Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Смирнов С.С., представитель по доверенности от 17.07.2017 N 30;
- от Товарищества собственников жилья "Степная": Иванисов М.Г., представитель по доверенности от 26.06.2017 N 5;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Степная"
на решение от 07.07.2017
по делу N А73-5299/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Товариществу собственников жилья "Степная"
о признании незаконным предписания
установил:
Дальневосточное Управление Ростехнадзора (далее - заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Товарищества собственников жилья "Степная" (далее - ТСЖ "Степная", товарищество) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ТСЖ "Степная" подана жалоба о признании недействительным предписания от 10.03.2017 N П-Р-А71-181-02-01 Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, делу присвоен номер А73-7494/2017.
Суд объединил в одно производство дела N А73-5299/2017 и N А73-7494/2017 для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А73-5299/2017.
Решением суда от 07.07.2017 в удовлетворении требования ТСЖ "Степная" о признании незаконным предписания отказано; требование административного органа о привлечении товарищества к административной ответственности удовлетворено, ТСЖ "Степная" привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, товарищество оспорило его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы указывает на то, что плановая проверка проведена в период действия надзорных каникул; акт является ничтожным документом, поскольку не подтвержден заключениями специалистов, экспертов. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым требование товарищества о признании недействительным предписания - удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель товарищества доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель административного органа в заседании суда выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.02.2017 N Р-А71-181 Дальневосточным управлением Ростехнадзора в период с 03.03.2017 по 10.03.2017 проведена плановая выездная проверка Товарищества собственников жилья "Степная", в ходе которой установлено, что эксплуатация лифтового оборудования осуществляется с нарушением обязательных требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, а именно:
- - ответственный за организацию безопасной эксплуатации лифтов не обучен и не аттестован в установленной законодательством Российской Федерации форме, что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 11.2.3 ГОСТ Р 55964-2014 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - ответственный за организацию безопасной эксплуатации лифтов не назначен приказом, что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - отсутствует должностная инструкция по выполнению обязанности ответственного за организацию безопасной эксплуатации лифтов, что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - на лифтах дома 93 по улице Большая г. Хабаровска, отсутствуют средства, снижающие падение персонала с крыши кабины лифтов (отсутствует ограждение на кабинах лифтов), что является нарушением ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 1.24 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 5.4.4.3.3 ГОСТ Р 53780 (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифте с рег. N Л-1448 не обеспечена реализация мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении на лифтах, (отсутствует кожух на редукторе), чем нарушены статья 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункты 1.2; 1.27 приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифте с рег. N Л-1448 не обеспечивается возможность безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом (отсутствует фартук), что является нарушением статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. п. 1.4; 1.8 приложения к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 01.06.2017);
- - в лифтах дома 93 по улице Большая г. Хабаровска отсутствуют средства для аварийного освещения кабин, предназначенных для перевозки людей, в том числе при перебоях в электроснабжении, что является нарушением пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов". 1.27 Приложения 1 Технического регламента таможенного союза утвержденный решением комиссии таможенного союза от 18.10.2011 (срок исполнения до 01.06.2017);
- - в приямках лифтов электрические устройства безопасности не соответствуют нормативным требованиям безопасности (требуется установить дополнительную кнопку "СТОП" в приямке лифта), что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 5.2.11.6 ГОСТ Р 53780 (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифтах дома 93 по улице Большая г. Хабаровска, не обеспечена реализация мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении на лифтах (отсутствуют кожуха на ограничителе скорости), что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пунктов 1.2; 1.27 приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифте с рег. N Л-1449 не проведена оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, что является нарушением пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 10.04.2017);
- - в машинном помещении лифта с рег. N Л-1448 не обеспечена не доступность для пользователей и посторонних лиц к оборудованию лифта, установленного в машинном помещении (отсутствуют запорные устройства на люках), что является нарушением пункта 1.1 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 5.3.3.8 ГОСТ Р 53780-2010 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - не представлены руководство (инструкция) по эксплуатации лифтов, чем нарушены пункт 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011"Безопасность лифтов", абзац 4 пункта 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - на лифтах и основной посадочной площадке дома N 93 по улице Большая г. Хабаровска отсутствует информация, нанесенная любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер лифта; год изготовления, правила пользования лифтом, что является нарушением пункта 4 статьи 3, статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта А статьи 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - в паспортах отсутствует запись о проведении освидетельствования, которая проводится не реже чем один раз в 12 месяцев. (Последняя запись 2013 год). Не представлены акты освидетельствования, что нарушает пункт 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 10.04.2017).
