Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска - Кириченко О.С., представителя по доверенности от 08.08.2016,
от истца - муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Зеленогорска - Хаятова С.М., представителя по доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 марта 2017 года по делу N А33-1649/2017, принятое судьей Шевцовой Т.В.,
муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей г. Зеленогорска (ИНН 2453000242, ОГРН 1022401486623, далее - МУП тепловых сетей г. Зеленогорска, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска (ИНН 2453000010, ОГРН 1022401484434, далее - МУП "ГЖКУ" г. Зеленогорска, ответчик) о взыскании 7 232 687 рублей 83 копеек пени за период с 15.12.2015 по 08.08.2016.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- - в силу норм действующего жилищного законодательства обязательство по оплате коммунальных услуг возникает на стороне потребителей на последнее число календарного месяца, при этом право требовать исполнения данного обязательства возникает у управляющей компании после 10 числа месяца, следующего за месяцем возникновения обязательств. При этом методика начисления штрафных санкций для потребителей (собственников и нанимателей помещений в многоквартирном жилом доме) отличается от методики начисления штрафных санкций для управляющих компаний;
- - оплата потребленных коммунальных ресурсов осуществлялась по мере поступления платежей от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика. При этом собственники и наниматели оплачивают потребленную тепловую энергию равномерно в течение года из расчета 1/12 норматива, в то время как ресурсоснабжающая организация предъявляет к оплате задолженность за фактически потребленную тепловую энергию, объемы которой определяются на основании показаний приборов учета;
- - ответчик предпринимал все возможные меры для погашения образовавшейся задолженности, в том числе по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, однако полученных денежных средств было недостаточно для своевременной оплаты потребленных коммунальных ресурсов;
- - судом не удовлетворено ходатайство ответчика о снижении пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик принимал все возможные меры для скорейшего погашения задолженности, а также в связи с особенностями выставления счетов гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах (с учетом 1/12 норматива);
- - пени подлежат уменьшению до 2 000 000 рублей в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22.05.2017.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец указал в отзыве, что доводы жалобы дублируют возражения ответчика, заявленные им в суде первой инстанции, просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2017 года по делу N А33-1649/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (энергоснабжающей организацией) и ответчиком (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т (в редакции дополнительных соглашений и решения Арбитражного суда Красноярского края от 14.03.2006 по делу N А33-28898/2005), в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенные сети тепловую энергию в горячей воде (тепловую энергию) и химически очищенную воду для нужд горячего водоснабжения (горячую воду) в параметрах согласно режимной карте, утвержденной администрацией города Зеленогорска; абонент обязался оплачивать принятую тепловую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Порядок расчетов по договору согласован в разделе 3, в котором указано, что расчетным периодом по договору является календарный месяц, окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем (включительно).
В пункте 5.4 договора указано, что при нарушении сроков оплаты, установленных пунктом 3.5 договора, абонент уплачивает пеню в размере и порядке, определенных действующим законодательством Российской Федерации. Проценты согласно пункту 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору не начисляются.
В соответствии с пунктом 6.1 договора он вступает в силу с 01.10.2005 (в случае спора, разрешаемого в арбитражном суде - со дня вступления в законную силу решения суда), действует по 31.12.2006 и считается продленным на каждый следующий календарный год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни от одной из сторон не поступил предложения об его расторжении или изменении.
В приложении N 1 к договору согласован перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, в отношении которых осуществляется поставка тепловой энергии и теплоносителя.
В ноябре 2015 года и январе 2016 года истцом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена тепловая энергия в количестве 90 972 Гкал и теплоноситель в объеме 144 782 м3 на общую сумму 92 406 417 рублей 88 копеек.
Потребление коммунальных ресурсов в указанных объемах подтверждается актами приема-передачи от 30.11.2015 N 5542, от 31.01.2016 N 99, подписанным уполномоченными представителями истца и ответчика и содержащим оттиски печатей организаций. Ответчиком потребление коммунальных ресурсов в указанных объемах не оспорено, доказательств в подтверждение иных объемов потребления коммунальных ресурсов ответчик в материалы дела не представил.
Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определена по тарифам, утвержденным приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2014 N 366-п, от 20.11.2014 N 169-п, от 25.11.2015 N 238-п, от 25.11.2015 N 237-п.
На оплату потребленных коммунальных ресурсов истцом ответчику выставлены соответствующие счет-фактуры, полученные ответчиком 04.12.2015 и 04.02.2016, что подтверждается реестрами выдачи счетов-фактура за коммунальные услуги за ноябрь 2015 года и январь 2016 года.
Из уточненного расчета истца следует, что потребленные коммунальные ресурсы оплачены ответчиком платежными поручениями от 19.02.2016, от 15.03.2016, от 16.03.2016, от 17.03.2016, от 18.03.2016, от 21.03.2016, от 22.03.2016, от 23.03.2016, от 24.03.2016, от 25.03.2016, от 28.03.2016, от 29.03.2016, от 30.03.2016, от 31.03.2016, от 01.04.2016, от 04.04.2016, от 05.04.2016, от 06.04.2016, от 07.04.2016, от 08.04.2016, от 11.04.2016, от 12.04.2016, от 13.04.2016, от 14.04.2016, от 15.06.2016, от 16.06.2016, от 17.06.2016, от 20.06.2016, от 21.06.2016, от 22.06.2016, от 23.06.2016, от 24.06.2016, от 27.06.2016, от 28.06.2016, от 30.06.2016, от 01.07.2016, от 04.07.2016, от 05.07.2016, от 06.07.2016, от 07.07.2016, от 11.07.2016, от 12.07.2016, от 13.07.2016, от 14.07.2016, от 15.07.2016, от 18.07.2016, от 19.07.2016, от 20.07.2016, от 21.07.2016, от 22.07.2016, от 25.07.2016, от 27.07.2016, от 05.08.2016, от 08.08.2016, а также путем взаимозачетов по заявлением от 07.12.2015 N 40-01/2615, от 04.02.2016 N 40-01/312.
В связи с несвоевременной оплатой потребленных коммунальных ресурсов, на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом ответчику начислена пеня в размере 7 232 687 рублей 83 копеек за период с 15.12.2015 по 08.08.2016 с учетом 1/300, 1/170 и 1/130 ключевой ставки Банка России 10%. Подробный расчет пени представлен в материалы дела.
Письмом от 13.09.2016 N 2368 истцом ответчику направлена претензия с требованием об уплате пени. Получение претензии 15.09.2016 подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта наличия задолженности по договору теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т, отсутствия доказательств оплаты долга, а также наличия правовых оснований для начисления пени за просрочку платежей.
Как следует из материалов дела, сторонами заключен договор теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т, который по своей правовой природе является договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 в рамках дела N А58-1592/2011 изложена правовая позиция, в соответствии с которой параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство в это элементарное правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) было введено понятие исполнителя коммунальных услуг, как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что истцом во исполнении обязательств по договору в ноябре 2015 года и январе 2016 года в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена тепловая энергия в количестве 90 972 Гкал и теплоноситель в объеме 144 782 м3 на общую сумму 92 406 417 рублей 88 копеек, потребленная тепловая энергия оплачена ответчиком несвоевременно.
Объемы и стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя ответчиком не оспорены, доказательств в подтверждение иных объемов потребленной тепловой энергии ответчик в материалы дела не представил. Факт несвоевременной оплаты потребленных коммунальных ресурсов ответчиком не оспаривается.
В связи с несвоевременной оплатой потребленных коммунальных ресурсов, на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом ответчику начислена пеня в размере 7 232 687 рублей 83 копеек за период с 15.12.2015 по 08.08.2016 с учетом 1/300, 1/170 и 1/130 ключевой ставки Банка России 10%. Подробный расчет пени представлен в материалы дела.
