Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО Управляющая Компания ЖКО "Донская": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Административной комиссии Администрации города Новочеркасска Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания ЖКО "Донская"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.03.2016 по делу N А53-265/2016, принятое судьей Тихоновским Ф.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания ЖКО "Донская"
к Административной комиссии Администрации города Новочеркасска Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖКО "Донская" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации города Новочеркасска Ростовской области о привлечении к административной ответственности N К-355-АО/290-15 от 23.04.2015.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2016 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО Управляющая компания ЖКО "Донская" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в части назначения наказания, изменить размер штрафа с 45 000 руб. до 20 000 руб. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что наказание применено без учета финансового положения заявителя и не соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО Управляющая Компания ЖКО "Донская" поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Повторно изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 16 апреля 2015 года в отношении ООО Управляющая компания ЖКО "Донская" должностным лицом административной комиссии в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении N 290, в котором было установлено, что в 11 час. 00 мин. 13 апреля 2015 года по адресу: Ростовская область г. Новочеркасск, ул. Мелиховская, 27, ООО УК ЖКО "Донская" не обеспечила надлежащее выполнение правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, а именно: проводя ремонтные работы крыши МКД, строительный мусор (куски рубероида, битума, мешки) складировала на прилегающую территорию дома, на фасаде здания нанесены граффити, отсутствуют знаки адресации, что является нарушением пп. 1 п. 5 гл. 3; пп. 12 п. 15 гл. 4; пп. 4 п. 2.5 гл. 5, п. 1 - 4 гл. 7, п. 11 гл. 8, п. 1, 6 гл. 13 Правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, утвержденных решением городской Думы города Новочеркасска от 03.02.2012 N 225.
23.04.2015 административной комиссией в присутствии уполномоченного представителя общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N К-355-АО/290-15, согласно которому ООО УК ЖКО "Донская" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО УК ЖКО "Донская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС, невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 20 000 до 50 000 рублей (часть 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Решением Городской думы г. Новочеркасска от 03.02.2012 N 225 утверждены правила благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска (далее - Правила).
Подпунктами 1 п. 5 гл. 3, пп. 12 п. 15 гл. 4, п. 5 гл. 5, п. 1 - 4 гл. 7, п. 11 гл. 8, п. 1, 6 гл. 13 Правил установлены нижеследующие следующие требования.
Ответственными за обеспечение исполнения требований настоящих Правил являются: для юридических лиц - руководители, если иное не установлено внутренним распорядительным документом, в многоквартирных домах - руководители или уполномоченные лица организации, осуществляющие управление или содержание многоквартирных домов.
На территории города запрещается складировать строительные материалы и строительный мусор на территориях общего пользования на срок более трех дней без согласования с ДЖКХ и Б.
В целях обеспечения чистоты на всей территории города, в том числе земельных участках до разграничения права собственности, за владельцами зданий (помещений в них) и сооружений в качестве прилегающих закрепляются территории в границах, установленных настоящими Правилами для многоквартирных домов прилегающая территория определяется по всему периметру отведенной территории: с обращенной к проезжей части стороны - шириной до проезжей части дороги, с других сторон - шириной 10 метров, а также может определяться уполномоченным органом индивидуально для каждого дома с учетом границ отведенной территории, расположения мест временного складирования отходов, придомовых открытых стоянок, парковок, придомовых детских площадок.
Владельцы зданий и сооружений, заключившие договор, обязаны следить за сохранностью зеленых насаждений, находящихся на отведенных и прилегающих территориях, а также не допускать захламления отведенных и прилегающих территорий мусором и отходами различного происхождения.
Фасады зданий и сооружений, включая их декоративные и функциональные элементы, должны содержаться в исправном состоянии их собственниками (владельцами).
