Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик (энергоснабжающая организация) незаконно уклоняется от принятия после поверки прибора учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Старченковой В.В., при участии от публичного акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" Вторыгина Э.Э. (доверенность от 01.01.2017 N МТ-004/2017), рассмотрев 19.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рикдом" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2017 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу N А42-5555/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рикдом", место нахождения: 183050, Мурманская область, город Мурманск, улица Беринга, 10-51, ОГРН 1065190035756, ИНН 5190146886 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к публичному акционерному обществу "Мурманская ТЭЦ", место нахождения: 183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Шмидта, дом 14, ОГРН 1055100064524, ИНН 5190141373 (далее - Мурманская ТЭЦ), об обязании в течение пяти дней после вступления решения суда в законную силу принять в эксплуатацию после поверки приборы учета узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя Общества, расположенного в многоквартирном доме N 14 по улице Володарского в городе Мурманске.
К участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена государственная жилищная инспекция по Мурманской области, владелец административного здания по улице Володарского, дом 16 - государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А.Баяндина" (далее - Учреждение), товарищество собственников жилья "Володарского 14" (далее - Товарищество).
Решением от 19.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.06.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск.
Как полагает податель жалобы, суды ошибочно применили к спорным правоотношениям Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению Общества, суды вышли за пределы заявленных исковых требований, поскольку порядок распределения между тремя зданиями объема тепловой энергии, определенного спорным прибором учета, не имеет отношения к предмету спора.
В судебном заседании представитель Мурманской ТЭЦ возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Общество надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании заключенного 28.02.2013 Товариществом и Обществом договор от 28.02.2013, Общество обеспечивает управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Мурманск, улица Володарского, дом 14 (лицензия Общества 21.04.2015 N 000066 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Во исполнение условий указанного договора Мурманская ТЭЦ (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.07.2013 заключили договор теплоснабжения N 3134, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту тепловую энергию надлежащего качества в многоквартирный дом, расположенный по адресу: улица Володарского, дом 14, а абонент - принимать ее и оплачивать.
В приложении N 3 к договору теплоснабжения стороны согласовали порядок взаимодействия при эксплуатации узла учета тепловой энергии.
Согласно пункту 6.1 договора объем тепловой энергии, поставленной за расчетный период, определяется в соответствии с показаниями узла учета тепловой энергии за вычетом объемов поставки тепловой энергии, потребленной собственниками и пользователями нежилых помещений в доме по договорам, заключенным ими непосредственно с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 6.2 договора при эксплуатации узла учета тепловой энергии стороны осуществляют взаимодействие в порядке, определенном в приложении N 3 к договору.
В пункте 4 приложения N 3 к договору предусмотрено, что прием в эксплуатацию узла учета тепловой энергии осуществляется энергоснабжающей организацией по письменному обращению абонента.
Установленный во исполнение условий договора узел учета тепловой энергии определяет объем тепловой энергии, потребленной тремя отдельно стоящими зданиями по улице Володарского, а именно: двумя многоквартирными домами N 14 и 14а, а также нежилым зданием (наркологического диспансера) дом 16.
В письме от 29.03.2016 N 28-4/1980 Мурманская ТЭЦ сообщила Обществу о том, что 28.05.2016 наступает срок очередной государственной поверки названного прибора учета. Одновременно энергоснабжающая организация, ссылаясь на положения пункта 2 Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и позицию государственной жилищной инспекции по Мурманской области, указала, что в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено осуществление расчетов по прибору учета, который определяет объем тепловой энергии потребляемый двумя и более домами. В связи с этим Мурманская ТЭЦ отметила, что с 29.05.2016 прекращает расчеты по показаниям прибора учета, установленного в многоквартирном доме N 14, а также предложила Обществу произвести реконструкцию систем теплоснабжения трех домов и оборудовать каждый из них собственным прибором учета в соответствии с действующими правилами в срок до 01.06.2016.
Письмом от 01.04.2016 Общество просило энергоснабжающую организацию принять после очередной поверки в работу узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по улице Володарского в доме 14. Указанное письмо получено Мурманской ТЭЦ 05.04.2016.
Поскольку ответа от Мурманской ТЭЦ не последовало, Общество вручило ей 06.06.2016 претензию от 02.06.2016, в которой повторно потребовало принять прибор учета в эксплуатацию после поверки, а также произвести расчеты за тепловую энергию, полученную в марте - мае 2016 года, в соответствии с его показаниями.
