Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2017 по делу N А07-24948/2016 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Петров О.П. (доверенность от 31.01.2017);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2017).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания от 01.08.2016 N ЦО-16-354-053.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2017 (резолютивная часть решения объявлена 27.02.2017) требования заявителя удовлетворены, оспоренное предписание признано недействительным, с комитета в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, Госкомжилнадзор РБ обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы комитет указывает на соответствие оспоренного предписания закону. Ссылается на то, что в соответствии с техническим паспортом жилого здания, площадь общего имущества дома составляет 1324,9 кв. м, что также подтверждено письмом управляющей организации от 20.07.2016 и платежными документами за период с января по апрель 2016 года, тогда как с мая 2016 года площадь общего имущества дома стала отражаться в платежных документах в размере 4685,7 кв. м, и при этом законных оснований для такого увеличения площади мест общего пользования дома не имеется. Положения ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей круг объектов, принадлежащих собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, по мнению подателя жалобы, не могут быть приняты во внимание при определении размера оплаты коммунальных платеже, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг применяется специальное регулирование для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Также полагает, что суд необоснованно отклонил ссылку комитета на разъяснения Министерства регионального развития России, данные в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в соответствии с которыми используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Как указывает податель жалобы, в указанных разъяснениях идет речь о едином подходе при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома как в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, так и не оборудованных ими. Также, обращает внимание на то, что при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 222 подвал и чердак в многоквартирном доме не включены в исчерпывающий перечень помещений, учитываемых при определении размера платы по электроснабжению на общедомовые нужды, следовательно, включение площадей подвала и чердака при определении размера такой платы (как на то указывает заявитель) является необоснованным.
В судебном заседании представитель Госкомжилнадзора РБ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2008, имеет основной государственный регистрационный номер 1080273007583 и осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома N 20-1 по ул. Ферина в г. Уфе Республики Башкортостан.
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ обращения жителя указанного дома, содержащего сведения об осуществлении обществом неправомерных доначислений в платежных документах за 2016 год платы за электроснабжение на общедомовые нужды, на основании распоряжения от 11.07.2016 N 4503 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 01.08.2016 N 16-4503-354.
Как установлено проверкой, жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии. Управляющей организацией при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не учтены требования, установленные абз. 2 п. 44 Правил N 354, а именно: расчет платы осуществлен исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии без учета того, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (установлено превышение объема коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из показаний прибора учета, над объемом этой услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления; отсутствуют доказательства принятия собранием собственников помещений дома решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объеме, определенного по показаниям прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения). При этом, как установлено проверкой, обществом неправомерно определены объемы коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в соответствии с формулой N 12 Приложения N 2 к Правилам N 354, и с учетом не подлежащих учету площадей чердака и подвала.
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 01.08.2016 N ЦО-16-354-053, которым заявителю предписано в срок до 25.09.2016 устранить выявленные нарушения, а именно: привести в соответствие с техническим паспортом площади общего имущества жилого дома N 20/1 по ул. Ферина и вернуть излишне начисленные суммы за коммунальную услугу "Электроэнергия на ОДН" с мая 2016 г. по всем лицевым счетам жилых помещений жилого дома; представить письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета с приложением документов.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 01.08.2016 N ЦО-16-354-053 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам внеплановой документарной проверки.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 39 этого Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Этими Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 (п. 13 раздела III приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с п. 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к этим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Проведенной комитетом проверкой установлено, что многоквартирный дом N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
При этом, материалы дела не содержат сведений о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В этой связи в силу прямого указания в п. 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Объем коммунальной услуги по нормативам потребления рассчитывается в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к Правилам N 354, применяемой для определения приходящегося на жилое или нежилое помещение объема коммунального ресурса (в том числе электрической энергии), предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета:
S
одн.5 одн ОИ i
V = N x S x ----,
i об
S
где:
- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S{\super ОИ - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как установлено проведенной проверкой, обществом объемы коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды в мае 2016 года, определены в соответствии с формулой N 12 без учета установленного абз. 2 п. 44 Правил N 354 требования о недопустимости превышения распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, над объемом коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (объем коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии собственнику помещения в многоквартирном доме за май 2016 года, предоставленный на общедомовые нужды и рассчитанный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, фактически превысил объем указанной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления). Это обстоятельство не оспаривается заявителем.
Заявитель ссылается на включение в общую площадь помещений, входящую в состав общего имущества многоквартирного дома, учитываемого при расчете размера платы, площадей имеющихся в многоквартирном доме подвала и чердака, которые освещаются и в силу положений пп. 1 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входят в состав имущества, принадлежащего собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.
При этом, как указывает сам заявитель, указанные чердак и подвальное помещение не внесены в технический паспорт жилого здания N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе.
Между тем, в соответствии с п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. В силу Приложения N 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом.
Как следует из платежных документов за период с января по апрель 2016 года площадь общего имущества многоквартирного дома N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе отражалась в размере 1324,9 кв. м. Эта площадь подтверждена техническим паспортом жилого здания и письмом ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" от 20.07.2016 N 6874, из которого следует, что в указанную площадь мест общего пользования вошла площадь лестничных клеток, коридоров и маршей.
