Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2016 N 17АП-6682/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А50-30317/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2016 г. N 17АП-6682/2016-ГК

Дело N А50-30317/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.
судей Бородулиной М.В. Масальской Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии:
от истца, ТСЖ "МЖК": Дениш А.Н. на основании доверенности от 11.01.2016, паспорта,
от ответчика, ПАО "Т Плюс": Калашникова Е.С. на основании доверенности N 284 от 15.01.2016, паспорта,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 марта 2016 года
по делу N А50-30317/2015, принятое судьей Ю.В.Корляковой
по иску товарищества собственников жилья "МЖК" (ОГРН 1065916017969, ИНН 5916017315)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения,
установил:

товарищество собственников жилья "МЖК" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 1282 (снабжение тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем) от 01.01.2015 (п.п. 2.2.1, 2.3.2, 2.3.6., 2.3.9, 2.3.13, 2.3.17, 2.4.3, 2.5.2, 3.1, 3.4, 3.7, 4.3, 4.5, 4.6, 5.1, 5.3, 7.1; также просит исключить п.п. 2.2.3, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.14, 2.3.19, 2.4.2, 3.6, 3.9, 3.11, абз. 2 п. 4.1, 4.5.1, 4.5.2, абз. 2 п. 4.7, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.5, 5.4, Приложения 1, 4, 6, 7, 8 к договору; в Приложении N 3 исключить: столбцы "максимум тепловых нагрузок на, Гкал/ч", "Средняя часовая тепловая нагрузка на ГВС, Гкал/ч", "Расчетный расход теплоносителя, м{\super 3/ч").
В ходе судебного разбирательства истцом заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части урегулирования разногласий в отношении п. 8.2 договора. Ходатайство судом рассмотрено в соответствии со ст. 49 АПК РФ и удовлетворено. Производство по делу в указанной части прекращено в соответствии со ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края 30 марта 2016 года (резолютивная часть от 14.03.2016, судья Ю.В.Корлякова) исковые требования удовлетворены. Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения N 1282 (снабжение тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем) от 01.01.2015 между ПАО "Т Плюс" и ТСЖ "МЖК" определены спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 2.2.1: "Подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель Потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2 к настоящему договору), в количестве, режиме, необходимом Потребителю, и с качеством, предусмотренным условиями настоящего договора и требованиями законодательства РФ.
Сведения об объектах Потребителя и субабонентов приведены в Приложении N 3 к настоящему договору".
Пункт 2.2.3: "Рассмотреть заявку Потребителя на изменение (пересмотр) тепловых нагрузок, указанных в Приложении N 1 к настоящему договору".
Пункт 2.3.2: исключить словосочетание "в соответствии с согласованными Сторонами количеством и максимумом нагрузок, согласно Приложениям N 1 и 3 к настоящему договору".
Пункты 2.3.3, 2.3.4: исключить.
Пункт 2.3.6: "Не позднее следующего дня с даты выбытия многоквартирного дома из управления Потребителя письменно уведомить Теплоснабжающую организацию об утрате статуса исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома, теплоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего договора. При этом Потребитель обязан представить в Теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего о выборе иного способа управления многоквартирным домом и (или) подтверждающего прекращение действия договора управления многоквартирным домом".
В пункте 2.3.9: слова "спусковых кранов, арматуры, иного оборудования внутридомовых инженерных сетей и тепловых сетей Потребителя" исключить.
Пункт 2.3.13: "В установленных законодательством РФ случаях и порядке обеспечивать периодически (не чаще 1 раза в квартал) доступ уполномоченных представителей теплоснабжающей организации к приборам учета тепловой энергии и эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в любое время при несоблюдении режима потребления тепловой энергии или подачи недостоверных показаний приборов учета".
Пункт 2.3.14: "В случае, если транзитные трубопроводы теплоснабжающей организации проходят в подвальных и полуподвальных помещениях, принадлежащих потребителю, обеспечивать беспрепятственный доступ к таким трубопроводам сотрудникам теплоснабжающей организации".
