Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 N 20АП-2350/2017 ПО ДЕЛУ N А09-9893/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. по делу N А09-9893/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Бычковой Т.В. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., при участии представителей: истца - общества с ограниченной ответственностью "УправДом" (г. Брянск, ОГРН 1113256008843, ИНН 3255515481) - Немца А.Г. (доверенность от 15.08.2016 N 27), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1023202736402, ИНН 3201005558), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2017 по делу N А09-9893/2016,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "УправДом" (далее - управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (далее - общество) о понуждении заключить договор поставки газа (конечный потребитель: котельная многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162, д. 164) в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2017 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован тем, что спорная котельная входит в состав общего имущества многоквартирных жилых домов, право долевой собственности на которое принадлежит собственникам помещений указанных многоквартирных домов в силу закона, вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что спорная котельная является пристройкой к многоквартирному дому, что ставит под сомнение нахождение ее в долевой собственности жильцов многоквартирных домов.
Истец просил оставить решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения, не явился, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договоров управления многоквартирными жилыми домами от 10.11.2014, заключенных между ООО "УправДом" и ОАО "Копмлект" (застройщик), истцу (управляющей организации) переданы в управление 10-этажные панельные жилые дома 1-ой очереди строительства по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162; 2-ой очереди строительства по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 164).
Управляющая компания в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений указанных многоквартирных жилых домов, направило в адрес ответчика сопроводительным письмом N ИС-43 от 21.02.2016 проект договора поставки газа, по условиям которого поставщик (ООО "Газпром межрегионгаз Брянск") обязуется поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный отбензиненный, цена которого является государственной регулируемой, по сетям газораспределительной организации до границ трубопроводов, по которым покупатель (ООО "УправДом") отбирает газ (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения, указанным в таблице N 1: котельная многоквартирных жилых домов по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162, д. 164, с 01.02.2015 по 31.12.2017, а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ.
Стоимость газа, поставленного в соответствии с настоящим договором, определяется на основании рыночной цены, утвержденной комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области для реализации населению по приборам учета газа (пункты 2.1, 2.2, 5.1 проекта договора в редакции истца).
Ответчик направил в адрес истца письмо N 09-01-11/1106 от 24.03.2016, в котором сообщил об отказе в заключении данного договора, поскольку газоснабжение спорной котельной, обеспечивающей отопление многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162, д. 164 осуществляется в рамках договора поставки газа N 07-5-41159 от 01.01.2013, в связи с чем проект договора возвращен обществом управляющей компании без подписания.
Ссылаясь на то, что возражения общества в части применения цены на газ по тарифу для населения являются необоснованными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключениями случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона. Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
Согласно пункту 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 (далее - Правила N 162, Правила поставки газа), поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В силу статей 426, 539 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Коммерческая организация обязана заключить такой договор с каждым, кто к ней обратится.
Согласно пункту 2 статьи 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Судом установлено, что на основании заключенных между ООО "УправДом" (исполнитель) и ОАО "Комплект" (застройщик) договоров управления многоквартирными домами от 10.11.2014 истцу переданы в управление 10-этажные панельные жилые дома (1-ой очереди строительства по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162; 2-ой очереди строительства по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 164).
Указанные дома по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162 и г. Брянск, проспект Московский, д. 164, а также пристроенная котельная переданы управляющей компании по акту приема-передачи от 22.01.2015.
Собственниками помещений указанных многоквартирных домов с управляющей компанией заключены договоры управления от 29.01.2015 с приложениями, по условиям которых управляющая организация обязалась, в том числе предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирных домов (пункт 2.2 договоров).
Согласно приложению N 2 к договору управления многоквартирным домом (г. Брянск, проспект Московский, д. 162) от 29.01.2015 в характеристике многоквартирного дома указано, что нежилые помещения отсутствуют (подпункт "з" пункта 1). В приложении N 3 к договору указано, что в состав общего имущества многоквартирным домом (г. Брянск, проспект Московский, д. 162) входят иные строения, в том числе индивидуальная пристроенная котельная.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Возражая против иска, ответчик ссылается на то, что поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие, что котельная вышеуказанных многоквартирных домов является общей долевой собственностью жильцов данных домов, то в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа, истец должен оплачивать газ, поставляемый для указанной котельной, по оптовой цене для промышленности.
