Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.10.2017 ПО ДЕЛУ N А60-33469/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. по делу N А60-33469/2017


Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-33469/2017 по заявлению акционерного общества "Регионгаз-Инвест" (ИНН 6659075136)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564)
о признании недействительным предписания N 29-21-11-28 от 28.04.2017
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.А. Попова, доверенность от 30.12.2016, Т.Н. Христенко, доверенность от 21.08.2017,
от заинтересованного лица: Н.Ю. Васькова, доверенность от 16.01.2017, М.А. Худорожкова, доверенность от 16.01.2017.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Акционерное общество "Регионгаз-Инвест" обратилось в суд с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании недействительным предписания N 29-21-11-28 от 28.04.2017 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое предписание считает законным.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд

установил:

На основании приказа N 29-21-09-28 от 20.03.2017 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Отделом контроля по Восточному управленческому округу) в период с 03.04.2017 по 28.04.2017 в отношении акционерного общества "Регионгаз-Инвест" проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы и внесению платы за коммунальную услугу "отопление", предоставленную собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Тавда, ул. Фанерщиков, д. 2.
В ходе проверки выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 N 354.
В частности, Департаментом установлено, что акционерное общество "Регионгаз-Инвест" в расчетные периоды ноябрь, декабрь 2016 года и январь 2017 года производило начисление платы за коммунальную услуг "отопление" жителям многоквартирного дома N 2 по ул. Фанерщиков в г. Тавда без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
По результатам проведенной проверки составлен акт N 29-21-10-28 от 28.04.2017.
Акционерному обществу "Регионгаз-Инвест" выдано предписание N 29-21-11-28 от 28.04.2017, согласно которому обществу в срок до 15.06.2017 предписано: обеспечить в период с ноября 2016 года по январь 2017 года соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, путем проведения перерасчета размера платы собственникам и нанимателям жилых помещений дома N 2 по ул. Фанерщиков в г. Тавде, в том числе по квартире N 8 за указанный период. В последующие периоды производить начисление платы за услугу в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с выданным предписанием акционерное общество "Регионгаз-Инвест" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным, в том числе, на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, лицензионного контроля на территории Свердловской области.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела в целях оказания услуги теплоснабжения акционерным обществом "Регионгаз-инвест" с потребителями, проживающими на территории Тавдинского городского округа, в том числе с собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома N 2 по ул. Фанерщиков в г. Тавда, заключен публичный договор теплоснабжения.
В обоснование обращения с заявлением об оспаривании предписания от 28.04.2017 общество ссылается на то, что согласно данным сайта Росреестра по адресу: г. Тавда ул. Фанерщиков, 2 на кадастровом учете стоит 2 здания:
- - здание (многоквартирный дом) 1979 года постройки с кадастровым номером 66:27:1102065:299 площадью 4347,4 кв. м;
- - здание (многоквартирный дом) 1982 года постройки с кадастровым номером 66:27:1102065:535 площадью 3708,2 кв. м.
Как указал заявитель, спорный многоквартирный дом состоит из двух самостоятельных частей (отдельно стоящих зданий, имеющих видимый разрыв), система отопления каждой части многоквартирного дома закольцована и функционирует автономно; дом имеет два ввода тепловых сетей, на каждой из которых установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. В первой половине дома (здание (многоквартирный дом) 1979 года постройки с кадастровым номером 66:27:1102065:299 площадью 4347,4 кв. м) расположены нежилые помещения, имеющие автономную систему теплоснабжения, т.е. прибор учета, установленный в МКД, в первой половине учитывает объем потребления тепловой энергии только жилого дома.
По мнению заявителя, суммирование показаний приборов учета при расчете платы за отопление является неправомерным, поскольку проведение перерасчета за услугу "отопление" путем сложения показаний узлов учета первой и второй половины дома повлечет за собой уменьшение размера платы за услугу "отопление" для жителей первой половины дома и увеличение размера платы за услугу "отопление" для жителей второй половины дома, поскольку площадь учитываемая узлами учета разная. Определение платы за отопление путем суммирования показаний двух приборов учета тепла приведет к учету в размере платы площади тех помещений, которые системой не отапливались.
С указанными доводами заявителя суд не соглашается исходя из следующего.
В силу п. 10, 11 ч. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Исходя из положений ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 244, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению с 01 июля 2016 года регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 N 354 (далее - Правила N 354), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
Согласно абз. 3 п. 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формуле 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а именно:

