Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 30.08.2017 N 41-АПГ17-9

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. N 41-АПГ17-9


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ростовской области об оспаривании в части Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 5 февраля 2013 года N 403 (в редакции решения Новошахтинской городской Думы от 3 ноября 2015 года N 192), по апелляционной жалобе Новошахтинской городской Думы на решение Ростовского областного суда от 12 мая 2017 года, которым административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ростовской области удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., ознакомившись с письменным заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

Решением Новошахтинской городской Думы от 5 февраля 2013 года N 403 утверждено Положение о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Решение и утвержденное им Положение действуют в редакции решения Новошахтинской городской Думы от 3 ноября 2015 года N 192.
В пункте 1.5 Положения предусмотрено: "Установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является исключительным правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).
В пункте 2.5 Положения приведен перечень документов, предоставляемых гражданами в управление жилищной политики для реализации права на переселение из ветхого жилья. Согласно абзацам десятому, одиннадцатому, двенадцатому пункта 2.5 в перечень включены:
- - кадастровый паспорт, технический паспорт ветхого жилья;
- - справка из налоговой инспекции об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, отсутствии пеней и налоговых санкций на ветхое жилье;
- - справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги по адресу ветхого жилья.
Абзацем четырнадцатым пункта 2.5 Положения определено, что основанием для отказа гражданам в оказании содействия в переселении из ветхого жилья и уточнении сведений является выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, а также отсутствие обратившихся граждан в Списке граждан, подлежащих переселению.
Абзац второй пункта 2.8 Положения обязывает граждан на момент включения в список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий предоставлять в управление жилищной политики нотариальное обязательство о сдаче ветхого жилого помещения муниципальному образованию или о безвозмездной передаче ветхого жилого помещения в муниципальную собственность, документы согласно перечню, указанному в п. 2.5 Положения.
В силу пункта 2.12 Положения в случае если гражданами - получателями социальной выплаты жилое помещение приобретается на вторичном рынке жилья, физический износ жилого помещения не должен превышать 40%, а год постройки - 25 лет.
В абзаце третьем пункта 2.13 Положения закреплено правило, в соответствии с которым не допускается приобретение жилого помещения, требующего проведения капитального ремонта (в том числе проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома).
На основании пункта 2.14 Положения с целью подтверждения благоустройства жилого помещения и соответствия установленным действующим законодательством Российской Федерации санитарным и техническим требованиям, а также с целью определения объективности запрашиваемой продавцом цены за жилое помещение и ее соответствия реальной стоимости жилья на рынке недвижимости, собственник данного жилого помещения или получатели социальной выплаты до момента заключения договора купли-продажи жилого помещения представляют в управление жилищной политики для проверки соответствия приобретаемого жилого помещения требованиям, установленным п. 2.11, п. 2.12, п. 2.13 Положения:
- - справку МП "Бюро технической инвентаризации" города Новошахтинска о проценте износа жилого помещения, полученную не ранее чем за год до даты предоставления;
- - технический отчет о состоянии строительных конструкций жилого помещения, выполненный специализированной организацией (по требованию Рабочей комиссии);
- - отчет о рыночной стоимости жилого помещения (отчет об оценке рыночной стоимости приобретаемого на вторичном рынке жилья) производится по единому стандарту оценки за счет средств собственника такого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2.18 Положения включение граждан в дополнительные Списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, а также их исключение из Списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, осуществляется в рамках корректировки Списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, посредством внесения уточнений в случаях: смерти, рождения, изменения личных данных. Также это применимо в отношении граждан: пропущенных при составлении Списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, собственников (нанимателей) жилья и членов их семей; самостоятельно предоставивших заключение специализированных организаций, подтверждающих влияние горных работ на техническое состояние домов.
В рамках корректировки Списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в течение года в срок до 31 декабря отчетного года управлением жилищной политики осуществляется прием от граждан документов для внесения уточнений в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Согласование протоколов по уточнению Списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, в Министерстве энергетики РФ осуществляется в течение года.