Пункт 2.3.17: "Выполнять до начала отопительного периода мероприятия согласно требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок по подготовке энергопринимающих устройств, систем теплопотребления и тепловых сетей Потребителя к работе в предстоящий отопительный период".
Пункты 2.3.19, 2.4.2: исключить.
Пункт 2.4.3 "Приостановить или ограничить предоставление тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с требованиями раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг".
Пункт 2.5.2: "Получать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в количестве и режиме, необходимом потребителю, с качеством в соответствии с условиями настоящего договора и требованиями законодательства"
В пункте 3.1. договора: слова "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" заменить словами "Правил предоставления коммунальных услуг".
Пункт 3.4: "Количество потребленной потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителя приборов учета, количество тепловой энергии определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг".
Пункт 3.6: "При размещении приборов учета не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, расчет количества учтенной ими энергии увеличивается (в случае установки приборов учета на сетях потребителя после границы балансовой принадлежности сторон) или уменьшается (в случае установки приборов учета на сетях теплоснабжающей организации до границы балансовой принадлежности сторон) на величину тепловых потерь в трубопроводах и утечек в сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (утв. Приказом Минэнерго России N 325 от 30.12.2008 г.)"
Пункт 3.7: "При установке приборов учета на несколько объектов теплоснабжения, принадлежащих разным лицам, количество потребленной каждым потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителей приборов учета количество тепловой энергии определяется расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг".
Пункты 3.9, 3.11: исключить.
Пункт 4.1: исключить второй абзац: "Оплате подлежит невозвращенный теплоснабжающей организации теплоноситель".
Пункт 4.3: "Потребитель оплачивает потребленную тепловую энергию в течение 10 рабочих дней со дня получения выставленных теплоснабжающей организацией счетов".
Пункт 4.5: "Стоимость количества тепловой энергии определяется и рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)".
Пункты 4.5.1, 4.5.2: исключить.
Абзац 2 пункта 4.6 изложить в следующей редакции: "Теплоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направить заказным письмом Потребителю счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который Потребителю в течение десяти рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить почтовой корреспонденцией в Теплоснабжающую организацию, продублировав направляемую корреспонденцию (при необходимости) электронной почтой...".
Абзац 3 пункта 4.6: исключить.
Абзац 2 п. 4.7: "Сторона, получившая акт сверки расчетов, обязана в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения акта возвратить надлежащим образом оформленный акт другой стороне".
Пункт 5.1: "За нарушение обязательств по настоящему договору (в том числе за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата) стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ".
Пункты 5.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.5, 5.4: исключить.
Пункт 7.1: "Настоящий договор действует с момента его заключения по 31.12.2020. включительно".
Приложение N 1: не подлежит исключению из договора.
Столбцы "Максимум тепловых нагрузок на, Гкал/ч", "Средняя часовая тепловая нагрузка на ГВС, Гкал/ч", "Расчетный расход теплоносителя, м{\super 3/ч" не подлежат исключению из Приложения N 3 к договору.
Приложение N 4, N 6, N 7, N 8: исключить.
Взыскать с ПАО "Т Плюс" в пользу ТСЖ "МЖК" 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В части требований ТСЖ "МЖК" об урегулировании разногласий, возникших по п. 8.2 при заключении договора теплоснабжения N 1282 (снабжение тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем) от 01.01.2015 между ПАО "Т Плюс" и ТСЖ "МЖК" производство по делу прекращено.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу. В части редакции пунктов 2.2.1., 2.3.2., 2.4.2., 2.5.2., 3.9., 5.4, касающихся режимов потребления тепловой энергии, ответчик просит принять их в редакции ответчика со ссылкой на положения п. 15 ст. 12 Закона о теплоснабжении N 190-ФЗ от 27.07.2010, п. 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, указывает, что спорные пункты в редакции ответчика не противоречат нормам права, действующему законодательству.
