Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 17АП-3944/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А50-23449/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. N 17АП-3944/2017-ГК

Дело N А50-23449/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Ивановой Н.А., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии
представителя ответчика Патракеевой О.А. по доверенности от 22.112016,
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Пермского края в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 февраля 2017 года,
принятое судьей Овчинниковой С.А.
по делу N А50-23449/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭП" (ОГРН 1065907022763, ИНН 5907030856)
к Пермскому краю в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210)
третье лицо: государственное казенное учреждение Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края"
о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, пеней,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭП" (далее - истец, общество "УК "РЭП") обратилось в арбитражный суд с иском к Пермскому краю в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - ответчик, Пермский край в лице Министерства строительства и ЖКХ) о взыскании за счет казны Пермского края платы за содержание жилья и коммунальные услуги, оказанные за период с января по апрель 2015 года в сумме 7 723,22 руб., пеней на основании части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) за период с 11.02.2015 по 30.09.2016 в сумме 2 365,12 руб. с дальнейшим их начислением по день фактической оплаты долга (с учетом уточнения в части наименования ответчика, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Определением суда от 12.12.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края" (далее - учреждение "Управление жилыми помещениями").
Решением арбитражного суда от 08.02.2017 исковые требования удовлетворены, с Пермского края в лице Министерства строительства и ЖКХ за счет казны Пермского края в пользу ООО "УК "РЭП" взыскана задолженность в сумме 7 723,22 руб., пени в сумме 2 365,12 руб., расходы по уплате госпошлины по иску в сумме 2000 руб., расходы по получению выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в сумме 202 руб. Также суд решил произвести начисление на сумму долга в размере 7 723,22 руб. пеней с 01.10.2016 по день уплаты задолженности по правилам части 14 статьи 155 ЖК РФ.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что судом при вынесении решения не проверена правильность расчета размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Производя расчет платы за услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды по нормативу, истец должен подтвердить отсутствие в доме общедомового прибора учета горячей воды. Таких доказательств не представлено. Доказательств наличия договора между ООО "УК "РЭП" и ООО "ПСК", установленные тарифы для которого используются истцом при расчете платы за отопление, не представлено. Расчет размера платы за содержание жилого помещения и за потребление коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды судом не проанализирован. Спорные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления за учреждением "Управление жилыми помещениями", следовательно, на нем и лежит обязанность по оплате коммунальных услуг. Поскольку общество "УК "РЭП" не представляло Министерству строительства и ЖКХ платежные документы, ответчик не мог исполнить обязательства по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на то, что отсутствие у собственника помещения счетов на оплату не освобождает его от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества. Расчет платы за отопление произведен в соответствии с формулой N 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исходя из норматива, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края", тарифа, утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 N 311-т "О тарифах на теплоноситель, тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)" и общей площади спорного помещения. Истец считает, что оснований для отмены решения нет, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В ходе судебного заседания представитель ответчика на доводах жалобы настаивала.
Истец, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено судом в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие истца, третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 07.07.2014, договора управления от 01.11.2012 общество "УК "РЭП" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Кабельщиков, д. 8.
С 26.12.2014 собственником жилого помещения общей площадью 34 кв. м (квартира N 135) в данном многоквартирном доме является Пермский край, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.08.2016.
Исходя из Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.02.2014 N 90-п, Министерство строительства и ЖКХ осуществляет полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В период с 01.01.2015 по 27.04.2015 истцом оказаны услуги по содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, коммунальные услуги. Обязательства по оплате услуг ответчиком не исполнены, в результате чего у Пермского края в лице Министерства строительства и ЖКХ перед обществом "УК "РЭП" образовалась задолженность в сумме 7 723,22 руб.
Указанное явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящем иском.
Суд первой инстанции, установив то, что собственником спорных нежилых помещений является Пермский край в лице Министерства строительства и ЖКХ, истцом услуги по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, коммунальные услуги оказывались надлежащим образом, ответчиком же, напротив, обязательства по оплате не исполнены, взыскал с Пермского края в лице Министерства строительства и ЖКХ за счет казны Пермского края задолженность в сумме 7 723,22 руб., а также пени на основании части 14 статьи 155 ЖК РФ за период с 11.02.2015 по 30.09.2016 в сумме 2 365,12 руб., с 01.10.2016 по день фактической уплаты долга.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит.