Заявления граждан о включении в дополнительные Списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, а также внесение изменений в Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, рассматриваются на заседании Рабочей комиссии.
Абзацами шестым - одиннадцатым подпункта 3.2.2 пункта 3.2 Положения установлено, что граждане, реализовавшие право на переселение, являющиеся собственниками ветхого жилья, в соответствии с принятым обязательством о безвозмездной передаче этого жилого помещения (ветхого жилья) в муниципальную собственность в течение 30-ти дней с даты регистрации в Едином государственном реестре права собственности на приобретенное (вновь построенное) недвижимое имущество обязаны предоставить в управление жилищной политики документы, необходимые для заключения договора безвозмездной передачи ветхого жилья, в муниципальную собственность (при предъявлении оригинала), в том числе:
- - разрешение органов опеки и попечительства на передачу в муниципальную собственность ранее приватизированных жилых помещений (для опекунов и законных представителей несовершеннолетних и/или недееспособных граждан);
- - справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам;
- - копию поквартирной карточки регистрации или выписку из лицевого счета, в случае если передаваемое жилое помещение - квартира;
- - кадастровый паспорт на жилое помещение;
- - выписку из Единого государственного реестра регистрации прав на жилое помещение об отсутствии (наличии) обременений в отношении ветхого жилья;
- - справку организации технической инвентаризации о собственниках жилого помещения и об отсутствии (наличии) обременений в отношении жилого помещения, в случае, если право собственности граждан, являющихся собственниками ветхого жилья, на жилое помещение зарегистрировано до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
По мнению прокурора, оспариваемые им Положения содержат коррупциогенные факторы, а также противоречат нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", постановлений Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков".
Решением Ростовского областного суда от 12 мая 2017 года административный иск исполняющего обязанности прокурора Ростовской области удовлетворен в части:
Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельные нормы Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 5 февраля 2013 года N 403 (в редакции решения Новошахтинской городской Думы от 3 ноября 2015 года N 192):
абзац первый пункта 1.5 в части слова "исключительным",
абзацы десятый, одиннадцатый двенадцатый пункта 2.5,
абзац четырнадцатый пункта 2.5 в части слов "выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, а также",
абзац второй пункта 2.8 в части слова "нотариальное",
пункт 2.12,
абзац третий п. 2.13,
абзацы второй - четвертый пункта 2.14,
абзац первый пункта 2.18 в части слов "Также это применимо в отношении граждан: пропущенных при составлении Списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, собственников (нанимателей) жилья и членов их семей; самостоятельно предоставивших заключение специализированных организаций, подтверждающих влияние горных: работ на техническое состояние домов",
абзацы с седьмого по десятый подпункта 3.2.2 пункта 3.2.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Новошахтинской городской Думы выражает несогласие с решением суда в части удовлетворения требований, просит решение суда в этой части отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов апелляционной жалобы Новошахтинской городской Думы, прокурором Ростовской области, участвующим в деле, представлены возражения о законности принятого судом решения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного кодекса Судебная коллегия по административным делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 7 Федерального закона от октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании статей 3 и 4 Устава муниципального образования "Город Новошахтинск" органы местного самоуправления города Новошахтинска уполномочены решать вопросы местного значения, а также ряд вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения города Новошахтинска, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными и областными законами, за счет доходов бюджета города Новошахтинска, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности" перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п. п. "б" п. 8).
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.