Относительно п. 2.3.5 и п. 2.3.6 о необходимости уведомления теплоснабжающей организации об изменении правового статуса потребителя, а также об изменении вещных прав на объект теплоснабжения, полагает, что редакция ответчика более подробная, возражает против изменения указанных спорных пунктов в соответствии с позицией истца.
Со ссылкой на положения пунктов 11.1, 11.2, 11.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), ответчик полагает, что исключение из пункта 2.3.9 договора слов "спусковых кранов, арматуры, иного оборудования внутридомовых инженерных сетей и тепловых сетей потребителя" необоснованно, согласно пунктам 5.3.58, 9.1, 56, 11.5 Правил N 115 включение в договор оспариваемых слов не противоречит действующему законодательству, поскольку при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в установленные сроки выполняется комплекс соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений в работе тепловых энергоустановок.
Просит принять п. 2.3.17 в редакции ответчика, в связи с тем, что редакция данного пункта ответчика соответствует Правилам N 115.
Включение в п. 2.3.19 договора положения о том, что все дросселирующие устройства, сбросная арматура пломбируется теплоснабжающей организацией, о чем составляется двусторонний акт, ответчик находит обоснованным, поскольку данное условие не противоречит нормам права.
Находит п. 3.4 договора, касающийся определения количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с показаниями приборов учета, а при выходе их из строя - со ссылкой на приложение N 8, изложенный в редакции теплоснабжающей организации более корректным, также указывает, что спорный пункт не противоречит нормам права и не подлежит исключению из договора.
Ответчик возражает против исключения пункта 3.6 договора, касающегося определения количества и качества поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя, и указывает, что пунктом 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 N Вк-4936 установлено, что при определении количества тепловой энергии учитываются тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета.
Также ответчик возражает против исключения п. 3.11 договора, в котором речь идет о расчетах использования мощности тепловой энергии. Ответчик исходит из необходимости сохранения в договоре условия о применении установленного максимума тепловых нагрузок, независимо от факта и продолжительности потребления тепловой энергии.
Исключение п. 4.1 договора, предусматривающего, что оплате подлежит невозвращенный теплоснабжающей организации теплоноситель, ответчик считает необоснованным. По мнению апеллянта, пункты 4.3, 4.5 (4.5.1., 4.5.2.), 4.6, 4.7 договора, касающиеся оплаты потребленной тепловой энергии должны быть изложены в редакции теплоснабжающей организации, поскольку акт поданной-принятой тепловой энергии является первичным документом, подтверждающим факт оказания услуг - передачи потребителю тепловой энергии. На основании данного документа выставляется счет-фактура, следовательно, составление акта приема-передачи тепловой энергии является обязательным, счет-фактура оформляется после подписания сторонами акта приема-передачи и не может подменять собой акт поданной-принятой тепловой энергии. Полагает, что условие договора о необходимости составления и подписания сторонами 1 раз в квартал акта сверки расчетов более регламентирует правоотношения сторон.
Пункты 5.1., 5.3., 5.4. договора, касающиеся ответственности сторон, являются законными и не подлежат исключению (изменению) поскольку в ч. 4 ст. 9 Закона о теплоснабжении установлено, что при нарушении режима потребления тепловой энергии или при отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
Ответчик просит оставить п. 2.2.3. в условиях договора, так как данный пункт не противоречит действующему законодательству.
Полагает, что оснований для исключения п. 5.3.1., 5.3.2., 5.3.3., 5.3.4., 5.3.5. не имеется, находит редакцию данных пунктов не подлежащими исключению, ссылается при этом на п.п. 21, 35, 23 Правил N 808, ч. 4 ст. 9 ФЗ "О теплоснабжении".
Ответчик возражает против установления срока действия договора (п. 7.1.) предложенного истцом, поскольку установление срока действия договора до 31.12.2020 ничем не обоснованно.