Согласно части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в редакции, действующей с 01.01.2016, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" следует, что действие положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2017 ПО ДЕЛУ N А33-1649/2017
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2017 г. по делу N А33-1649/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска - Кириченко О.С., представителя по доверенности от 08.08.2016,
от истца - муниципального унитарного предприятия тепловых сетей г. Зеленогорска - Хаятова С.М., представителя по доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 14 марта 2017 года по делу N А33-1649/2017, принятое судьей Шевцовой Т.В.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие тепловых сетей г. Зеленогорска (ИНН 2453000242, ОГРН 1022401486623, далее - МУП тепловых сетей г. Зеленогорска, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию "Городское жилищно-коммунальное управление" г. Зеленогорска (ИНН 2453000010, ОГРН 1022401484434, далее - МУП "ГЖКУ" г. Зеленогорска, ответчик) о взыскании 7 232 687 рублей 83 копеек пени за период с 15.12.2015 по 08.08.2016.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- - в силу норм действующего жилищного законодательства обязательство по оплате коммунальных услуг возникает на стороне потребителей на последнее число календарного месяца, при этом право требовать исполнения данного обязательства возникает у управляющей компании после 10 числа месяца, следующего за месяцем возникновения обязательств. При этом методика начисления штрафных санкций для потребителей (собственников и нанимателей помещений в многоквартирном жилом доме) отличается от методики начисления штрафных санкций для управляющих компаний;
- - оплата потребленных коммунальных ресурсов осуществлялась по мере поступления платежей от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ответчика. При этом собственники и наниматели оплачивают потребленную тепловую энергию равномерно в течение года из расчета 1/12 норматива, в то время как ресурсоснабжающая организация предъявляет к оплате задолженность за фактически потребленную тепловую энергию, объемы которой определяются на основании показаний приборов учета;
- - ответчик предпринимал все возможные меры для погашения образовавшейся задолженности, в том числе по взысканию задолженности с потребителей в судебном порядке, однако полученных денежных средств было недостаточно для своевременной оплаты потребленных коммунальных ресурсов;
- - судом не удовлетворено ходатайство ответчика о снижении пени в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчик принимал все возможные меры для скорейшего погашения задолженности, а также в связи с особенностями выставления счетов гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах (с учетом 1/12 норматива);
- - пени подлежат уменьшению до 2 000 000 рублей в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 22.05.2017.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец указал в отзыве, что доводы жалобы дублируют возражения ответчика, заявленные им в суде первой инстанции, просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 марта 2017 года по делу N А33-1649/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (энергоснабжающей организацией) и ответчиком (абонентом) заключен договор теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т (в редакции дополнительных соглашений и решения Арбитражного суда Красноярского края от 14.03.2006 по делу N А33-28898/2005), в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенные сети тепловую энергию в горячей воде (тепловую энергию) и химически очищенную воду для нужд горячего водоснабжения (горячую воду) в параметрах согласно режимной карте, утвержденной администрацией города Зеленогорска; абонент обязался оплачивать принятую тепловую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Порядок расчетов по договору согласован в разделе 3, в котором указано, что расчетным периодом по договору является календарный месяц, окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем (включительно).
В пункте 5.4 договора указано, что при нарушении сроков оплаты, установленных пунктом 3.5 договора, абонент уплачивает пеню в размере и порядке, определенных действующим законодательством Российской Федерации. Проценты согласно пункту 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору не начисляются.
В соответствии с пунктом 6.1 договора он вступает в силу с 01.10.2005 (в случае спора, разрешаемого в арбитражном суде - со дня вступления в законную силу решения суда), действует по 31.12.2006 и считается продленным на каждый следующий календарный год на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни от одной из сторон не поступил предложения об его расторжении или изменении.
В приложении N 1 к договору согласован перечень многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, в отношении которых осуществляется поставка тепловой энергии и теплоносителя.
В ноябре 2015 года и январе 2016 года истцом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена тепловая энергия в количестве 90 972 Гкал и теплоноситель в объеме 144 782 м3 на общую сумму 92 406 417 рублей 88 копеек.
Потребление коммунальных ресурсов в указанных объемах подтверждается актами приема-передачи от 30.11.2015 N 5542, от 31.01.2016 N 99, подписанным уполномоченными представителями истца и ответчика и содержащим оттиски печатей организаций. Ответчиком потребление коммунальных ресурсов в указанных объемах не оспорено, доказательств в подтверждение иных объемов потребления коммунальных ресурсов ответчик в материалы дела не представил.
