Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 N 20АП-1561/2017 ПО ДЕЛУ N А68-7126/2016

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А68-7126/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Токаревой М.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании от муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской - представителей Малюгиной Л.В. (доверенность от 01.11.2016), Захаровой С.В. (доверенность от 25.04.2017), в отсутствие ответчика и третьего лица, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017 по делу N А68-7126/2016 (судья Морозов А.П.), принятое по исковому заявлению муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской (Тульская область, г. Донской, ОГРН 1047103100406, ИНН 7114019431) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоГазИнвест-Тула" (г. Тула, ОГРН 1077154002111, ИНН 7107500552) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2 440 039 руб. 88 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 192 397 руб. 81 коп. третье лицо - АО "ОЕИРЦ",

установил:

следующее.
МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула" (далее - ответчик) о взыскании (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ (заявление от 22.11.2016 г. N 3126), принятых арбитражным судом) неосновательного обогащения в сумме 2 440 039 руб. 88 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 192397 руб. 81 коп. за период с 01.01.2016 г. по 21.11.2016 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено АО "ОЕИРЦ".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017 в удовлетворении исковых требований муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской отказано.
Муниципальное казенное предприятие "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017 по делу N А68-7126/2016, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, денежные средства, собранные с собственником помещений в многоквартирных жилых домах за счет повышающего коэффициента должны использоваться на мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности МКД, в связи с чем действия ответчика по удержанию денежных средств являются незаконными.
По мнению истца, все средства, полученные исполнителем коммунальной услуги от начисления коэффициента как при расчете платы собственникам жилых и нежилых помещений, так и при расчете платы на ОДН, в виде разницы между начислением без коэффициента и с коэффициентом, должны расходоваться исполнителем коммунальных услуг на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Заявитель жалобы указал, что на совещании 17.11.2015 у главы администрации МО г. Донской решался вопрос о возврате ресурсоснабжающими организациями собранных средств за счет повышающих коэффициентов управляющим компаниям и ответчик обязался произвести возврат указанных денежных средств.
В судебном заседании представители МКП "Дирекция единого заказчика" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От АО "ОЕИРЦ" в суд поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Ответчик и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской является управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования г. Донской.
Между ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула" (ресурсоснабжающая организация) и МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской (управляющая организация) был заключен Договор N ДН-124/2 поставки тепловой энергии и теплоносителя на объекты жилищного фонда от 01.01.2012 г. с учетом дополнительного соглашения (далее - Договор).
Предметом указанного Договора является поставка ресурсоснабжающей организацией тепловой энергии и теплоносителя управляющей организации на границу эксплуатационной ответственности соответствующего качества и количества (п. 1.1 Договора).
Из положений пунктов 2.1, 2.2 Договора следует, что договор заключен сроком до 31.12.2012 г. с возможностью дальнейшей пролонгации.
В приложении к Договору сторонами на 2015 г. согласован как перечень многоквартирных домов, так и плановая потребность тепловой энергии в отношении каждого дома.
При этом судом первой инстанции установлено и не оспорено представителями истца, что вышеуказанные многоквартирные дома в 2015 г. не были оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета.
В целях осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями, между МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской (принципал) и АО "ОЕИРЦ" (агент) заключен агентский договор N 86 от 06.08.2013 г., согласно которому агент обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала, указанные в п. 1.2 Договора юридические и иные действия, в частности: ведение аналитического учета операций по расчетам за ЖКУ с собственниками, нанимателями жилых помещений; прием от плательщиков платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.