10.03.2017 управлением составлен акт проверки и выдано предписание П-Р-А71-181-02-01 об устранении нарушений.
В целях контроля исполнения пунктов 1, 2, 3, 10, 11, 12, 13, 14 предписания от 10.03.2017 N П-Р-А71-181-02-01 Дальневосточным управлением Ростехнадзора на основании распоряжения от 27.03.2017 N Р-А71-307, в отношении товарищества в период с 12.04.2017 по 13.04.2017 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено невыполнение товариществом в установленный в предписании срок (до 10.04.2017) пунктов 1, 2, 3, 10, 12, 14.
По результатам проверки был составлен акт N А-А71-3 07-02-01 от 13.04.2017 и выдано новое предписание об устранении нарушений N П-А71-307-02-01 от 13.04.2017 с указанием сроков устранения нарушений.
Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 18.04.2017 N 021-02-01, согласно которому действия товарищества квалифицированы по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ТСЖ "Степная" к административной ответственности.
Между тем, ТСЖ "Степная", считая предписание от 10.03.2017 N П-Р-А71-181-02-01 незаконным, так же обратилось в арбитражный суд на предмет его отмены.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, а следовательно, о наличии оснований для привлечения ТСЖ "Степная" к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением в установленный срок законного предписания уполномоченного органа.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции в связи со следующим.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статья 2 Закона).
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 его действие распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза.
Действие этого Технического регламента распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Регламента настоящий Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке.
Сопроводительная документация включает в себя: руководство (инструкцию) по эксплуатации; паспорт; монтажный чертеж; принципиальную электрическую схему с перечнем элементов; принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов); копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).
Руководство (инструкция) по эксплуатации включает: инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок; указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания; перечень быстро изнашиваемых деталей; методы безопасной эвакуации людей из кабины; указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ТР ТС 011/2011 на лифт должна наноситься информация любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер лифта; год изготовления.
Данная информация размещается в кабине или на кабине, в месте, доступном для обслуживающего персонала.
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов. Выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
Пунктом 5 статьи 6 Технического регламента предусмотрено, что оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Технического регламента оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза; результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.
Ряд требований ТР ТС 011/2011, несоблюдение которых установлено при проведении проверки, также предусмотрены ГОСТ Р 53780-2010 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке"; ГОСТ Р 54999-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации; ГОСТ Р 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации.
Пунктом 11.2.3 ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрено, что специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
- Согласно абзацу 4 пункта 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 специализированная организация должна обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии или с руководством по эксплуатации, или с системой планово-предупредительных ремонтов лифтов, на которые отсутствует руководство по эксплуатации;
- В соответствии с пунктом А пункта 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 специализированная организация должна разместить в кабине лифта или на основном посадочном этаже "Правила пользования лифтом".
В силу пункта 5.3.3.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53780-2010 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке" двери и крышки люков для доступа в машинное и блочное помещения должны быть оборудованы замками, отпираемыми снаружи ключом, а изнутри помещения - без ключа.
Крышку люка для доступа в блочное помещение из машинного помещения допускается не оборудовать замком.
Крышки люков, используемых только для подачи материалов, допускается запирать только изнутри.
Согласно пункту 5.4.4.3.3 ГОСТ Р 53780-2010 если зазор, измеренный в горизонтальной плоскости, перпендикулярной к внешнему краю крыши кабины, до ограждения шахты превышает 300 мм, то крыша кабины со стороны этого зазора должна быть оборудована ограждением.
Требования безопасности к лифтам установлены в приложении 1 к ТР ТС 011/2011.