Ответчик не находит правовых оснований для исключения приложений N 1, 4, 6, 7, 8 к договору, считает что они соответствуют действующему законодательству РФ.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, на них настаивал.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил приведенные в жалобе доводы, как необоснованные, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, также указал на то, что аналогичных спор (с участием иного истца рассмотрен и по делу N А50-22896/2015 и судом принято аналогичное решение).
В судебном заседании представитель истца на своих доводах настаивал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, направленный ответчиком в адрес истца проект договора теплоснабжения N 1282 от 01.01.2015 истец подписал с протоколом разногласий. Ответчик возвратил истцу протокол разногласий к договору с протоколом согласования разногласий.
Не урегулирование сторонами разногласий по пунктам договора 2.2.1, 2.3.2, 2.3.6., 2.3.9, 2.3.13, 2.3.17, 2.4.3, 2.5.2, 3.1, 3.4, 3.7, 4.3, 4.5, 4.6, 5.1, 5.3, 7.1., 2.2.3, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.14, 2.3.19, 2.4.2, 3.6, 3.9, 3.11, абз. 2 п. 4.1, 4.5.1, 4.5.2, абз. 2 п. 4.7, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.5, 5.4, Приложениям N 1, 4, 6, 7, 8 к договору, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Обжалуемым решением суда разногласия урегулированы, спорные пункты приняты в редакции истца, часть пунктов и приложений к договору исключены в связи с обоснованностью доводов истца.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу с дополнением, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное).
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно статье 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Возражения ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, по существу аналогичны его возражениям, заявленным в суде первой инстанции, и касаются утверждения спорных пунктов договора в редакции истца.
Доводы ответчика о том, что пункты 2.2.1, 2.3.2, 2.4.2, 2.5.2, 3.9, 5.4 договора не противоречат нормам действующего законодательства и подлежат оставлению в предложенной ответчиком редакции, отклоняются в силу следующего.
Понятие режима потребления тепловой энергии содержится в п. 15 ст. 12 Закона о теплоснабжении N 190-ФЗ от 27.07.2010, тогда как Приложение N 1 к договору именуется и содержит "договорное (плановое) количество тепловой энергии (мощности) и теплоносителя".
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о необходимости принятия п. 2.5.2 в редакции истца, об обоснованности требования истца об исключении из п. 2.3.2 словосочетания "в соответствии с согласованными Сторонами количеством и максимумом нагрузок, согласно Приложениям N 1 и 3 к настоящему договору", и также исключении из договора пункта 2.3.3.
Под режимом потребления тепловой энергии следует понимать процесс ее потребления с соблюдением потребителем обязательных характеристик, к числу которых, прежде всего, относятся максимальный и минимальный расход теплоносителя, соблюдение установленных договором теплоснабжения суточных и месячных графиков потребления энергии и др. Установление режимов потребления энергии обусловлено необходимостью обеспечить равномерность энергопотребления и надежность работы системы теплоснабжения.
Договор не содержит положений относительно того, что фактическое потребление тепловой энергии по прибору учета может быть ниже заявленного, т.е. ниже договорного потребления в результате выполнения истцом действий по выполнению мероприятий по энергоснабжению, оплата же договорного объема приведет к нарушению прав потребителя, как потребителя данной коммунальной услуги, поэтому в данном случае подлежит применению ч. 3 ст. 541 ГК РФ, т.е. в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.
Договорные отношения между истцом и ответчиком предполагают, что коммунальный ресурс (тепловая энергия) приобретается у ответчика как у ресурсоснабжающей организации истцом не в целях перепродажи, а как исполнителем коммунальных услуг по отношению к населению, проживающему в домах, входящих в состав ТСЖ, а также, а для предоставления гражданам - потребителям данной коммунальной услуги. Принятая тепловая энергия потребляется населением (гражданами), проживающими в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам.
С учетом изложенного, потребитель вправе потреблять то количество тепловой энергии, которое необходимо, иное количество оплате не подлежит.
