Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2017 N 02АП-7463/2017 ПО ДЕЛУ N А28-8428/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. по делу N А28-8428/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Кудрявцева А.К., действующего на основании доверенности от 01.06.2017,
представителей ответчика Копосовой Т.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2017, Чайкина Д.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на Решение Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2017 по делу N А28-8428/2016, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305; ИНН 7704307993)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1136441000706, ИНН 5042129453)
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922), общества с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" (ОГРН 1157847312622, ИНН 7801289210), акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (ОГРН 1084345012454, ИНН 4345230965), открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1084345012465, ИНН 4345230958), Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН 1097746358412, ИНН 7714783092), федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района г. Кирова" (ОГРН 1124345016290, ИНН 4345334273), государственного казенного учреждения "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1146316010994, ИНН 6316205140), федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962), федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
о понуждении к заключению договора,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - истец, ООО "ГУЖФ", заявитель) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Кировской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "48 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "48 ЦНИИ") об обязании ответчика заключить договор на поставку горячей воды.
Определениями от 22.08.2016, от 27.10.2016, от 12.01.2017, от 04.05.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ"), общество с ограниченной ответственностью "НордЭнерго" (далее - ООО "НордЭнерго"), акционерное общество "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС"), открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - АО "КТК"), Министерство обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - АО "РЭУ"), федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - ООО "Управляющая компания Ленинского района города Кирова"), государственное казенное учреждение "426 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ЦВО"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "ГУЖФ" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Заявитель указывает, что ООО "ГУЖФ" на основании договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ с 03.08.2015 осуществляет управление многоквартирными домами расположенными на территории ответчика (военный городок N 29) по следующим адресам: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119, Октябрьский проспект, д. 121, ул. Московская, д. 66, ул. Герцена, д. 79, ул. Московская, д. 64, ул. Московская, д. 62. Приготовление горячей воды осуществляется на центральных тепловых пунктах (далее - ЦТП), расположенных на территории военных городков N 29 и 51, и поставляется по сетям горячего водоснабжения, которые имеют непосредственное технологическое присоединение к сетям жилых домов, находящихся в управлении ООО "ГУЖФ". Данные ЦТП 85А и 500А и сети горячего водоснабжения (далее - ГВС) находятся в оперативном управлении ФГБУ "48 ЦНИИ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.12.2014 N 43-АГ N 121522 и от 18.12.2014. N 131506. Актуальность данных сведений подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости. По мнению заявителя жалобы, вывод о переходе права оперативного управления на объект недвижимости в связи с изданием решения собственника является преждевременным. Заявитель обращает внимание на то обстоятельство, что действия ответчика, установленные проверкой Военной прокуратуры Кировского гарнизона, по факту отключения горячего водоснабжения (письмо от 15.12.2016 N 4412) и заключение единого договора водоснабжения и водоотведения с АО "ККС" от 28.12.2016 N 41-1787, в том числе в отношении спорных ЦТП 85А и 500А, свидетельствуют о фактической эксплуатации объектов энергоснабжения ФГБУ "48 ЦНИИ". Истец утверждает, что ответчик по отношению к потребителям коммунальных услуг является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей отпуск коммунального ресурса. Договор горячего водоснабжения является публичным договором. Признание законодателем договора энергоснабжения публичным влечет применение к отношениям, связанным с заключением этого договора, правил заключения договоров в обязательном порядке.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ФГБУ "48 ЦНИИ" гарантирующей организацией по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению не является, договоров на горячее водоснабжение с управляющими компаниями не имеет. В силу гражданского законодательства Российской Федерации сделки, совершенные учреждением, не должны выходить за пределы его правоспособности, определенной учредительными документами. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречие с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, является недействительной. Основная цель деятельности ответчика - осуществление научной и научно-технической деятельности в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Деятельность по ресурсоснабжению сторонних потребителей в перечень осуществляемых видов деятельности в устав ответчика не включена. Приказом директора Департамента от 18.02.2017 N 171 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением жилищно-эксплуатационной конторой N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы" прекращено право оперативного управления организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и являющихся правообладателями и балансодержателями недвижимого имущества, указанного в приложении к приказу и закреплено на праве оперативного управления за жилищно-эксплуатационной конторой N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы. В перечень включены центральный тепловой пункт N 85А и N 500А. Изданием вышеуказанного приказа собственник имущества принял решение о прекращении права оперативного управления ФГБУ "48 ЦНИИ" на спорные объекты.
