Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2017 N 17АП-12374/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А50-14932/2017

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. N 17АП-12374/2017-ГК

Дело N А50-14932/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ватолиной М.В.,
при участии:
представителя истца Петрова В.Л. по доверенности от 24.08.2017,
представителя ответчика Шуман Е.Р. по доверенности от 30.11.2016,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 июля 2017 года,
принятое судьей Балякиной О.В.
по делу N А50-14932/2017
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (ОГРН 1145958003366, ИНН 5902990563)
к федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования "Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (ОГРН 1025901510436, ИНН 5907011998)
о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах,
установил:

некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" (далее - истец, Фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования "Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с февраля 2015 года по март 2017 года в сумме 2 938 826,23 руб., пеней на основании части 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт в сумме 90 005,16 руб. (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.07.2017 (резолютивная часть объявлена 13.07.2017, судья Балякина О.В.) исковые требования удовлетворены, с Учреждения в пользу Фонда взыскана задолженность в сумме 2 938 826,23 руб., пени в сумме 90 005,16 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 38 144 руб.
Не согласившись с названным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает на неверное применение судом норм материального права.
По мнению Учреждения, оно является ненадлежащим ответчиком в части требований о взыскании неустойки. Поскольку в силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме путем внесения взносов на капитальный ремонт, в данном случае неустойка подлежит взысканию с Российской Федерации, которая является собственником имущества Учреждения.
Кроме того, ответчик указывает на то, что договор на возмещение расходов на долевое софинансирование капитального ремонта общего имущества домов между ним и Фондом в части ответственности между сторонами не согласован. Поскольку финансирование работ для нужд государственных учреждений осуществляется за счет средств федерального бюджета, а государственный контракт в части штрафных санкций не был заключен, у Учреждения не возникло обязательств по уплате денежных средств Фонду.
Ответчик просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика на доводах жалобы настаивал.
Истец представил письменный отзыв, в котором обжалуемое решение просит оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фонд создан на основании Постановления Правительства Пермского края от 22.07.2013 года N 939-п "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" и, являясь региональным оператором, действует на основании ЖК РФ и Закона Пермского края от 11.03.2014 года N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 304-ПК).
Фонд является исполнителем Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года N 288-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта" (далее - Программа).
29.09.2016 года между Фондом (по договору - Фонд) и Учреждением (по договору - Собственник) заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, регламентирующий в соответствии с пунктом 1.1 отношения по взаимодействию сторон по формированию фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов путем перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества домов на счет Фонда в виде обязательственных прав Собственника в отношении Фонда и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (л.д. 17-20).
Данный договор со стороны ответчика подписан с протоколом разногласий от 25.10.2016, протокол разногласий со стороны истца подписан с протоколом урегулирования разногласий, протокол урегулирования разногласий от 29.11.2016 со стороны ответчика не подписан, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что между сторонами договор заключен на условиях, за исключением тех, что указаны в неурегулированных пунктах.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора (в редакции протокола разногласий от 25.10.2016) к обязанностям собственника отнесена уплата на основании платежных документов, представленных фондом, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, в размере, установленном Правительством Пермского края.
Пунктом 6.1 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 февраля 2015 года, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В приложении к договору от 29.09.2016 стороны согласовали перечень помещений многоквартирных домов, их площадь (л.д. 22-35).
Размер взносов установлен Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2014 N 1149-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2015-2017 гг." (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 18.11.2015 N 989-п) и составил на 2015 год - 7,00 руб./кв. м; на 2016 год - 7,58 руб./кв. м (л.д. 188).
За период с февраля 2015 года по март 2017 года ответчику начислены взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на общую сумму 2 938 826,23 руб.
Предъявленные истцом к оплате счета N 0000014728 от 29.08.2016, N 0000015789 от 13.09.2016, N 0000015790 от 13.09.2016, N 0000016728 от 19.10.2016, N 0000018116 от 16.11.2016, N 0000010254 от 20.01.2017, N 0000013761 от 17.02.2017, N 0000014499 от 16.03.2017 на общую сумму 2 938 826,23 руб. ответчиком не оплачены, доказательств обратного ответчиком не представлено.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке Фондом в адрес Учреждения письмом от 24.03.2017 N СЭД-02-08-1145 направлена претензия с требованием об оплате задолженности (л.д. 14-15).
В связи с наличием задолженности ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с февраля 2015 года по март 2017 года, Фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт со стороны ответчика, подтвержден материалами дела, доказательства оплаты не представлены.
Исследовав материалы, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома включены в структуру коммунальных платежей.
Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации) Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирные дома, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в Региональную программу капитального ремонта могут не включаться дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения Региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирного дома из такой Программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в Региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в Региональную программу капитального ремонта не включаются дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации Региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества такого дома.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении четырех календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликована утвержденная Региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 2 статьи 169 ЖК РФ).
Согласно положениям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с указанным Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании положений пункта 1 статьи 299, статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения на основании решения собственника о закреплении имущества за ним на праве оперативного управления с момента государственной регистрации права в установленном порядке.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 119-150 том 2, л.д. 1-233 том 3) подтверждается, что квартиры в домах N 56 "б", 56 "г" по ул. Писарева г. Перми спорный период находились в оперативном управлении у Учреждения. Следовательно, оно как фактический владелец помещений в доме является субъектом обязательств, предусмотренных статьей 158 ЖК РФ, и обязано уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации необходимость заключения договоров о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов отменена.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества дома вытекает из норм ЖК РФ, и их неуплата противоречит законодательству Российской Федерации. Деятельность истца направлена на защиту охраняемого публичного интереса.
В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени.
Поскольку Учреждение своевременно не уплатило взносы на капитальный ремонт, суд обоснованно и законно удовлетворил иск как в части взыскания задолженности, так и в части взыскания пеней за просрочку оплаты.
При этом суд первой инстанции, при отсутствии согласованного сторонами условия договора об ответственности, применил положения части 14.1 статьи 155 ЖК РФ, взыскав законную неустойку.
Доводы Учреждения в данной части признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Ссылка Учреждения на то, что неустойка подлежит взысканию только с собственника помещений, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании изложенных выше норм права.
Все доводы ответчика были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда от 14 июля 2017 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в силу статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 14 июля 2017 года по делу N А50-14932/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
О.Г.ВЛАСОВА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
С.А.ЯРИНСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)