Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2017 N 18АП-7985/2017 ПО ДЕЛУ N А07-5275/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2017 г. N 18АП-7985/2017

Дело N А07-5275/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирской О.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хабибуллина Дамира Габдрашитовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2017 по делу N А07-5275/2017 (судья Бобылев М.П.).
При участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Хабибуллина Дамира Габдрашитовича - Неустроев Леонид Викторович (доверенность от 14.06.2016).

Индивидуальный предприниматель Хабибуллин Дамир Габдрашитович (далее - заявитель, ИП Хабибуллин Д.Г.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский р-н, ул. Новоженова, занимаемый многоквартирным жилым домом, выраженного в уведомлении об отказе от 28.02.2017 N 04/376/005/2016-155; об обязании Управления зарегистрировать за ИП Хабибуллиным Д.Г. право общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский р-н, ул. Новоженова.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2017 (резолютивная часть объявлена 01.06.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 90-97).
Не согласившись с принятым решением, ИП Хабибуллин Д.Г. (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что положения статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, на которые ссылается суд первой инстанции, были закреплены лишь с 01.03.2015, а земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 был образован в соответствии с утвержденной схемой и поставлен на государственный кадастровый учет 14.11.2014.
Кроме того, по мнению апеллянта, именно с этого момента указанный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
С учетом мнения истца и ответчика и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Хабибуллину Д.Г. на основании договора купли-продажи от 18.12.2013 б/н принадлежат на праве собственности комната площадью 8,1 кв. м (кадастровый номер 02:55:020530:509), комната площадью 22,2 кв. м (кадастровый номер 02:55:020530:509), находящиеся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова, д. 90Б, кв. 2, к. 2, 3, 4. Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.12.2013, от 25.12.2013 (л.д. 10 - 11).
Согласно кадастровым паспортам помещений от 15.12.2016 кадастровый номер здания, в котором расположены данные помещения: 02:55:020534:230 (л.д. 17 - 18).
Жилой дом с кадастровым номером 02:55:020534:230 расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020534:651 (л.д. 21).
Согласно кадастровому паспорту на данный земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадь 1 645 кв. м, дата внесения номера в государственный кадастр 14.11.2014 (л.д. 19 - 20).
Согласно техническому паспорту по состоянию на 24.09.1996 дом состоит из двух трехкомнатных квартир, общей жилой площадью 60,4 кв. м (л.д. 22 - 34).
16.12.2016 заявитель обратился в Управление с заявлением для регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1 645 кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова.
27.12.2016 в связи с возникновением сомнений в наличии оснований государственная регистрация приостановлена на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (л.д. 73).
Государственным регистратором были направлены запросы в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и в Государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Республики Башкортостан на предмет формировался ли земельный участок для размещения многоквартирного жилого дома и представить сведения о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020534:651 (л.д. 23, оборот 23).
27.01.2017 уведомлением N 04/376/005/2016-155 Управление уведомило заявителя о приостановлении осуществления действия по государственной регистрации права собственности до 27.02.2017 (л.д. 75).
09.02.2016 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направило в адрес заинтересованного лица ответ на запрос N 3647, согласно которому в соответствии с проектом планировки, утвержденным постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 4537 от 08.08.2011, земельный участок с кадастровым 02:55:020534:651 расположен на территории Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевским районах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Проект межевания для данной территории не разрабатывался. Формирование вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не производилось (л.д. 13 оборот).
28.02.2017 уведомлением N 04/376/005/2016-155 Управление отказало в государственной регистрации права собственности (л.д. 13).
Полагая отказ Управления незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ИП Хабибуллин Д.Г. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие документов о формировании земельного участка, отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 является законным, соответствует нормам действующего законодательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В частности, гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (пункт 67 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 28.02.2015) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Из пунктов 2, 3, 5 названной статьи следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Формирование земельного участка включает в себя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ.
Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, формирование земельного участка под многоквартирным домом включает, в том числе, подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории.
При этом решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 45 ГрК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).
В силу подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что границы земельного участка под многоквартирным жилым домом могут быть образованы только в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что формирование спорного земельного участка для многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не производилось. Из кадастрового паспорта на земельный участок также следует, что вид разрешенного использования земельного участка отсутствует.
Согласно ответу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 09.02.2017 N 3647 проект межевания данной территории также не разрабатывался.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии незаконности отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651.
Доводы заявителя о необоснованности применения судом первой инстанции положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации судебной коллегией отклоняется, поскольку заявитель обратился с заявлением о регистрации права 16.12.2016, соответственно, применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, действующие на указанную дату.
Более того, учитывая наличия решения Октябрьского районного суда г. Уфы от 12.12.2016 по делу N 2а-12795/2016, вступившего в законную силу 18.01.2017, фактически заявленные требования в рамках настоящего спора направлены на преодоление данного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.06.2017 по делу N А07-5275/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хабибуллина Дамира Габдрашитовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Н.ПИРСКАЯ

Судьи
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)