Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 29.11.2017 N Ф05-16793/2017 ПО ДЕЛУ N А41-17809/2017

Требование: О признании незаконным порядка начисления платы за горячую воду, обязании применять в расчетах за поставленную горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ЖСК ссылается на несоответствие требованиям закона порядка определения энергоснабжающей организацией размера платы за горячую воду, поставляемую в находящийся в управлении ЖСК многоквартирный жилой дом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2017 г. по делу N А41-17809/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дзюбы Д.И.,
судей Филиной Е.Ю., Хвостовой Н.О.,
при участии в заседании:
от истца: Семенова Т.В. по дов. от 12.04.2017
Чащихина Н.А., председатель правления, прот. N 1 от 04.04.2017
от ответчика: Поляков Ю.А. по дов. от 11.04.2017 N 20
Матвейчук Д.Г. по дов. от 30.12.2016,
рассмотрев 22 ноября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ЖСК "Надежда"
на постановление от 01.08.2017 Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мизяк В.П., Гараевой Н.Я., Муриной В.А.,
в деле по иску жилищно-строительного кооператива "Надежда"
к закрытому акционерному обществу "Фрязинская теплосеть"
о признании незаконными расчетов и обязании применения нормативов расхода тепловой энергии,

установил:

жилищно-строительный кооператив "Надежда" (далее - ЖСК "Надежда", истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Фрязинская теплосеть" (далее - ЗАО "Фрязинская теплосеть", ответчик) о понуждении ответчика к применению в расчетах за поставленную горячую воду в дома, оснащенные общедомовыми приборами учета (ОДПУ), нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, понуждении ответчика выполнить перерасчет сумм, начисленных за поставленную горячую воду в ЖСК "Надежда" с учетом норматива расходов тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявленные требования уточнил, просил признать незаконным порядок начисления ЗАО "Фрязинская теплосеть" платы за горячую воду в ЖСК "Надежда", расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, пр-т Мира, д. 18а, за период с 01 октября 2016 года по 01 марта 2017 года: по Договору N 0092/1 от 01 января 2016 года за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года в размере 134 062 руб. 44 коп., по договору N 0092/1 от 01 января 2017 года за январь и февраль 2017 года в размере 88 378 руб. 73 коп., а также просил возложить на ЗАО "Фрязинская теплосеть" обязанность применять в расчетах за поставленную горячую воду в ЖСК "Надежда", расположенного по адресу: Московская область, г. Фрязино, пр-т Мира, д. 18а, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного Распоряжением от 16.05.2016 г. N 61-РВ Министерства ЖКХ Московской области на территории городского округа Фрязино, с 01 октября 2016 года. Данные уточнения приняты судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика применять в расчетах с истцом за поставленную горячую воду соответствующий норматив расхода тепловой энергии в период с 01 октября 2016 года по 01 марта 2017 года.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ЖСК "Надежда" обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает обжалуемый судебный акт не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом апелляционной инстанции по мнению истца неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Представленный ответчиком отзыв на кассационную жалобу судебной коллегией приобщен к материалам дела, поскольку он подан с соблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представители истца поддержали доводы и требования кассационной жалобы; представители ответчика возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, сослались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе, в связи со следующим.
Исковые требования заявлены на основании ст. ст. 426, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), а также положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.2.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а также Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования N 253).
В обоснование исковых требований истец ссылается на несоответствие требованиям закона порядка определения ответчиком размера платы за горячую воду, поставляемую тем в находящийся в управлении ЖСК "Надежда" многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Фрязино, пр-т Мира, д. 18а. Как указывает истец, показания приборов учета, установленных в многоквартирных домах (МКД), измеряющих тепловую энергию, используемую для нужд горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями. Истец заявляет, что при расчете платы за поставленную горячую воду необходимо учитывать утвержденный Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 61-РВ от 16.05.2016 г. норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды. Выставляя счета на оплату стоимости поставленной горячей воды, в которых при расчете платы использован не вышеуказанный норматив, а учтен объем тепловой энергии исходя из данных приборов учета МКД, использованной для подогрева горячей воды, ответчик, таким образом, необоснованно завышает размер платы за поставленную горячую воду.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что применение нормативных значений в расчете стоимости коммунальных ресурсов для определения объема фактически потребленных ресурсов возможно только в отсутствие приборов учета, непосредственно определяющих количество потребленных коммунальных ресурсов. Также ответчик сослался на избрание истцом ненадлежащего способа защиты права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в период с 01.10.2016 г. по 01.03.2017 ответчик оказывал истцу услуги по поставке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в МКД, расположенный по адресу: Московская область, г. Фрязино, пр-т Мира, д. 18а.
Договор теплоснабжения в форме единого документа между сторонами не подписан. В материалы дела представлены экземпляр договора теплоснабжения жилищного фонда N 92 от 01.01.2014 (т. 1 л.д. 51-62) сроком действия на 2014-2015 годы, в котором имеется отметка истца "ознакомлен". Также в материалах дела имеются экземпляры составленных истцом и ответчиком договоров горячего водоснабжения N 0092/1 от 01.01.2016 г. (т. 1 л.д. 63-71) и N 0092/1-17 от 01.01.2017 г. (т. 2 л.д. 67-79), однако данные договоры истцом подписаны с протоколами разногласий, которые, в свою очередь, не подписаны ответчиком.
