Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 N 17АП-15104/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-943/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. N 17АП-15104/2017-ГК

Дело N А60-943/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М.В.,
судей Гладких Д.Ю., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусельниковой П.А.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 августа 2017 года
по делу N А60-943/2017, принятое судьей Кудиновой Ю.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (ОГРН 1026602961440, ИНН 6659075961)
к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922), федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745), Российской Федерации в лице Министерства Обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
третьи лица: федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО", муниципальное унитарное предприятие "Екатеринбургэнерго", акционерное общество "Екатеринбургская теплосетевая компания"
о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чкаловская" (далее - ООО "УК "Чкаловская", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ", ответчик) о присуждении к исполнению обязанности в натуре, а именно: об обязании ответчика обеспечить бесперебойную круглосуточную подачу горячей воды надлежащего качества с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в многоквартирные жилые дома до внешних границ домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113, 115, 119, 139, 141, 141-А, 141-Б, 145, ул. Прониной, 121.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО", Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда от 23.05.2017 арбитражный суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик).
Определением от 22.06.2017 арбитражный суд в порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек в качестве второго ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, исключив его из числа третьих лиц по делу.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2017 к участию в деле в качестве другого ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Определением суда от 27.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Екатеринбургэнерго", АО "Екатеринбургская теплосетевая компания".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.08.2017 (резолютивная часть решения от 22.08.2017, судья Ю.В.Кудинова) на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность по подаче горячей воды надлежащего качества с температурой не ниже 60°С и не выше 75°С в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113, 115, 119, 139, 141, 141А, 141Б, 145, ул. Прониной, 121; в удовлетворении исковых требований к АО "ГУ ЖКХ", Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Апеллянт находит вывод суда о том, что надлежащим ответчиком по делу является только ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, которое самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам, основанным на неверном толковании закона. С учетом положений п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 N 355 "Об утверждении положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ст. 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик считает, что Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации как собственник имущества несет ответственность по содержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии. Суд, возложив обязанность по содержанию имущества только на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, вынес несправедливое решение, поскольку Российская Федерация в лице Министерства обороны никогда не принимала мер по приведению сетей ГВС в надлежащее состояние, тем самым, суд необоснованно освободил Министерство обороны России от ответственности.
В подтверждение факта ненадлежащего состояния сетей горячего водоснабжения и невозможности посредством данных сетей осуществлять поставку коммунального ресурса надлежащего качества апеллянт ссылается на акт N 1/ТХ от 01.04.2017 приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в котором имеется заключение о неудовлетворительном состоянии сетей ГВС, не позволяющем организовать полноценное обеспечение потребителей горячей водой надлежащего качества.
Кроме того, указывая на то, что в силу ст. 16 АПК РФ судебные акты должны отвечать требованиям исполнимости, ответчик обращает внимание суда на то, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России начало свою деятельность, которая строится в строгом соответствии с бюджетным законодательством и 44-ФЗ в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, с 01.04.2017; работы по приведению сетей ГВС в надлежащее состояние государственным заданием не предусмотрены, соответствующие денежные средства на них не выделены, следовательно, Минобороны России обязано самостоятельно привести сети ГВС в надлежащее состояние для поставки потребителям ресурса надлежащего качества.
От Министерства обороны Российской Федерации поступил отзыв, в котором ответчик указал на то, что спорные объекты недвижимости были переданы на праве оперативного управления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 01.04.2017 по акту приема-передачи, на основании которого учреждению "ЦЖКУ" Минобороны России переданы все права на данное имущество.
В письменном отзыве третье лицо, федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО", находя решение суда законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уведомило суд апелляционной инстанции о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Чкаловская" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113 115, 119, 139, 141, 141А, 141Б, 145, ул. Прониной, 121.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 N 2365-р АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2017-2018 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием объектов газового хозяйства обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Во исполнение указанного нормативного акта Министерством обороны РФ с АО "ГУ ЖКХ" заключен государственный контракт N 7-ТХ от 30.12.2016 на оказание услуг по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций в 2017 году.
Согласно п. 2.8 контракта ответчик оказывает услуги на объектах Министерства обороны РФ с использованием объектов теплового хозяйства и оборудования государственного заказчика, передаваемых по актам.