С мая 2016 года в платежных документах площадь общего имущества многоквартирного дома отражается обществом в размере 4685,7 кв. м. Из писем общества от 20.07.2016 N 6874 и от 21.07.2016 N 6907, а также из пояснений заявителя при рассмотрении дела в суде следует, что указанная площадь мест общего пользования определена с учетом подвального и чердачного помещений, не включенных в состав общего имущества в многоквартирном доме в техническом паспорте жилого здания.
В то же время, доказательств наличия указанных дополнительных площадей общего имущества и их электрификации, а также сведений о порядке и способе определения обществом размеров этих площадей заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая наличие в материалах дела единственного допустимого доказательства, подтверждающего размеры площадей общего имущества в многоквартирном доме - 1324,9 кв. м (технический паспорт жилого здания), оснований для увеличения площади мест общего пользования рассматриваемого многоквартирного дома до 4685,7 кв. м с мая 2016 года у заявителя не имелось.
Кроме того, следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 этих Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 222 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых домах, на общедомовые нужды, определенные расчетным методом (Приложение N 3). В соответствии с указанным Приложением (в редакции, действовавшей до июля 2016 года), при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах учтены площади помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, а именно: площади лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых помещений, помещений обслуживающего персонала, вестибюлей.
По вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значений общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды даны разъяснения в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19. В соответствии с этими разъяснениями, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг). В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Принимая во внимание приведенное выше специальное регулирование порядка расчета нормативов потребления коммунальных услуг, не предусматривающее включение в состав общего имущества многоквартирного дома чердачных и подвальных помещений (относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома в силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), оснований для учета таких площадей в составе общего имущества многоквартирного дома в целях определения размера платы за коммунальную услугу не имеется.
С учетом указанных обстоятельств следует признать правомерным вывод комитета о допущенном обществом нарушении порядка определения размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение на общедомовые нужды", а потому, содержащееся в оспоренном предписании требование об устранении этого нарушения путем приведения в соответствие платежных документов и возврата излишне начисленных сумм является законным.
Принимая во внимание соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования заявителя о признании такого акта недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2017 по делу N А07-24948/2016 отменить, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору удовлетворить.
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2017 N 18АП-4396/2017 ПО ДЕЛУ N А07-24948/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2017 г. N 18АП-4396/2017
Дело N А07-24948/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2017 по делу N А07-24948/2016 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" - Петров О.П. (доверенность от 31.01.2017);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Ахмерова А.Р. (доверенность N 1 от 09.01.2017).
Открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - заявитель, общество, ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании недействительным предписания от 01.08.2016 N ЦО-16-354-053.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2017 (резолютивная часть решения объявлена 27.02.2017) требования заявителя удовлетворены, оспоренное предписание признано недействительным, с комитета в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, Госкомжилнадзор РБ обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы комитет указывает на соответствие оспоренного предписания закону. Ссылается на то, что в соответствии с техническим паспортом жилого здания, площадь общего имущества дома составляет 1324,9 кв. м, что также подтверждено письмом управляющей организации от 20.07.2016 и платежными документами за период с января по апрель 2016 года, тогда как с мая 2016 года площадь общего имущества дома стала отражаться в платежных документах в размере 4685,7 кв. м, и при этом законных оснований для такого увеличения площади мест общего пользования дома не имеется. Положения ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей круг объектов, принадлежащих собственникам жилых помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, по мнению подателя жалобы, не могут быть приняты во внимание при определении размера оплаты коммунальных платеже, поскольку при расчете нормативов потребления коммунальных услуг применяется специальное регулирование для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Также полагает, что суд необоснованно отклонил ссылку комитета на разъяснения Министерства регионального развития России, данные в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в соответствии с которыми используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. Как указывает податель жалобы, в указанных разъяснениях идет речь о едином подходе при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома как в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, так и не оборудованных ими. Также, обращает внимание на то, что при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 222 подвал и чердак в многоквартирном доме не включены в исчерпывающий перечень помещений, учитываемых при определении размера платы по электроснабжению на общедомовые нужды, следовательно, включение площадей подвала и чердака при определении размера такой платы (как на то указывает заявитель) является необоснованным.
В судебном заседании представитель Госкомжилнадзора РБ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.12.2008, имеет основной государственный регистрационный номер 1080273007583 и осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома N 20-1 по ул. Ферина в г. Уфе Республики Башкортостан.
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ обращения жителя указанного дома, содержащего сведения об осуществлении обществом неправомерных доначислений в платежных документах за 2016 год платы за электроснабжение на общедомовые нужды, на основании распоряжения от 11.07.2016 N 4503 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 01.08.2016 N 16-4503-354.
Как установлено проверкой, жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии. Управляющей организацией при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не учтены требования, установленные абз. 2 п. 44 Правил N 354, а именно: расчет платы осуществлен исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии без учета того, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, представленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (установлено превышение объема коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанного исходя из показаний прибора учета, над объемом этой услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления; отсутствуют доказательства принятия собранием собственников помещений дома решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объеме, определенного по показаниям прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения). При этом, как установлено проверкой, обществом неправомерно определены объемы коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в соответствии с формулой N 12 Приложения N 2 к Правилам N 354, и с учетом не подлежащих учету площадей чердака и подвала.