Собственники (владельцы) должны содержать фасады зданий в надлежащем состоянии, своевременно производить работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб, информационных табличек, памятных досок, порталов арочных проездов, кровель, крылец, ограждений и защитных решеток, навесов, козырьков, окон, входных дверей, ворот, наружных лестниц, эркеров, карнизов, столярных изделий, ставень, водосточных труб, светильников, флагштоков, настенных кондиционеров и другого оборудования, пристроенного к стенам или вмонтированного в них, номерных знаков домов).
Фасады зданий, сооружений (в том числе цокольная часть) не должны иметь местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест), потеков, трещин, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и блочной кладки, разрушения герметизирующих заделов стыков панельных зданий, повреждений или разрушений металлических покрытий архитектурных элементов, водосточных труб.
Допускается нанесение собственниками (владельцами) на фасады и ограждения зданий и сооружений изображений (граффити), представляющих собой законченные художественные композиции, дополняющие архитектурный облик объекта. Место размещения и непосредственно сама композиция должны быть согласованы с Управлением архитектуры и градостроительства.
Запрещается размещать (расклеивать) афиши, объявления, листовки, плакаты, плакаты предвыборной агитации и другие информационные сообщения на зданиях, столбах, деревьях, остановочных павильонах и других, не предназначенных для этой цели местах.
Размещение афиш, объявлений, листовок, плакатов и других информационных сообщений осуществляется в специально отведенных для этих целей местах.
Организация работ по удалению самовольно размещенных (расклеенных) информационных или иных объявлений, надписей и изображений возлагается на владельцев объектов.
На жилых и нежилых зданиях уполномоченным Административным органом размещаются знаки адресации (аншлаги), которые должны освещаться с наступлением темноты. Под знаками адресации понимаются унифицированные элементы городской ориентирующей информации, обозначающие наименования улиц, номера домов, корпусов, подъездов и квартир в них.
Основными видами знаков адресации являются: номерные знаки, обозначающие наименование улицы и номер дома; в случае размещения на угловых домах - названия пересекающихся улиц; указатели названия улицы, площади, обозначающие, в том числе, нумерацию домов на участке улицы, в квартале.
Собственники (владельцы) жилых и нежилых зданий обязаны контролировать наличие и техническое состояние знаков адресации; обеспечивать своевременную замену знаков в случае изменения топонимики, снятие и сохранение знаков в период проведения ремонтных работ на фасадах зданий и сооружений, установку и замену осветительных приборов; поддерживать надлежащий внешний вид, периодически очищать знаки; регулировать условия видимости знаков (высоту зеленых насаждений).
Согласно представленному в материалы дела протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Мелиховская, 27, от 30.07.2013 N 2 собственники помещений приняли решение об управлении многоквартирным домом путем непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме. Кроме того, принято решение выбрать для оказания услуг по управлению многоквартирным домом и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - управляющую организацию ООО УК ЖКО "Донская", с которой был заключен договор оказания услуг по управлению и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 01.09.2013.
В соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из совокупности приведенных норм следует, что при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, событие административного правонарушения установлено административным органом верно, и правильно определен субъект административной ответственности.
Доводы заявителя, в соответствии с которыми ответственность за нарушение административного законодательства должен нести руководитель или уполномоченное лицо организации, а не сама организация - ООО УК ЖКО "Донская", правомерно отклонены судом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, исходя из общих оснований наступления юридической ответственности, вина юридического лица определяется виной конкретного должностного лица, допустившего нарушение норм, влекущих административную ответственность.
Следовательно, виновность должностного лица выступает в данном случае не исключающим критерием наступления административной ответственности, а, напротив, - определяющим.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Таким образом, выявление должностного лица, виновного в совершении административного правонарушения, не является основанием для освобождения от юридической ответственности юридического лица.
Из пояснений заявителя следует, что с ООО УК ЖКО заключен договор на оказание услуг по управлению и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно представленному в распоряжения суда уставу общества (п. 2.2) управляющая компания осуществляет такие виды деятельности, как: ведение документации для организации коммерческих расчетов; техническое обслуживание и содержание жилищного фонда; производство работ по благоустройству и санитарному содержанию придомовой территории; осуществление технического надзора, иные виды деятельности.