МО РФ в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что ответчик не является лицом, для которого заключение государственного контракта на оказание услуг по водоснабжению, поскольку не является ресурсоснабжающей организацией и не эксплуатирует централизованную систему водоснабжения.
ФКУ "ОСК ЦВО" представило отзыв на апелляционную жалобу, содержание которого аналогично отзыву МО РФ.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 13.11.2017.
10.11.2017 распоряжением председателя Второго арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Поляшовой Т.М. на судью Чернигину Т.В., в связи с чем судебное разбирательство в процессе рассмотрения дела осуществлялось с самого начала.
31.10.2017 МО РФ представлены объяснения по делу, в которых оно указало, что приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 N 171 прекращено право оперативного управления организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и являющихся правообладателями и балансодержателями недвижимого имущества, указанного в приложении к приказу, в том числе центральных тепловых пунктов N 85А и 500А. Данное имущество закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением "Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы". В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа и переименования государственного учреждения "Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва)" на территории Центрального военного округа создан филиал ФГБУ "ЦЖКУ" (по Центральному военному округу) по вопросам исполнения государственных контрактов, связанных с содержанием (эксплуатацией) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Начальнику названного учреждения в месячный срок приказано обеспечить направление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации копии передаточных актов, государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГБУ ЦЖКУ. По мнению МО РФ, из изложенного следует, что обязанность и функции по содержанию и эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства решением собственника имущества с января 2017 года возложены на ФГБУ "ЦЖКУ". Следовательно, начиная с января 2017 года, функции ресурсоснабжающей организации по ресурсу "горячая вода", поставляемому в спорные многоквартирные дома, возложены на ФГБУ "ЦЖКУ".
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании стороны поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма ФГБУ "48 ЦНИИ" от 31.10.2017 N 3372 в адрес филиала ФГБУ "ЦЖКУ".
Данный документ приобщен судом к материалам дела на основании абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец (управляющая организация) на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05, заключенного с МО РФ (заказчик) в редакции дополнительного соглашения от 14.08.2015 (т. 1 л.д. 18-28) приняло в управление жилищный фонд, указанный в перечне (приложение N 1 к договору), и обязалось оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги, в том числе, в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119, д. 121; ул. Московская, д. 62, д. 64, д. 66; ул. Герцена, д. 79.
Приготовление горячей воды для перечисленных объектов осуществляется на ЦТП N 85А и 500А, расположенных на территории военных городков N 29 и 51 (Октябрьский проспект, д. 119), далее вода поставляется по сетям горячего водоснабжения, которые имеют непосредственное технологическое присоединение к сетям вышеуказанных многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ООО "ГУЖФ".
На основании приказа МО РФ от 06.02.2014 N 148 данные центральные тепловые пункты были закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "48 ЦНИИ". Указанное право зарегистрировано за ответчиком, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 18.12.2014 (т. 1 л.д. 76, т. 2 л.д. 197).
Письмом от 30.12.2015 N 385-ЖФ (т. 1 л.д. 33) истец просил ответчика заключить договор на горячее водоснабжение объектов по адресам в г. Кирове: Октябрьский проспект, д. 119, д. 121; ул. Московская, д. 62, д. 64, д. 66, ул. Герцена, д. 79 и направить в адрес ООО "ГУЖФ" проект договора.
В ответе на указанное письмо от 24.05.2016 N 1296 (т. 1 л.д. 31) ФГБУ "48 ЦНИИ" указало, что не выполняет функции ресурсоснабжающей организации, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.06.2015 N 1089-р единственным исполнителем услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод является АО "ГУ ЖКХ", в связи с чем предложило заключить договор горячего водоснабжения с АО "ГУ ЖКХ".