Письмом от 14.06.2016 N 28-4/3781 энергоснабжающая организация отклонила требование Общества.
Общество, посчитав, что Мурманская ТЭЦ незаконно уклоняется от возложенных на нее договором обязательств по принятию прибора учета в эксплуатацию, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске. Суды согласились с позицией энергоснабжающей организации и сделали вывод о том, что спорный прибор учета не может обеспечить достоверный учет тепловой энергии, подлежащей оплате собственниками и владельцами помещений в многоквартирном доме N 14, находящегося в управлении Общества, а также самим истцом как исполнителем коммунальных услуг.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункты 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктом 10, подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Подпункт "с" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
При этом прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является общедомовым прибором учета в силу понятия, используемых в пункте 2 Правил N 354, согласно которому "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Действующее законодательство не предусматривает установку одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов.
Аналогичную позицию государственная жилищная инспекция по Мурманской области изложила в отзыве на иск, а также в выданном Мурманской ТЭЦ предписании, законность которого в судебном порядке не проверялась (том дела 2 листы 26, 40, 41).
При таких обстоятельствах суды правомерно указали на то, что поскольку спорный прибор учета определяет объем тепловой энергии, потребленной тремя домами, то этот прибор учета нельзя признать общедомовым по отношению к спорному дому, который подлежит приемке в эксплуатацию ответчиком.
Вопреки утверждению подателя жалобы, суды, рассматривая заявленные истцом требования, обоснованно исходил из того, что при определении объема обязательств в спорных отношениях подлежат применению положения Правил N 354.
Кроме того, кассационная инстанция также отмечает, что по общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешние инженерные сети не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома и не должны ими содержаться. Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях.
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (пункты 40, 63, 64 Правил N 354, части 6.2, 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей. По смыслу приведенных правовых норм правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Ни управляющая компания, ни ресурсоснабжающая организация не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по делу N А42-5555/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рикдом" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2017 N Ф07-10727/2017 ПО ДЕЛУ N А42-5555/2016
Требование: Об обязании принять в эксплуатацию приборы учета узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, расположенного в многоквартирном доме.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик (энергоснабжающая организация) незаконно уклоняется от принятия после поверки прибора учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N А42-5555/2016
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Серовой В.К., Старченковой В.В., при участии от публичного акционерного общества "Мурманская ТЭЦ" Вторыгина Э.Э. (доверенность от 01.01.2017 N МТ-004/2017), рассмотрев 19.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рикдом" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2017 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу N А42-5555/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рикдом", место нахождения: 183050, Мурманская область, город Мурманск, улица Беринга, 10-51, ОГРН 1065190035756, ИНН 5190146886 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к публичному акционерному обществу "Мурманская ТЭЦ", место нахождения: 183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Шмидта, дом 14, ОГРН 1055100064524, ИНН 5190141373 (далее - Мурманская ТЭЦ), об обязании в течение пяти дней после вступления решения суда в законную силу принять в эксплуатацию после поверки приборы учета узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя Общества, расположенного в многоквартирном доме N 14 по улице Володарского в городе Мурманске.
К участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена государственная жилищная инспекция по Мурманской области, владелец административного здания по улице Володарского, дом 16 - государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманская областная клиническая больница имени П.А.Баяндина" (далее - Учреждение), товарищество собственников жилья "Володарского 14" (далее - Товарищество).
Решением от 19.01.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.06.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск.
Как полагает податель жалобы, суды ошибочно применили к спорным правоотношениям Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению Общества, суды вышли за пределы заявленных исковых требований, поскольку порядок распределения между тремя зданиями объема тепловой энергии, определенного спорным прибором учета, не имеет отношения к предмету спора.
В судебном заседании представитель Мурманской ТЭЦ возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Общество надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании заключенного 28.02.2013 Товариществом и Обществом договор от 28.02.2013, Общество обеспечивает управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Мурманск, улица Володарского, дом 14 (лицензия Общества 21.04.2015 N 000066 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Во исполнение условий указанного договора Мурманская ТЭЦ (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.07.2013 заключили договор теплоснабжения N 3134, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту тепловую энергию надлежащего качества в многоквартирный дом, расположенный по адресу: улица Володарского, дом 14, а абонент - принимать ее и оплачивать.
В приложении N 3 к договору теплоснабжения стороны согласовали порядок взаимодействия при эксплуатации узла учета тепловой энергии.