Так, в силу части 1 названного приложения, для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования: недоступность для пользователей и посторонних лиц оборудования лифта, устанавливаемого в: шкафах для размещения оборудования; машинном помещении; блочном помещении; шахте лифта, за исключением оборудования, расположенного в кабине лифта (пункт 1.1); наличие мер по защите пользователей и посторонних лиц от получения травм в результате соприкосновения с движущимися частями оборудования лифта (пункт 1.2); наличие возможности безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом (пункт 1.4); наличие средств и (или) меры по предотвращению падения людей в шахту с этажных и прилегающих к шахте площадок здания (сооружения) и из кабины (пункт 1.8); наличие средств и мер, снижающих риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся в шахте, и (или) с крыши кабины (пункт 1.24); наличие мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении (пункт 1.27).
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, апелляционная коллегия приходит к выводу что, оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и представленным доказательствам, прав и законных интересов ТСЖ "Степная" не нарушает.
В связи с истечением установленного для исполнения пунктов 1, 2, 3, 10, 11, 12, 13, 14 предписания срока 10.04.2017, на основании распоряжения N Р-А71-307 от 27.03.2017 в период с 11.04.2017 по 13.04.2017 Управлением Ростехнадзора в отношении ТСЖ "Степная" проведена внеплановая выездная проверка по исполнению указанных пунктов предписания от 10.03.2017.
По результатам проведения проверочных мероприятий установлено, что предписание N П-Р-А71-181-02-01 от 10.03.2017 в части пунктов 1, 2, 3, 10, 12, 14 в установленный срок не выполнено.
По результатам проверки составлен акт от 13.04.2017.
По данному факту 18.04.2017 Управлением в отношении ТСЖ "Степная" составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия (бездействие) последнего квалифицированы административным органом по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ нарушение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выражается, в том числе, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции.
С учетом изложенного, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия ТСЖ "Степная" всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях товарищества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
При определении размера наказания суд первой инстанции принял во внимание тяжелое финансовое и имущественное положение товарищества, а также то обстоятельство, что ТСЖ "Степная" начало предпринимать меры для устранения выявленных нарушений, в связи с чем, счел возможным применить наказание ниже низшего размера, что составило 150 000 руб.
Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении ТСЖ "Степная" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства. При этом надлежащее исполнение законных предписаний уполномоченных органов способствует достижению таких публичных целей, как установление режима законности в государстве.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Доводы товарищества о том, что оно не является ответчиком по данному делу, так как ответственным за безопасную эксплуатацию лифта в доме несет управляющая компания, с которой заключен договор N 1 управления МКД от 18.06.2013, правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В материалы дела представлен договор N 1 от 18.06.2013 управления многоквартирным домом, заключенного между ТСЖ "Степная" и ООО "Управляющая компания "Любимый город" согласно которого ТСЖ поручает, а управляющая компания принимает на себя обязательства совершать действия направленные на выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, обеспечение собственников коммунальными услугами, осуществлять иную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В состав общего имущества многоквартирного жилого дома входят также лифты, лифтовые и иные шахты (пункт 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), в пункте 10 которых предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества многоквартирного дома включаются в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
Согласно пунктам 5.10.1 - 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, техническое обслуживание и ремонт лифтов в многоквартирном доме обеспечивается эксплуатирующей организацией путем проведения технического диагностирования, обследования лифтов и включает в себя также страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации. При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Таким образом, на ТСЖ "Степная", как на организацию, осуществляющую эксплуатацию лифтов, возложена обязанность по содержанию лифтов в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, в соответствии с требованиями, в том числе законодательства о техническом регулировании, ТР ТС 011/2011.
Утверждение товарищества о неисполнении надзорным органом требований части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ и разъяснений о введенном моратории на проведении проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, является несостоятельным в силу следующего.
Согласно статье 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (домах).
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" же предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, товарищество по определению не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, на которого распространяются положения статьи 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.07.2017 по делу N А73-5299/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2017 N 06АП-4379/2017 ПО ДЕЛУ N А73-5299/2017
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. N 06АП-4379/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Смирнов С.С., представитель по доверенности от 17.07.2017 N 30;
- от Товарищества собственников жилья "Степная": Иванисов М.Г., представитель по доверенности от 26.06.2017 N 5;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Степная"
на решение от 07.07.2017
по делу N А73-5299/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к Товариществу собственников жилья "Степная"
о признании незаконным предписания
установил:
Дальневосточное Управление Ростехнадзора (далее - заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Товарищества собственников жилья "Степная" (далее - ТСЖ "Степная", товарищество) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ТСЖ "Степная" подана жалоба о признании недействительным предписания от 10.03.2017 N П-Р-А71-181-02-01 Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, делу присвоен номер А73-7494/2017.
