Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): Якубенко Е.Н. по доверенности от 09.01.2017, Плотникова А.В. на основании приказа от 15.12.2016;
- от 3-го лица: Парамоновой Е.С. по доверенности от 09.08.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23856/2017) ООО "Жилищные и коммунальные услуги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия Республики Карелия от 10.08.2017 по делу N А26-449/2017 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по иску АО "ТНС энерго Карелия"
к ООО "Жилищные и коммунальные услуги"
3-е лицо: АО "Прионежская сетевая компания"
о взыскании,
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - истец, АО "ТНС энерго Карелия", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилищные и коммунальные услуги" (далее - ответчик, ООО "Жилищные и коммунальные услуги", управляющая организация) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований 80 709 рублей 30 копеек задолженности за электроэнергию, потребленную в ноябре 2016 на общедомовые нужды сверх норматива, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Прионежская сетевая компания" (далее - третье лицо, АО "ПСК", сетевая организация").
Решением суда от 10.08.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилищные и коммунальные услуги" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
По мнению подателя апелляционной жалобы, исполнителем коммунальной услуги по подаче потребителям электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, является истец.
25.09.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "ТНС энерго Карелия" поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "Жилищные и коммунальные услуги", в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
10.10.2017 в канцелярию апелляционного суда до судебного заседания от заявителя поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых ответчик возражает против доводов, изложенных истцом в отзыве на апелляционную жалобу.
01.11.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу с учетом дополнений к апелляционной жалобе.
08.11.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "ПСК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает решение суда, считает его законным и обоснованным.
09.11.2017 в судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представил возражения на отзыв на апелляционную жалобу (дополнение).
Представитель третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывами и дополнениями на апелляционную жалобу, заслушав представителей ответчика и третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ООО "Жилищные и коммунальные услуги" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов (далее - МКД), находящихся в г. Питкяранта.
АО "ТНС энерго Карелия" является гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия и осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.
В ноябре 2016 гарантирующий поставщик осуществил поставку электроэнергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищные и коммунальные услуги".
На оплату поставленной электроэнергии истцом выставлены счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры, в которые включен объем электроэнергии по сверхнормативному потреблению на общедомовые нужды.
Не оплата ООО "Жилищные и коммунальные услуги" выставленных счетов послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Договор энергоснабжения управляющей организацией с гарантирующим поставщиком для поставки коммунального ресурса собственникам помещения в указанном многоквартирном жилом доме заключен не был.
В пункте 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку электрическая энергия поставлялась для нужд населения и собственников нежилых помещений многоквартирного жилого дома к правоотношениям между истцом и ответчиком применяются Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
- В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
- На основании пункта 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом (подпункт а);
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления (подпункт б);
- - в жилых домах (домовладениях). (подпункт в)
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Доказательства того, что на общем собрании собственников помещений спорного многоквартирного дома приняли решение о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации, в деле отсутствуют.
Нормами части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункту 3 части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ на управляющую компанию возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.
При этом отсутствие заключенного между управляющей организацией и гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения не лишает управляющую организацию и не придает гарантирующему поставщику статуса исполнителя коммунальных услуг.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованности расчета объемов коммунального ресурса, потребленного в жилом помещении по адресу: г. Питкяранта, ул. Пушкина, д. 16, кв. 1, подлежит отклонению в силу следующего.
В адрес АО "ТНС энерго Карелия" были переданы следующие показания индивидуального прибора учета (далее - ИПУ): в августе 2015 - 11350 кВт. ч., в ноябре 2016 - 11910 кВт. ч.
Вместе с тем, за период с сентября 2015 по октябрь 2016 показания индивидуального прибора учета потребителем не передавались, обратное не доказано.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, пункт 61 указанных Правил устанавливает, что при фиксации показаний ИПУ потребителя в ходе проводимой проверки, исполнителю надлежит установить разницу между выявленными показаниями и последними учтенными им показаниями. Установленный объем электроэнергии подлежит выставлению к оплате потребителю.
