Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусельниковой П.А.,
при участии:
от истца АО "СУАЛ": Забугорнова И.П., доверенность от 09.12.2016,
от ответчика ООО "УК "ДЕЗ": Григорьева Н.А., Шушкова Т.Л.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июля 2017 года
по делу N А60-9376/2017,
принятое судьей Ефимовым Д.В.,
по иску акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ОГРН 1086612002058, ИНН 6612027056)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, неустойки,
Акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее - АО "СУАЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - ООО "УК "ДЕЗ", ответчик) о взыскании 340 710 руб. 99 коп., в том числе 305 416 руб. 68 коп. основного долга за поставленную в октябре 2016 года тепловую энергию, 35 294 руб. 31 коп. неустойки.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено об отказе от иска в части требований о взыскании с ответчика основного долга в сумме 305 416 руб. 68 коп., а также об уточнении требований в части взыскания неустойки до 27825 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2017 (резолютивная часть решения от 14.07.2017) производство в части требований о взыскании основного долга в сумме 305 416 руб. 68 коп. прекращено. Исковые требования в части взыскания неустойки удовлетворены.
Ответчик, ООО "УК "ДЕЗ" обратился с апелляционной жалобой на решение суда, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, поскольку претензия истцом направлена 7.11.2016, то есть ранее, чем наступил срок оплаты задолженности за октябрь 2016 года.
Также ответчик полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, при вынесении решения суд не применил нормы материального права, подлежащие применению. Выводы суда о правомерности предъявления истцом требований об оплате тепловой энергии за спорный период, исходя из фактического объема потребленных энергоресурсов, не обоснованы, поскольку на территории г. Каменск-Уральский предусмотрен порядок оплаты отопления равномерными платежами в течение всего календарного года. Суд сделал неверные выводы о том, что органом государственной власти субъекта РФ не принималось решение о сохранении прежнего способа оплаты коммунальной услуги, не применил положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые предусматривали оплату отопления в течение всего года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Постановление Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01.07.2016".
Ответчик полагает, что с учетом положений Постановления Правительства от 17.12.2014 N 1380, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, до принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016, поэтому общество "УК "ДЕЗ" обоснованно производит начисление платы за отопление равными долями в течение всего года (12 месяцев). Таким образом, с учетом того, что потребителями г. Каменск-Уральский плата за отопление начисляется равными долями в течение всего года, суд неверно определил объемы тепловой энергии, подлежащие оплате ответчиком до 15 числа месяца, следующего за расчетным, а также сделал вывод о том, что ответчик не полностью оплатил коммунальный ресурс. Поскольку ответчик до 15.11.2016 оплатил сумму в размере 43 070 213 руб. 20 коп., то есть в большем размере, чем начислено потребителям за октябрь 2016 года (40 643 425 руб. 64 коп.), то оснований для взыскания неустойки у суда не имелось.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика на доводах жалобы настаивали, представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "СУАЛ" является энергоснабжающей организацией и осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии для абонентов на территории г. Каменск-Уральский Свердловской области.
ООО "УК "ДЕЗ" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами на территории г. Каменск-Уральский.
В октябре 2016 года в отсутствие заключенного договора теплоснабжения истцом отпущена ответчику тепловая энергия на нужды отопления многоквартирных жилых домов.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (п. 3 письма).
Истцом направлена ответчику счет-фактура от 31.10.2016, акт выполненных работ от 31.10.2016 на сумму 63 015 600 руб. 88 коп.; корректировочный счет-фактура от 30.11.2016 на сумму 11 090 697 руб. 90 коп. Всего с учетом корректировки истцом предъявлено к оплате за октябрь 2016 года 51 924 902 руб. 98 коп.
Ответчиком в срок до 14.11.2016 произведена оплата в признаваемой сумме 40 643 425 руб. 64 коп.
