Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.08.2017 N 17АП-11463/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А60-1343/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2017 г. N 17АП-11463/2016-ГК

Дело N А60-1343/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Бородулиной М.В., Гладких Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Бумпродукция"; от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стрела"; от третьих лиц: муниципального образования город Екатеринбург в лице Администрации города Екатеринбурга, Костиной Тамары Владимировны, Богдановой Клавдии Викторовны, Богданова Юрия Георгиевича - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Бумпродукция",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 мая 2017 года,
по делу N А60-1343/2016,
принятое судьей Яговкиной Е.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Бумпродукция" (ОГРН 1146678011534, ИНН 6678047504)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стрела" (ОГРН 1116678006191, ИНН 6678006434)
третьи лица: муниципальное образование город Екатеринбург в лице Администрации города Екатеринбурга, Костина Тамара Владимировна, Богданова Клавдия Викторовна, Богданов Юрий Георгиевич
о взыскании задолженности по договору возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Бумпродукция" (далее - ООО "Бумпродукция", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стрела" (далее - ООО "УК "Стрела", ответчик) о взыскании задолженности за услуги, оказанные в период с 01.10.2015 по 15.04.2016 по договору возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей от 03.09.2015, в сумме 166 822 руб. 50 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2015 по 15.04.2016 в сумме 2 806 руб. 12 коп. (с учетом удовлетворенных судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайств истца об уточнении размера исковых требований; т. 1 л.д. 13-14, 106, 183).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2016 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства в соответствии с частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 1-3).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2016 (т. 1 л.д. 93-94) суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2016 года (резолютивная часть объявлена 10.06.2016, судья И.В.Евдокимов) с ответчика в пользу истца взыскано 169 628 руб. 62 коп., в том числе 166 822 руб. 50 коп. долга, 2 806 руб. 12 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 3 080 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 3 009 руб. 00 коп. (т. 1 л.д. 204-206).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения (т. 2 л.д. 42-47).
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.02.2017 решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 по делу N А60-1343/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области (т. 2 л.д. 87-93).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Муниципальное образование город Екатеринбург в лице Администрации города Екатеринбурга, Костина Тамара Владимировна, Богданова Клавдия Викторовна, Богданов Юрий Георгиевич.
Решением Арбитражного суда Свердловской области 26 мая 2017 года (резолютивная часть решения от 19.05.2017, судья Е.Н.Яговкина) в удовлетворении исковых требований отказано (т. 3 л.д. 82-88).
Истец, ООО "Бумпродукция", не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель находит неверным вывод суда первой инстанции о том, что заключенный сторонами договор является договором по оказанию услуг теплоснабжения. Утверждает, что исходя из буквального толкования условий договора (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации) теплоснабжение жилого дома, предоставление коммунальных услуг предметом договора не является, истец обязался оказывать услуги по техническому обслуживанию тепловых сетей (частичный ремонт теплоизоляции на трубопроводе, промывка, осмотр трубопровода, проверка состояния запорной арматуры, заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание котельной. Указал, что ежегодно, по окончании отопительного сезона, истцом утверждается план-график мероприятий, которые необходимо провести для подготовки к следующему отопительному сезону. Для проведения ремонта теплотрассы истцом закупались необходимые материалы. Содержание теплотрассы было исключительно в интересах ответчика и жильцов дома по ул. Артинской. Истец не пользовался теплотрассой в 2015 году и имел намерение полностью отрезать данный участок теплотрассы.
Апеллянт указал, что согласно акту готовности дома к отопительному сезону от 21.08.2015 ответчик подтвердил готовность к отопительному сезону. При этом для надлежащего исполнения своих обязанностей ответчик привлек истца как исполнителя для содержания теплотрассы. То обстоятельство, что при составлении акта готовности не был приглашен представитель истца, подтверждает, что ООО "Бумпродукция" не рассматривалось ответчиком в качестве теплоснабжающей организацией. Подписание акта свидетельствует о том, что все необходимые мероприятия истцом выполнены.
Изложенное, по мнению апеллянта, подтверждает, что договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей является договором об оказании услуг и должен регулироваться положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не Жилищным кодексом Российской Федерации. Неправильное применение закона привело к отказу в иске.
Истец не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик в силу своего статуса управляющей компании не должен нести бремя содержания теплотрассы. Указал, что инициатором заключения договора являлось именно ООО "УК "Стрела". Необходимость в заключении договора возникла у ответчика в целях бесперебойного обеспечения теплом жилого дома, которое невозможно в отсутствие надлежащего содержания тепловой сети. Заключая договор, ответчик выступал как юридическое лицо, осуществляющее деятельность в своих интересах согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, и знал об отсутствии согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома. Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, апеллянт полагает, что в рассматриваемом случае усматривается очевидное отклонение действий ответчика от добросовестного поведения при заключении спорного договора.