Таким образом, учитывая, что между собственниками дома и ООО УК ЖКО "Донская" заключен договор по управлению и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то независимо от выбранного жильцами способа управления многоквартирным домом (в данном случае - непосредственное управление собственниками помещений), именно ООО УК ЖКО "Донская" несет ответственность за содержание общего имущества дома.
В ходе проверки административной инспекцией выявлены нарушения пп. 1 п. 5 гл. 3, пп. 12 п. 15 гл. 4, п. 5 гл. 5, п. 1 - 4 гл. 7, п. 11 гл. 8, п. 1, 6 гл. 13 Правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, а именно: ООО УК ЖКО "Донская" по адресу: Ростовская область г. Новочеркасск, ул. Мелиховская, 27, не обеспечила надлежащее выполнение правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, а именно: проводя ремонтные работы крыши МКД, строительный мусор (куски рубероида, битума, мешки) складировала на прилегающую территорию дома, на фасаде здания нанесены граффити, отсутствуют знаки адресации.
Указанные нарушение зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 13.04.2015.
Неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей образует состав предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае обществом не принято мер по выполнению Правил благоустройства г. Новочеркасска и предотвращению правонарушения. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества объективной возможности соблюдения требований Правил, в материалах дела отсутствуют.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, общество на такие нарушения не указывает.
Исходя из того что в протоколе об административном правонарушении содержится информация о времени и месте рассмотрения дела, общество извещено о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, равно как и о времени и месте рассмотрения дела об административно правонарушении (соответствующие отметки о регистрации имеются на сопроводительных письмах), суд пришел к выводу, что порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, в том числе признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В материалах дела имеются доказательства привлечения заявителя к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС (постановление Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области от 16.04.2014 N Р-01169).
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 31.1 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.03 КоАП РФ).
Доказательств оспаривания постановления от 16.04.2014 N Р-01169 обществом не представлено.
Исходя из изложенного, даже если исходить из того, что общество получило данное постановление непосредственно в день его вынесения (т.е. 16.04.2014), оно считается вступившим в законную силу 27.04.2014.
Следовательно, общество считается подвергнутым административному наказанию как минимум до 26.04.2015.
Рассматриваемое правонарушение было выявлено 13.04.2015, о чем свидетельствует соответствующий акт, т.е. в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Исходя из изложенного, в настоящем случае наличествуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В то же время, данное обстоятельство не является квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Так, диспозиция ч. 2 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС указывает на повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Как следует из постановления от 16.04.2014 N Р-01169, деяние, за которое заявитель был подвергнут ответственности, было выявлено 09.04.2014. Рассматриваемое правонарушение было выявлено 13.04.2015, что исключает отнесение его к повторному (или последующему) в течение года.