Частичная оплата ответчиком предъявленного объема тепловой энергии, наличие задолженности в сумме 305 416 руб. 68 коп. явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от взыскания основного долга в связи с полной оплатой ответчиком задолженности за услуги теплоснабжения, оказанные в октябре 2016 года. Частичный отказ от иска был принят арбитражным судом, производство по делу в соответствующей части прекращено. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Согласно уточненному расчету сумма пеней за период просрочки оплаты поставленной в октябре 2016 года тепловой энергии с 16.11.2016 по 08.12.2016 составила 27 825 руб. 00 коп.
По правилам ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Обязанность управляющей организации, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя предусмотрена частью 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта поставки тепловой энергии в спорный период, ее объема и стоимости; нарушения ответчиком сроков оплаты, правомерности требования о взыскании пеней, правильности произведенного истцом расчета неустойки; отсутствия оснований для освобождения ответчика от ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Как следует из материалов дела, ответчиком факт поставки в спорный период тепловой энергии не оспаривался. Разногласия у сторон возникли по вопросу определения объема обязательств управляющей компании перед истцом за спорный период.
Ответчик полагает неправомерным предъявление истцом требований об оплате тепловой энергии за спорный период, исходя из фактического объема потребленных энергоресурсов, поскольку на территории г. Каменск-Уральский предусмотрен порядок оплаты отопления равномерными платежами в течение всего календарного года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), которые предусматривали оплату отопления в течение всего года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на то, что Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" установлен норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" для населения, проживающего в жилых помещениях в многоквартирных и жилых домах Каменска-Уральского в размере 0,258 Гкал на кв. м в месяц, что составляет 1/12 годового расхода тепловой энергии. При этом, несмотря на отмену Правил N 307, нормы, предусматривающие указанную возможность выбора способа оплаты отопления, были внесены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Ответчик полагает, что с учетом положений Правил N 354, до принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016, поэтому общество "УК "ДЕЗ" обоснованно производит начисление платы за отопление равными долями в течение всего года (12 месяцев). Таким образом, с учетом того, что потребителям плата за отопление начисляется равными долями в течение всего года, истец неверно определил объемы тепловой энергии, подлежащие оплате ответчиком до 15 числа месяца, следующего за расчетным, а также сумму начисленной неустойки.
Указанные возражения отклонены судом первой инстанции в связи с тем, что материалы дела не содержат доказательств принятия соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о сохранении прежнего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, предоставленной потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, равномерно в течение года за каждый календарный месяц. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что период расчетов между истцом и ответчиком за потребленную тепловую энергию на нужды отопления ограничивается началом и окончанием отопительного сезона, объем расчетов - объемом фактического потребления энергоресурсов, которое за пределами отопительного сезона фактически отсутствует; при этом период начисления гражданам платы за отопление при расчетах между энергоснабжающей и управляющей организациями правового значения в рассматриваемом случае не имеет.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" установлен норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" для населения, проживающего в жилых помещениях в многоквартирных и жилых домах Каменск-Уральский в размере 0,258 Гкал на кв. м общей площади в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Согласно Правилам N 306 в редакции, действующей на момент принятия Постановления Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определялись по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (п. 44 Правил).
Из содержания п. 13 раздела II приложения к Правилам (формула 6) следует, что при расчете по формуле норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) необходимое количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период домами, не оборудованными приборами учета, делится в формуле на 12 месяцев. Таким образом, данная формула подразумевала определение норматива применительно к одному месяцу календарного года.
Следовательно, норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" в данном муниципальном образовании составлял 1/12 годового расхода тепловой энергии, что соответствовало действующему законодательству.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утратили силу с 01.07.2016.
В соответствии с п. 42 (1) Правил N 307 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя как норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами N 354, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период.
В целях применения Правил N 354 с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденный Правилами N 306. Соответствующие изменения были внесены в Правила N 306 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Кроме того, 27.08.2012 было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 1 которого установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Принятие Постановления N 857 было обусловлено изменением в порядке определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В прежней редакции Правил N 306 норматив отопления определялся в расчете на целый календарный год (суммарный расход тепловой энергии на отопление помещений МКД, потребленный за отопительный период, нужно было разделить на общую площадь жилых помещений в МКД и на 12). Исходя из этого, плата за отопление исчислялась ежемесячно в равных суммах. В редакции, сформированной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 и действующей с 01.07.2012 (формула 5 приложения к Правилам), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется в расчете на отопительный период (суммарный расход тепловой энергии на отопление МКД делится на общую площадь как жилых и нежилых помещений в МКД, так и помещений, входящих в состав общего имущества, и на количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). Следовательно, новые нормативы предполагают, что плата за отопление должна вноситься лишь за расчетные месяцы отопительного периода.