В договоре имеется ссылка на Приложение N 2, однако в направленном проекте Договора Приложение N 2 отсутствует. До согласования сторонами акта балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Теплоснабжающей организацией и Потребителем определяется по месту соединения прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в нежилое помещение Потребителя (аналогия п. 8 Правил N 491).
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, далее Правила N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что на ЦТП истца имеется прибор учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию, соответственно, количество тепловой энергии, потребленной истцом будет определяться в соответствии с данными показаний прибора учета, в случае отсутствия (неисправности) прибора учета, количество тепловой энергии будет определяться в соответствии с Правилами N 354, т.е. согласование тепловых нагрузок не требуется.
Суд правильно исходил из того, что сведения об объектах Потребителя и субабонентов приведены в Приложении N 3 к настоящему договору.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро- тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Существенные условия договора теплоснабжения определены в части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении и включают в себя, в том числе сведения об объеме тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; о величине тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии и иные существенные условия.
Данный перечень был уточнен в Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Излагая спорные пункты в предложенной истцом редакции, суд правомерно исходил из п. 17 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", относящему к существенным условиям договора ресурсоснабжения, в том числе предмет договора (вид коммунального ресурса) и показатели качества, поставляемого коммунального ресурса.
Из пункта 24 Правил N 808 следует, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Принимая п. 2.3.6. договора, суд верно исходил из того, что нормами жилищного и гражданского законодательства предусмотрены права и обязанности ТСЖ при прекращении (реорганизации или ликвидации) деятельности ТСЖ как юридического лица. В данном случае подлежит применению ст. 416 ГК РФ о прекращении договора между истцом и ответчиком в силу невозможности его исполнения истцом, в связи с утратой статуса абонента. Кроме того, настоящий договор заключается между истцом и ответчиком именно в силу наличия у истца статуса исполнителя коммунальных услуг, следовательно, уведомить ответчика об утрате статуса исполнителя коммунальных услуг за 30 дней до утраты статуса невозможно.
Более того, ответчик каких-либо мотивированных возражений по данному пункту ни суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции не представил. Нарушений прав ответчика оспариваемым решением в данной части не усматривается, каких-либо нарушений норм материального права не установлено.
Возражения ответчика относительно исключения из п. 2.3.9. договора слов: "спусковых кранов, арматуры, иного оборудования внутридомовых инженерных сетей и тепловых сетей потребителя", со ссылкой на пункты 5.3.58, 9.1.56, 11.5 Правил N 115, как не противоречащих действующему законодательству РФ, отклоняются с учетом доводов отзыва истца: вышеуказанные ответчиком нормы Правил N 115 не распространяют свое действие на правоотношения между истцом и ответчиком, поскольку у истца имеется введенный в эксплуатацию и принятый ответчиком прибор учета, который учитывает весь объем тепловой энергии, поставляемый на нежилое помещение, принадлежащее истцу, соответственно, истец не обязан принимать участие в опломбировании внутридомовых инженерных сетей, спусковых кранов и т.д.
Действующее законодательство не содержит соответствующей императивной нормы, на основании которой являлось при обоснованным включение указанных положений в договор в отсутствие согласия истца.
Исходя из буквального содержания пунктов 5.3.58, 9.1.56, 11.5 Правил N 115, на которые в своей апелляционной жалобе ссылается ответчик, следует, что: (п. 5.3.58. Паровые и водогрейные котельные установки), аппаратура защиты, имеющая устройства для изменения установок, пломбируется (кроме регистрирующих приборов). Пломбы разрешается снимать только работникам, обслуживающим устройство защиты, с записью об этом в оперативном журнале; (9.1.56. Тепловые пункты. Эксплуатация) эксплуатация тепловых пунктов, находящихся на балансе потребителя тепловой энергии, осуществляется его персоналом. Энергоснабжающая организация осуществляет контроль за соблюдением потребителем режимов теплопотребления и состоянием учета энергоносителей; (11.5. - Подготовка к отопительному периоду), для проверки готовности к отопительному периоду при приемке тепловых пунктов проверяется и оформляется актами: выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние теплопроводов тепловой сети, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери и т.п.) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и состояние контрольно-измерительных приборов и автоматических регуляторов; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов тепловых энергоустановок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
При этом, ссылка на приведенный судебный акт ответчиком в жалобе, некорректна, поскольку в рамках дела исследовались иные отношения, иных сторон.
