.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 01.07.2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Нормами Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома до 01.07.2012 года, сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, ТСЖ или УК, в которое объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета (ч. 10).
Только с 01.01.2013 года сетевые и энергоснабжающие организации обязаны осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии в тех многоквартирных домах, собственники помещений в которых до 01.01.2013 года не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами.
На основании п. 64 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530, действовавших на момент установки коллективного (общедомового) прибора учета (2011 год), действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электроэнергии данному гарантирующему поставщику.
В соответствии с п. 89 указанных Основных положений исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Смежные сетевые организации, иные законные владельцы электрических сетей, потребители (обслуживающие их организации) и производители электрической энергии, чьи энергопринимающие устройства (энергетические установки) имеют непосредственное присоединение к электрическим сетям сетевой организации, представляют такой сетевой организации показания расчетных приборов учета, расположенных в границах балансовой принадлежности их электрических сетей (энергопринимающих устройств), с соблюдением формы и периодичности представления, определенных в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии. Форма представления показаний расчетных приборов учета должна соответствовать типам приборов учета, которыми в соответствии с настоящим разделом оборудуются точки поставки на розничном рынке (п. 158 Основных положений).
В силу пунктов 2, 8, 9, подпунктов "а", "б" пункта 31, подпункта "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, общество как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать от потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги.
Разрешая исковые требования в части признания незаконной установки энергетической компанией общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме <адрес>, и отказывая в их удовлетворении, суд также правомерно исходил из того, что оснащение прибором учета дома, в котором проживает истец, произведено в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства. В связи с этим, оснований для признания действий энергоснабжающей организации незаконными по его установке, не имеется.
Суд первой инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку общедомового прибора учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения, в связи с чем, пришел к правильному выводу о законности установки прибора учета.
Таким образом, установка прибора учета произведена законно, следовательно, расчеты за потребленную энергию производились, исходя из показаний этого прибора обоснованно.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о признании п. 2.1.5 договора N от 01.01.2014 года недействительным в части, а именно: "...передачи полномочий по договору третьим лицам, который заключается от имени и за счет собственников помещений...", суд также правильно исходил из того, что истцом и ее представителем не приведены законные основания данных требований, не указано, какие права истца данным пунктом нарушены, какие негативные последствия для нее наступили.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении истца о месте и времени судебного заседания судебной коллегией отклоняются.
При рассмотрении дела интересы К.Н. представлял Н.К., действующий на основании нотариальной доверенности от 06.04.2017 года N (л.д. 107 т. 1), который участвовал в судебных заседаниях и был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе относительно судебного заседания, назначенного на 24.04.2017 года, в котором принимал непосредственное участие (л.д. 14 т. 2).
Возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие не явившегося истца К.Н. со стороны Н.К. в судебном заседании не поступало, он не возражал о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, в том числе истца К.Н.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцу К.Н. было известно о судебном заседании, назначенном на 24.04.2017 года, при этом истец воспользовалась правом, предусмотренным ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, вести свои дела в суде через представителя.
Доводы апелляционной жалобы не являются основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют позицию истца по предъявленным им требованиям и направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с требованиями ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таштагольского городского суда Кемеровской области от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.Н. - Н.К., действующего на основании доверенности, - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.БУГРОВА
Судьи
Т.Н.РЫЖОНИНА
Е.В.СЛЕПЦОВА
Н.М.БУГРОВА
Судьи
Т.Н.РЫЖОНИНА
Е.В.СЛЕПЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)