Апеллянт считает, что выводы суда первой инстанции в абзаце 3 на странице 6 решения (предметом договора является теплоснабжение жилого дома, а не обслуживание тепловой сети) и в абзацах 3, 4 на странице 7 решения (речь идет про бремя содержания теплотрассы) противоречат друг другу.
Принимая во внимание, что сам факт заключения договора ответчиком не отрицается, о недействительности договора не заявлено, истец считает, что отказ от исполнения обязательства не допустим.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции 10.08.2017 явку представителей не обеспечили.
Ответчик, третьи лица письменные отзывы на жалобу не представили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, ответчика, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, функции управления в отношении многоквартирного жилого дома N 12 по ул. Артинская в г. Екатеринбурге осуществляет ООО "УК "Стрела" (протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 3 от 24.01.2012 - т. 1 л.д. 57-62).
ООО "Бумпродукция" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Артинская, 14 внутриплощадочные теплосети от здания котельной до здания жилого дома ул. Артинская, 12 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.01.2015 серии 66 АЖ N 901033 - т. 3 л.д. 35).
03.09.2015 между ООО "УК "Стрела" (Заказчик) и ООО "Бумпродукция" (Исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей (т. 1 л.д. 35-36), в соответствии с условиями которого Исполнитель оказывает услуги по техническому обслуживанию тепловых сетей, протяженностью 95 метров от газовой котельной, расположенной по ул. Артинской, 14 и принадлежащей Исполнителю на праве собственности, до теплового узла управления многоквартирного жилого дома по ул. Артинская, 12, а Заказчик своевременно и надлежащим образом производит оплату за оказанные услуги (пункт 1.1).
Начало срока действия настоящего договора - первый день фактического оказания услуг, отраженный в двустороннем акте об оказании услуг. Окончание срока действия настоящего договора - 01 мая 2016 года.
Согласно пункту 3.1 договора стоимость оказанных по настоящему договору услуг составляет 25 665 руб. 00 коп. в месяц, НДС не предусмотрен.
Ежемесячно стороны составляют и подписывают акт, отражающий количество оказанных услуг за истекший месяц. Акт является основанием для предъявления Заказчику счета на оплату за оказанные услуги (пункт 3.2 договора).
Как указал истец, во исполнение принятых на себя обязательств в период с 01.10.2015 по 15.04.2016 ООО "Бумпродукция" оказало услуги по техническому обслуживанию теплотрассы на общую сумму 166 822 руб. 50 коп.
В соответствии с пунктом 3.3. договора оплата за оказанные услуги производится Заказчиком не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления всей суммы на расчетный счет Исполнителя.
Направленные истцом счета ответчиком не были оплачены.
Наличие у ООО "УК "Стрела" задолженности послужило истцу основанием для обращения в суд с иском, в том числе с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Установив, что фактически предметом заключенного сторонами договора являлось теплоснабжение многоквартирного жилого дома; ответчик как управляющая организация без наличия согласия собственников помещений жилого дома не вправе принимать на себя обязательства по содержанию имущества, не относящегося к общему имуществу собственников в многоквартирном доме, суд первой инстанции признал заявленные исковые требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что теплоснабжение находящегося в управлении ООО "УК "Стрела" многоквартирного жилого дома по ул. Артинская, 12 осуществляется от газовой котельной по тепловой сети, принадлежащей истцу на праве собственности.
В дополнении к исковому заявлению (т. 3 л.д. 8) ООО "Бумпродукция" указало, что теплоноситель для отопления жилого дома поступал от источника - котельной ООО "Бумпродукция", однако на оплате теплоносителя истец не настаивает. Также истец пояснил, что предметом заключенного сторонами договора является оказание услуг по техническому обслуживанию теплотрассы, которую ООО "Бумпродукция" было вынуждено содержать и которая была необходима ответчику для обеспечения жилого дома тепловой энергией.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в рассматриваемой ситуации ООО "УК "Стрела" действовало как управляющая организация, исполнитель коммунальных услуг и являлось потребителем тепловой энергии (пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении")
Законодательство о теплоснабжении обязывает потребителя оплачивать фактически принятое количество тепловой энергии, объем которой определяется в точке поставки, расположенной на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Указанная граница находится на линии раздела сетей по признаку собственности или владения на ином законном основании (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Вопреки доводам жалобы, поскольку рассматриваемый в данном деле спор касается обязанности по содержанию участка тепловых сетей от источника теплоснабжения до многоквартирного жилого дома, то в силу подпункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации спор должен рассматриваться также с учетом правовых норм, регулирующих жилищное законодательство.