Ответчик возражает против исключения из договора пункта 2.3.14, однако, данный пункт принят в редакции ответчика.
Судом п. 2.3.1.7 принят в редакции истца, поскольку редакция указанного пункта договора в редакции ответчика не соответствует следующим положениям:
1) п. 11.1. Правил N 115, согласно которому при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются: устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность; шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб; промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления; испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами; разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.
2) ч. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
3) п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 2, и. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении": органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.)
4) п. 27 Правил N 808, предусматривающего, что в случае если объем фактически потребленной тепловой энергии и (или) теплоносителя определяется с использованием приборов учета, в договоре теплоснабжения определяются: технические данные приборов учета, используемых для этих целей, измеряемые ими параметры тепловой энергии (теплоносителя) и места их расположения; требования, предъявляемые к условиям эксплуатации и сохранности приборов учета; порядок и периодичность передачи документов и данных коммерческого учета; срок восстановления работоспособности прибора учета в случае его временного выхода из эксплуатации или утраты; условие об обязательном обеспечении периодического (не чаще 1 раза в квартал) доступа уполномоченных представителей единой теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации, к сетям которой (непосредственно или через тепловые сети иных организаций) присоединены теплопотребляющие установки потребителя, к приборам учета тепловой энергии и эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в любое время при несоблюдении режима потребления тепловой энергии или подачи недостоверных показаний приборов учета; ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний).
При этом, в редакции ответчика имеются несоответствия перечисленным нормам правил, а редакция истца, в свою очередь, действующему законодательству не противоречит и не исключает обязанности истца выполнять и соблюдать установленные законодательством требования, касающиеся эксплуатации и содержания энергетических сетей, приборов и оборудования.
Пункт 2.3.19 договора предусматривает право ответчика на опломбировку всех дросселирующих устройств и сбросной арматуры, во-первых, не соответствует п. 11.1. Правил N 115, ч. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 2, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; во-вторых, такое право ответчика в законодательстве РФ не предусмотрено.
Суд первой инстанции верно установил, что ответчик не доказал необходимость включения данного условия в текст договора, в связи с чем, пункт 2.3.19 подлежит исключению из текста договора. Не представил доказательств ответчик и в суд апелляционной инстанции.
Возражения относительно исключения из договора п. 3.4, касающегося порядка определения количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с показаниями приборов учета, а при выходе их из строя - соответствии с приложением N 8 (как просит ответчик) отклоняются в силу следующего.
Как указывает истец, в силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (ч. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, который подлежит применению к отношениям в силу п. 13 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
При отсутствии индивидуальных и коллективных приборов учета объем тепловой энергии в силу п. 42 Правил N 354 определяется исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения (положения о расчетах за коммунальные услуги закреплены в приложении N 2 к Правилам N 354). Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает. Такое толкование норм права содержится в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 22.09.2009 N 5290/09, от 23.11.2010 N 6530/10.
В силу изложения данного пункта в предложенной истцом редакции, Приложение N 8 к договору подлежит исключению из договора.
В результате оценки доводов сторон судом первой инстанции правильно установлено, что приложение N 8 не содержит конкретного способа определения количества тепловой энергии в случае отсутствия прибора учета, в связи с чем, редакция, предложенная истцом, соответствует положениям ст. 544 ГК РФ и ч. 1 ст. 19 Закона "О теплоснабжении".