В соответствии с пунктом 2 вышеназванных Правил предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на условиях, перечисленных пунктом 3 указанных Правил, и согласно пункту 5 Правил направляются на финансовое обеспечение реализации ряда мероприятий, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
В силу пункта 8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Пункт 11 Правил предусматривает, что социальные выплаты предоставляются при условии, что:
- гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты;
- гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Проанализировав вышеуказанное законодательство и положения, закрепленные в Правилах и в Положении о порядке предоставления местным бюджетам шахтерских городов и поселков Ростовской области межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, поступающих из федерального бюджета в доход областного бюджета, утвержденном постановлением Правительства Ростовской области от 14 июня 2012 года N 511, суд правомерно указал, что органам местного самоуправления в вопросах оказания содействия гражданам в переселении из ветхого жилья указанной категории переданы полномочия по принятию от граждан документов, уточнению списков, направлению их для согласования в уполномоченный федеральный орган, заключению с гражданами договоров о предоставлении социальной выплаты.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку финансирование вышеназванных мероприятий производится за счет предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, а условия реализации гражданами права на получение социальной выплаты предусмотрены упомянутым выше федеральным актом, орган местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия реализации гражданами указанного права и вводить для них обязанности сверх тех, которые вытекают из действующего законодательства, создавая тем самым необоснованные препятствия в реализации прав, гарантированных федеральным законодательством.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суд обоснованно указал, что превышение полномочий допущено Новошахтинской городской Думой при включении в Положение абзацев десятого, одиннадцатого, двенадцатого пункта 2.5, обязывающих граждан, обращающихся за содействием в переселении, представлять в числе иных документов кадастровый паспорт, технический паспорт ветхого жилья, справку из налоговой инспекции об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, отсутствии пеней и налоговых санкций за ветхое жилье, а также справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Перечисленные документы не направлены на подтверждение обстоятельств, при которых у граждан возникает или утрачивается право на получение социальной выплаты с целью переселения из ветхого жилья.
Непригодность строений для проживания по критериям безопасности не подтверждается кадастровым или техническим паспортом дома (квартиры), для подтверждения данного обстоятельства установлен специальный порядок. Объективная необходимость представления гражданами данных документов административным ответчиком не обоснована.
Возможность реализации гражданами права на переселение из ветхого жилья в соответствии с законодательством не ставится в зависимость от наличия или отсутствия задолженности по налоговым или коммунальным платежам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части признания необоснованной дополнительной обязанности для граждан, указанной в абзаце втором пункта 2.8 Положения, согласно которому граждане обязаны предоставлять нотариально заверенное обязательство о сдаче ветхого жилого помещения муниципальному образованию или о безвозмездной передаче ветхого жилого помещения в муниципальную собственность.
Из пункта 11 Правил, в котором закреплены условия предоставления социальной выплаты, не следует, что указанные обязательства должны быть заверены нотариусом. Обязательность нотариального удостоверения документов, установленная законом для отдельных иных случаев, не означает возможность распространения подобного требования в данном случае на граждан, претендующих на получение социальной выплаты. Необходимость нотариального заверения вышеназванного обязательства граждан повлечет для них необоснованные дополнительные расходы по оплате нотариального тарифа. С учетом этого абзац второй пункта 2.8 правомерно признан судом не действующим в части слова "нотариальное".
Судом также правомерно установлено, что по аналогичным основаниям, указанным выше, необоснованно введены и дополнительные обязанности для граждан пунктом 2.12, абзацем третьим пункта 2.13, абзацами вторым - четвертым пункта 2.14 Положения, в связи с чем требования в названной части обоснованно удовлетворены судом.
Также правомерен вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействующими отдельных норм, закрепленных в подпункте 3.2.2 пункта 3.2 Положения, предписывающих гражданам, реализовавшим свое право на переселение, после регистрации права собственности на приобретенное (вновь построенное) жилье в целях заключения договора безвозмездной передачи ветхого жилья, подлежащего сносу, в муниципальную собственность, представлять в управление жилищной политики справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, кадастровый паспорт на жилое помещение, копию поквартирной карточки регистрации или выписку из лицевого счета, выписку из Единого государственного реестра регистрации прав об отсутствии (наличии) обременений в отношении ветхого жилья, по основаниям, изложенным выше при оценке положений пункта 2.5 Положения.
Требование прокурора о признании недействующим пункта 2.18 Положения, регламентирующего вопросы, связанные с уточнением списков граждан, подлежащих переселению, суд первой инстанции признал правомерными в части положений, расширяющих основания для такого уточнения, закрепленные в акте, имеющем большую юридическую силу, а именно в пункте 8 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 года N 976) из которого следует, что основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье. Предусмотренный настоящим пунктом Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим, в связи с чем не подлежал изменению.