Письмом от 07.06.2016 N 1102-ЖФ истец указал на неправомерность доводов, изложенных в письме от 24.05.2016 N 1296, и уведомил ответчика о направлении искового заявления о понуждении заключить договор ресурсоснабжения в Арбитражный суд Кировской области (т. 1 л.д. 29).
В ходе судебного разбирательства были установлены следующие фактические обстоятельства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых МО РФ в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Этим же распоряжением МО РФ предписано обеспечить передачу АО "ГУ ЖКХ" на праве безвозмездного пользования соответствующих объектов, необходимых для осуществления названных функций (т. 1 л.д. 43).
Между АО "ГУ ЖКХ" и ООО "НордЭнерго" заключен договор на оказание услуг по технической эксплуатации, обслуживанию и содержанию объектов теплоснабжения Центрального военного округа от 30.10.2015 N 13/ТХ-2015 (т. 1 л.д. 59-68) в приложении N 1 к которому приведен перечень теплогенерирующих объектов, передаваемых в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ". В указанный перечень включены ЦТП N 85А и 500А, сети ГВС, расположенные по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119.
Согласно пункту 7.2 договора на оказание услуг по технической эксплуатации, обслуживанию и содержанию объектов теплоснабжения Центрального военного округа от 30.10.2015 N 13/ТХ-2015 услуги по договору должны быть оказаны в срок с 01.11.2015 по 31.10.2016.
Как следует из отзыва ООО "НордЭнерго" по делу N А28-13070/2016, в период с 01.11.2015 по 31.10.2016 ООО "НордЭнерго" оказывало услуги по технической эксплуатации объектов теплоснабжения, в том числе, спорных ЦТП, с целью бесперебойного обеспечения потребителей тепловой энергии в полном объеме и соответствующего качества, после указанной даты ООО "НордЭнерго" прекратило владение и пользование спорными ЦТП (т. 3 л.д. 78).
В материалы дела представлен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя от 02.11.2015 N 43-11-0014, заключенный между АО "ГУ ЖКХ" (теплосетевая организация) и ОАО "КТК" (теплоснабжающая организация), а также дополнительное соглашение к нему от 01.01.2016, в соответствии с которым с 01.01.2016 из договора исключены объекты, расположенные по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, д. 119.
В материалы дела представлено письмо АО "ГУ ЖКХ" от 19.02.2016 N 616 (т. 1 л.д. 47), направленное в адрес ответчика, в котором АО "ГУ ЖКХ" сообщило, что согласно указанию начальника Департамента от 08.12.2015 N 370/2/1/20604 оказание услуг на территории военных городков N 29 и 51, расположенных по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119, в рамках государственного контракта прекращено; также указало, что ответчику необходимо заключить договоры о передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в безвозмездное пользование с обособленным подразделением АО "ГУ ЖКХ" "Пермское", на теплоснабжение - с ОАО "КТК", на водоснабжение и водоотведение - с ОАО "ККС".
Также в материалы дела представлено письмо Департамента от 25.07.2016 N 370/2/1/9102, в котором указано, что АО "ГУ ЖКХ" отказалось оказывать коммунальные услуги в интересах объектов ФГБУ "48 ЦНИИ", расположенных по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 119, по причине отсутствия их в государственных контрактах от 21.09.2016 N 4-ВКХ и N 5-ТХ; в указанном письме Департамент просил АО "ГУ ЖКХ" оформить договорные отношения с АО "ГУ ЖКХ" на поставку коммунальных услуг в установленном порядке.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 18.01.2017 N 171 (т. 2 л.д. 222-225) прекращено право оперативного управления организаций, подведомственных МО РФ и являющихся правообладателями и балансодержателями недвижимого имущества, указанного в приложении к приказу. Данное имущество приказано закрепить на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы. Во исполнение данного приказа начальнику названного учреждения в месячный срок следует обеспечить направление в Департамент имущественных отношений МО РФ копии передаточных актов, государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы закрепленного недвижимого имущества.
В перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ Жилищно-эксплуатационной контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (приложение к приказу от 18.01.2017 N 171) включены, в том числе, центральные тепловые пункты N 85А (N 3363 в перечне), N 500А (N 3368 в перечне), расположенные по адресу: г. Киров, Октябрьский проспект, 119.
В соответствии с приказом МО РФ от 02.03.2017 N 155 (т. 2 л.д. 219-221) путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы создано ФГБУ "ЦЖКУ", основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Во исполнение приказа от 18.01.2017 N 171 ФГБУ "48 ЦНИИ" МО РФ направило в адрес филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Центральному военному округу письмо от 11.04.2017 N 1142 (т. 3 л.д. 34) с просьбой назначить представителей для комиссионной передачи имущества ФГБУ "48 ЦНИИ" в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ".
В письме от 24.04.2017 N 1311 ФГБУ "48 ЦНИИ" (т. 3 л.д. 35-59) просило филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Центральному военному округу согласовать перечень имущества теплового и водопроводно-канализационного хозяйства, в который включены, в том числе, спорные ЦТП, и определить порядок передачи объектов в оперативное управление филиала.
В письме от 26.05.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" указало, что утвержденным государственным заданием и выделенной бюджетной субсидией не предусмотрено содержание и эксплуатация указанных в обращении ответчика коммунальных объектов и инженерных сетей. Со ссылкой на положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" о том, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной собственности, осуществляется по договорам аренды таких объектов или по концессионным соглашениям, ФГБУ "ЦЖКУ" отметило, что указаний от руководителя учреждения о заключении договоров аренды или концессионных соглашений в отношении спорных объектов не получало (т. 3 л.д. 61).
Письмами от 12.05.2017 N 1488 (т. 3 л.д. 60), от 06.06.2017 N 1818 (т. 3 л.д. 69) ответчик обратился к руководителю ФГБУ "ЦЖКУ" с просьбой дать соответствующие указания начальнику филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Центральному военному округу о выполнении приказа МО РФ от 02.03.2017 N 155 и приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 18.01.2017 N 171.
Письмом от 08.06.2017 N 370/У/1-522 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просило филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Центральному военному округу организовать работу по согласованию перечней имущества, передаваемого ФГБУ "48 ЦНИИ" и представить данные перечни в срок до 01.07.2017 (т. 3 л.д. 73).
Письмом от 22.06.2017 N 1987 (т. 3 л.д. 62) ответчик повторно обратился в филиал ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по Центральному военному округу с просьбой сообщить сроки направления представителей для согласования перечней передаваемых объектов.
Ответ на указанное письмо в материалы дела не представлен.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Таким образом, для возникновения отношений по энергоснабжению необходимо наличие присоединенной сети к сетям энергоснабжающей организации, произведенное в установленном порядке, при этом указанное присоединение может быть как непосредственным, так и опосредованным (через сети третьих лиц либо бесхозяйные сети).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор энергоснабжения является публичным договором, то есть обязателен к заключению энергоснабжающей организацией в отношении каждого, кто к нему обратится; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В пункте 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Договор, по условиям которого поставляются коммунальные ресурсы в многоквартирный жилой дом, является договором ресурсоснабжения. Из пунктов 3, 16, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами N 124, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Поскольку горячая вода, поставляемая в спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, готовится на центральных тепловых пунктах, указанные дома имеют закрытую систему горячего водоснабжения (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон N 416-ФЗ)).
Пунктом 3 статьи 7 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
Согласно пункту 14 названной статьи объектами централизованной системы горячего водоснабжения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), непосредственно используемое для горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Таким образом, для приготовления горячей воды необходимы тепловая энергия и холодная вода, которая посредством нагрева на ЦТП преобразуется в иной коммунальный ресурс (горячая вода).