Истец настаивал на исключении из договора п. 3.6 следующего содержания: "При размещении приборов учета не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, расчет количества учтенной ими энергии увеличивается (в случае установки приборов учета на сетях потребителя после границы балансовой принадлежности сторон) или уменьшается (в случае установки приборов учета на сетях теплоснабжающей организации до границы балансовой принадлежности сторон) на величину тепловых потерь в трубопроводах и утечек в сети от границы балансовой принадлежности сторон до места установки приборов учета. Величина потерь рассчитывается в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (утв. Приказом Минэнерго России N 325 от 30.12.2008)"; ответчик относительно исключения данного пункта возражал.
Вопреки доводам жалобы, данный пункт из текста договора не исключен.
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Из статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 5 Правил N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктами 7, 8 Правил N 491 внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности, то при определении количества тепловой энергии и теплоносителя, полученного потребителем, учитываются тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета (п. 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034; п. 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр).
Этот вывод соответствует части 1 статьи 544 ЖК РФ, обязывающей абонента оплатить энергию за фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными ее учета энергии.
Следовательно, определение объема потребленной тепловой энергии должно производиться на основании приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сетей сетевой организации (ресурсоснабжающей организации) и внутридомовых сетей, которая проходит на внешней границе стены многоквартирного дома.
Если прибор учета установлен за границей балансовой принадлежности сетей, то есть не на внешней стене дома, а смещен в сторону участка сети, проходящего внутри помещения многоквартирного жилого дома (в подвале дома и т.п.), то он не фиксирует объем потерь на этом участке сети. Участок сети, находящийся внутри жилого дома, входит в состав общего имущества, т.е. в силу указанных норм потери коммунального ресурса на этом участке оплачивает исполнитель коммунальных услуг.
С учетом изложенного, суд посчитал возможным принять п. 3.6 в редакции ответчика. При этом, истец в суде апелляционной инстанции возражений против редакции данного пункта не заявил.
Возражения ответчика против исключения п. 3.11 договора, в котором речь идет о расчетах использования мощности тепловой энергии в соответствии с максимумом тепловых нагрузок теплопотребляющих установок, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу того, что предлагаемые ответчиком в договоре расчеты не могут быть применены, поскольку противоречат ст. 541 ГК РФ, при этом судом учитывается, что мотивированных возражений в суд первой и апелляционной инстанции ответчик не представлял.
Исключая из текста п. 4.1 договора абзац второй, предусматривающий, что оплате подлежит невозвращенный теплоснабжающей организации теплоноситель, суд первой инстанции признал обоснованными доводы истца о том, что истец не сможет отобрать теплоноситель из системы теплоснабжения, являющейся закрытой, и оплата теплоносителя в данном случае законом не предусмотрена.
В Информационном письме Федеральной службы по тарифам России от 31.08.2007 N СН-5083/12 дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому расчет тарифов на отпускаемую тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
Система теплоснабжения Потребителя является закрытой. Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго России 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
С учетом изложенного при закрытой системе теплоснабжения стоимость химически очищенной воды, использованной для целей теплоснабжения, учитывается в тарифах на тепловую энергию.
Доводы истца по указанному пункту признаны обоснованными.
Утверждение апеллянта о том, что пункты 4.3, 4.5 (4.5.1., 4.5.2.), 4.6, 4.7 договора, касающиеся порядка оплаты потребленной тепловой энергии, должны быть изложены в редакции теплоснабжающей организации, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованное.
Возложение обязанности на абонента подписать акт приема-передачи тепловой энергии либо представить разногласия на данный акт также необоснованно, поскольку, исходя из Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. В соответствии с письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96, начиная с 2013 года любой хозяйствующий субъект, не нарушая законодательство, может объединить информацию ранее обязательных для применения форм по передаче материальных ценностей (ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН) с дублирующими по большинству позиций реквизитами с информацией счетов-фактур, выписываемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам. Такое объединение при соблюдении требований Закона N 402-ФЗ и главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и других налогов).