Названные обстоятельства послужили основанием для квалификации рассматриваемого правонарушения именно по ч. 1 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Таким образом, административным органом обоснованно учтено наличие отягчающего ответственность обстоятельства (не являющегося при этом квалифицирующим признаком административного правонарушения по ч. 2 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС). Кроме того, административным органом обоснованно учтены иные признаки объективной стороны административного правонарушения, такие как создание угрозы причинения вреда окружающей среде, объектам растительного мира.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что наказание применено без учета финансового положения заявителя и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в общем размере 45 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что административным органом правомерно и обоснованно назначено обществу административное наказание в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС, в размере 45 000 рублей и соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2016 по делу N А53-265/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2016 N 15АП-5062/2016 ПО ДЕЛУ N А53-265/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. N 15АП-5062/2016
Дело N А53-265/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО Управляющая Компания ЖКО "Донская": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Административной комиссии Администрации города Новочеркасска Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания ЖКО "Донская"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.03.2016 по делу N А53-265/2016, принятое судьей Тихоновским Ф.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания ЖКО "Донская"
к Административной комиссии Администрации города Новочеркасска Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖКО "Донская" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Администрации города Новочеркасска Ростовской области о привлечении к административной ответственности N К-355-АО/290-15 от 23.04.2015.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2016 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО Управляющая компания ЖКО "Донская" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в части назначения наказания, изменить размер штрафа с 45 000 руб. до 20 000 руб. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что наказание применено без учета финансового положения заявителя и не соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО Управляющая Компания ЖКО "Донская" поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Повторно изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 16 апреля 2015 года в отношении ООО Управляющая компания ЖКО "Донская" должностным лицом административной комиссии в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении N 290, в котором было установлено, что в 11 час. 00 мин. 13 апреля 2015 года по адресу: Ростовская область г. Новочеркасск, ул. Мелиховская, 27, ООО УК ЖКО "Донская" не обеспечила надлежащее выполнение правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, а именно: проводя ремонтные работы крыши МКД, строительный мусор (куски рубероида, битума, мешки) складировала на прилегающую территорию дома, на фасаде здания нанесены граффити, отсутствуют знаки адресации, что является нарушением пп. 1 п. 5 гл. 3; пп. 12 п. 15 гл. 4; пп. 4 п. 2.5 гл. 5, п. 1 - 4 гл. 7, п. 11 гл. 8, п. 1, 6 гл. 13 Правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, утвержденных решением городской Думы города Новочеркасска от 03.02.2012 N 225.
23.04.2015 административной комиссией в присутствии уполномоченного представителя общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N К-355-АО/290-15, согласно которому ООО УК ЖКО "Донская" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО УК ЖКО "Донская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС, невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 20 000 до 50 000 рублей (часть 1).
В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Решением Городской думы г. Новочеркасска от 03.02.2012 N 225 утверждены правила благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска (далее - Правила).
Подпунктами 1 п. 5 гл. 3, пп. 12 п. 15 гл. 4, п. 5 гл. 5, п. 1 - 4 гл. 7, п. 11 гл. 8, п. 1, 6 гл. 13 Правил установлены нижеследующие следующие требования.
Ответственными за обеспечение исполнения требований настоящих Правил являются: для юридических лиц - руководители, если иное не установлено внутренним распорядительным документом, в многоквартирных домах - руководители или уполномоченные лица организации, осуществляющие управление или содержание многоквартирных домов.
На территории города запрещается складировать строительные материалы и строительный мусор на территориях общего пользования на срок более трех дней без согласования с ДЖКХ и Б.
В целях обеспечения чистоты на всей территории города, в том числе земельных участках до разграничения права собственности, за владельцами зданий (помещений в них) и сооружений в качестве прилегающих закрепляются территории в границах, установленных настоящими Правилами для многоквартирных домов прилегающая территория определяется по всему периметру отведенной территории: с обращенной к проезжей части стороны - шириной до проезжей части дороги, с других сторон - шириной 10 метров, а также может определяться уполномоченным органом индивидуально для каждого дома с учетом границ отведенной территории, расположения мест временного складирования отходов, придомовых открытых стоянок, парковок, придомовых детских площадок.
Владельцы зданий и сооружений, заключившие договор, обязаны следить за сохранностью зеленых насаждений, находящихся на отведенных и прилегающих территориях, а также не допускать захламления отведенных и прилегающих территорий мусором и отходами различного происхождения.
Фасады зданий и сооружений, включая их декоративные и функциональные элементы, должны содержаться в исправном состоянии их собственниками (владельцами).
Собственники (владельцы) должны содержать фасады зданий в надлежащем состоянии, своевременно производить работы по реставрации, ремонту и покраске фасадов и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб, информационных табличек, памятных досок, порталов арочных проездов, кровель, крылец, ограждений и защитных решеток, навесов, козырьков, окон, входных дверей, ворот, наружных лестниц, эркеров, карнизов, столярных изделий, ставень, водосточных труб, светильников, флагштоков, настенных кондиционеров и другого оборудования, пристроенного к стенам или вмонтированного в них, номерных знаков домов).
