Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что проживает в сельской местности, специалисты государственной ветеринарной службы РФ, проживающие и работающие в сельской местности, были наделены правом на бесплатное отопление, освещение, водоснабжение и другие коммунальные услуги в занимаемых жилых помещениях. За спорный период ему не возместили расходы за отопление, освещение и водоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Имамовой Р.А., Морозовой Л.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. ФИО8 к государственному бюджетному учреждению "Пономаревское районное управление ветеринарии", Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о взыскании расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения представителя ответчика Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - Д. ФИО9, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца С. ФИО10, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" о взыскании компенсации расходов за отопление и освещение, указав, что проживает в сельской местности в с. Пономаревка и работает *** в ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" с 01 марта 1996 года по настоящее время.
С 1993 года специалисты Государственной ветеринарной службы РФ, проживающие и работающие в сельской местности, были наделены правом на бесплатное отопление, освещение, водоснабжение и другие коммунальные услуги в занимаемых жилых помещениях.
Начиная с 01 января 2014 года и по 31 декабря 2016 года, ему не возместили расходы за отопление, освещение и водоснабжение в сумме 79 229,87 руб.
Считал, что таким образом нарушены его права как специалиста Государственной ветеринарной службы на бесплатные коммунальные услуги.
Просил суд взыскать с ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" компенсацию в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг в сумме 79 229,87 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 577 руб.
Определением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 30 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2017 года исковые требования С. удовлетворены частично.
Суд взыскал с Министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в пользу С. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в сумме 65 969,92 руб.
В удовлетворении остальной части иска, в том числе в удовлетворении требований к ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии", судом отказано.
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель ответчика ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 01 марта 1996 года С. был принят на работу в ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" на должность ***, где работает по настоящее время.
Проживает вместе со своей женой А. по адресу: (адрес).
Расходы С. по оплате электроэнергии и отопления за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года составили 84 809,87 руб., из которых 68 878,57 руб. - расходы по отоплению, 15 931,30 руб. - расходы по оплате электроэнергии.
Из справки ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" от 19 апреля 2017 года следует, что за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года С. выплачена компенсация по коммунальным услугам в сумме 1 860 руб. по 155 руб. в месяц.
Удовлетворяя частично исковые требования С., суд пришел к обоснованному выводу о том, что С. имеет право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до 01 января 2005 года предоставлялась специалистам государственной ветеринарной службы РФ, работавшим и проживавшим в сельской местности, на основании статьи 6 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии". При этом в счет компенсации в пользу С. правильно взыскана сумма в размере 65 969,92 руб. за период в пределах трехлетнего срока исковой давности, о применении которого было заявлено стороной ответчика.
Обязанность по компенсации таких расходов возложена судом на Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Согласно положениям статьи 6 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.
Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации - пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанная статья 6 изложена в следующей редакции:
"Специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".
Данный Закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления специалистам государственной ветеринарной службы РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Таким образом, право работников ветеринарной службы на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 1 января 2005 года. Такие работники, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании статьи 6 Закона РФ "О ветеринарии".
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что льготы по оплате жилья и коммунальных услуг не распространяются на проживающих совместно с работником членов его семьи, является несостоятельным, сводится к неверному пониманию указанных выше норм права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области не является надлежащим ответчиком по делу, признается судебной коллегией несостоятельным.
В соответствии с п. п. "е", "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов, в связи с чем федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, при этом реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации, а именно Оренбургской области.
Законом Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ установлена мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников ветеринарной службы Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, предусматривающая выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Расходы на выплату установленной законом компенсации производятся за счет средств областного бюджета (ст. 4 Закона Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ).
Обязательство по выплате компенсации за отопление и освещение должно исполняться за счет бюджета Оренбургской области, как лица, установившего соответствующую меру социальной поддержки.
