Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 18.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-10592/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. по делу N А26-10592/2015


Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 18 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола секретарем Ашуровой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2016 года без участия представителей сторон материалы дела по заявлению Администрации Лоухского муниципального района о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 15.10.2015 по делу N 16-20/176-15 о назначении административного наказания,

установил:

Администрация Лоухского муниципального района (ОГРН 1021001088371, ИНН 1018001085, расположена по адресу: Россия, 186660, пгт. Лоухи, Республика Карелия, Лоухский район, ул. Советская, д. 27, далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 15.10.2015 N 16-20/176-15 о назначении административного наказания. Оспариваемым постановлением Администрация привлечена к ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 5000 рублей штрафа.
В обоснование требований заявитель ссылается на необоснованность привлечения к ответственности, существенные нарушения норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, Администрация является ненадлежащим субъектом правонарушения поскольку не является исполнителем коммунальной услуги; протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями и не может являться надлежащим доказательством; проверка проведена с нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве Инспекция требования не признала, доводы общества отклонила, считает, что заявитель привлечен к административной ответственности законно и обоснованно (т. 1 л.д. 58).
В дополнительных пояснениях от 25.12.2015 заявитель с отзывом не согласился, указав, что Администрация не может нести ответственность за вменяемое правонарушение, поскольку на территории Лоухского муниципального района создано МУП "Лоухский водоканал", которому для оказания услуг по водоснабжению населения передано необходимое имущество. В связи с банкротством МУП "Лоухский водоканал" с 01.08.2015 услуги водоснабжения оказывает ООО "Лоухский водоканал" (т. 1 л.д. 132-137).
Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Администрацией представлено ходатайство о рассмотрении дела без своего участия (т. 1 л.д. 55). До начала судебного заседания ответчик представил телефонограмму о рассмотрении дела без своего участия.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон по правилам части 2 статьи 156, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Инспекцией в рамках административного расследования, проведенного согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.06.2015 г. (т. 1 л.д. 125) на основании обращения гражданки Зидриной Е.Г. (т. 1 л.д. 107,108), проведена проверка по факту по состоянию на 07.04.2015 г.
В ходе проведения административного расследования установлено, что на станции Боярская функционирует принадлежащая Петрозаводскому участку Октябрьской дирекции по тепло-водоснабжению ОАО "РЖД" артезианская скважина, которая пригодна только для подачи воды на технические нужды, источники питьевой воды в указанном населенном пункте отсутствует.
На основании материалов административного расследования Инспекция пришла к выводу о нарушении Администрацией режима обеспечения коммунальными услугами по холодному водоснабжению населения ст.Боярская Лоухского района.
12.08.2015 года составлен протокол об административном правонарушении N 000392 (т. 1 л.д. 91-92), а 15.10.2015 вынесено постановление N 16-20/176-15 о привлечении Администрации к ответственности, предусмотренной статей 7.23 КоАП РФ, в виде 5000 рублей штрафа (т. 1 л.д. 63-65).
Администрации вменено нарушение пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 4.12 "ГОСТ Р 51617-2000 Государственный стандарт Российской Федерации Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19.06.2000 N 158-ст утвержден (далее - ГОСТ 51617-2000).
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Доводы заявителя о нарушениях при проведении проверки Закона N 294-ФЗ судом отклоняются. В соответствии с частью 3 статьи 1 указанного закона его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются.
Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру проведения проверки и привлечения общества к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении Инспекцией срока давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ; процессуальные документы составлены уполномоченными лицами; протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания соответствуют требованиям КоАП РФ; о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом; права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, привлекаемому лицу разъяснялись в процессуальных документах. Доводы заявителя в данной части суд находит необоснованными.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами указанного правонарушения являются юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях соответствующего субъекта по нарушению режима обеспечения населения коммунальными услугами, повлекшие нарушение общеобязательных требований законодательства Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальных услуг определены Правилами N 354.
Согласно подпункту "б" пункта 3 указанных правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Пунктом 4 Правил N 354 определены виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю.
Подпунктом "а" пункта 4 данных правил предусмотрено, что холодное водоснабжение - это снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Из содержания указанных норм следует, что предоставление потребителю коммунальных услуг зависит от степени благоустройства и наличия соответствующей инженерной инфраструктуры - централизованных сетей холодного водоснабжения, по которым вода подается либо во внутридомовые инженерные системы либо до водоразборной колонки.
В оспариваемом постановлении указано, что на станции Боярская функционирует принадлежащая ОАО "РЖД" артезианская скважина (т. 1 л.д. 100-102), которая не является водоразборной колонкой. При этом источники питьевой воды в указанном населенном пункте отсутствуют.
Доказательства наличия на станции Боярская какой-либо инженерной инфраструктуры, в том числе централизованных сетей холодного водоснабжения, в материалах дела отсутствуют. Представить административного органа в ходе судебного разбирательства данный факт не опроверг.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению населения безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 (зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014 N 32001).
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ. Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исходя из части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе прочих выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что при привлечении заявителя к ответственности административным органом нарушены требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, в результате чего не установлена надлежащая квалификация деяния.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмены.
Таким образом, неправильная квалификация вмененного в вину Администрации деяния свидетельствует о необоснованном привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 15.10.2015 по делу N 16-20/176-15, которым Администрация Лоухского муниципального района (ОГРН 1021001088371, ИНН 1018001085, расположена по адресу: Россия, 186660, пгт. Лоухи, Республика Карелия, Лоухский район, ул. Советская, д. 27) привлечена к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

А.Ю.ЛАЗАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)