Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-26930/2016

Требование: О возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Действия, по словам истца, выразились в утрате собственности без выплаты компенсации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. по делу N 33-26930


Судья Сальникова М.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.
судей Бабенко О.И., Лебедевой И.Е.
при секретаре К.В.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой И.Е. дело по апелляционной жалобе представителя истца Р., действующего на основании доверенности В., на решение Тверского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Р. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Администрации Ленинского муниципального района Московской области, С. о возмещении ущерба отказать,
установила:

Р. обратилась с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Администрации Ленинского муниципального района Московской области, С. о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов Росреестра, обладающих исключительной компетенцией по определению условий и процедур, связанных с отчуждением недвижимого имущества, по надзору за правомерностью совершения данных процедур, выразившегося в утрате собственности без выплаты компенсации, в размере * руб. Указанный ущерб просит возместить за счет казны Российской Федерации.
Представитель истца В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ К. в судебное заседание явился, иск не признал, указывая на то, что истцом не доказаны факт ущерба и незаконность действий государственных органов Росреестра, а также причинно-следственная связь, между причиненным ей вредом и действиями государственных органов, указал также на то, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель Управления государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, представитель Администрации Ленинского муниципального района Московской области, С., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Р., действующий на основании доверенности В., по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам по делу.
Представитель истца Р., действующий на основании доверенности В., в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчики Министерство финансов РФ, Управление государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Администрация Ленинского муниципального района Московской области, С. представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия в открытом судебном заседании, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от * года Р. приобретены земельный участок и жилой дом по адресу: *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Решением * районного суда * области от * года, вступившим в законную силу, были удовлетворены исковые требования Администрации Ленинского района Московской области о признании возведенного строения самовольной постройкой и его сносе, поскольку указанный дом имеет все признаки многоквартирного жилого дома, возведен на земельном участке (в том числе и за пределами его границ с восточной стороны) не соответствующим для этих целей и без соответствующего разрешения. Согласно заключению * "*", рыночная стоимость дома по состоянию на * г. составляет * руб.
По утверждению истца, в результате сноса жилого дома она понесла убытки в размере стоимости дома, данные убытки причинены в результате незаконных действий сотрудников Росреестра, которые не исполнили должным образом свои прямые обязанности, совершили государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не проверив на подлинность и соответствие закону документы, представленные на регистрацию продавцом С., истец же, как добросовестный приобретатель, не могла знать о незаконности данных документов, и не должна нести риск ответственности за совершение ошибки органом государственной власти.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст. ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ, суд пришел к выводу, что истцом не доказан факт причинения материального вреда и наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями (бездействием) должностных лиц государственного органа, а также не приведено доказательств незаконности действий должностных лиц Росреестра и наличие причинно-следственной связи между действиями должностных лиц сотрудников Росреестра и ущербом причиненным истцу.
Оспаривая состоявшееся по делу решение, истец ссылается на то, что судом первой инстанции при принятии решения не был учтен тот факт, что дом был зарегистрирован с условным номером * на основании Декларации об объекте недвижимого имущества от * года во время действия Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста РФ от 14.09.2006 года N 293 согласно, которому регистратор обязан был провести правовую экспертизу документов и проверить законность сделки, а также убедиться в том, что данный объект не является самовольной постройкой.
С данным доводом апелляционной жалобы судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Ранее, до 1 октября 2013 года, во исполнение подпункта "б" пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 17 августа 2006 г. N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества" устанавливалось, что технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства по установленной названным Приказом форме являлся единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
В соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ таким документом стал кадастровый паспорт.
Так, в соответствии с п. 1, 4, 5 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1).
Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (п. 4).
Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации (п. 5).
В силу ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в 2010 году) (в дальнейшем - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. (ч. 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 2).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 191-ФЗ до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Таким образом, до 1 марта 2018 года кадастровый (технический) паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на отведенном для этих целей земельном участке.
Согласно ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (ч. 1 ст. 41).
В силу ч. 8 названной статьи сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Технический план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего данный план (ч. 9 ст. 41).
Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 10 ст. 41).
Из указанного следует, что при применении абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и решении вопроса о том, соответствуют ли документы, представленные заявителем на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию положениям действующего законодательства, государственный регистратор должен исходить из требований к такого роду документам, предъявляемых законом о кадастре и принятых в его исполнение подзаконными нормативными актами.
Согласно пунктов 5 и 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем, а многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Доказательства, свидетельствующие о том, что предоставленный на регистрацию в * году кадастровый паспорт либо декларация об объекте недвижимого имущества, предоставленная по форме утвержденной приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447, содержали сведения о том, что заявленный к регистрации жилой дом имеет признаки многоквартирного, истцом предоставлены не были. Этажность и площадь жилого дома не являются достаточными признаками, свидетельствующими о том, что заявленный к регистрации дом носит признаки многоквартирного.
Из предоставленных в материалы дела копий кадастровых паспортов следует, что дом задекларирован в качестве жилого. Основания сомневаться в достоверности сведений, указанных правообладателем дома в декларации объекта недвижимости у должностного лица регистрирующего органа не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Как следует из материалов дела право собственности на спорный жилой дом возникло у истца на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от * года, соответственно, у регистрационного органа при совершении Р. сделки имелась обязанность проверить сделку на наличие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а обязанность проверять документы, представленные на государственную регистрацию по сделке, совершенной ранее Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на регистрирующий орган не возложена.
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности того, что при совершении регистрации прав собственности Р. на жилой дом площадью * кв. м по адресу: * на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от * года, должностными лицами регистрирующего органа были совершены какие-либо незаконные действия (бездействия), а также о наличии причинно-следственной связи между действиями по регистрации сделок с жилым домом и убытками истца.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нормы процессуального права судом не нарушены, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку имеющихся по делу доказательств, а потому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Тверского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)