Фасады зданий, сооружений (в том числе цокольная часть) не должны иметь местных разрушений облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев (окрашенные поверхности должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест), потеков, трещин, выкрашивания раствора из швов облицовки, кирпичной и блочной кладки, разрушения герметизирующих заделов стыков панельных зданий, повреждений или разрушений металлических покрытий архитектурных элементов, водосточных труб.
Допускается нанесение собственниками (владельцами) на фасады и ограждения зданий и сооружений изображений (граффити), представляющих собой законченные художественные композиции, дополняющие архитектурный облик объекта. Место размещения и непосредственно сама композиция должны быть согласованы с Управлением архитектуры и градостроительства.
Запрещается размещать (расклеивать) афиши, объявления, листовки, плакаты, плакаты предвыборной агитации и другие информационные сообщения на зданиях, столбах, деревьях, остановочных павильонах и других, не предназначенных для этой цели местах.
Размещение афиш, объявлений, листовок, плакатов и других информационных сообщений осуществляется в специально отведенных для этих целей местах.
Организация работ по удалению самовольно размещенных (расклеенных) информационных или иных объявлений, надписей и изображений возлагается на владельцев объектов.
На жилых и нежилых зданиях уполномоченным Административным органом размещаются знаки адресации (аншлаги), которые должны освещаться с наступлением темноты. Под знаками адресации понимаются унифицированные элементы городской ориентирующей информации, обозначающие наименования улиц, номера домов, корпусов, подъездов и квартир в них.
Основными видами знаков адресации являются: номерные знаки, обозначающие наименование улицы и номер дома; в случае размещения на угловых домах - названия пересекающихся улиц; указатели названия улицы, площади, обозначающие, в том числе, нумерацию домов на участке улицы, в квартале.
Собственники (владельцы) жилых и нежилых зданий обязаны контролировать наличие и техническое состояние знаков адресации; обеспечивать своевременную замену знаков в случае изменения топонимики, снятие и сохранение знаков в период проведения ремонтных работ на фасадах зданий и сооружений, установку и замену осветительных приборов; поддерживать надлежащий внешний вид, периодически очищать знаки; регулировать условия видимости знаков (высоту зеленых насаждений).
Согласно представленному в материалы дела протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Мелиховская, 27, от 30.07.2013 N 2 собственники помещений приняли решение об управлении многоквартирным домом путем непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме. Кроме того, принято решение выбрать для оказания услуг по управлению многоквартирным домом и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме - управляющую организацию ООО УК ЖКО "Донская", с которой был заключен договор оказания услуг по управлению и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 01.09.2013.
В соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в частности, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из совокупности приведенных норм следует, что при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, событие административного правонарушения установлено административным органом верно, и правильно определен субъект административной ответственности.
Доводы заявителя, в соответствии с которыми ответственность за нарушение административного законодательства должен нести руководитель или уполномоченное лицо организации, а не сама организация - ООО УК ЖКО "Донская", правомерно отклонены судом.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, исходя из общих оснований наступления юридической ответственности, вина юридического лица определяется виной конкретного должностного лица, допустившего нарушение норм, влекущих административную ответственность.
Следовательно, виновность должностного лица выступает в данном случае не исключающим критерием наступления административной ответственности, а, напротив, - определяющим.
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в п. 15 постановления Пленума ВС от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Таким образом, выявление должностного лица, виновного в совершении административного правонарушения, не является основанием для освобождения от юридической ответственности юридического лица.