Постановление N 857, вступившее в силу со дня его официального опубликования, предполагало смягчение резкого перехода с ежемесячной оплаты отопления на внесение платы только в отопительный сезон, устанавливая переходный период 2012-2014 годов.
В дальнейшем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2013 г. N 307 "О некоторых вопросах применения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857" также установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 июля 2013 г. вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 указанного Постановления.
В случае, если в указанные сроки органы государственной власти субъекта Российской Федерации не примут решения о выборе одного из способов расчетов, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами N 354.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Свердловской области приняло Постановление от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах", в соответствии с которым предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
По состоянию на 30.06.2012 в г. Каменск-Уральский действовал норматив на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 также определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 01.01.2020 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603).
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного Постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.16, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.
На дату вступления в силу Постановления N 603 (30.06.2016) на территории Свердловской области Постановлением Правительства N 990-ПП установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, предусматривающий оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Согласно доводам ответчика, изложенным в отзыве на иск и апелляционной жалобе и не опровергнутых истцом, для населения в исковой период действовал порядок оплаты услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 также внесены изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124), в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
В указанном случае объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке:
- - в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подпункт "а" пункта 25 Правил N 124);
- - в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подпункт "б", "в" пункта 25.1 Правил N 124).
Из этого следует, что в случае если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода.
Пункт 25.1 Правил N 124 вступил в силу с 30.06.2016, то есть действовал в спорный по настоящему делу период.
В связи с изложенным, а также в связи с установлением пунктом 25 (1) Правил N 124 нового порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, в расчеты между истцом и ответчиком за поставленную тепловую энергию должны производиться ежемесячно равными долями в течение года.
Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком в срок до 15.11.2016 произведена оплата поставленного в спорный период ресурса в объеме, начисленном потребителям коммунальных услуг в октябре 2016 года исходя из равномерного распределения оплаты за отопление в течение календарного года, следовательно, оснований для взыскания с него неустойки за просрочку исполнения обязательств в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" не имеется.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора отклоняются апелляционным судом, поскольку претензия об оплате задолженности и доказательства ее направления ответчику в материалах дела имеются. При этом по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. В поведении ответчика не усматривается намерения урегулировать возникший спор по возврату истцу суммы долга по договору во внесудебном порядке. Ответчик не ссылается на доказательства совершения каких-либо действий, направленных на урегулирование спора как до обращения истца с иском, так и после его принятия к производству и на момент рассмотрения судом спора по существу, а также на добровольное исполнение претензий. Таким образом, оставление иска без рассмотрения в такой ситуации, обязание истца повторно направить претензию и обратиться в суд с аналогичным иском не соответствует целям эффективного правосудия.
С учетом изложенного решение суда от 21.07.2017 подлежит отмене на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ответчика государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2017 года по делу N А60-9376/2017 в части взыскания с ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" в пользу АО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" 27 825 руб. неустойки отменить.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2017 года по делу N А60-9376/2017 оставить без изменения.
