Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 25.09.2017
постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Ладога"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2017
по делу N А40-246109/15, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Ладога" (127540, Москва, улица Дубнинская, дом 12, корпус 3, помещение 142, ОГРН 1037700076897)
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы (129090, Москва, проспект Мира, дом 19, ОГРН 1027700066140)
третье лицо: Цинцевич Т.Л.
- об оспаривании предписания;
- при участии:
- от заявителя - Орлова С.М. по доверенности от 18.10.2016;
- от заинтересованного лица - Васильева Е.В. по доверенности от 21.10.20;
- от третьего лица - Цинцевич Т.Л. паспорт;
- установил:
постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2016 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2017 в удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья "Ладога" требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 12.11.2015 N Р-О-С-22018/1, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Цинцевич Т.Л.
Товарищество собственников жилья "Ладога" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представителем Товарищества собственников жилья "Ладога" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержаны.
Представитель инспекции и третье лицо возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 12.11.2015 Государственной жилищной инспекцией г. Москвы в адрес Товарищества собственников жилья "Ладога" выдано предписание N Р-С-22018/1, которым предписано произвести перерасчет собственнику квартиры... дома 12, корп. 3 по улице Дубнинская - Цинцевич Т.Л., которая не является членом ТСЖ "Ладога" и не заключавшей договор управления с Товариществом собственников жилья, за дополнительные услуги - "эксплуатационные расходы", "резервный фонд" с января 2012 по январь 2015 на основании ст. ст. 143, 145, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок исполнения установлен до 20.01.2016.
Не согласившись с предписанием, товарищество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и отсутствия правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Согласно ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник, не являющийся членом товарищества собственников жилья, вносит плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Правительством Российской Федерации определено, что органы управления товарищества собственников жилья, либо органы управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, не произвольно, а на основании утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании нормы ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья вправе, в том числе, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов.
В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов Товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества относятся установление размера платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества.
Пунктом 7.2.4 Устава Товарищества собственников жилья "Ладога" (том 1 л.д. 41) установлено, что средства товарищества состоят, в том числе, из взносов собственников, не являющихся членами товарищества на совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме по договорам о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательства заключения такого договора с третьим лицом в материалы дела не представлены.
Решение о начислении платы за услугу "эксплуатационные расходы", а также формировании "резервного фонда" принималось на общем собрании членов Товарищества собственников жилья "Ладога" - собственников жилья многоквартирного дома 12 корп. 3, улица Дубнинская в 2012, 2013 и 2014 большинством голосов.
Принятие решений о начислении по статьям "эксплуатационные расходы" на общем собрании собственников не принимались, так как собрания проводились только для членов товарищества.
Определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией, должно производиться в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев.
Таким образом, установление каких-либо иных платежей в отношении собственников - не членов товарищества противоречит закону.
Собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества, обязаны оплачивать целевые взносы, решение о сборе которых принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а не на собрании только членов товарищества. Платежи и взносы, предусмотренные уставом товарищества, являются обязательными только для собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся членами товарищества.
Решение о сборе целевых поступлений должно быть оформлено протоколом общего собрания членов товарищества. При этом целевые поступления не могут взиматься с собственников помещений в доме, управляемым товариществом, которые не являются членами товарищества. С ними товарищество заключает договоры на содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Начисление платежей по статье "эксплуатационные расходы", которые по факту являются членскими взносами, собственнику помещения в многоквартирном доме который не является членом товарищества, нельзя признать обоснованным и законным.
В качестве доказательств того, что третье лицо является членом товарищества, заявителем представлены реестры членов товарищества, который правомерно не принят арбитражным судом в качестве доказательства членства третьего лица в товариществе, поскольку в материалах дела отсутствуют первичные документы подтверждающие правильность отраженных в реестре сведений.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств, подтверждающих членство третьего лица в товариществе, таких как заявления третьего лица о вступлении в Товарищество собственников жилья "Ладога" и Жилищно-строительный кооператив "Ладога", документов об оплате вступительного взноса, протоколов собраний с решением о принятии третьего лица в члены товарищества согласно уставу и требований закона (ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции учтено то обстоятельство, что все необходимые затраты по управлению включены законодательно в графу "содержание и ремонт" жилого помещения и дополнительно в субсидии, которые товарищество получает от г. Москвы.
