Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2017 N 13АП-5874/2017 ПО ДЕЛУ N А56-42868/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2017 г. N 13АП-5874/2017

Дело N А56-42868/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жарковым Р.П.
при участии:
- от истца: представители Родионов А.А. и Родионова Е.А. по доверенности от 09.08.2016;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5874/2017) ООО "Тандем" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2017 по делу N А56-42868/2016 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое по иску
открытого акционерного общества "Тепловые сети"
к обществу с ограниченной ответственностью "Тандем"
о взыскании задолженности
установил:

Открытое акционерное общество "Тепловые сети" (далее по - истец, ОАО "Тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд) с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ответчик, ООО "Тандем") задолженности по оплате тепловой энергии в горячей воде за период с 01.01.2014 по 30.04.2016 в сумме 656564,87 рублей.
Решением суда от 19.01.2017 требования удовлетворены судом в полном объеме.
Ответчик, обжаловав в апелляционном порядке решение, просит его отменить ввиду неприменения судом норм закона, подлежащих применению, неполного исследования обстоятельств, имеющих значение для дела, неполного выяснения обстоятельств, принять новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом не дана надлежащая оценка возражениям ответчика в части необоснованного применения истцом в отношении ответчика за 2014 год тарифов для организаций, а не для населения, а в 2014 году - тарифов для населения, тогда как ответчик как в 2014, так и в 2015 году коммунальных услуг населению, а также при необоснованном включении в сумму задолженности НДС, который уже был учтен в тарифе.
Также неосновательным истец считает недоказанными требования истца по размеру, поскольку затраты на отпущенную тепловую энергию в системе ГВС, то есть на подогрев горячей воды, уже заложены и включены в тариф за 1 куб. метр горячей воды, судом было неосновательно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании от истца калькуляции тарифа ЛенРТК и о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Комитета по тарифам и ценовой политике по ЛО.
Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобе по основаниям, указанным в отзыве.
Определением от 26.04.2017 рассмотрение дела было отложено для представления сведения о порядке подачи кассационной жалобы на судебные акты по делу А56-42873/2016 с аналогичными обстоятельствами дела.
После отложения рассмотрения дела податель апелляционной жалобы представителя не направил.
В судебном заседании представителями истца поддержаны доводы отзыва на жалобу.
Сведений о подаче кассационной жалобы на судебные акты по делу А56-42873/2016 с аналогичными обстоятельствами дела из информационных ресурсов не усматривается.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует и материалов дела, между сторонами заключен договор теплоснабжения от 01.11.212 N 9, согласно которому истец как теплоснабжающая организация обязуется подавать коммунальные ресурсы на объекты теплоснабжения, а ответчик как Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
При уточнении исковых требований (л.д. 100-104, том 1) истец просил взыскать с ответчика задолженность по оплате тепловой энергии в горячей воде за период с 01.01.2014 по 30.04.2016 в сумме 656564,87 рублей, начисленной по тарифам для населения, указав, что для оплаты поставленных ресурсов ответчику были предъявлены счета-фактуры на общую сумму 656 564,87 руб.
В период с января 2014 по 30 апреля 2016 г.г. истцом ответчику поставлена тепловая энергия в объеме 3870,219 Гкал. из которых предъявлено населению 3599.185 Гкал. Не предъявленный населению объем тепловой энергии в счете-фактуре составил 271,03 Гкал на общую сумму 539 443. 02 руб. В 2014 году объем горячего водоснабжения по приборам учета составил 408.330 м3, из которых предъявлено населению 299,010 м3. Разница составила 109, 320 м3 на общую сумму 27257,82 руб. Для оплаты поставленных ресурсов ответчику предъявлены счета-фактуры на общую сумму 656 564 руб. 87 копеек.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате поставленных энергоресурсов послужило основанием для направления претензии в адрес ответчика, а в последующем - обращения в суд.
Исходя из данных приборов учета в жилых домах, обслуживаемых ответчиком, расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0, 06 руб. Гкал/куб., в связи чем возникает разница в платежах граждан и суммой, предъявленной к оплате истцом.
По мнению истца, повышенный расход тепловой энергии может быть связан с теплоотдачей через стояки и полотенцесушители, в то же время, фактически потребленное количество тепловой энергии, определенное по общедомовому прибору учета (в Гкал), должно быть оплачено по тарифам на тепловую энергию, установленным уполномоченным органом для истца.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон (ответчика - в судебном заседании 26.04.2017), суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения, в том числе по безусловным основаниям.
Апелляционный довод об отклонении ходатайства ответчика о привлечении в качестве третьего лица Комитета по тарифам и ценовой политике по Ленинградской области не является основанием для выводов о вынесении решения и в отношении лица, не привлеченного к участию, ответчик не обосновал ходатайство в части, какие права и обязанности Комитета по тарифам и ценовой политике по Ленинградской области будут затронуты обжалуемым решением суда.
Суд обоснованно отказал в привлечении третьего лица из-за отсутствия спора по размерам тарифов или их установлению.
В обоснование своей жалобы ответчик указал на незаконное применение истцом в своих расчетах тарифов за 2014 г. для потребителей, в то время как истцом должен был применять тариф для населения. Однако, поскольку Областной закон Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области" был принят в 2015 году, то ресурсоснабжающая организация расчет производила в 2014 году по тарифам, утвержденным приказом ЛенРТК от 20.12.2013 N 220-п (п. 37) для потребителей, в соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Поэтому судом первой инстанции данный довод ответчика был отклонен, как основанный на ошибочном толковании норм права.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно частям 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулирует отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 1 названного Закона положения закона применяются к отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения.