По правилам статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Не оспаривая факт оказания ответчиком услуг по поставке тепловой энергии в МКД, находящийся по адресу: Московская область, г. Фрязино, пр-т Мира, д. 18а, как и, не оспаривая наличие у ЖСК "НАДЕЖДА" обязанности оплатить стоимость поставленного коммунального ресурса, истец не согласен с порядком начисления ответчиком размера платы за тепловую энергию, необходимую для подогрева холодной воды.
Суды установили, что в период с 01.10.2016 г. по 01.03.2017 г. ответчик в целях оплаты истцом оказанных услуг по поставке горячей воды в вышеуказанный МКД ежемесячно выставлял истцу универсальные передаточные документы (УПД). Стоимость платы за горячую воду была рассчитана ответчиком исходя из показаний общедомовых приборов учета холодной воды и учета количества тепловой энергии (узел учета тепловой энергии с тепловычислителем). В период с октября 2016 года по февраль 2017 года включительно ответчиком начислена плата за поставленную тепловую энергию в размере 636 147 руб. 97 коп.
В то же время, исходя из составленного истцом расчета с применением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного Распоряжением от 16.05.2016 г. N 61-РВ Министерства ЖКХ Московской области на территории городского округа Фрязино, стоимость оказанных ответчиком услуг горячего водоснабжения в период с 01.10.2016 г. по 01.03.2017 г. составила 413 706 руб. 80 коп. При этом указанная сумма истцом выплачена ответчику, что не оспаривается ЗАО "ФРЯЗИНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ".
Таким образом, за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года разница в расчетах истца и ответчика за оказанные услуги горячего водоснабжения составила 134 062 руб. 44 коп., а за период январь и февраль 2017 года - 88 378 руб. 73 коп.
В соответствии с пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. N 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
В целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, пунктом 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. При этом в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной на общедомовые нужды при потреблении коммунальных услуг горячего водоснабжения, распределяется в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по формуле 11.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Вместе с тем, Правилами N 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, Правилами N 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила N 306 предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
- - в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;
- - на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
В соответствии с распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 16.05.2016 г. N 61-РВ на территории городского округа Фрязино утвержден норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, равный 0,0646 Гкал/куб. м (для домов с полотенцесушителями).
Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее, соответственно - постановление N 124, Правила N 124).
Согласно подпунктам "г", "е" пункта 17 Правил N 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.
При этом во взаимосвязи с требованиями Правил N 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253.
Пунктом 4 Требований N 253 установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.
При этом пунктом 5 Требований N 253 предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил N 124.
Размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
Управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Пунктом 5 Требований N 253 установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме - размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Оценив представленные истцом доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, учитывая вышеприведенные положения нормативных правовых актов и разъяснений, пришел к правомерному выводу о том, что порядок начисления платы за горячую воду в ЖСК "Надежда", применяемый ЗАО "Фрязинская теплосеть" за период с 01.10.2016 г. по 01.03.2017 г., не может быть признан соответствующим требованиям действовавшего в тот период времени законодательства, а также о выборе истцом надлежащего способа защиты нарушенного права.
Отказ судом первой инстанции от удовлетворения части исковых требований истцом в кассационной жалобе не оспорен.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что расчет стоимости поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом ресурса (горячей воды) на основании норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, может быть осуществлен только в случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета с тепловычислителем, позволяющим определить количество затраченной тепловой энергии для предоставления ГВС, который в обслуживаемом истцом доме имеется.
Также апелляционный суд в обжалуемом постановлении сослался на иные дела, рассмотренные судами ранее со схожими обстоятельствами, и на не заявление истцом требований об урегулировании разногласий между истцом и ответчиком при заключении договора горячего водоснабжения N 0092/1 от 01 января 2016 года.
Между тем, суд кассационной инстанции считает неправомерными вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции, сделанные при неправильном применении норм материального и процессуального права в связи со следующим.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При рассмотрении спора суд первой инстанции применил подлежащие применению в настоящем деле нормы права, регулирующие отношения сторон с учетом основания и предмета иска. В том числе, применяя общие и специальные нормы действующего законодательства, суд правомерно отдал приоритет нормам, которые в большей степени охраняют права и законные интересы граждан - собственников и пользователей помещений в многоквартирном жилом доме, куда фактически ответчиком поставлялся коммунальный ресурс.
То обстоятельство, что истец не попытался в судебном порядке урегулировать возникшие у него с ответчиком разногласия при согласовании условий договоров на поставку горячей воды в 2016 - 2017 годах не лишает истца права на судебную защиту с использованием иных механизмов, хотя прямо и не предусмотренных законом, но и не запрещенных им.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что судом первой инстанции при правильном применении норм материального права установлены все обстоятельства спора, имеющие значение для правомерного его разрешения, тогда как судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным, отменив постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2017 по делу N А41-17809/2017 отменить, решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2017 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий судья
Д.И.ДЗЮБА

Судьи
Е.Ю.ФИЛИНА
Н.О.ХВОСТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)