Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2017 N 11АП-12482/2017 ПО ДЕЛУ N А55-3874/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2017 г. по делу N А55-3874/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "СвязьЭнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2017 года по делу N А55-3874/2017 (судья Бунеев Д.М.),
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" к акционерному обществу "СвязьЭнерго" о взыскании 71 087 руб. 61 коп.,
с участием:
от истца - представитель Уварова Ю.В. (доверенность от 24.07.2017),
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
установил:

Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "СвязьЭнерго" о взыскании 71 087 руб. 61 коп., в том числе 61 687 руб. 80 коп. задолженность по взносам за капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 31.10.2016 и 9 399 руб. 81 коп. пени.
Решением суда первой инстанции от 19 июля 2017 года с акционерного общества "СвязьЭнерго" в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" взыскано 71 087 руб. 61 коп., в том числе долг 61 687 руб. 80 коп. и пени 9 399 руб. 81 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины 2 844 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество "СвязьЭнерго" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2017 года по делу N А55-3874/2017, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку, по мнению заявителя, истцом не представлено доказательств того, что в указанном почтовом отправлении, которое не было получено ответчиком, содержалась именно указанная претензия. Кроме того, заявитель ссылается на отсутствие доказательств направления платежных документов ответчику, в связи с чем, заявитель полагает, что данное обстоятельство освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" создана в соответствии со ст. 178 Жилищного кодекса РФ, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 15.05.2014 N 104, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 26.06.2014 N 1479.
Как следует из материалов дела, ответчику в многоквартирном доме по адресу: г. Самара, Парковый переулок, д. 5, на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 387 м(2), 1 этаж комнаты NN 43-45, 49-51, 55-59, 62, 65-69, что подтверждается выпиской из ЕГРН N 90-24130949 от 02.09.2016.
Собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Самара, Парковый переулок, д. 5 в городе Самаре, в котором ответчику согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости принадлежит на праве собственности помещение площадью 387 м(2), формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора - истца.
Неисполнение ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт принадлежащего ему на праве собственности помещения в указанном многоквартирном доме за период с 01.08.2014 по 31.10.2016, послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249 Гражданского кодекса РФ).
Указанные положения гражданского законодательства согласуются с нормами жилищного законодательства (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса РФ), которые предусматривают, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, Эта обязанность распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии ч. 1 и ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, п. 2 и п. 3 ст. 7 Закона Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области".
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в региональную программу капитального ремонта, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с п. 2 ст. 28 вышеуказанного Закона Самарской области является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя также взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014, 2015, 2016 годы произведен истцом на основании Постановлений Правительства Самарской области N 654 от 22.11.2013, N 784 от 17.12.2014, N 333 от 11.06.2015, которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016 на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 рубля. С 1 июля по 31 декабря 2016 года установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей.
Поскольку факт неисполнения ответчиком обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт принадлежащего ему на праве собственности помещения подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнут, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование истца о взыскании задолженности в размере 61 687 руб. 80 коп. является правомерным.
Также истцом заявлены пени в размере 9 399 руб. 81 коп. за период с 11.09.2014 по 20.01.2017 на основании ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проверив представленный истцом расчет, суд апелляционной инстанции признал его верным.
Принимая во внимание, что денежное обязательство ответчиком не исполнено, требование истца о взыскании с ответчика пени в размере 9 399 руб. 81 коп. за период с 11.09.2014 по 20.01.2017, судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ссылка заявителя на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, поскольку, как указывает заявитель, истцом не представлено доказательств того, что в указанном почтовом отправлении, которое не было получено ответчиком, содержалась именно указанная претензия, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела подтверждается, что истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 22.12.2016 исх. N ФКР/ЮЛ 3093 с требованием в течение 10-ти дней с момента получения претензии оплатить сумму задолженности и пени (л.д. 10-12). Указанная претензия была направлена ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
Почтовая корреспонденция с данной претензией была возвращена отправителю без вручения с отметкой органа почтовой связи об истечении срока хранения (л.д. 11-12).
Согласно п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными адресатом, даже если он не находится по указанному адресу. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого юридического лица, неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности должно нести само юридическое лицо.
Довод заявителя об отсутствии доказательств направления платежных документов ответчику, также не принимается судом апелляционной инстанции.
Сам по себе факт отсутствия доказательств выставления ответчику ежемесячных счетов не освобождает последнего от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт, и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
Ответчик для исполнения своей обязанности, установленной законом, и, действуя добросовестно и разумно, не лишен был права обратиться к истцу за получением счетов на уплату взносов либо произвести расчет самостоятельно на основании Постановлений Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654 "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области", от 17.12.2014 N 784 "Об установлении на 2015 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области", от 11.06.2015 N 333 "Об установлении на 2016 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области", которыми установлен минимальный размер взноса.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2017 года по делу N А55-3874/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
К.К.ТУРКИН
Судьи
Е.Г.ДЕМИНА
С.А.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)