Временным порядком предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы 24.04.2007 N 299-ПП установлены принципы предоставления управляющим организациям субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством г. Москвы случаях.
Бюджетная субсидия предоставляется на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах. При этом размер бюджетной субсидии определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
В связи с тем, что инспекция являлась получателем субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги по управлению многоквартирным домом уже закладываются в субсидируемую деятельность управляющей организации, которая получает субсидии из бюджета г. Москвы на содержание и ремонт общедомового имущества.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих членство третьего лица в товариществе и отсутствие договора или соглашения о размере платежей, сборов и взносов начисление третьему лицу оплаты услуг и работ товарищества по управлению многоквартирным домом в составе ставки оплаты за содержание и ремонт жилого помещения нельзя признать обоснованным и законным.
Доводы инспекции о том, что предписание не исполнимо, поскольку не представляется возможным произвести перерасчет за указанные периоды, не может являться основанием для признания предписания недействительным, поскольку оспариваемым предписанием уполномоченный орган указывает на необходимость устранения в установленный срок определенных нарушений. Определение, каким образом исполнить предписание является волеизъявлением Товарищества собственников жилья "Ладога", которое самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка инспекции на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 04.03.2014 подлежит отклонению, поскольку не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2017 по делу N А40-246109/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.10.2017 N 09АП-35620/2017 ПО ДЕЛУ N А40-246109/15
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. N 09АП-35620/2017
Дело N А40-246109/15
резолютивная часть постановления оглашена 25.09.2017
постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Ладога"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2017
по делу N А40-246109/15, принятое судьей Кузиным М.М.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Ладога" (127540, Москва, улица Дубнинская, дом 12, корпус 3, помещение 142, ОГРН 1037700076897)
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы (129090, Москва, проспект Мира, дом 19, ОГРН 1027700066140)
третье лицо: Цинцевич Т.Л.
- об оспаривании предписания;
- при участии:
- от заявителя - Орлова С.М. по доверенности от 18.10.2016;
- от заинтересованного лица - Васильева Е.В. по доверенности от 21.10.20;
- от третьего лица - Цинцевич Т.Л. паспорт;
- установил:
постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2016 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2017 в удовлетворении заявленных Товариществом собственников жилья "Ладога" требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 12.11.2015 N Р-О-С-22018/1, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Цинцевич Т.Л.
Товарищество собственников жилья "Ладога" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представителем Товарищества собственников жилья "Ладога" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержаны.
Представитель инспекции и третье лицо возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 12.11.2015 Государственной жилищной инспекцией г. Москвы в адрес Товарищества собственников жилья "Ладога" выдано предписание N Р-С-22018/1, которым предписано произвести перерасчет собственнику квартиры... дома 12, корп. 3 по улице Дубнинская - Цинцевич Т.Л., которая не является членом ТСЖ "Ладога" и не заключавшей договор управления с Товариществом собственников жилья, за дополнительные услуги - "эксплуатационные расходы", "резервный фонд" с января 2012 по январь 2015 на основании ст. ст. 143, 145, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок исполнения установлен до 20.01.2016.
Не согласившись с предписанием, товарищество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и отсутствия правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.
Согласно ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник, не являющийся членом товарищества собственников жилья, вносит плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Правительством Российской Федерации определено, что органы управления товарищества собственников жилья, либо органы управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, не произвольно, а на основании утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании нормы ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья вправе, в том числе, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов.
В соответствии с п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов Товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества относятся установление размера платежей и взносов членов товарищества; утверждение порядка образования резервного фонда товарищества.