С учетом положений пунктов 42, 61 Правил N 354 АО "ТНС энерго Карелия" был осуществлен расчет размера платы за потребленную электрическую энергию исходя из представленных потребителем начальных и конечных показаний индивидуального прибора учета электрической энергии.
За расчетный период ноябрь 2016 в соответствии с переданными показаниями гарантирующим поставщиком было выставлено к оплате за индивидуальное потребление 560 кВт. ч. (разница между показаниями, переданными в ноябре 2016 - 11910 кВт. ч., и показаниями контрольного обхода, снятого в августе 2015 - 11350 кВт. ч.).
Порядок расчетов объемов потребленных коммунальных ресурсов производится на основании переданных гражданами показаний приборов учета.
В случаях, когда потребитель не предоставляет сведения о показаниях ИПУ, плата начисляется с использованием расчетных способов, установленных в пунктами 59, 60 Правил N 354, в том числе, исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии.
Вместе с тем, за период, когда потребитель не передавал показания по лицевому счету N 0842204318, необходимое начисление в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 354 гарантирующим поставщиком ошибочно не производилось.
Истец пояснил, что в дальнейшем, указанная ошибка была устранена, расчеты по лицевому счету N 0842204318 за период, в котором потребитель не передавал показания, были приведены в соответствии с положениями пункта 59 Правил N 354.
Иные несогласия ответчика с произведенным истцом расчетом относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены. Ответчик указывает, что не вполне уверен в корректности объемов коммунального ресурса, подлежащего уплате потребителями в МКД, определенного за расчетный период. Вместе с тем контррасчет с подтверждающими его документами ответчиком не представлен ни в суд первой инстанции, ни апелляционному суду.
Коллегия судей приходит к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу, доказательств оплаты не представлено, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с подателя апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.08.2017 по делу N А26-449/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищные и коммунальные услуги" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2017 N 13АП-23856/2017 ПО ДЕЛУ N А26-449/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. N 13АП-23856/2017
Дело N А26-449/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): Якубенко Е.Н. по доверенности от 09.01.2017, Плотникова А.В. на основании приказа от 15.12.2016;
- от 3-го лица: Парамоновой Е.С. по доверенности от 09.08.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23856/2017) ООО "Жилищные и коммунальные услуги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия Республики Карелия от 10.08.2017 по делу N А26-449/2017 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по иску АО "ТНС энерго Карелия"
к ООО "Жилищные и коммунальные услуги"
3-е лицо: АО "Прионежская сетевая компания"
о взыскании,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - истец, АО "ТНС энерго Карелия", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилищные и коммунальные услуги" (далее - ответчик, ООО "Жилищные и коммунальные услуги", управляющая организация) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований 80 709 рублей 30 копеек задолженности за электроэнергию, потребленную в ноябре 2016 на общедомовые нужды сверх норматива, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Прионежская сетевая компания" (далее - третье лицо, АО "ПСК", сетевая организация").
Решением суда от 10.08.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Жилищные и коммунальные услуги" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
По мнению подателя апелляционной жалобы, исполнителем коммунальной услуги по подаче потребителям электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, является истец.
25.09.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "ТНС энерго Карелия" поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "Жилищные и коммунальные услуги", в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
10.10.2017 в канцелярию апелляционного суда до судебного заседания от заявителя поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых ответчик возражает против доводов, изложенных истцом в отзыве на апелляционную жалобу.
01.11.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу с учетом дополнений к апелляционной жалобе.
08.11.2017 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "ПСК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо поддерживает решение суда, считает его законным и обоснованным.
09.11.2017 в судебном заседании ответчик поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представил возражения на отзыв на апелляционную жалобу (дополнение).
Представитель третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзывами и дополнениями на апелляционную жалобу, заслушав представителей ответчика и третьего лица, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ООО "Жилищные и коммунальные услуги" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов (далее - МКД), находящихся в г. Питкяранта.
АО "ТНС энерго Карелия" является гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия и осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества.
В ноябре 2016 гарантирующий поставщик осуществил поставку электроэнергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "Жилищные и коммунальные услуги".
