Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.11.2017 N 18АП-13174/2017 ПО ДЕЛУ N А47-6146/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. N 18АП-13174/2017

Дело N А47-6146/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зыковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Заводское" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.09.2017 по делу N А47-6146/2017 (судья Лазебная Г.Н.).

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Заводское" (далее - заявитель, ООО УО "Заводское", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области" (далее - ГЖИ по Оренбургской области, инспекция) о признании недействительным предписания от 19.05.2017 N ПР-1400 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.09.2017 (резолютивная часть решения объявлена 05.09.2017) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО УО "Заводское" обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на не исследованность судом вопросов о виновности заявителя в выявленном нарушении и о наличии возможности по его устранению. Обращает внимание на то обстоятельство, что заявитель не является энергоснабжающей организацией, и из акта проверки не следует, что отсутствие надлежащего горячего водоснабжения жилого помещения произошло по вине заявителя. Указывает на то, что инспекцией не исследовано состояние внутридомовой системы горячего водоснабжения и способ подключения к ней полотенцесушителя. При этом, как указывает податель жалобы, им принимались меры по замене полотенцесушителя, однако этого сделан не было по вине собственника помещения, что подтверждается вступившим в законную силу решение суда общей юрисдикции. В этой связи заявитель полагает оспоренное предписание не отвечающим критерию исполнимости.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО УО "Заводское" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 115568010738 и на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 09.10.2015 и договора управления от 01.11.2015 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 144 по пр. Победы в г. Оренбурге.
В связи с поступлением в ГЖИ по Оренбургской области обращения собственника квартиры N 116 указанного дома, содержащего информацию о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (низкая температура в квартире, не работает полотенцесушитель), распоряжением заместителя начальника инспекции от 12.05.2017 N 1400 в отношении заявителя назначено проведение внеплановой выездной проверки.
Проверка проведена 15.05.2017 и 19.05.2017. Результаты проверки оформлены актом от 19.05.2017 N А-1400, которым зафиксировано нарушение требований пп."а" п. 3 Положения О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и п. 18 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), а именно: не произведены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме - проверка исправности, работоспособности трубопроводов и оборудования - отсутствие трубопроводов, полотенцесушителя в системе горячего водоснабжения, предусмотренных проектной документацией на указанный дом, в кв. N 116, проведение восстановительных работ.
По итогам проверки обществу выдано предписание от 19.05.2017 N ПР-1400, которым предписано устранить указанное нарушение в срок до 01.09.2017.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 8.5 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 ЖК РФ.
Порядок осуществления лицензионного контроля урегулирован ст. 196 ЖК РФ в силу которой лицензионный контроль осуществляется должностными лицами органа государственного жилищного надзора.
Частями 6 и 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Предметом указанных проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Пунктом 9 Положения о государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук инспекция наделена полномочиями по осуществлению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 13 Положения N 1110, при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод инспекции о нарушении обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом N 144 по пр. Победы в г. Оренбурге ввиду не осуществления общих работ, выполняемых для надлежащего содержания системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме, проверки исправности, работоспособности трубопроводов и оборудования (в ванной комнате квартиры N 116 отсутствуют полотенцесушитель и подводящие и отводящие трубопроводы, предусмотренные проектной документацией на указанный дом).
В соответствии с пп. "а" п. 3 Положения N 1110, лицензионным требованиями к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктами 10 и 11 Правил N 491 установлено, что общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 этих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
В соответствии с п. 18 Перечня N 290, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя в том числе восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
В силу пункта 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 5.6 СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", полотенцесушители являются частью системы горячего водоснабжения. При подаче горячей воды системами центрального горячего водоснабжения, присоединенными к теплосетям с непосредственным водоразбором, допускается присоединять полотенцесушители к самостоятельным системам отопления круглогодичного действия ванных комнат и душевых по схеме, обеспечивающей их постоянное обогревание горячей водой. Возможны два варианта присоединения их к системе - к подающим водоразборным или к циркуляционным стоякам.