30.12.2016 между ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" и ответчиком на срок действия государственного контракта до 30.04.2017 был подписан акт приема-передачи теплового хозяйства, в том числе были переданы сети ГВС, расположенные на территории г. Екатеринбурга (Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Щербакова 145, 120, в/г N 31).
В отсутствие заключенного договора АО "ГУ ЖКХ" осуществляло поставку ООО "УК "Чкаловская" коммунальных ресурсов для нужд горячего водоснабжения в отношении объектов, находящихся в управлении ответчика.
Ссылаясь на то, что температура горячей воды, поставляемой в многоквартирные дома, была ниже установленных нормативных значений, установленных СанПиН 2.1.4.2496-09, а с 20.05.2016 поставка ресурса была прекращена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив, что факт поставки ГВС ненадлежащего качества в многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 113 115, 119, 139, 141, 141А, 141Б, 145, ул. Прониной, 121, подтвержден материалами дела; в связи с передачей здания насосной и сетей ГВС по акту от 31.03.2017 надлежащим ответчиком по делу является ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, суд первой инстанции частично удовлетворил требования в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).
Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3.).
Настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В подтверждение факта поставки ГВС ненадлежащего качества в спорные многоквартирные дома истец представил в материалы дела карточки регистрации параметров на узле учета потребителя за период с апреля по май 2016 года, отражающие среднесуточную температуру теплоносителя, а также отсутствие подачи ресурса с 21.05.2016.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон.
С учетом установленного ранее несоответствия температуры поступающей в МКД горячей воды нормативным требованиям, правомерным является вывод суда о поставке энергоресурса ненадлежащего качества с нарушением температурного режима горячей воды, подаваемой на нужды населения, что противоречит требованиям статьи 542 ГК РФ и СанПиН 2.1.4.2496-09.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Ссылка апеллянта на ненадлежащее состояние сетей являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно была им отклонена в связи с отсутствием в материалах дела документов, свидетельствующих о наличии аварийной ситуации в централизованных сетях водоснабжения либо угрозы аварийной ситуации, о причинах подачи теплоносителя низкой температуры.
Судом правомерно не принят протокол совещания у заместителя главы Администрации Чкаловского района от 19.01.2017 в качества доказательств ненадлежащего состояния сетей, исходя из того, что данный документ не заменяет собой заключение специалиста, обладающего специальными знаниями, по вопросам состояния сетей, возможности посредством данных сетей поставки коммунального ресурса горячей воды.
Вопреки доводам жалобы акт N 1/ТХ от 01.04.2017 приема-передачи объектов недвижимого имущества также не свидетельствует о неудовлетворительном состоянии сетей ГВС (т. 2 л.д. 105-110). Иных документов, подтверждающих ненадлежащее состояние сетей ГВС, не позволяющих осуществлять поставку ГВС надлежащего качества, суду не представлено.
Возражения апеллянта относительно удовлетворения требований в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, а не путем взыскания с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации как собственника имущества, ответственного по содержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что 31.03.2017 АО "ГУ ЖКХ" передало ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" (титульному владельцу, субъекту права оперативного управления на данное имущество) имущество, в том числе тепловой пункт N 178, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 145 в/г N 31, наружные сети теплоснабжения и наружные сети ГВС, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, 145, 120, в/г N 31.
02.03.2017 принят Приказ Министерства обороны Российской Федерации N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России...".
01.04.2017 оформлен акт приема-передачи объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, закрепленных на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", ответчику ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России; инвентарная карточка учета нефинансовых активов.
В составе данного имущества ФГБУ "ЦЖКУ" переданы здание насосной с пристроем, расположенное по адресу: Екатеринбург, ул. Щербакова, 145 в/г N 31, сети теплоснабжения и ГВС казарменного фонда.
Согласно акту приема-передачи 01.04.2017 права и обязанности на недвижимое имущество передаются ответчику со дня подписания уполномоченными лицами передаточного акта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Проанализировав представленные документы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что фактически произошла замена стороны в отношениях по поставке коммунального ресурса в связи с передачей соответствующий сооружений и оборудования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ввиду чего правомерно удовлетворил исковые требования в отношении указанного лица.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по сути, выражают несогласие с выводами суда, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя. Поскольку ответчиком не представлено доказательств уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, определение суда от 29.09.2017 не исполнено, государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2017 года по делу N А60-943/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) в доход федерального бюджета 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
М.В.БОРОДУЛИНА
Судьи
Д.Ю.ГЛАДКИХ
Н.А.ИВАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)