Субъект Российской Федерации установил меры социальной поддержки в виде компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в связи с чем принял на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
Как правильно указал суд, учредителем ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" является Оренбургская область в лице Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, на которое и должна быть возложена обязанность по возмещению соответствующих расходов истцу.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6213/2017
Требование: О взыскании компенсации в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что проживает в сельской местности, специалисты государственной ветеринарной службы РФ, проживающие и работающие в сельской местности, были наделены правом на бесплатное отопление, освещение, водоснабжение и другие коммунальные услуги в занимаемых жилых помещениях. За спорный период ему не возместили расходы за отопление, освещение и водоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. по делу N 33-6213/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Имамовой Р.А., Морозовой Л.В.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. ФИО8 к государственному бюджетному учреждению "Пономаревское районное управление ветеринарии", Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о взыскании расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения представителя ответчика Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - Д. ФИО9, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца С. ФИО10, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" о взыскании компенсации расходов за отопление и освещение, указав, что проживает в сельской местности в с. Пономаревка и работает *** в ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" с 01 марта 1996 года по настоящее время.
С 1993 года специалисты Государственной ветеринарной службы РФ, проживающие и работающие в сельской местности, были наделены правом на бесплатное отопление, освещение, водоснабжение и другие коммунальные услуги в занимаемых жилых помещениях.
Начиная с 01 января 2014 года и по 31 декабря 2016 года, ему не возместили расходы за отопление, освещение и водоснабжение в сумме 79 229,87 руб.
Считал, что таким образом нарушены его права как специалиста Государственной ветеринарной службы на бесплатные коммунальные услуги.
Просил суд взыскать с ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" компенсацию в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг в сумме 79 229,87 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 577 руб.
Определением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 30 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2017 года исковые требования С. удовлетворены частично.
Суд взыскал с Министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в пользу С. компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в сумме 65 969,92 руб.
В удовлетворении остальной части иска, в том числе в удовлетворении требований к ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии", судом отказано.
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель ответчика ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 01 марта 1996 года С. был принят на работу в ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" на должность ***, где работает по настоящее время.
Проживает вместе со своей женой А. по адресу: (адрес).
Расходы С. по оплате электроэнергии и отопления за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года составили 84 809,87 руб., из которых 68 878,57 руб. - расходы по отоплению, 15 931,30 руб. - расходы по оплате электроэнергии.
Из справки ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" от 19 апреля 2017 года следует, что за период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года С. выплачена компенсация по коммунальным услугам в сумме 1 860 руб. по 155 руб. в месяц.
Удовлетворяя частично исковые требования С., суд пришел к обоснованному выводу о том, что С. имеет право на льготу по оплате жилья с отоплением и освещением, которая до 01 января 2005 года предоставлялась специалистам государственной ветеринарной службы РФ, работавшим и проживавшим в сельской местности, на основании статьи 6 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии". При этом в счет компенсации в пользу С. правильно взыскана сумма в размере 65 969,92 руб. за период в пределах трехлетнего срока исковой давности, о применении которого было заявлено стороной ответчика.
Обязанность по компенсации таких расходов возложена судом на Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается.
Согласно положениям статьи 6 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.
Специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации - пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указанная статья 6 изложена в следующей редакции:
"Специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".
Данный Закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Согласно части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Часть 1 статья 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления специалистам государственной ветеринарной службы РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Таким образом, право работников ветеринарной службы на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности являлось нормой социальной поддержки до 1 января 2005 года. Такие работники, работающие и проживающие в сельской местности, не могут быть лишены права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании статьи 6 Закона РФ "О ветеринарии".
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что льготы по оплате жилья и коммунальных услуг не распространяются на проживающих совместно с работником членов его семьи, является несостоятельным, сводится к неверному пониманию указанных выше норм права.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области не является надлежащим ответчиком по делу, признается судебной коллегией несостоятельным.
В соответствии с п. п. "е", "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов, в связи с чем федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, при этом реализация указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации, а именно Оренбургской области.
Законом Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ установлена мера социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников ветеринарной службы Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области, предусматривающая выплату ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Расходы на выплату установленной законом компенсации производятся за счет средств областного бюджета (ст. 4 Закона Оренбургской области от 12.01.2015 N 1772/301-III-ОЗ).
Обязательство по выплате компенсации за отопление и освещение должно исполняться за счет бюджета Оренбургской области, как лица, установившего соответствующую меру социальной поддержки.
Субъект Российской Федерации установил меры социальной поддержки в виде компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в связи с чем принял на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки.
Как правильно указал суд, учредителем ГБУ "Пономаревское районное управление ветеринарии" является Оренбургская область в лице Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, на которое и должна быть возложена обязанность по возмещению соответствующих расходов истцу.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих его отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 21 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)