Таким образом, заявитель, являющийся управляющей организацией многоквартирного дома N 144 по пр. Победы в г. Оренбурге, несет обязанность по поддержанию в надлежащем состоянии внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, включающих ответвления от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно представленной в материалы дела проектной документации по дому N 144 по пр. Победы в г. Оренбурге, стояк горячего водоснабжения и циркуляционный трубопровод этого многоквартирного дома закольцованы перемычкой. К циркуляционному трубопроводу подключены полотенцесушители (лист ВК-3 (14) "Водопровод, канализация. Схема стояков."). Циркуляционный трубопровод создает непрерывное движение воды (циркуляцию) по замкнутому контуру: теплообменник - подающий трубопровод - водоразборный кран - циркуляционный трубопровод - теплообменник, поддерживая температуру горячей воды у водоразборного крана потребителя не ниже 60 градусов. Установка запорного устройства на циркуляционном трубопроводе не предусмотрена (лист ВК-6 (17) "Водопровод, канализация регистр - полотенцесушитель. Стояки санузлов").
Таким образом, полотенцесушитель, подводящий к нему и отводящий трубопроводы, относятся к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность по содержанию которого возложена на заявителя.
Проведенной инспекцией проверкой установлен и заявителем по существу не оспаривается факт отсутствия в ванной комнате квартиры N 116 указанного дома полотенцесушителя с подводящими и отводящими трубопроводами.
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании требование об устранении указанного нарушения следует признать правомерным.
Довод общества о неисполнимости предписания подлежит отклонению.
Заявляя этот довод, общество ссылается на создание ему препятствий в доступе к инженерным сетям со стороны собственников помещений многоквартирного дома, находящихся над и под квартирой N 116, в подтверждение чего представило в материалы дела акт от 12.01.2017 (об отказе в доступе в жилые помещения собственников части квартир указанного дома - кв. NN 100, 124 и 112), а также решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 28.07.2017, вынесенное по иску ООО УО "Заводское" к собственнику квартиры N 112 дома N 114 по пр. Победы в г. Оренбурге о возложении обязанности по предоставлению доступа в жилое помещение, которым исковые требования удовлетворены.
Однако, из содержания акта от 12.01.2017 не следует что частичный отказ в доступе в жилые помещения собственников помещений многоквартирного дома имел место в связи с необходимостью исполнения обществом обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии рассматриваемого оборудования и каким-либо образом влияет на надлежащее исполнение такой обязанности, а решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 28.07.2017, вынесено по обстоятельствам, касающимся предоставления доступа в жилое помещение иного многоквартирного дома (дома N 114, а не дома N 144 по пр. Победы в г. Оренбурге).
Кроме того, указанные доказательства имеют отношение к обстоятельствам, возникшим задолго до выдачи оспоренного предписания. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие непреодолимых препятствий для исполнения обществом рассматриваемой обязанности на момент выдачи предписания, материалы дела не содержат.
Также, суд полагает необходимым отметить, что в силу нормативных требований, управляющая организация обязана всеми возможными способами обеспечивать граждан, проживающих в подведомственном ей многоквартирном доме, необходимыми услугами. Контролирующий орган (инспекция) со своей стороны обязан проверить исполнение управляющей организацией указанной возложенной на нее обязанности и в случае выявления нарушений выдать предписание об их устранении. Затруднительность исполнения предписания вследствие независящих от управляющей организации обстоятельств может иметь значение лишь при разрешении вопроса о продлении срока исполнения предписания либо в целях определения степени виновности управляющей организации в неисполнении предписания в случае привлечения ее к ответственности. Это обстоятельство не может быть принято во внимание при разрешении вопроса о законности и обоснованности предписания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания незаконным содержащихся в оспоренном предписании требования.
Соответствие предписания закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого предписания недействительным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя является правильным.
Предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При обращения в суд с апелляционной жалобой ООО УО "Заводское" излишне уплачена госпошлина в размере 1500 руб. по платежному поручению от 25.09.2017 N 808.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.09.2017 по делу N А47-6146/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Заводское" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Заводское" (основной государственный регистрационный номер 115568010738) из федерального бюджета госпошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 25.09.2017 N 808.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)