Согласно представленным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по запросу суда сведениям N 32-0-1-23/4601/2017-213 от 20.01.2017, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - нежилое помещение (котельная), площадью 47, 7 кв. м, расположенная по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, должно применяться гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), а именно, нормы статей 249, 289, 290 ГК РФ, регулирующие отношения собственников помещений в многоквартирном доме, возникающие по поводу общего имущества.
Данная позиция также отражена в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
У участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства.
Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (пункт 5 статьи 16 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Согласно положениям вышеприведенных правовых норм граждане, приобретая право собственности на квартиры в многоквартирном доме, в силу закона становятся собственниками общего имущества этого дома в долях, пропорциональных общей площади принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.
Таким образом, право долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", пункт 38 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2013).
Таким образом, критерием отнесения помещения к общему имуществу здания (дома) является, в частности, его функциональное назначение, связанное с необходимостью обслуживания всех или нескольких помещений в здании (доме), принадлежащих различным собственникам.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, к составу общего имущества многоквартирного дома относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства; иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В доказательство того, что котельная, обслуживающая многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162, д. 164, относятся к общему имуществу собственников помещений указанных домов, истцом представлены: задание от 28.08.2012 на проектирование объекта (10-этажный жилой дом (7 блок-секций) в микрорайоне "Орловский" Фокинского района г. Брянска на 360 квартир (1 очередь - 180 квартир; 2 очередь - 180 квартир); технические условия для градостроительного плана на теплоснабжение проектируемого 10-этажного жилого дома в микрорайоне "Орловский" Фокинского района г. Брянска (источник теплоснабжения - котельная); градостроительный план, подготовленный на основании обращения ОАО "Комплект" от 30.10.2012, земельного участка с кадастровым номером 32:28:0042706:21, расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, микрорайон "Орловский", для размещения на указанном земельном участке объекта капитального строительства: 10-этажные панельные жилые дома (1, 2 очереди строительства); рабочая документация (10-этажные панельные жилые дома (1, 2 очереди строительства) ООО "Саяны-проект" (2013); проектная документация (котельной) ООО "Фирма Те Бе" от 08.07.2014; рабочий проект (газификация котельной многоквартирного жилого дома в микрорайоне "Орловский" Фокинского района г. Брянска) ООО "Фирма Те Бе" от 04.09.2014; положительное заключение государственной экспертизы АУБО "Государственная экспертиза проектов Брянской области" N 32-1-4-0401-14 от 25.11.2014 на объект капитального строительства (10-этажные жилые дома (1,2 очереди строительства) в микрорайоне "Орловский" Фокинского района г. Брянска с пристроенной котельной, повысительной насосной станцией); договор участия в долевом строительстве от 11.12.2014; справки ГУП технической инвентаризации Брянской области "Брянскоблтехинвентаризация" от 05.11.2014, от 30.10.2014 10-этажных панельных жилых домов по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проспект Московский, д. 162, д. 164 (1 очередь - 180 квартир; 2 очередь - 180 квартир); разрешение Брянской городской администрации, выданное застройщику от 25.01.2015 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (10-этажные панельные жилые дома (1 и 2 очереди строительства) с котельной), расположенного по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проспект Московский, д. 162, д. 164); акт предварительного обследования газового оборудования на стадии заключения договора поставки газа от 03.02.2015; справка ОАО "Комплект" N 20 от 03.02.2015; кадастровые выписки (10-этажных панельных жилых домов (1, 2 очереди строительства), расположенных по адресу: г. Брянск, Фокинский район, проспект Московский, д. 162, д. 164) от 28.04.2016; справка ООО "Фирма Те Бе" от 30.05.2016.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что котельная с учетом своего назначения и технических характеристик, относится к объектам, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства 10-этажных многоквартирных жилых домов (1 очереди и 2 очереди строительства), расположенных по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162, д. 164, обслуживает более одного помещения в данных жилых домах, расположена в границах земельного участка, на котором находятся вышеуказанные многоквартирные жилые дома, и соответственно, входит в состав общего имущества данных многоквартирных жилых домов, право долевой собственности на которое принадлежит собственникам помещений указанных многоквартирных домов в силу закона, вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав недвижимости.