Взыскать с АО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" в пользу ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2017 N 17АП-13463/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-9376/2017
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. N 17АП-13463/2017-ГК
Дело N А60-9376/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусельниковой П.А.,
при участии:
от истца АО "СУАЛ": Забугорнова И.П., доверенность от 09.12.2016,
от ответчика ООО "УК "ДЕЗ": Григорьева Н.А., Шушкова Т.Л.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июля 2017 года
по делу N А60-9376/2017,
принятое судьей Ефимовым Д.В.,
по иску акционерного общества "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (ОГРН 1026600931180, ИНН 6612005052)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ОГРН 1086612002058, ИНН 6612027056)
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, неустойки,
установил:
Акционерное общество "Сибирско-Уральская Алюминиевая компания" (далее - АО "СУАЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - ООО "УК "ДЕЗ", ответчик) о взыскании 340 710 руб. 99 коп., в том числе 305 416 руб. 68 коп. основного долга за поставленную в октябре 2016 года тепловую энергию, 35 294 руб. 31 коп. неустойки.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено об отказе от иска в части требований о взыскании с ответчика основного долга в сумме 305 416 руб. 68 коп., а также об уточнении требований в части взыскания неустойки до 27825 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.07.2017 (резолютивная часть решения от 14.07.2017) производство в части требований о взыскании основного долга в сумме 305 416 руб. 68 коп. прекращено. Исковые требования в части взыскания неустойки удовлетворены.
Ответчик, ООО "УК "ДЕЗ" обратился с апелляционной жалобой на решение суда, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора, поскольку претензия истцом направлена 7.11.2016, то есть ранее, чем наступил срок оплаты задолженности за октябрь 2016 года.
Также ответчик полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, при вынесении решения суд не применил нормы материального права, подлежащие применению. Выводы суда о правомерности предъявления истцом требований об оплате тепловой энергии за спорный период, исходя из фактического объема потребленных энергоресурсов, не обоснованы, поскольку на территории г. Каменск-Уральский предусмотрен порядок оплаты отопления равномерными платежами в течение всего календарного года. Суд сделал неверные выводы о том, что органом государственной власти субъекта РФ не принималось решение о сохранении прежнего способа оплаты коммунальной услуги, не применил положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые предусматривали оплату отопления в течение всего года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы, Постановление Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01.07.2016".
Ответчик полагает, что с учетом положений Постановления Правительства от 17.12.2014 N 1380, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, до принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016, поэтому общество "УК "ДЕЗ" обоснованно производит начисление платы за отопление равными долями в течение всего года (12 месяцев). Таким образом, с учетом того, что потребителями г. Каменск-Уральский плата за отопление начисляется равными долями в течение всего года, суд неверно определил объемы тепловой энергии, подлежащие оплате ответчиком до 15 числа месяца, следующего за расчетным, а также сделал вывод о том, что ответчик не полностью оплатил коммунальный ресурс. Поскольку ответчик до 15.11.2016 оплатил сумму в размере 43 070 213 руб. 20 коп., то есть в большем размере, чем начислено потребителям за октябрь 2016 года (40 643 425 руб. 64 коп.), то оснований для взыскания неустойки у суда не имелось.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика на доводах жалобы настаивали, представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "СУАЛ" является энергоснабжающей организацией и осуществляет выработку и отпуск тепловой энергии для абонентов на территории г. Каменск-Уральский Свердловской области.
ООО "УК "ДЕЗ" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами на территории г. Каменск-Уральский.
В октябре 2016 года в отсутствие заключенного договора теплоснабжения истцом отпущена ответчику тепловая энергия на нужды отопления многоквартирных жилых домов.
В соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (п. 3 письма).
Истцом направлена ответчику счет-фактура от 31.10.2016, акт выполненных работ от 31.10.2016 на сумму 63 015 600 руб. 88 коп.; корректировочный счет-фактура от 30.11.2016 на сумму 11 090 697 руб. 90 коп. Всего с учетом корректировки истцом предъявлено к оплате за октябрь 2016 года 51 924 902 руб. 98 коп.
Ответчиком в срок до 14.11.2016 произведена оплата в признаваемой сумме 40 643 425 руб. 64 коп.
Частичная оплата ответчиком предъявленного объема тепловой энергии, наличие задолженности в сумме 305 416 руб. 68 коп. явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от взыскания основного долга в связи с полной оплатой ответчиком задолженности за услуги теплоснабжения, оказанные в октябре 2016 года. Частичный отказ от иска был принят арбитражным судом, производство по делу в соответствующей части прекращено. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Согласно уточненному расчету сумма пеней за период просрочки оплаты поставленной в октябре 2016 года тепловой энергии с 16.11.2016 по 08.12.2016 составила 27 825 руб. 00 коп.