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 01.08.2016 N ЦО-16-354-053, которым заявителю предписано в срок до 25.09.2016 устранить выявленные нарушения, а именно: привести в соответствие с техническим паспортом площади общего имущества жилого дома N 20/1 по ул. Ферина и вернуть излишне начисленные суммы за коммунальную услугу "Электроэнергия на ОДН" с мая 2016 г. по всем лицевым счетам жилых помещений жилого дома; представить письменную информацию об исполнении предписания с указанием сумм и проведенного перерасчета с приложением документов.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 01.08.2016 N ЦО-16-354-053 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам внеплановой документарной проверки.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 39 этого Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Этими Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 (п. 13 раздела III приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с п. 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к этим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Проведенной комитетом проверкой установлено, что многоквартирный дом N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
При этом, материалы дела не содержат сведений о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В этой связи в силу прямого указания в п. 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Объем коммунальной услуги по нормативам потребления рассчитывается в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к Правилам N 354, применяемой для определения приходящегося на жилое или нежилое помещение объема коммунального ресурса (в том числе электрической энергии), предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета:
S
одн.5 одн ОИ i
V = N x S x ----,
i об
S
где:
- N{\super одн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- S{\super ОИ - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- S{\super об - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как установлено проведенной проверкой, обществом объемы коммунальной услуги, предоставляемой на общедомовые нужды в мае 2016 года, определены в соответствии с формулой N 12 без учета установленного абз. 2 п. 44 Правил N 354 требования о недопустимости превышения распределяемого между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, над объемом коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (объем коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии собственнику помещения в многоквартирном доме за май 2016 года, предоставленный на общедомовые нужды и рассчитанный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, фактически превысил объем указанной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления). Это обстоятельство не оспаривается заявителем.
Заявитель ссылается на включение в общую площадь помещений, входящую в состав общего имущества многоквартирного дома, учитываемого при расчете размера платы, площадей имеющихся в многоквартирном доме подвала и чердака, которые освещаются и в силу положений пп. 1 п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входят в состав имущества, принадлежащего собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.
При этом, как указывает сам заявитель, указанные чердак и подвальное помещение не внесены в технический паспорт жилого здания N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе.
Между тем, в соответствии с п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. В силу Приложения N 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37, документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом.
Как следует из платежных документов за период с января по апрель 2016 года площадь общего имущества многоквартирного дома N 20/1 по ул. Ферина в г. Уфе отражалась в размере 1324,9 кв. м. Эта площадь подтверждена техническим паспортом жилого здания и письмом ОАО "УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ" от 20.07.2016 N 6874, из которого следует, что в указанную площадь мест общего пользования вошла площадь лестничных клеток, коридоров и маршей.
С мая 2016 года в платежных документах площадь общего имущества многоквартирного дома отражается обществом в размере 4685,7 кв. м. Из писем общества от 20.07.2016 N 6874 и от 21.07.2016 N 6907, а также из пояснений заявителя при рассмотрении дела в суде следует, что указанная площадь мест общего пользования определена с учетом подвального и чердачного помещений, не включенных в состав общего имущества в многоквартирном доме в техническом паспорте жилого здания.
В то же время, доказательств наличия указанных дополнительных площадей общего имущества и их электрификации, а также сведений о порядке и способе определения обществом размеров этих площадей заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая наличие в материалах дела единственного допустимого доказательства, подтверждающего размеры площадей общего имущества в многоквартирном доме - 1324,9 кв. м (технический паспорт жилого здания), оснований для увеличения площади мест общего пользования рассматриваемого многоквартирного дома до 4685,7 кв. м с мая 2016 года у заявителя не имелось.
Кроме того, следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 3 этих Правил, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 222 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых домах, на общедомовые нужды, определенные расчетным методом (Приложение N 3). В соответствии с указанным Приложением (в редакции, действовавшей до июля 2016 года), при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах учтены площади помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, а именно: площади лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых помещений, помещений обслуживающего персонала, вестибюлей.
По вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значений общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды даны разъяснения в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19. В соответствии с этими разъяснениями, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома. При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг). В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Принимая во внимание приведенное выше специальное регулирование порядка расчета нормативов потребления коммунальных услуг, не предусматривающее включение в состав общего имущества многоквартирного дома чердачных и подвальных помещений (относящихся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома в силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), оснований для учета таких площадей в составе общего имущества многоквартирного дома в целях определения размера платы за коммунальную услугу не имеется.
С учетом указанных обстоятельств следует признать правомерным вывод комитета о допущенном обществом нарушении порядка определения размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение на общедомовые нужды", а потому, содержащееся в оспоренном предписании требование об устранении этого нарушения путем приведения в соответствие платежных документов и возврата излишне начисленных сумм является законным.
Принимая во внимание соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования заявителя о признании такого акта недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.03.2017 по делу N А07-24948/2016 отменить, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору удовлетворить.
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)