Стоимость потребленных коммунальных ресурсов определена по тарифам, утвержденным приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2014 N 366-п, от 20.11.2014 N 169-п, от 25.11.2015 N 238-п, от 25.11.2015 N 237-п.
На оплату потребленных коммунальных ресурсов истцом ответчику выставлены соответствующие счет-фактуры, полученные ответчиком 04.12.2015 и 04.02.2016, что подтверждается реестрами выдачи счетов-фактура за коммунальные услуги за ноябрь 2015 года и январь 2016 года.
Из уточненного расчета истца следует, что потребленные коммунальные ресурсы оплачены ответчиком платежными поручениями от 19.02.2016, от 15.03.2016, от 16.03.2016, от 17.03.2016, от 18.03.2016, от 21.03.2016, от 22.03.2016, от 23.03.2016, от 24.03.2016, от 25.03.2016, от 28.03.2016, от 29.03.2016, от 30.03.2016, от 31.03.2016, от 01.04.2016, от 04.04.2016, от 05.04.2016, от 06.04.2016, от 07.04.2016, от 08.04.2016, от 11.04.2016, от 12.04.2016, от 13.04.2016, от 14.04.2016, от 15.06.2016, от 16.06.2016, от 17.06.2016, от 20.06.2016, от 21.06.2016, от 22.06.2016, от 23.06.2016, от 24.06.2016, от 27.06.2016, от 28.06.2016, от 30.06.2016, от 01.07.2016, от 04.07.2016, от 05.07.2016, от 06.07.2016, от 07.07.2016, от 11.07.2016, от 12.07.2016, от 13.07.2016, от 14.07.2016, от 15.07.2016, от 18.07.2016, от 19.07.2016, от 20.07.2016, от 21.07.2016, от 22.07.2016, от 25.07.2016, от 27.07.2016, от 05.08.2016, от 08.08.2016, а также путем взаимозачетов по заявлением от 07.12.2015 N 40-01/2615, от 04.02.2016 N 40-01/312.
В связи с несвоевременной оплатой потребленных коммунальных ресурсов, на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом ответчику начислена пеня в размере 7 232 687 рублей 83 копеек за период с 15.12.2015 по 08.08.2016 с учетом 1/300, 1/170 и 1/130 ключевой ставки Банка России 10%. Подробный расчет пени представлен в материалы дела.
Письмом от 13.09.2016 N 2368 истцом ответчику направлена претензия с требованием об уплате пени. Получение претензии 15.09.2016 подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности факта наличия задолженности по договору теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т, отсутствия доказательств оплаты долга, а также наличия правовых оснований для начисления пени за просрочку платежей.
Как следует из материалов дела, сторонами заключен договор теплоснабжения от 17.08.2005 N 6/Т, который по своей правовой природе является договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 в рамках дела N А58-1592/2011 изложена правовая позиция, в соответствии с которой параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство в это элементарное правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) было введено понятие исполнителя коммунальных услуг, как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что истцом во исполнении обязательств по договору в ноябре 2015 года и январе 2016 года в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена тепловая энергия в количестве 90 972 Гкал и теплоноситель в объеме 144 782 м3 на общую сумму 92 406 417 рублей 88 копеек, потребленная тепловая энергия оплачена ответчиком несвоевременно.
Объемы и стоимость потребленной тепловой энергии и теплоносителя ответчиком не оспорены, доказательств в подтверждение иных объемов потребленной тепловой энергии ответчик в материалы дела не представил. Факт несвоевременной оплаты потребленных коммунальных ресурсов ответчиком не оспаривается.
В связи с несвоевременной оплатой потребленных коммунальных ресурсов, на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом ответчику начислена пеня в размере 7 232 687 рублей 83 копеек за период с 15.12.2015 по 08.08.2016 с учетом 1/300, 1/170 и 1/130 ключевой ставки Банка России 10%. Подробный расчет пени представлен в материалы дела.
Согласно части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в редакции, действующей с 01.01.2016, управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" следует, что действие положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)