На оплату поставленной электроэнергии истцом выставлены счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры, в которые включен объем электроэнергии по сверхнормативному потреблению на общедомовые нужды.
Не оплата ООО "Жилищные и коммунальные услуги" выставленных счетов послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Договор энергоснабжения управляющей организацией с гарантирующим поставщиком для поставки коммунального ресурса собственникам помещения в указанном многоквартирном жилом доме заключен не был.
В пункте 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку электрическая энергия поставлялась для нужд населения и собственников нежилых помещений многоквартирного жилого дома к правоотношениям между истцом и ответчиком применяются Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
- В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающей организацией - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
- На основании пункта 13 указанных Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом (подпункт а);
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления (подпункт б);
- - в жилых домах (домовладениях). (подпункт в)
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Доказательства того, что на общем собрании собственников помещений спорного многоквартирного дома приняли решение о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающей организации, в деле отсутствуют.
Нормами части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункту 3 части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ на управляющую компанию возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.
При этом отсутствие заключенного между управляющей организацией и гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения не лишает управляющую организацию и не придает гарантирующему поставщику статуса исполнителя коммунальных услуг.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованности расчета объемов коммунального ресурса, потребленного в жилом помещении по адресу: г. Питкяранта, ул. Пушкина, д. 16, кв. 1, подлежит отклонению в силу следующего.
В адрес АО "ТНС энерго Карелия" были переданы следующие показания индивидуального прибора учета (далее - ИПУ): в августе 2015 - 11350 кВт. ч., в ноябре 2016 - 11910 кВт. ч.
Вместе с тем, за период с сентября 2015 по октябрь 2016 показания индивидуального прибора учета потребителем не передавались, обратное не доказано.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, пункт 61 указанных Правил устанавливает, что при фиксации показаний ИПУ потребителя в ходе проводимой проверки, исполнителю надлежит установить разницу между выявленными показаниями и последними учтенными им показаниями. Установленный объем электроэнергии подлежит выставлению к оплате потребителю.
С учетом положений пунктов 42, 61 Правил N 354 АО "ТНС энерго Карелия" был осуществлен расчет размера платы за потребленную электрическую энергию исходя из представленных потребителем начальных и конечных показаний индивидуального прибора учета электрической энергии.
За расчетный период ноябрь 2016 в соответствии с переданными показаниями гарантирующим поставщиком было выставлено к оплате за индивидуальное потребление 560 кВт. ч. (разница между показаниями, переданными в ноябре 2016 - 11910 кВт. ч., и показаниями контрольного обхода, снятого в августе 2015 - 11350 кВт. ч.).
Порядок расчетов объемов потребленных коммунальных ресурсов производится на основании переданных гражданами показаний приборов учета.
В случаях, когда потребитель не предоставляет сведения о показаниях ИПУ, плата начисляется с использованием расчетных способов, установленных в пунктами 59, 60 Правил N 354, в том числе, исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии.
Вместе с тем, за период, когда потребитель не передавал показания по лицевому счету N 0842204318, необходимое начисление в соответствии с пунктами 59, 60 Правил N 354 гарантирующим поставщиком ошибочно не производилось.
Истец пояснил, что в дальнейшем, указанная ошибка была устранена, расчеты по лицевому счету N 0842204318 за период, в котором потребитель не передавал показания, были приведены в соответствии с положениями пункта 59 Правил N 354.
Иные несогласия ответчика с произведенным истцом расчетом относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены. Ответчик указывает, что не вполне уверен в корректности объемов коммунального ресурса, подлежащего уплате потребителями в МКД, определенного за расчетный период. Вместе с тем контррасчет с подтверждающими его документами ответчиком не представлен ни в суд первой инстанции, ни апелляционному суду.
Коллегия судей приходит к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу, доказательств оплаты не представлено, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с подателя апелляционной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.08.2017 по делу N А26-449/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищные и коммунальные услуги" в доход федерального бюджета Российской Федерации 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
Н.М.ПОПОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)