По правилам ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Обязанность управляющей организации, приобретающей тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя предусмотрена частью 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта поставки тепловой энергии в спорный период, ее объема и стоимости; нарушения ответчиком сроков оплаты, правомерности требования о взыскании пеней, правильности произведенного истцом расчета неустойки; отсутствия оснований для освобождения ответчика от ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Как следует из материалов дела, ответчиком факт поставки в спорный период тепловой энергии не оспаривался. Разногласия у сторон возникли по вопросу определения объема обязательств управляющей компании перед истцом за спорный период.
Ответчик полагает неправомерным предъявление истцом требований об оплате тепловой энергии за спорный период, исходя из фактического объема потребленных энергоресурсов, поскольку на территории г. Каменск-Уральский предусмотрен порядок оплаты отопления равномерными платежами в течение всего календарного года в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), которые предусматривали оплату отопления в течение всего года ежемесячными равными платежами с проведением один раз в год корректировки платы. В обоснование своей позиции ответчик ссылается на то, что Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" установлен норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" для населения, проживающего в жилых помещениях в многоквартирных и жилых домах Каменска-Уральского в размере 0,258 Гкал на кв. м в месяц, что составляет 1/12 годового расхода тепловой энергии. При этом, несмотря на отмену Правил N 307, нормы, предусматривающие указанную возможность выбора способа оплаты отопления, были внесены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Ответчик полагает, что с учетом положений Правил N 354, до принятия органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016, поэтому общество "УК "ДЕЗ" обоснованно производит начисление платы за отопление равными долями в течение всего года (12 месяцев). Таким образом, с учетом того, что потребителям плата за отопление начисляется равными долями в течение всего года, истец неверно определил объемы тепловой энергии, подлежащие оплате ответчиком до 15 числа месяца, следующего за расчетным, а также сумму начисленной неустойки.
Указанные возражения отклонены судом первой инстанции в связи с тем, что материалы дела не содержат доказательств принятия соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о сохранении прежнего способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, предоставленной потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или не оборудованном индивидуальным (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, равномерно в течение года за каждый календарный месяц. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что период расчетов между истцом и ответчиком за потребленную тепловую энергию на нужды отопления ограничивается началом и окончанием отопительного сезона, объем расчетов - объемом фактического потребления энергоресурсов, которое за пределами отопительного сезона фактически отсутствует; при этом период начисления гражданам платы за отопление при расчетах между энергоснабжающей и управляющей организациями правового значения в рассматриваемом случае не имеет.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040 "О нормативах потребления коммунальных услуг для населения" установлен норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" для населения, проживающего в жилых помещениях в многоквартирных и жилых домах Каменск-Уральский в размере 0,258 Гкал на кв. м общей площади в год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Согласно Правилам N 306 в редакции, действующей на момент принятия Постановления Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определялись по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам (п. 44 Правил).
Из содержания п. 13 раздела II приложения к Правилам (формула 6) следует, что при расчете по формуле норматива отопления (Гкал на 1 кв. м в месяц) необходимое количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период домами, не оборудованными приборами учета, делится в формуле на 12 месяцев. Таким образом, данная формула подразумевала определение норматива применительно к одному месяцу календарного года.
Следовательно, норматив потребления по коммунальной услуге "отопление" в данном муниципальном образовании составлял 1/12 годового расхода тепловой энергии, что соответствовало действующему законодательству.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" признаны утратившими силу Правила N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утратили силу с 01.07.2016.
В соответствии с п. 42 (1) Правил N 307 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя как норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами N 354, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период.