В силу пункта 19.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Из пункта 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) бесхозяйной тепловой сети.
По общему правилу внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса - место соединения этого прибора с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления включаются в состав общего имущества многоквартирного дома (пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. определено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Аналогичное требование об установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду для теплоснабжающих организаций содержится в пункте 87 Основ образования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075. согласно которому органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения, горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному (двухставочному) тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
При этом пунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10.2012 N 1075 предусмотрено, что названное постановление применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы.
Информационным письмом от 31.01.2014 "О применении тарифов на горячую воду" Комитетом по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области разъяснено, что при расчете размера платы за коммунальный ресурс - горячую воду ресурсоснабжающими организациями должны применяться двухкомпонентные тарифы, установленные для населения и имеющие в своем составе компонент на тепловую энергию, измеряемый в руб./Гкал. и компонент на теплоноситель/холодную воду, измеряемый в руб./куб. метр.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги учитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
При этом только постановлением Правительства Российской Федерации от 02.2015 N 129 Приложение N 2 к Правилам N 354 дополнено разделами VII и VIII, устанавливающими порядок определения платы за горячее водоснабжение с применением двухкомпонентных тарифов.
Согласно Примечанию 1 к Правилам N 354 при расчете размера платы за коммунальные услуги в отношении объемов тепловой энергии в качестве единицы измерения используется Гкал.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Количество тепловой энергии, отпущенной в спорном периоде по Договору, определено в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354. размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае становления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 Приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей оды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления горячей воды.
Расчет количества потребления осуществляется с применением исправных общедомовых приборов учета, определяющих параметры тепла, количества теплоносителя и количества теплоэнергии на подогрев воды.
Жилые дома ответчика оборудованы узлами учета, которые соответствуют требованиям действующего законодательства и согласно актам от 13.11.2012, 27.12.2013, 9.12.2013, 27.02.2015, 07 марта 2016 допущены в эксплуатацию. Сведений о том, что в спорный период приборы учета работали некорректно, не представлено, поэтому ответчик должен оплатить то количество тепловой энергии (в Гкал), которое зафиксировали приборы учета.
ООО "Тандем" выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в руб./1 куб. м.
Оплату ресурса ответчик производит по тарифам руб./Гкал, установленным Комитетом по тарифам Ленинградской области для расчетов предприятия с исполнителями коммунальных услуг. Имеющиеся в жилых домах ответчика приборы учета, помимо определения количества тепловой энергии в Гкал, фиксируют расход горячей воды в куб. м.
Объем горячей воды в куб. м по соответствующему тарифу действительно стоит меньше, чем зафиксированный прибором учета объем тепловой энергии в Гкал, поставленной на нужды горячего водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В соответствии с указанным Законом Правительство Российской Федерации Постановлением от 18.11.2013 N 1034 утвердило Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно пункту 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения.
Исходя из данных приборов учета в жилых домах ответчика расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0.06 Гкал/куб. м, в связи с чем возникает разница в платежах граждан и суммой, предъявленной к оплате истцом.
Повышенный расход тепловой энергии может быть вызван различными причинами, в том числе может быть связан с теплоотдачей через стояки и полотенцесушители.
В то же время, фактически потребленное количество тепловой энергии. определенное по общедомовому прибору учета (в Гкал). должно быть оплачено по тарифам на тепловую энергию, установленным уполномоченным органом для истца. Законных оснований для освобождения ответчика от оплаты части тепловой энергии, фактически потребленной жилыми домами, не имеется.
В обоснования своей позиции ответчик ссылается, в том числе на Решение ВАС РФ от 12.05.2012 N ВАС-534/12 по вопросу об оспаривании пунктов 47, 48, 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. Однако не учтено, что предметом изучения ВАС РФ являлись пункты 47 - 49 Основ ценообразования в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 N 1149 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". Предыдущая редакция не конкретизировала тип системы централизованного горячего водоснабжения, подразделяя ее на открытую и закрытую.
Кроме того, в Решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) указано на то, что содержание данных пунктов вообще не распространяется на ресурсоснабжающие организации, которые поставляют на внешнюю границу МКД тепловую энергию в горячей воде, но при этом не являются производителями горячей воды (как самостоятельного коммунального ресурса), подаваемой конечным потребителям.
Закон о теплоснабжении в предыдущей редакции не регулировал отношения с участием теплоснабжающих организаций, владеющих открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения), с использованием которых осуществлялось именно горячее водоснабжение потребителей. Положение изменилось с 01.01.2013, то есть с момента вступления в силу изменений, внесенных в Закон о теплоснабжении Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ.
Ответчик также ссылается в жалобе на неправомерное начисление истцом дополнительно НДС в счетах, выставленных к оплате. Однако в выставленных ранее счетах и в расчетах, предоставленных суду, НДС был выделен из суммы задолженности, определенной с учетом фактически потребленной энергии и тарифа (в том числе НДС), а не исчислен, исходя из предъявленной к оплате суммы. НДС в 2014 году был включен в сумму по счету-фактуре, так как тариф был определен без НДС (приказ ЛенРТК от 20.12.2013 года N 220-п), что подтверждается представленными в материалы дела расчетами. Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72, в случае если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.
В апелляционной жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В порядке статьи 110 АПК РФ, расходы по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2017 по делу N А56-42868/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
Судьи
И.В.СОТОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)