Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2017 N 13АП-14549/2017 ПО ДЕЛУ N А56-72013/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2017 г. N 13АП-14549/2017

Дело N А56-72013/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Проскуриной М.Г., доверенность от 09.01.2017
от ответчика: представителя Лебедева А.Е., доверенность от 20.10.2016
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14549/2017) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2017 по делу N А56-72013/2016 (судья Золотарева Я.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Строитель"
к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга"
3-е лицо: товарищество собственников жилья "Доблести 28/2"
о взыскании
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, Предприятие) о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной суммы, составляющей 256 254 руб. 52 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2017 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд решение суда от 20.04.2017 изменить в части взысканной с Предприятия суммы неосновательного обогащения.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что разница в расчетах возникла в связи с неприменением истцом при расчетах с собственниками помещений в многоквартирных домах нормативов, действующих на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2015. Также ответчик считает, что судом необоснованно применены разъяснения Минстроя, данные в письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, что привело к неправильным выводам. Ответчик утверждает, что при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды, истец обязан был применять в спорный период норматив водоотведения, утвержденный органом исполнительной власти Санкт-Петербурга. К тому же, по мнению ответчика, при отсутствии доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета, истец должен был применять норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению, утвержденный при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета. Неприменение истцом нормативов, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в соответствии с предоставленными полномочиями, является нарушением требований жилищного законодательства в части учета объема соответствующей коммунальной услуги и увеличивает размер неосновательного обогащения, предъявленный к взысканию с Предприятия.
Для обоснования истцом расчета исковых требований с учетом действующего в спорный период законодательства и представления суду отдельных расчетов по индивидуальному потреблению и по ОДН, рассмотрение дела было отложено. Также апелляционный суд предложил сторонам представить позицию относительно обязанности управляющей компании по установке приборов на водоотведение.
В настоящем заседании ответчик поддержал доводы жалобы. Истец против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным. Третье лицо, извещенное надлежащим образом, своего представителя в заседание апелляционного суда не направило, жалоба рассмотрена в его отсутствие в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Строитель" является управляющей многоквартирными домами организацией, исполнителем коммунальных услуг, организацией, предоставляющей коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 28, корп. 2, на основании договора управления многоквартирным домом от 20.02.2008 N 26-т, заключенным с товариществом; многоквартирный дом не оборудован приборами учета сточных вод.
ГУП "Водоканал СПб" - ресурсоснабжающая организация, осуществляющая продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) для бытовых нужд граждан, проживающих в этих многоквартирных домах.
Предприятие выставляет к оплате Обществу счета за водоотведение, объем которого равен объемам водопотребления холодной и горячей воды по показаниям общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, куда входит в том числе, и объем коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, руководствуясь при этом ч. 11 ст. 20 Федерального закона РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Между истцом и товариществом (абонентом) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 15.01.2008 N 16-86273/10-ЖК, подписанный с протоколом согласования разногласий (далее - договор), по условиям которого предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой и принимать в системы свои канализации сточные воды от абонента от объекта, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 28, корп. 2 (жилой дом), а абонент обязался производить оплату предприятию за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в сроки и в порядке, предусмотренном договором.
По соглашению к договору от 15.10.2008 истец (плательщик) принял обязанности абонента по договору по оплате в полном объеме Предприятию стоимости отпущенной питьевой воды, принятых сточных вод и загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов водоотведения по объекту товарищества. Как следует из пункта 4 указанного соглашения, расчеты истца с ответчиком производятся по тарифам, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга; расчетный период по соглашению от 15.10.2008 принят равным одному календарному месяцу; платежные документы формируются один раз в месяц по окончании расчетного периода, которые истец обязан ежемесячно получать в подразделении предприятия с 10 по 15 число. Оплата выставленных платежных документов производится истцом в полном объеме, в том числе за счет платежей, поступающих от граждан на лицевые счета, открытые в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", и субсидий, выделяемых бюджетами различных уровней по льготной категории населения для оплаты коммунальных услуг, поступивших плательщику на лицевой счет, открытый в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство".
Пунктом 5.2 договора предусмотрена оплата абонентом платежного требования в течение десяти дней с момента выставления в банк-эмитент, а соглашение от 15.10.2008 в пункте 5 предусматривает оплату платежного требования плательщиком по истечении двадцати дней с момента его выставления в банк-эмитент.
Как усматривается из материалов дела, ответчик в период с 01.06.2013 по 31.03.2016 оказал услуги по водоснабжению и водоотведению сточных бытовых вод жилых многоквартирных домов под управлением Общества и выставил к оплате счета-фактуры. В отсутствие коллективных (общедомовых) приборов учета объем сточных вод определен Предприятием равным объему воды, поданной абонентом из всех источников центрального водоснабжения на основании показаний общедомовых приборов учета и с применением нормативов с повышающим коэффициентом (приборы учета сточных вод отсутствовали). Услуга оплачена в определенном ответчиком размере. Общество, посчитав произведенный Предприятием расчет неверным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В силу статей 13 и 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать оказанные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункты 1 и 36 Правил N 354). В силу пункта 14 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения (пункты 42, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17, и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.
В связи со вступлением в силу изменений к Правилам N 354 с 01.06.2013 стоимость коммунальных услуг водоотведения на общедомовые нужды к оплате не предъявляется.
Вывод суда о неправомерном включении Предприятием в расчет стоимости услуг по водоотведению на общедомовые нужды в спорном периоде суд апелляционной инстанции считает правильным и соответствующим нормам действующего законодательства.
Кроме того, коммерческому учету подлежат сточные воды, принятые от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет воды осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии со статьей 28 Правил N 644 абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил N 776 названные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации.
Правила N 776 предусматривают два способа определения порядка коммерческого учета сточных вод: с использованием приборов учета или расчетным способом.
Порядок определения объема сточных вод в отсутствие прибора учета в многоквартирном доме установлен пунктом 26 Правил N 776.
Согласно названному пункту объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, приведенной в данном пункте.
Из материалов дела следует, что ответчик производил расчет объема услуги по водоотведению в спорном многоквартирном доме не в соответствии с требованиями Правил N 124, Правил N 354 и Правил N 776, в результате чего истец излишне уплатило денежные средства за указанную услугу.
Позиция ответчика, в соответствии с которой потребителям (гражданам), которые не оборудовали дома и жилые помещения приборами учета потребления коммунальных ресурсов, надлежит начислять плату за услугу по водоотведению по нормативу, рассчитанному с применением повышающего коэффициента, отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Из положений действующей редакции Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), с 01.01.2015 определение объема коммунальной услуги должно происходить с учетом повышающего коэффициента (пункт 5(1) приложения 1 к названным Правилам).
Абзацем 5 пункта 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129) установлено, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам N 534 исходя из норматива водоотведения. При этом обязательность по установки приборов учета сточных вод законом не установлена.
В силу пункта 3 Правил N 354 разъяснения по применению данных Правил, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пункте 3 письма от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 разъяснило, что повышающие коэффициенты не применяются при определении в соответствии с пунктом 42 Правил N 534 размера платы за коммунальные услуги по водоотведению.
Таким образом, у истца отсутствуют правовые основания для предъявления указанной части платежей к оплате лицам, использующим жилые помещения, занижение подлежащих оплате платежей судом не установлены.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции, установив факт переплаты истцом задолженности по спорному периоду в связи с неверным расчетом ответчика, руководствуясь положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил исковые требования в части (с учетом срока исковой давности).
Суд апелляционной инстанции не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2017 по делу N А56-72013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
С.И.НЕСМИЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)