S
д i т
P = V x ---- x T,
i S
об

где:
V{\super Д - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
- В случаях, предусмотренных пунктами 42(1), 54 и 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
- S{\sub i - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
- S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- T{\super Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при расчете платы за отопление отдельной квартиры учитываются показания общедомового прибора учета, площадь квартиры и площадь всех жилых и нежилых помещений в доме.
В соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в установленном порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Многоквартирный дом по адресу: г. Тавда, ул. Фанерщиков, д. 2 представляет собой единый объект капитального строительства, имеет единый почтовый адрес, один технический паспорт, два ввода в систему отопления, на каждый ввод установлен узел учета тепловой энергии: один учитывает теплопотребление квартир с 01 по 56, а второй - с 57 по 123, 126.
АО "Регионгаз-инвест" определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению для жилых помещений каждой части дома отдельно, применяя показания общедомового прибора учета, установленного на данной части дома. Суммарные показания двух общедомовых приборов учета при определении размера платы за отопление не применяются. Учет объема тепловой энергии производится отдельно по каждой части дома по объемам и площадям жилых помещений.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено разделение расчета общедомового потребления для отдельно взятой части (подъезда, секции) многоквартирного жилого дома.
Поскольку собственникам помещений, находящихся в одной части многоквартирного жилого дома, принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество во всем многоквартирном доме, в том числе и расположенное в другой части дома, постольку отсутствует необходимость в таком разделении потребления коммунального ресурса (тепловой энергии).
Показания приборов, учитывающих потребление тепловой энергии по жилым помещениям и местам общего пользования, в каждой части многоквартирного жилого дома в совокупности позволяют определить общий объем потребления тепловой энергии в указанном доме, расходуемой как на индивидуальное потребление жильцов, так и на общедомовые нужды.
Таким образом, если водоснабжение, электроснабжение, отопление подается в здание по нескольким линиям, показания счетчиков, установленных на каждой из них, должны суммироваться и фигурировать в расчетах как единая величина.
Принимая во внимание изложенное, действия акционерного общества "Регионгаз-инвест" в части начисления платы за отопление в многоквартирном доме N 2 по ул. Фанерщиков в г. Тавда без учета суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома не соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем Департамент правомерно выдал обществу предписание N 29-21-11-28.
Доводы заявителя о том, что Департаментом при расчетах неверно определены площадь жилого дома и объем поставленного ресурса, отклоняются судом.
Из материалов дела следует, что на момент проверки технический паспорт спорного многоквартирного дома обществом представлен не был, в связи с чем сведения об общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, применяемые Департаментом к расчетам платы, взяты Департаментом с сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, оспариваемым предписанием обществу предписано обеспечить в период с ноября 2016 года по январь 2017 года соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" с учетом суммарного объема двух общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, путем проведения перерасчета размера платы собственникам и нанимателям жилых помещений дома N 2 по ул. Фанерщиков в г. Тавде. В последующие периоды производить начисление платы за услугу в соответствии с действующим законодательством.
В мероприятиях по устранению выявленных нарушений обязательных требований, указанных в оспариваемом предписании, отсутствует необходимость проведения обществом перерасчета с учетом конкретной площади многоквартирного дома N 2 по ул. Фанерщиков в г. Тавда.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу (ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении требований отказано расходы по оплате государственной пошлины на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований акционерного общества "Регионгаз-Инвест" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)