В соответствии с частями 1, 2, 2.3, 9 статьи 161, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации для оказания коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме собственники могут выбрать управляющую организацию, указав в договоре управления состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (пункты 40, 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), части 6.2, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по содержанию и техническому обслуживанию тепловых сетей предопределяется принадлежностью этих сетей, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме (заказчиков по тому же договору).
Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
По общему правилу точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит (определения Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564).
Внешняя тепловая сеть от газовой котельной до многоквартирного дома N 12 по ул. Артинская не является общим имуществом собственников указанного дома.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что волеизъявление собственников многоквартирного дома по оплате расходов на содержание теплотрассы отсутствовало (справка муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" от 20.04.2017 N 784 - т. 3 л.д. 54; пояснения представителя Муниципального образования город Екатеринбург в лице Администрации города Екатеринбурга - собственника шести (N 1, 2, 4, 6, 7, 8) из имеющихся в доме восьми квартир).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума от 05.10.2007 N 57 и Постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы, не может быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
В отсутствие доказательств принятия собственниками помещений, расположенных в спорном многоквартирном доме, решения о включении спорного участка теплотрассы в состав общего имущества многоквартирного дома оснований для отнесения спорного участка теплотрассы к общему имуществу и возложения бремени несения затрат на его содержание на собственников помещений многоквартирного дома не имеется.
Учитывая, что тепловая сеть является собственностью ООО "Бумпродукция" и с ее использованием осуществляется теплоснабжение многоквартирного жилого дома, доводы истца о том, что, заключая спорный договор, ответчик действовал непосредственно в своих интересах (статьи 1, 2, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) отклоняются как недоказанные.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктами 11, 12, 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Из материалов дела следует, что истец является собственником тепловой сети, с использованием которой осуществляется теплоснабжение многоквартирного дома N 12 по ул. Артинская.
В силу пунктов 1, 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения понимается вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие регулированию, указаны в статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". К ним относятся: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Порядок регулирования тарифов в сфере теплоснабжения детализирован, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования N 1075).
Согласно Основам ценообразования N 1075, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя относятся к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения (пункт 7 Основ ценообразования N 1075).
Тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря (пункт 15 Основ ценообразования N 1075).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования - пункт 2 Основ ценообразования N 1075), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с разделом IV Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075) установление цен (тарифов) носит, в том числе, заявительный характер.
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов (пункт 13 Правил N 1075).
Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку ООО "Бумпродукция" является участником системы теплоснабжения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что его доход от использования объектов тепловых сетей должен определяться исходя из утвержденного тарифа согласно изложенным ранее правовым нормам.
Затраты на содержание тепловых сетей учитываются в тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, на тепловую энергию и оплачиваются потребителями в составе тарифа на тепловую энергию.
Действия ООО "Бумпродукция", выразившиеся в заключении с ответчиком договора возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей, используемых для передачи тепловой энергии до многоквартирного жилого дома, находящегося в управлении ответчика, совершены в обход правил государственного тарифного регулирования (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Ничтожная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
В пункте 87 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что согласно пункту 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки.
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что целью заключения договора возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей от 03.09.2015 является поставка тепловой энергии в многоквартирный дом N 12 по ул. Артинская в г. Екатеринбурге.
Таким образом, плата за услуги по техническому обслуживанию сетей является платой за услуги по передаче тепловой энергии и должна вноситься потребителем (ответчиком) по договору теплоснабжения.
Действующее в спорный период нормативное регулирование отношений по теплоснабжению предусматривало осуществление соответствующих видов деятельности с обязательным государственным регулированием в области определения цен (тарифов) на такие услуги.
Поскольку договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей от 03.09.2015 на момент его заключения не соответствовал требованиям действующего в тот период законодательства, данная сделка является недействительной (ничтожной).
В материалах дела отсутствуют сведения об обращении ООО "Бумпродукция" в орган регулирования (РЭК Свердловской области) с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В информационно-правовых системах информация об утверждении тарифов для ООО "Бумпродукция" отсутствует. Истцом не доказана добросовестность его действий при заключении договора возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию тепловых сетей от 03.09.2015.
Пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Кроме того, теплосетевая организация в силу норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (статья 17) услуги по передаче тепловой энергии оказывает теплоснабжающей организации и именно с нее, а не с потребителя, получает плату за эти услуги. Ответчик теплоснабжающей организацией не является.
При таких обстоятельствах основания для взыскания стоимости услуг по передаче тепловой энергии на основании указанного договора отсутствуют, суд первой инстанции правомерно признал заявленные истцом требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 мая 2017 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 мая 2017 года по делу N А60-1343/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ

Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
Д.Ю.ГЛАДКИХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)