Частями 1, 2 статьи 39 ЖК РФ установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника помещения возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ закреплено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, перечисленных в части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В случае выбора способа управления управляющей организацией на собственниках помещений лежит обязанность заключить договор управления с такой управляющей организацией (часть 5 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с положениями статьи 39, частей 3, 7, 8 статьи 156, статьи 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений. Такие расходы указанные собственники нежилых помещений несут путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги.
Факт осуществления истцом в период с января по апрель 2015 года управления домом N 8 по ул. Кабельщиков, то есть оказания им услуг по содержанию жилого помещения, коммунальных услуг, ответчиком не оспаривается.
Поскольку в спорный период (с января по апрель 2015 года) в доме N 8 по ул. Кабельщиков г. Перми отсутствовал общедомовой прибор учета горячего водоснабжения, что подтверждается справкой от 21.11.2016 (л.д. 116), расчет количества и стоимости горячей воды произведен истцом в соответствии с пунктом 48 Правил N 354, формулой N 10 приложения N 2 к Правилам N 354, то есть с учетом нормативов потребления, утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 17.05.2013 N СЭД-38-01-03-66 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
Расчет платы за отопление произведен в соответствии с формулой N 2 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 N 624-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края", тарифа, утвержденного Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 N 311-т "О тарифах на теплоноситель, тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (Пермский городской округ)" и общей площади спорного помещения.
Непредставление в материалы дела договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией на поставку теплоносителя, тепловой энергии (мощности) не отменяет правильности расчета.
Ввиду того, что в доме N 8 по ул. Кабельщиков г. Перми собственники помещений в спорный период (с января по апрель 2015 года) не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, при расчете такой платы истец руководствовался частью 4 статьи 158 ЖК РФ, Постановлением Администрации г. Перми от 18.03.2014 N 177 "Об установлении размера платы за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого помещения для населения в жилых зданиях".
Взыскиваемые суммы за оказание услуг по содержанию жилья, текущему ремонту, отоплению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, расчеты данных сумм, правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право оперативного управления согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.08.2016 подтверждается, что квартира N 135 в доме N 8 по ул. Кабельщиков г. Перми находится в собственности Пермского края, дата государственной регистрации права: 26.12.2014, а также принадлежит учреждению "Управление жилыми помещениями" на праве оперативного управления, дата государственной регистрации права: 27.04.2015.
Таким образом, право владения и пользования спорным объектом возникло у третьего лица с момента внесения соответствующей записи в реестр, то есть с 27.04.2015. До указанной даты бремя содержания спорного имущества должен нести Пермский край как его собственник.
Из расчета суммы иска (л.д. 9) видно, что истец предъявляет ответчику плату с 01.01.2015 по 27.04.2015.
Исходя из Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.02.2014 N 90-п, Министерство строительства и ЖКХ осуществляет полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования.
На основании вышеизложенного, с Пермского края в лице Министерства строительства и ЖКХ за счет казны Пермского края в пользу ООО "УК "РЭП" правомерно взыскана задолженность в сумме 7 723,22 руб.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ (в редакции от 31.12.2014) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Частью 1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Поскольку ответчиком в установленные сроки плата не вносилась, начисление неустойки за период с 11.02.2015 по 30.09.2016 обоснованно. Арифметическая правильность расчета судами проверена, ответчиком не оспорена, признана верной.
Ссылки ответчика на то, что начисление неустойки является неправомерным, поскольку платежные документы в его адрес не направлялись, информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги он не располагал, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Доказательств того, что ответчик не мог исполнить обязательство вследствие наличия каких-либо обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, требования удовлетворены в полном объеме правомерно. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать, решение оставить без изменения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
От оплаты госпошлины по апелляционной жалобе ответчик освобожден в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому ее распределение не производится.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 08 февраля 2017 года по делу N А50-23449/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
О.Г.ВЛАСОВА
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
С.А.ЯРИНСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)