Суд объединил в одно производство дела N А73-5299/2017 и N А73-7494/2017 для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А73-5299/2017.
Решением суда от 07.07.2017 в удовлетворении требования ТСЖ "Степная" о признании незаконным предписания отказано; требование административного органа о привлечении товарищества к административной ответственности удовлетворено, ТСЖ "Степная" привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, товарищество оспорило его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы указывает на то, что плановая проверка проведена в период действия надзорных каникул; акт является ничтожным документом, поскольку не подтвержден заключениями специалистов, экспертов. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым требование товарищества о признании недействительным предписания - удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель товарищества доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель административного органа в заседании суда выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.02.2017 N Р-А71-181 Дальневосточным управлением Ростехнадзора в период с 03.03.2017 по 10.03.2017 проведена плановая выездная проверка Товарищества собственников жилья "Степная", в ходе которой установлено, что эксплуатация лифтового оборудования осуществляется с нарушением обязательных требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011, а именно:
- - ответственный за организацию безопасной эксплуатации лифтов не обучен и не аттестован в установленной законодательством Российской Федерации форме, что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 11.2.3 ГОСТ Р 55964-2014 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - ответственный за организацию безопасной эксплуатации лифтов не назначен приказом, что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - отсутствует должностная инструкция по выполнению обязанности ответственного за организацию безопасной эксплуатации лифтов, что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 4.3.2 ГОСТ Р 54999-2012 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - на лифтах дома 93 по улице Большая г. Хабаровска, отсутствуют средства, снижающие падение персонала с крыши кабины лифтов (отсутствует ограждение на кабинах лифтов), что является нарушением ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 1.24 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 5.4.4.3.3 ГОСТ Р 53780 (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифте с рег. N Л-1448 не обеспечена реализация мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении на лифтах, (отсутствует кожух на редукторе), чем нарушены статья 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункты 1.2; 1.27 приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифте с рег. N Л-1448 не обеспечивается возможность безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом (отсутствует фартук), что является нарушением статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", п. п. 1.4; 1.8 приложения к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 01.06.2017);
- - в лифтах дома 93 по улице Большая г. Хабаровска отсутствуют средства для аварийного освещения кабин, предназначенных для перевозки людей, в том числе при перебоях в электроснабжении, что является нарушением пункта 1 статьи 4 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов". 1.27 Приложения 1 Технического регламента таможенного союза утвержденный решением комиссии таможенного союза от 18.10.2011 (срок исполнения до 01.06.2017);
- - в приямках лифтов электрические устройства безопасности не соответствуют нормативным требованиям безопасности (требуется установить дополнительную кнопку "СТОП" в приямке лифта), что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 5.2.11.6 ГОСТ Р 53780 (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифтах дома 93 по улице Большая г. Хабаровска, не обеспечена реализация мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении на лифтах (отсутствуют кожуха на ограничителе скорости), что является нарушением статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пунктов 1.2; 1.27 приложения 1 к ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 01.06.2017);
- - на лифте с рег. N Л-1449 не проведена оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, что является нарушением пункта 5 статьи 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 10.04.2017);
- - в машинном помещении лифта с рег. N Л-1448 не обеспечена не доступность для пользователей и посторонних лиц к оборудованию лифта, установленного в машинном помещении (отсутствуют запорные устройства на люках), что является нарушением пункта 1.1 Приложения 1 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта 5.3.3.8 ГОСТ Р 53780-2010 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - не представлены руководство (инструкция) по эксплуатации лифтов, чем нарушены пункт 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011"Безопасность лифтов", абзац 4 пункта 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - на лифтах и основной посадочной площадке дома N 93 по улице Большая г. Хабаровска отсутствует информация, нанесенная любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер лифта; год изготовления, правила пользования лифтом, что является нарушением пункта 4 статьи 3, статьи 5 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", пункта А статьи 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 (срок исполнения до 10.04.2017);
- - в паспортах отсутствует запись о проведении освидетельствования, которая проводится не реже чем один раз в 12 месяцев. (Последняя запись 2013 год). Не представлены акты освидетельствования, что нарушает пункт 4 статьи 6 ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (срок исполнения до 10.04.2017).