Пунктом 7.2.4 Устава Товарищества собственников жилья "Ладога" (том 1 л.д. 41) установлено, что средства товарищества состоят, в том числе, из взносов собственников, не являющихся членами товарищества на совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме по договорам о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Доказательства заключения такого договора с третьим лицом в материалы дела не представлены.
Решение о начислении платы за услугу "эксплуатационные расходы", а также формировании "резервного фонда" принималось на общем собрании членов Товарищества собственников жилья "Ладога" - собственников жилья многоквартирного дома 12 корп. 3, улица Дубнинская в 2012, 2013 и 2014 большинством голосов.
Принятие решений о начислении по статьям "эксплуатационные расходы" на общем собрании собственников не принимались, так как собрания проводились только для членов товарищества.
Определение необходимых расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией, должно производиться в порядке достижения общего согласия всех домовладельцев.
Таким образом, установление каких-либо иных платежей в отношении собственников - не членов товарищества противоречит закону.
Собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами товарищества, обязаны оплачивать целевые взносы, решение о сборе которых принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а не на собрании только членов товарищества. Платежи и взносы, предусмотренные уставом товарищества, являются обязательными только для собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся членами товарищества.
Решение о сборе целевых поступлений должно быть оформлено протоколом общего собрания членов товарищества. При этом целевые поступления не могут взиматься с собственников помещений в доме, управляемым товариществом, которые не являются членами товарищества. С ними товарищество заключает договоры на содержание и ремонт общего имущества в МКД.
Начисление платежей по статье "эксплуатационные расходы", которые по факту являются членскими взносами, собственнику помещения в многоквартирном доме который не является членом товарищества, нельзя признать обоснованным и законным.
В качестве доказательств того, что третье лицо является членом товарищества, заявителем представлены реестры членов товарищества, который правомерно не принят арбитражным судом в качестве доказательства членства третьего лица в товариществе, поскольку в материалах дела отсутствуют первичные документы подтверждающие правильность отраженных в реестре сведений.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств, подтверждающих членство третьего лица в товариществе, таких как заявления третьего лица о вступлении в Товарищество собственников жилья "Ладога" и Жилищно-строительный кооператив "Ладога", документов об оплате вступительного взноса, протоколов собраний с решением о принятии третьего лица в члены товарищества согласно уставу и требований закона (ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции учтено то обстоятельство, что все необходимые затраты по управлению включены законодательно в графу "содержание и ремонт" жилого помещения и дополнительно в субсидии, которые товарищество получает от г. Москвы.
Временным порядком предоставления субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы 24.04.2007 N 299-ПП установлены принципы предоставления управляющим организациям субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством г. Москвы случаях.
Бюджетная субсидия предоставляется на соответствующий финансовый год и плановый период на возмещение недополученных доходов управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах. При этом размер бюджетной субсидии определяется как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
В связи с тем, что инспекция являлась получателем субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги по управлению многоквартирным домом уже закладываются в субсидируемую деятельность управляющей организации, которая получает субсидии из бюджета г. Москвы на содержание и ремонт общедомового имущества.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих членство третьего лица в товариществе и отсутствие договора или соглашения о размере платежей, сборов и взносов начисление третьему лицу оплаты услуг и работ товарищества по управлению многоквартирным домом в составе ставки оплаты за содержание и ремонт жилого помещения нельзя признать обоснованным и законным.
Доводы инспекции о том, что предписание не исполнимо, поскольку не представляется возможным произвести перерасчет за указанные периоды, не может являться основанием для признания предписания недействительным, поскольку оспариваемым предписанием уполномоченный орган указывает на необходимость устранения в установленный срок определенных нарушений. Определение, каким образом исполнить предписание является волеизъявлением Товарищества собственников жилья "Ладога", которое самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка инспекции на решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 04.03.2014 подлежит отклонению, поскольку не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2017 по делу N А40-246109/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)