Истец направил в адрес агента (АО "ОЕИРЦ") письмо от 17.07.2015 г. N 1915 о внесении изменений в расчеты о взыскании платы за коммунальные услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента, согласно которого денежные средства, поступающие от населения по "повышающему коэффициенту", следует перечислять на счет управляющей организации.
Вместе с тем, за период с июля 2015 г. по ноябрь 2015 г. АО "ОЕИРЦ" денежные средства в сумме 2 440 039 руб. 88 коп., составляющие "повышающий коэффициент", том числе: "повышающий коэффициент-отопление" на сумму 2 386 014 руб. 25 коп., "повышающий коэффициент-ГВС" на сумму 46773 руб. 04 коп., "повышающий коэффициент-холодная вода для нужд ГВС" на сумму 7252 руб. 59 коп., направляло в адрес ООО "ЭнергогазИнвест-Тула".
В ходе совещания, проводимого Администрацией МО г. Донской 17.11.2015 г., принято решение о том, что ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула" произведет перевод сверхнормативных денежных средств, перечисленных жителями МКД с 01.07.2015 г. на счет ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула" на специальный счет управляющей организации (МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской).
Вместе с тем, указанные денежные средства в сумме 2 440 039 руб. 88 коп., составляющие разницу между базовым нормативом и повышающим нормативом, в том числе и с учетом направленных в адрес ответчика претензий, ООО "ЭнергоГазИнвест-Тула" не возвращены МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской.
Суд апелляционной инстанции не может принять довод истца о незаконности действий ответчика по не перечислению ответчиком денежных средств полученных в результате взыскания платы за коммунальные услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Правовые основы определения и внесения платы за коммунальные услуги содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ), Жилищном кодексе РФ (далее - ЖК РФ), Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), Правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее - Правила N 124), региональных нормативных актов.
Часть 2 ст. 161 ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При этом, ч. 9 ст. 161 ЖК РФ императивно установила, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Правила N 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Из положений п. 2 Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг может являться юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
По смыслу действующего законодательства истец является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием которых он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Таким образом, истец в силу закона наделен правомочиями по управлению жилыми домами, и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела установлено, что в спорный период многоквартирные дома, в отношении которых произведено начисление с учетом повышающего коэффициента, не были оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, именно 1 июля 2012 года является той датой, с наступлением которой многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а расчеты осуществляться, исходя из их показаний.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Таким образом, период с 1 июля 2012 по 1 июля 2013 года - период, в который должно быть завершено оснащение общедомовыми приборами учета многоквартирных домов лиц, не исполнивших свои обязанности по оснащению данных объектов приборами учета в установленный законодателем срок. Вне зависимости от воли и желания указанных лиц расчеты также должны осуществляться, исходя из показаний установленных общедомовых приборов учета, начиная с 1 июля 2012 года (в случае более поздней установки прибора учета - с момента установки).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
С учетом приведенных норм, действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона N 261-ФЗ (27.11.2009 г.) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 г. N 344 и от 17.12.2014 г. N 1380 в Правила N 306 введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ и Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленным по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый" норматив.
При этом из положений Правил N 306 следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны определить для каждого вида коммунальных услуг: нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (базовый норматив) и нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (повышенный норматив). Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны привести свои нормативные правовые акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующей редакцией Правил N 306, предусмотрев, что они должны содержать как "базовые нормативы", так и "повышенные нормативы" по указанным периодам их действия.
Судом установлено, что Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 07.10.2013 г. N 83 были установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области при отсутствии приборов учета.
Впоследствии, с учетом положений Правил N 306, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 01.07.2015 г. N 66 в Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 07.10.2013 г. N 83 были внесены изменения и установлены, в том числе, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Тульской области на отопительный период (7 месяцев) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с учетом повышающего коэффициента в размере 1,2.

Поскольку многоквартирные дома, находящиеся в управлении у истца в спорный период (с июля по ноябрь 2015 г.), не оборудованы общедомовыми (коллективными) приборами учета при наличии технической возможности из установки, доказательств обратного истец не представил, следовательно при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу должен применяться повышающий коэффициент, в нашем случае - 1,2.
Материалами дела установлено, что с 01.07.2015 г. при начислении платы за отопление жителям многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, находящихся в управлении МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования г. Донской, Агент применял норматив на отопление, установленный в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 07.10.2013 г. N 83, в редакции приказа N 66 от 01.07.2015 г., т.е. с учетом повышающего коэффициента.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" об утверждений "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Исходя из того, что Правила N 354 не содержат понятие разницы при расчете повышающих коэффициентов, упомянутое в подп. "у(1)" п. 31, с учетом различий в правовом регулировании управляющей и ресурсоснабжающей организаций, Минстроем России даны соответствующие разъяснения о применении подп. "у(1)" п. 31 Правил N 354.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив:
а) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения "базового" или "повышенного" нормативов.
Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов).
б) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов.
Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей "повышенных" нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Таким образом, в соответствии с разъяснениями уполномоченного органа, применение подп. "у(1)" п. 31 Правил N 354 (в редакции действующей в спорный период) возможно только в том случае, когда возникает разница при расчете размеры платы с применением повышающих коэффициентов, а именно: только при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, поскольку именно в этом случае объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива". Соответственно, именно в этом случае у исполнителя образуется разница между начисленной им собственникам жилых помещений платы и суммой оплаты коммунального ресурса, причитающейся ресурсоснабжающей организации.
В отсутствие общедомового прибора учета такая разница у исполнителя не возникает, поскольку объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, причитающийся ресурсоснабжающей организации, в этом случае должен учитывать применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
С учетом вышеизложенного ответчик, как ресурсоснабжающая организация, правомерно поступающую от собственников помещений плату, с учетом "повышающего коэффициента" учитывал в объеме реализации коммунального ресурса.
Истцом не обоснована обязанность ресурсоснабжающей организации по возвращению управляющей организации денежных средств, поступивших по статье "повышающий коэффициент", с учетом того, что коммунальный ресурс поставлялся в многоквартирные дома не оборудованные общедомовыми (коллективными) приборами учета.
Решение, принятое на совещании у главы АМО г. Донской в силу закона не создает для ответчика обязанности по перечислению истцу денежных средств.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что у ответчика не возникло неосновательного обогащения на сумму 2 440 039 руб. 88 коп., следовательно, отсутствуют и правовые основания для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 192 397 руб. 81 коп.
На основании изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 15 февраля 2017 года по делу N А68-7126/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.В.БЫЧКОВА

Судьи
М.В.ТОКАРЕВА
Н.В.ЗАИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)