10.03.2017 управлением составлен акт проверки и выдано предписание П-Р-А71-181-02-01 об устранении нарушений.
В целях контроля исполнения пунктов 1, 2, 3, 10, 11, 12, 13, 14 предписания от 10.03.2017 N П-Р-А71-181-02-01 Дальневосточным управлением Ростехнадзора на основании распоряжения от 27.03.2017 N Р-А71-307, в отношении товарищества в период с 12.04.2017 по 13.04.2017 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено невыполнение товариществом в установленный в предписании срок (до 10.04.2017) пунктов 1, 2, 3, 10, 12, 14.
По результатам проверки был составлен акт N А-А71-3 07-02-01 от 13.04.2017 и выдано новое предписание об устранении нарушений N П-А71-307-02-01 от 13.04.2017 с указанием сроков устранения нарушений.
Вышеуказанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 18.04.2017 N 021-02-01, согласно которому действия товарищества квалифицированы по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В порядке статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ТСЖ "Степная" к административной ответственности.
Между тем, ТСЖ "Степная", считая предписание от 10.03.2017 N П-Р-А71-181-02-01 незаконным, так же обратилось в арбитражный суд на предмет его отмены.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, а следовательно, о наличии оснований для привлечения ТСЖ "Степная" к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с неисполнением в установленный срок законного предписания уполномоченного органа.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции в связи со следующим.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что названный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статья 2 Закона).
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 его действие распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза.
Действие этого Технического регламента распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Регламента настоящий Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТР ТС 011/2011 лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке.
Сопроводительная документация включает в себя: руководство (инструкцию) по эксплуатации; паспорт; монтажный чертеж; принципиальную электрическую схему с перечнем элементов; принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов); копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).
Руководство (инструкция) по эксплуатации включает: инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок; указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания; перечень быстро изнашиваемых деталей; методы безопасной эвакуации людей из кабины; указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ТР ТС 011/2011 на лифт должна наноситься информация любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы лифта, содержащая: наименование изготовителя и (или) его товарный знак; идентификационный (заводской) номер лифта; год изготовления.
Данная информация размещается в кабине или на кабине, в месте, доступном для обслуживающего персонала.
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов. Выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
Пунктом 5 статьи 6 Технического регламента предусмотрено, что оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, проводится в форме обследования организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Технического регламента оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза; результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.
Ряд требований ТР ТС 011/2011, несоблюдение которых установлено при проведении проверки, также предусмотрены ГОСТ Р 53780-2010 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке"; ГОСТ Р 54999-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации; ГОСТ Р 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации.
Пунктом 11.2.3 ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрено, что специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.
- Согласно абзацу 4 пункта 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 специализированная организация должна обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии или с руководством по эксплуатации, или с системой планово-предупредительных ремонтов лифтов, на которые отсутствует руководство по эксплуатации;
- В соответствии с пунктом А пункта 10.4 ГОСТ Р 55964-2014 специализированная организация должна разместить в кабине лифта или на основном посадочном этаже "Правила пользования лифтом".
В силу пункта 5.3.3.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53780-2010 "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке" двери и крышки люков для доступа в машинное и блочное помещения должны быть оборудованы замками, отпираемыми снаружи ключом, а изнутри помещения - без ключа.
Крышку люка для доступа в блочное помещение из машинного помещения допускается не оборудовать замком.
Крышки люков, используемых только для подачи материалов, допускается запирать только изнутри.
Согласно пункту 5.4.4.3.3 ГОСТ Р 53780-2010 если зазор, измеренный в горизонтальной плоскости, перпендикулярной к внешнему краю крыши кабины, до ограждения шахты превышает 300 мм, то крыша кабины со стороны этого зазора должна быть оборудована ограждением.
Требования безопасности к лифтам установлены в приложении 1 к ТР ТС 011/2011.
