Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.09.2017 N Ф07-9087/2017 ПО ДЕЛУ N А26-10630/2016

Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции об устранении нарушений действующего законодательства.

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Компании, управляющей многоквартирным домом, предписано произвести корректировку платы за жилищные услуги в соответствии с утвержденным размером платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А26-10630/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В., рассмотрев 12.09.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2017 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Сомова Е.А.) по делу N А26-10630/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства", место нахождения: 186150, Республика Карелия, Пудожский район, город Пудож, Садовая улица, дом 23А, ОГРН 1081039000460, ИНН 1015007233 (далее - Общество, ООО "УК ЖКХ"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Фридриха Энгельса, дом 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 26.08.2016 N 084/057/13-12 ГЖИи об устранении нарушений действующего законодательства (далее - Предписание ГЖИ).
Решением суда первой инстанции от 17.01.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017, в удовлетворении заявления ООО "УК ЖКХ" отказано.
В своей кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, возможность управляющей компании в одностороннем порядке произвести индексацию размера платы за содержание и ремонт помещений обусловлено экономическими причинами и не противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В данном случае ООО "УК ЖКХ" считает, что суды при рассмотрении дела необоснованно не приняли во внимание, что на момент проверки Общество правомерно произвело индексацию размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) с учетом уровня инфляции в размере 12,9% на основании пункта 4.2 договора управления многоквартирным домом.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в кассационный суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании обращения жителей МКД N 84, расположенного на улице Ленина в городе Пудоже, а также распоряжения от 01.08.2016 N 074/057/13-12ГЖИи Инспекция провела внеплановую документарную проверку деятельности ООО "УК ЖКХ", осуществляющей непосредственное управление указанным МКД, по вопросам соблюдения последним обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе данной проверки в отношении ООО "УК ЖКХ" Инспекция выявила и зафиксировала в "Акте проверки" от 26.08.2016 N 083/057/13-12 ГЖИи следующие нарушения: части 7 статьи 156 и пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, а также пунктов 17 и 31 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Выявленные нарушения со стороны Общества выразились в следующем: собственники помещений в МКД N 84 утвердили размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома в период с 01.06.2015 по 30.05.2016-10 руб. 20 коп. с одного квадратного метра. Однако после истечения указанного периода данная управляющая компания с 01.06.2016 произвела индексацию указанной платы, которая в итоге составила 11 руб. 52 коп. с одного квадратного метра. Причем данную индексацию ООО "УК ЖКХ" провело в отсутствие доказательств официального принятия собственниками помещений в упомянутом МКД решения об изменении размера платы за содержание и текущий ремонт (установлении нового размера платы).
Ввиду указанных нарушений Инспекция выдала Обществу упомянутое Предписание ГЖИ, согласно которому ООО "УК ЖКХ" надлежало в срок до 10.10.2016 "выполнить корректировку платы за жилищные услуги в соответствии с утвержденным размером платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в размере 10 руб. 20 коп. с одного квадратного метра, в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 21.04.2015, а также в соответствии с договором управления МКД от 12.06.2016 за период с июня 2016 года по настоящий момент".
Не согласившись с полученным Предписанием ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении данного заявления, так как пришли к выводу о правомерности и обоснованности оспоренного заявителем Предписания ГЖИ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права в обжалуемой части, считает жалобу ООО "УК ЖКХ" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Вопросы об определении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений императивно регулируют положения норм ЖК РФ и положения Правил N 491.
Так, согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
На основании пункта 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками не было принято, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 17 упомянутых Правил N 491 также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункт 31 Правил N 491).
Из изложенного следует, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилых помещений (включая все составные части) для собственников этих помещений на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также на пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно и лишь по своему собственному усмотрению изменять размер установленных платежей.
В данном случае при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что обслуживание, содержание и ремонт МКД по указанному выше адресу возложены на Общество, которое в роли управляющей компании добровольно приняло на себя обязательства по управлению указанным МКД N 84 на основании договоров управления многоквартирным домом. В материалах данного дела имеются типовые договоры (листы дела 12 - 14; 46 - 49), а также список заключенных между собственниками помещений с ООО "УК ЖКХ" упомянутых договоров (листы дела 15 - 17).
Так, в пункте 4.1 данного договора собственники установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за работы и услуги по управлению домом, содержанию и текущему ремонта общего имущества в многоквартирном доме, вывоз мусора, в период с 01.06.2015 по 30.05.2016, в размере 10 руб. 20 коп. с одного квадратного метра в месяц.
Согласно пункту 4.2. того же договора в случае отсутствия ежегодных решений, принятых общим собранием, об изменении платы за содержание и ремонт жилого помещения, плата индексируется на размер изменения уровня инфляции по данным РОССТАТа за прошедший период, но не чаще одного раза в год.
По истечении указанного периода (30.05.2016) собственниками указанных жилых помещений какие-либо решения об установлении в последующие периоды платы за содержание и ремонт данных помещений в фиксированном размере - не принимались. Однако ООО "УК ЖКХ" именно по своему собственному усмотрению в одностороннем порядке и без согласия собственников помещений в МКД на основании приказа от 01.06.2016 самостоятельно увеличило плату за содержание и ремонт жилых помещений в МКД до 11 руб. 52 коп. с одного квадратного метра в месяц. Этот спорный размер платы был указан собственникам в квитанциях, начиная с июня 2016 года.
Согласно условию приведенного в пункте 4.2 договора следует, что Общество по своему усмотрению в одностороннем порядке без согласия собственников помещений указанного МКД может изменять плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома; при этом такие полномочия управляющей организации обусловлены отсутствием решения общего собрания собственников помещений в течение одного года, предшествующего изменению размера платы.
Руководствуясь указанными выше нормами жилищного права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что такое спорное условие об одностороннем изменении (увеличении) размера платы за жилое помещение противоречит требованиям действующего жилищного законодательства Российской Федерации (в частности части 4 статьи 158 ЖК РФ) и нарушает права собственников помещений в указанном МКД. Кроме того, суды обратили внимание и на часть 13 статьи 155 ЖК РФ, в соответствии с которой предусмотрена обязанность управляющей компании по информированию в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за 30 дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Однако данную обязанность Общество не выполнило, а напротив - ввело и непосредственно с 01.06.2016 начислило жильцам (собственникам) увеличенную плату своим приказом от 01.06.2016 N 21.
Ввиду изложенных и рассмотренных обстоятельств дела обоснованными являются выводы судов двух инстанций о законности оспоренного Предписания ГЖИ и, как следствие, - об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования ООО "УК ЖКХ".
Учитывая, что дело судами первой и апелляционной инстанций рассмотрено полно и всесторонне, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационный суд считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.01.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2017 по делу N А26-10630/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
С.В.СОКОЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)