Согласно пункту 6.1 договора объем тепловой энергии, поставленной за расчетный период, определяется в соответствии с показаниями узла учета тепловой энергии за вычетом объемов поставки тепловой энергии, потребленной собственниками и пользователями нежилых помещений в доме по договорам, заключенным ими непосредственно с энергоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 6.2 договора при эксплуатации узла учета тепловой энергии стороны осуществляют взаимодействие в порядке, определенном в приложении N 3 к договору.
В пункте 4 приложения N 3 к договору предусмотрено, что прием в эксплуатацию узла учета тепловой энергии осуществляется энергоснабжающей организацией по письменному обращению абонента.
Установленный во исполнение условий договора узел учета тепловой энергии определяет объем тепловой энергии, потребленной тремя отдельно стоящими зданиями по улице Володарского, а именно: двумя многоквартирными домами N 14 и 14а, а также нежилым зданием (наркологического диспансера) дом 16.
В письме от 29.03.2016 N 28-4/1980 Мурманская ТЭЦ сообщила Обществу о том, что 28.05.2016 наступает срок очередной государственной поверки названного прибора учета. Одновременно энергоснабжающая организация, ссылаясь на положения пункта 2 Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и позицию государственной жилищной инспекции по Мурманской области, указала, что в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено осуществление расчетов по прибору учета, который определяет объем тепловой энергии потребляемый двумя и более домами. В связи с этим Мурманская ТЭЦ отметила, что с 29.05.2016 прекращает расчеты по показаниям прибора учета, установленного в многоквартирном доме N 14, а также предложила Обществу произвести реконструкцию систем теплоснабжения трех домов и оборудовать каждый из них собственным прибором учета в соответствии с действующими правилами в срок до 01.06.2016.
Письмом от 01.04.2016 Общество просило энергоснабжающую организацию принять после очередной поверки в работу узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по улице Володарского в доме 14. Указанное письмо получено Мурманской ТЭЦ 05.04.2016.
Поскольку ответа от Мурманской ТЭЦ не последовало, Общество вручило ей 06.06.2016 претензию от 02.06.2016, в которой повторно потребовало принять прибор учета в эксплуатацию после поверки, а также произвести расчеты за тепловую энергию, полученную в марте - мае 2016 года, в соответствии с его показаниями.
Письмом от 14.06.2016 N 28-4/3781 энергоснабжающая организация отклонила требование Общества.
Общество, посчитав, что Мурманская ТЭЦ незаконно уклоняется от возложенных на нее договором обязательств по принятию прибора учета в эксплуатацию, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске. Суды согласились с позицией энергоснабжающей организации и сделали вывод о том, что спорный прибор учета не может обеспечить достоверный учет тепловой энергии, подлежащей оплате собственниками и владельцами помещений в многоквартирном доме N 14, находящегося в управлении Общества, а также самим истцом как исполнителем коммунальных услуг.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункты 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктом 10, подпунктом "к" пункта 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Подпункт "с" пункта 31 Правил N 354 возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
При этом прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является общедомовым прибором учета в силу понятия, используемых в пункте 2 Правил N 354, согласно которому "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Действующее законодательство не предусматривает установку одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов.
Аналогичную позицию государственная жилищная инспекция по Мурманской области изложила в отзыве на иск, а также в выданном Мурманской ТЭЦ предписании, законность которого в судебном порядке не проверялась (том дела 2 листы 26, 40, 41).
При таких обстоятельствах суды правомерно указали на то, что поскольку спорный прибор учета определяет объем тепловой энергии, потребленной тремя домами, то этот прибор учета нельзя признать общедомовым по отношению к спорному дому, который подлежит приемке в эксплуатацию ответчиком.
Вопреки утверждению подателя жалобы, суды, рассматривая заявленные истцом требования, обоснованно исходил из того, что при определении объема обязательств в спорных отношениях подлежат применению положения Правил N 354.
Кроме того, кассационная инстанция также отмечает, что по общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешние инженерные сети не являются общим имуществом собственников многоквартирного дома и не должны ими содержаться. Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях.
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (пункты 40, 63, 64 Правил N 354, части 6.2, 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей. По смыслу приведенных правовых норм правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору). Ни управляющая компания, ни ресурсоснабжающая организация не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, процессуальных нарушений судами при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по делу N А42-5555/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рикдом" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.КУСТОВ
Судьи
В.В.СТАРЧЕНКОВА
В.К.СЕРОВА
А.А.КУСТОВ
Судьи
В.В.СТАРЧЕНКОВА
В.К.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)