Следовательно, понятие эксплуатации закрытой системы горячего водоснабжения как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для нагрева холодной воды с использованием ЦТП включает в себя приобретение холодной воды, тепловой энергии в целях приготовления горячей воды, а также техническое обслуживание ЦТП (обеспечение соблюдения давления в подающем и циркуляционном трубопроводе, соблюдения температурного графика и т.д.).
Между тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов, соответствующие договоры (ресурсоснабжения и технического обслуживания ЦТП) в целях приготовления горячей воды, фактически поступающей в МКД, ответчиком на момент рассмотрения дела не были заключены, эксплуатацию ЦТП ФГБУ "48 ЦНИИ" фактически своими силами не осуществляло.
Основным видом деятельности ответчика являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук и прочие. В письме МО РФ от 09.02.2017 N 207/407 (т. 2 л.д. 166) МО РФ указало, что ресурсное снабжение потребителей, как вид деятельности, не относится к сфере научных исследований в области естественных и технических наук и не соответствует целям создания ФГБУ "48 ЦНИИ", в связи с чем внесение изменений в его устав невозможно.
Согласно абзацу 39 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.
Таким образом, заключение ФГБУ "48 ЦНИИ" договора горячего водоснабжения, на чем настаивает ответчик, противоречит как учредительным документам ответчика, так и нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом ежегодно издаваемыми распоряжениями Правительство Российской Федерации фактически установило договорно-правовую схему регулирования отношений водоснабжения и водоотведения по объектам, принадлежащим Министерству обороны Российской Федерации, определяя единственную организацию, оказывающую соответствующие услуги Министерству обороны Российской Федерации, которой подлежат передаче объекты водоснабжения и водоотведения, а также соответствующие сети.
Так, в соответствии с приказом МО РФ от 02.03.2017 N 155 (т. 2 л.д. 219-221) путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы создано ФГБУ "ЦЖКУ", основной целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 18.01.2017 N 171 (т. 2 л.д. 222-225) прекращено право оперативного управления организаций, подведомственных МО РФ и являющихся правообладателями и балансодержателями недвижимого имущества, указанного в приложении к приказу. Данное имущество приказано закрепить на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (правопредшественник ФГБУ "ЦЖКУ"). Во исполнение данного приказа начальнику названного учреждения в месячный срок следует обеспечить направление в Департамент имущественных отношений МО РФ копии передаточных актов, государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и права оперативного управления государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы закрепленного недвижимого имущества. В перечень недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением Жилищно-эксплуатационной контора N 21 жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (приложение к приказу от 18.01.2017 N 171) включены, в том числе спорные ЦТП.
Частью 4 статьи 31 Закона N 416-ФЗ определены регулируемые виды деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, к которым относятся горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду. Согласно разделу VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. В случае, когда теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен быть установлен тариф на горячую воду.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.07.2017 N 24/5-кс-2017 для ФГБУ "ЦЖКУ" установлены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) на 2017-2020 годы, в том числе на территории муниципального образования "Город Киров".
Суд первой инстанции, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, пришел к выводу о злостном уклонении ФГБУ "ЦЖКУ" от приемки ЦТП N 85А, 500А и исполнения возложенных на него собственником имущества обязанностей по содержанию и эксплуатации объектов теплосетевого хозяйства.
Повторно исследовав фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзаце 2 пункта 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Суд первой инстанции, установив недобросовестное поведение ФГБУ "ЦЖКУ", выразившееся в уклонении от принятия спорных ЦТП в свое владение и от государственной регистрации права оперативного управления в защиту интересов добросовестной стороны (ответчика) признал, что и в отсутствие государственной регистрации прекращения права оперативного управления не имеется оснований для обязания ФГБУ "48 ЦНИИ" заключить договор на поставку горячей воды. Судебная коллегия также соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Кроме того, на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции срок действия договора, о понуждении к заключению которого заявлен иск (уточнение требований от 02.12.2016 - т. 2 л.д. 1-2), истек, при этом установление обязательств на прошедший период в отсутствие соглашения сторон применительно к положению пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит общим принципам гражданского законодательства.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 22.08.2017 по делу N А28-8428/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)