Доказательств, опровергающих указанный вывод суда ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", под потребителем газа понимается лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения N 1021), разработанные в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Согласно пункту 2 Основных положений N 1021, понятие "население", используемое в настоящих Основных положениях, означает, что к данной категории относятся, в том числе физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы).
На основании пункта 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с настоящими Правилами (пункт 30 Правил N 162).
В соответствии с пунктом 14 Правил N 162 допускается неравномерность поставки газа по месяцам в случае, если поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
Согласно пункту 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
При этом предусмотрено, что это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями (абзац 2 пункта 17 Правил N 162).
Таким образом, для разрешения вопроса о наличии или отсутствии оснований к применению поставщиком газа повышающего коэффициента необходимо установить цель использования покупателем газа, приобретаемого у поставщика, наличие (отсутствие) потребителей, осуществляющих коммунально-бытовое потребление.
В соответствии со стандартом РД 2.5-141-2005, введенным в действие с 18.03.2005 распоряжением ОАО "Газпром" N 18 от 03.02.2005, коммунально-бытовым потребителем считается потребитель, использующий газ для коммунально-бытовых нужд (приготовление пищи, подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, производство технического пара).
Под коммунально-бытовыми потребителями следует понимать категории потребителей, использующих приобретенный у поставщика газ для коммунально-бытовых потребностей как для собственных бытовых нужд, так и для собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Коммунально-бытовое потребление может иметь место при использовании газа непосредственно как энергетического ресурса, так и его использовании в целях выработки тепло-энергетических ресурсов. Таким образом, критериями применения повышающих коэффициентов является характер конечного потребителя как самого газа, так и топливно-энергетических ресурсов, полученных с его использованием, который должен отвечать признакам коммунально-бытового.
Согласно пункту 2.2 устава ООО "УправДом" и сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащихся на сайте ФНС России в отношении ООО "УправДом", основным видом деятельности указанного общества, является управление эксплуатацией жилого фонда.
Тот факт, что истец является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений многоквартирных домов, расположенных в спорных многоквартирных домах, подтвержден и обществом не оспаривается.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу абзаца 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Правило, установленное указанной правовой нормой, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что котельная многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Брянск, проспект Московский, д. 162, д. 164, обслуживаемых истцом, отапливает только помещения жильцов указанных домов и услуги по обслуживанию котельной оплачиваются собственниками жилых помещений истцу в составе услуг за содержание и ремонт общего имущества в указанных многоквартирных домах.
Таким образом, заключая данный договор поставки газа с ответчиком, истец действует в интересах и от имени собственников вышеуказанных многоквартирных жилых домов, которые самостоятельно, с использованием собственного оборудования (котельной) обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение своих домов, приобретая для этого газ.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (в том числе платы за газ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений части 2 статьи 157 ЖК РФ, пункта 38 Правил N 354, следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 приказа Федеральной службы по тарифам N 252-э/2 от 27.10.2011 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно, в том числе по такому направлению (наборам направлений) использования газа, как на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Управляющая организация (истец), заключая договор поставки газа для котельной многоквартирных жилых домов, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах жильцов указанных домов, и соответственно, ответчик должен поставлять истцу газ как исполнителю коммунальных услуг по тарифу, установленному для населения, а исполнитель коммунальных услуг (истец) обязан оплачивать по договору поставки газ, используемый в целях теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в его управлении, по розничной цене на природный газ, реализуемый населению, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
С учетом установленных по делу обстоятельств ссылка общества на то, что котельная является пристройкой к многоквартирному дому, значения не имеет.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2017 по делу N А09-9893/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.В.ЗАИКИНА

Судьи
Т.В.БЫЧКОВА
А.Г.СЕЛИВОНЧИК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)