В силу положений ст. 168 и 169 НК РФ основанием для оплаты является счет-фактура, в связи с чем, включение в данный пункт акта оказанных услуг является необязательным. Законодательство не предусматривает сроки подписания акта. Принимая во внимание отсутствие в действующем законодательстве императивно закрепленной нормы, предусматривающей подписание акта приема-передачи или мотивированного отказа в подписании, судом первой инстанции верно исключен абзац 3 в пункте 4.6., поскольку указание на подписанный (не подписанный) акт приема-передачи не может являться дополнительным основанием к обязанности Потребителя по оплате, при отсутствии прямого указания в законе, на обязанность его подписания (не подписания).
Кроме того, исходя из положений пункта 3 статьи 168 НК РФ, при реализации товаров, передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, платежные документы должны направляться именно контрагенту (в данном случае - истцу), что способствует надлежащему ведению бухгалтерского учета.
Доказательств иного ответчиком не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Относительно доводов апелляционной жалобы по пункту 5.1 договора апелляционный суд отмечает следующее.
Пункт 5.1 договора оставлен в редакции ответчика, учитывая позицию истца, что основания применения мер ответственности в случае нарушения обязательств по договору теплоснабжения установлены действующим законодательством.
Возражения ответчика относительно пунктов 5.3, 5.3.1, 5.3.2., 5.3.3., 5.3.4., 5.3.5., 5.4 договора подлежат отклонению, поскольку истец является ТСЖ, соответственно к определению количества и стоимости услуг по отоплению к нему будут применяться положения ЖК РФ и Правил N 354. Учитывая, что основания применения мер ответственности в случае нарушения обязательств по договору теплоснабжения установлены действующим законодательством, п. 5.1 договора принят судом в редакции ответчика, суд посчитал возможным исключить п. 5.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4, 5.3.5, 5.4 из договора, поскольку условия спорных пунктов противоречат положениям ст. 541, 542 ГК РФ.
Более того, нормативными актами расчет размера платы за коммунальную услугу отопление с применением повышающих коэффициентов не предусмотрен. Жилищное законодательство не предусматривает применение указанных повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению к тарифам на тепловую энергию при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета. При таких обстоятельствах, пункт 5.4. верно исключен из текста договора.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для исключения приложений N 4, 6, 7, 8 из договора.
При этом, Приложения N 1, 3 из договора не исключены. Следовательно, нарушений прав ответчика вынесенным решением суда не усматривается.
По мнению истца, суд правомерно исключил из текста договора Приложение N 4 к договору, которое предусматривает порядок оплаты, вместе с тем, условия, изложенные в данном приложении, не предусмотрены законом и при отсутствии согласия второй стороны не подлежат применению.
С учетом выводов суда по пункту 4.1 приложение N 6 также обоснованно подлежит исключению из текста договора.
Поскольку приложение N 7 не заполнено ответчиком, соответственно основания для его включения в текст договора отсутствуют.
Приложение N 8 дублирует положения Правил N 354 от 06.05.2011, а также раздел 3 договора, какой-либо дополнительной информации не содержит, в связи с чем, его включение не является обязательным в текст договора.
Относительно редакции п. 7.1. суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Суд, принимая редакцию спорного пункта, исходил из целей достижения стабильности договорных отношений между истцом и ответчиком. Ответчик указывает, что предлагаемый истцом срок ничем не обоснован, однако ответчик не представил суду первой и апелляционной инстанции доказательств того, что спорные положения договора нарушают его права и законные интересы; в связи с возникшими разногласиями между сторонами относительно срока действия договора, предложенная истцом редакция договора соответствует положениям ст. 425 ГК РФ, согласно которой, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В рассматриваемом случае договор будет считаться заключенным с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Иных доводов, влекущих изменение (отмену) судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика. Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ.
Доводы жалобы ответчика в целом аналогичны возражениям, заявленным ответчиком в суде первой инстанции, которые в свою очередь обоснованно судом были отклонены.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по государственной пошлине в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 марта 2016 года по делу N А50-30317/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
В.Ю.НАЗАРОВА
Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)