Законным также является вывод суда первой инстанции об обоснованности в части требований прокурора о признании недействующими пункта 1.5 и абзаца четырнадцатого пункта 2.5 обжалуемого Положения, поскольку включенная в абзац первый пункта 1.5 оговорка о том, что установление очередности предоставления социальных выплат является "исключительным" правом Администрации города, допускает неоднозначное толкование и может являться коррупциогенным фактором, исходя из его дословного толкования, исключительность права предполагает возможность его реализации по самостоятельному усмотрению субъекта без учета интересов лиц, имеющих право и объективную потребность в первоочередном получении социальной выплаты.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно указано на то, что лингвистическая неопределенность, которая может повлечь необоснованное ущемление прав граждан, имеется и в тексте абзаца четырнадцатого пункта 2.5 Положения в части, устанавливающей, что основанием отказа в оказании содействия в переселении и уточнении сведений является выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие в самой норме уточнения о наступлении указанных последствий лишь в случаях, когда не соответствуют действительности сведения об обстоятельствах, являющихся основанием или условием получения социальной выплаты, допускает расширительное толкование, при котором граждане могут получать отказ, в том числе в случаях, когда какие-либо сведения по обстоятельствам, не зависящим от граждан, и не имеющие правового значения в конкретных правоотношениях, могут быть указаны в документах не точно.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что вышеуказанные оспариваемые положения содержат коррупциогенные факторы, а также противоречат нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", постановлениям Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" и от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков", имеющим большую силу, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования пункта 2.5 Положения о необходимости предоставления гражданами - получателями социальных выплат справки из налоговой инспекции об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, отсутствии пеней и налоговых санкций на ветхое жилье, а также справки от отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги по адресу ветхого жилья, также основаны на Правилах, а именно в соответствии с пунктом 11 Правил передаваемое органу местного самоуправления жилое помещение не должно иметь обременений (поскольку наличие обременений на ветхое жилое помещение является препятствием к его сносу), являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Наличие перечисленных в пункте 2.5 Положения задолженностей само по себе не создает обременение вещного права на объект. К ограничениям (обременениям) относятся установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запреты, стесняющие правообладателя при осуществлении им права собственности или иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и тому подобные). В то же время в соответствии с налоговым и жилищным законодательством при отчуждении объекта недвижимого имущества, отказе от прав на него, долги по налогам и коммунальным платежам за предшествующие периоды не погашаются и не переходят к новому владельцу имущества. Поэтому суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что наличие таких задолженностей не препятствует передаче жилого помещения муниципальным органам с целью его последующего сноса, а истребование документов, подтверждающих отсутствие задолженности, не отвечает целям и задачам оказания гражданам содействия в переселении из непригодного для проживания жилья.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы подателя жалобы о том, что абзац второй пункта 2.8 оспариваемого Положения правомерно обязывает граждан на момент включения в список (списки) предоставлять в управление жилищной политики нотариально заверенное обязательство о сдаче ветхого жилого помещения муниципальному образованию или о безвозмездной передаче ветхого жилого помещения в муниципальную собственность, поскольку это положение основано на требованиях статей 158 - 161 ГК РФ, исходя из следующего.
Одним из обязательных условий предоставления названной субсидии является передача гражданами занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации, устанавливая порядок предоставления социальной выплаты в пункте 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428, предусмотрело ее предоставление лишь при условии обязательства гражданина о сдаче принадлежащего ему жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной социальной выплаты.
Обязанность нотариально удостоверить вышеуказанные обязательства названное постановление Правительства Российской Федерации не содержит, в связи с чем административный ответчик не вправе был возлагать на граждан дополнительную обязанность, в том числе по несению материальных затрат, связанных с нотариальным удостоверением вышеназванного обязательства.
Другие доводы апелляционной жалобы Новошахтинской городской Думы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которые получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой у Судебной коллегии не имеется. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ростовского областного суда от 12 мая 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Новошахтинской городской Думы - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)