В целях применения Правил N 354 с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденный Правилами N 306. Соответствующие изменения были внесены в Правила N 306 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Кроме того, 27.08.2012 было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", пунктом 1 которого установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Принятие Постановления N 857 было обусловлено изменением в порядке определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В прежней редакции Правил N 306 норматив отопления определялся в расчете на целый календарный год (суммарный расход тепловой энергии на отопление помещений МКД, потребленный за отопительный период, нужно было разделить на общую площадь жилых помещений в МКД и на 12). Исходя из этого, плата за отопление исчислялась ежемесячно в равных суммах. В редакции, сформированной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 и действующей с 01.07.2012 (формула 5 приложения к Правилам), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется в расчете на отопительный период (суммарный расход тепловой энергии на отопление МКД делится на общую площадь как жилых и нежилых помещений в МКД, так и помещений, входящих в состав общего имущества, и на количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде). Следовательно, новые нормативы предполагают, что плата за отопление должна вноситься лишь за расчетные месяцы отопительного периода.
Постановление N 857, вступившее в силу со дня его официального опубликования, предполагало смягчение резкого перехода с ежемесячной оплаты отопления на внесение платы только в отопительный сезон, устанавливая переходный период 2012-2014 годов.
В дальнейшем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2013 г. N 307 "О некоторых вопросах применения Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857" также установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 июля 2013 г. вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 указанного Постановления.
В случае, если в указанные сроки органы государственной власти субъекта Российской Федерации не примут решения о выборе одного из способов расчетов, то в таком субъекте Российской Федерации применяется порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами N 354.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Свердловской области приняло Постановление от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах", в соответствии с которым предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии по отоплению, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
По состоянию на 30.06.2012 в г. Каменск-Уральский действовал норматив на отопление 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный Постановлением Главы города Каменск-Уральский от 26.12.2006 N 2040.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 также определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 01.01.2020 (в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603).
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного Постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 30.06.16, установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего Постановления.
На дату вступления в силу Постановления N 603 (30.06.2016) на территории Свердловской области Постановлением Правительства N 990-ПП установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, предусматривающий оплату коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Согласно доводам ответчика, изложенным в отзыве на иск и апелляционной жалобе и не опровергнутых истцом, для населения в исковой период действовал порядок оплаты услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающих соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, управляющая компания должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на управляющую компанию оплату коммунальных ресурсов в большем объеме, не имеется.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.16 N 603 также внесены изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124), в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
В указанном случае объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке:
- - в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подпункт "а" пункта 25 Правил N 124);
- - в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подпункт "б", "в" пункта 25.1 Правил N 124).
Из этого следует, что в случае если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода.
Пункт 25.1 Правил N 124 вступил в силу с 30.06.2016, то есть действовал в спорный по настоящему делу период.
В связи с изложенным, а также в связи с установлением пунктом 25 (1) Правил N 124 нового порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, в расчеты между истцом и ответчиком за поставленную тепловую энергию должны производиться ежемесячно равными долями в течение года.
Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком в срок до 15.11.2016 произведена оплата поставленного в спорный период ресурса в объеме, начисленном потребителям коммунальных услуг в октябре 2016 года исходя из равномерного распределения оплаты за отопление в течение календарного года, следовательно, оснований для взыскания с него неустойки за просрочку исполнения обязательств в соответствии с ч. 9.3 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" не имеется.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора отклоняются апелляционным судом, поскольку претензия об оплате задолженности и доказательства ее направления ответчику в материалах дела имеются. При этом по смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. В поведении ответчика не усматривается намерения урегулировать возникший спор по возврату истцу суммы долга по договору во внесудебном порядке. Ответчик не ссылается на доказательства совершения каких-либо действий, направленных на урегулирование спора как до обращения истца с иском, так и после его принятия к производству и на момент рассмотрения судом спора по существу, а также на добровольное исполнение претензий. Таким образом, оставление иска без рассмотрения в такой ситуации, обязание истца повторно направить претензию и обратиться в суд с аналогичным иском не соответствует целям эффективного правосудия.
С учетом изложенного решение суда от 21.07.2017 подлежит отмене на основании п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ответчика государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2017 года по делу N А60-9376/2017 в части взыскания с ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" в пользу АО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" 27 825 руб. неустойки отменить.
В удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июля 2017 года по делу N А60-9376/2017 оставить без изменения.
Взыскать с АО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" в пользу ООО "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.А.ИВАНОВА
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
В.Ю.НАЗАРОВА
Д.Ю.ГЛАДКИХ
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)