Из пояснений заявителя следует, что с ООО УК ЖКО заключен договор на оказание услуг по управлению и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно представленному в распоряжения суда уставу общества (п. 2.2) управляющая компания осуществляет такие виды деятельности, как: ведение документации для организации коммерческих расчетов; техническое обслуживание и содержание жилищного фонда; производство работ по благоустройству и санитарному содержанию придомовой территории; осуществление технического надзора, иные виды деятельности.
Таким образом, учитывая, что между собственниками дома и ООО УК ЖКО "Донская" заключен договор по управлению и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то независимо от выбранного жильцами способа управления многоквартирным домом (в данном случае - непосредственное управление собственниками помещений), именно ООО УК ЖКО "Донская" несет ответственность за содержание общего имущества дома.
В ходе проверки административной инспекцией выявлены нарушения пп. 1 п. 5 гл. 3, пп. 12 п. 15 гл. 4, п. 5 гл. 5, п. 1 - 4 гл. 7, п. 11 гл. 8, п. 1, 6 гл. 13 Правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, а именно: ООО УК ЖКО "Донская" по адресу: Ростовская область г. Новочеркасск, ул. Мелиховская, 27, не обеспечила надлежащее выполнение правил благоустройства и санитарного содержания города Новочеркасска, а именно: проводя ремонтные работы крыши МКД, строительный мусор (куски рубероида, битума, мешки) складировала на прилегающую территорию дома, на фасаде здания нанесены граффити, отсутствуют знаки адресации.
Указанные нарушение зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 13.04.2015.
Неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей образует состав предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае обществом не принято мер по выполнению Правил благоустройства г. Новочеркасска и предотвращению правонарушения. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества объективной возможности соблюдения требований Правил, в материалах дела отсутствуют.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, общество на такие нарушения не указывает.
Исходя из того что в протоколе об административном правонарушении содержится информация о времени и месте рассмотрения дела, общество извещено о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, равно как и о времени и месте рассмотрения дела об административно правонарушении (соответствующие отметки о регистрации имеются на сопроводительных письмах), суд пришел к выводу, что порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, в том числе признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В материалах дела имеются доказательства привлечения заявителя к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС (постановление Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области от 16.04.2014 N Р-01169).
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано (ст. 31.1 КоАП РФ). Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.03 КоАП РФ).
Доказательств оспаривания постановления от 16.04.2014 N Р-01169 обществом не представлено.
Исходя из изложенного, даже если исходить из того, что общество получило данное постановление непосредственно в день его вынесения (т.е. 16.04.2014), оно считается вступившим в законную силу 27.04.2014.
Следовательно, общество считается подвергнутым административному наказанию как минимум до 26.04.2015.
Рассматриваемое правонарушение было выявлено 13.04.2015, о чем свидетельствует соответствующий акт, т.е. в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Исходя из изложенного, в настоящем случае наличествуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В то же время, данное обстоятельство не является квалифицирующим признаком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Так, диспозиция ч. 2 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС указывает на повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Как следует из постановления от 16.04.2014 N Р-01169, деяние, за которое заявитель был подвергнут ответственности, было выявлено 09.04.2014. Рассматриваемое правонарушение было выявлено 13.04.2015, что исключает отнесение его к повторному (или последующему) в течение года.
Названные обстоятельства послужили основанием для квалификации рассматриваемого правонарушения именно по ч. 1 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС.
Таким образом, административным органом обоснованно учтено наличие отягчающего ответственность обстоятельства (не являющегося при этом квалифицирующим признаком административного правонарушения по ч. 2 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС). Кроме того, административным органом обоснованно учтены иные признаки объективной стороны административного правонарушения, такие как создание угрозы причинения вреда окружающей среде, объектам растительного мира.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что наказание применено без учета финансового положения заявителя и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в общем размере 45 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что административным органом правомерно и обоснованно назначено обществу административное наказание в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 5.1 Закона N 273-ЗС, в размере 45 000 рублей и соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2016 по делу N А53-265/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья
М.В.СОЛОВЬЕВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)