Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2017 N 17АП-12430/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-24914/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. N 17АП-12430/2017-АК

Дело N А60-24914/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
(при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Родной поселок"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 июля 2017 года по делу N А60-24914/2017,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Родной поселок" (ИНН 6680001190, ОГРН 1126680001007)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Родной поселок" (далее - заявитель, ООО УК "Родной поселок") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 10.04.2017 N 29-23-04-87.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2017 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО УК "Родной поселок" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя заявление собственника многоквартирного дома, принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках расселения; ООО УК "Родной поселок" собственником спорного многоквартирного дома не является, в связи с чем заявитель полагает, что не может привлечь специализированную организацию для обследования состояния стен; при этом отмечает, что соответствующие расходы должны нести собственники. Кроме того, по мнению заявителя, ООО УК "Родной поселок" как управляющая организации не может инициировать проведение внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили; заинтересованное лицо направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании обращений (N 29-01-80-8521/1 от 29.03.2017, N 11084 от 28.03.2017), приказа от 29.03.2017 N 29-23-02-87 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 30.03.2017 по 10.04.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК "Родной поселок". В ходе проверки выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170:
1) расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисание и выпадение кирпичей, а именно: при визуальном осмотре с земли по периметру дома наблюдается значительное разрушение кирпичной кладки наружных стен дома с выпадением кирпичей, выкрашивание кирпичей и раствора из кладки наружных стен, намокание наружных стен, частичное разрушение кирпичной кладки карниза, частичное разрушение кирпичной кладки парапета, изменение проектного положения железобетонных перемычек над двумя оконными проемами квартиры N 10; в квартирах N 10, 11, 12, 20, 26, 28 многочисленные следы протечек (частичное разрушение и отслоение штукатурного слоя стен и потолков, отслоение обоев, желтые разводы, темные пятна); следы протечек на стенах и потолках лестничных клеток третьего этажа подъезда N 1, 2, 3;
2) повреждение, разрушение балконов, лоджий, козырьков, а именно: на фасаде дома наблюдается частичное разрушение бетонной стяжки нижней поверхности балконных плит (местами до оголения арматуры);
3) неисправность отмостки, асфальта, тротуара (трещины, провалы, частичное разрушение отмостки, наличие растущих деревьев и кустарников).
По результатам данной проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес ООО УК "Родной поселок" выдано предписание, которым предписано в срок до 01.06.2017 с целью определения состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) и определения технического состояния кровли провести обследование специализированной организацией; по результатам экспертного заключения принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (п. 1 предписания); созвать внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для принятия решения по вопросу восстановления конструкций балконных плит на фасаде дома (п. 2 предписания); созвать внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для принятия решения по вопросу восстановления отмостки (п. 3 предписания).
Не согласившись с указанным предписанием ООО УК "Родной поселок" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для признания предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Согласно п. 4.1.7 Правил просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В п.п. 4.2.1.3 Правил указано, что не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
В п. 4.2.4.2 Правил установлено, что при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
В соответствии с п. 4.10.2.1 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Как следует из материалов дела, ООО УК "Родной поселок" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 9 по ул. Садовая в п. Привокзальный Верхотурского р-на.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в ходе проверки выявлены нарушения указанных выше требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, при содержании данного многоквартирного дома: расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисание и выпадение кирпичей, а именно: при визуальном осмотре с земли по периметру дома наблюдается значительное разрушение кирпичной кладки наружных стен дома с выпадением кирпичей, выкрашивание кирпичей и раствора из кладки наружных стен, намокание наружных стен, частичное разрушение кирпичной кладки карниза, частичное разрушение кирпичной кладки парапета, изменение проектного положения железобетонных перемычек над двумя оконными проемами квартиры N 10; в квартирах N 10, 11, 12, 20, 26, 28 многочисленные следы протечек (частичное разрушение и отслоение штукатурного слоя стен и потолков, отслоение обоев, желтые разводы, темные пятна); следы протечек на стенах и потолках лестничных клеток третьего этажа подъезда N 1, 2, 3; повреждение, разрушение балконов, лоджий, козырьков, а именно: на фасаде дома наблюдается частичное разрушение бетонной стяжки нижней поверхности балконных плит (местами до оголения арматуры); неисправность отмостки, асфальта, тротуара (трещины, провалы, частичное разрушение отмостки, наличие растущих деревьев и кустарников).
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В связи с чем у Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области имелись основания для выдачи в адрес ООО УК "Родной поселок" предписания, которым предписано с целью определения состояния стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность) и определения технического состояния кровли провести обследование специализированной организацией; по результатам экспертного заключения принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений; созвать внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для принятия решения по вопросу восстановления конструкций балконных плит на фасаде дома; созвать внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для принятия решения по вопросу восстановления отмостки.
Доводы заявителя ООО УК "Родной поселок" об отсутствии у него полномочий по привлечению специализированной организации с целью определения состояния стен и определения технического состояния кровли, обоснованно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В ч. 1, ч. 1.1, ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу подп. "а", "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подп. "а"-"д" п. 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Учитывая взятые на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, ООО УК "Родной поселок" должно принять все необходимые меры, направленные на устранение выявленных нарушений при содержании многоквартирного дома.
Ссылки заявителя на нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Доводы заявителя о том, что ООО УК "Родной поселок" как управляющая организации не может инициировать проведение внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения по вопросу проведения указанных в предписании ремонтных работ, судом отклонены, поскольку в ч. 7 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо указано, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания оспариваемого предписания недействительным и для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2017 года по делу N А60-24914/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Е.М.ТРЕФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)