Так, в силу части 1 названного приложения, для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования: недоступность для пользователей и посторонних лиц оборудования лифта, устанавливаемого в: шкафах для размещения оборудования; машинном помещении; блочном помещении; шахте лифта, за исключением оборудования, расположенного в кабине лифта (пункт 1.1); наличие мер по защите пользователей и посторонних лиц от получения травм в результате соприкосновения с движущимися частями оборудования лифта (пункт 1.2); наличие возможности безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины персоналом (пункт 1.4); наличие средств и (или) меры по предотвращению падения людей в шахту с этажных и прилегающих к шахте площадок здания (сооружения) и из кабины (пункт 1.8); наличие средств и мер, снижающих риск падения персонала с рабочей площадки, находящейся в шахте, и (или) с крыши кабины (пункт 1.24); наличие мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении (пункт 1.27).
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, апелляционная коллегия приходит к выводу что, оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и представленным доказательствам, прав и законных интересов ТСЖ "Степная" не нарушает.
В связи с истечением установленного для исполнения пунктов 1, 2, 3, 10, 11, 12, 13, 14 предписания срока 10.04.2017, на основании распоряжения N Р-А71-307 от 27.03.2017 в период с 11.04.2017 по 13.04.2017 Управлением Ростехнадзора в отношении ТСЖ "Степная" проведена внеплановая выездная проверка по исполнению указанных пунктов предписания от 10.03.2017.
По результатам проведения проверочных мероприятий установлено, что предписание N П-Р-А71-181-02-01 от 10.03.2017 в части пунктов 1, 2, 3, 10, 12, 14 в установленный срок не выполнено.
По результатам проверки составлен акт от 13.04.2017.
По данному факту 18.04.2017 Управлением в отношении ТСЖ "Степная" составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия (бездействие) последнего квалифицированы административным органом по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ нарушение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выражается, в том числе, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции.
С учетом изложенного, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств принятия ТСЖ "Степная" всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности в действиях товарищества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
При определении размера наказания суд первой инстанции принял во внимание тяжелое финансовое и имущественное положение товарищества, а также то обстоятельство, что ТСЖ "Степная" начало предпринимать меры для устранения выявленных нарушений, в связи с чем, счел возможным применить наказание ниже низшего размера, что составило 150 000 руб.
Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении ТСЖ "Степная" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства. При этом надлежащее исполнение законных предписаний уполномоченных органов способствует достижению таких публичных целей, как установление режима законности в государстве.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Доводы товарищества о том, что оно не является ответчиком по данному делу, так как ответственным за безопасную эксплуатацию лифта в доме несет управляющая компания, с которой заключен договор N 1 управления МКД от 18.06.2013, правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В материалы дела представлен договор N 1 от 18.06.2013 управления многоквартирным домом, заключенного между ТСЖ "Степная" и ООО "Управляющая компания "Любимый город" согласно которого ТСЖ поручает, а управляющая компания принимает на себя обязательства совершать действия направленные на выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, обеспечение собственников коммунальными услугами, осуществлять иную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В состав общего имущества многоквартирного жилого дома входят также лифты, лифтовые и иные шахты (пункт 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), в пункте 10 которых предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества многоквартирного дома включаются в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
Согласно пунктам 5.10.1 - 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, техническое обслуживание и ремонт лифтов в многоквартирном доме обеспечивается эксплуатирующей организацией путем проведения технического диагностирования, обследования лифтов и включает в себя также страхование риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в случае аварии на лифте, на весь срок эксплуатации. При этом должны соблюдаться федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также требования нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Таким образом, на ТСЖ "Степная", как на организацию, осуществляющую эксплуатацию лифтов, возложена обязанность по содержанию лифтов в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, в соответствии с требованиями, в том числе законодательства о техническом регулировании, ТР ТС 011/2011.
Утверждение товарищества о неисполнении надзорным органом требований части 1 статьи 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ и разъяснений о введенном моратории на проведении проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, является несостоятельным в силу следующего.
Согласно статье 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (домах).
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" же предусматривает, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, товарищество по определению не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, на которого распространяются положения статьи 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.07.2017 по делу N А73-5299/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)