Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-10683/2016

Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: По результатам проведенной проверки в отношении ТСЖ было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым на ТСЖ возложена обязанность в установленный срок устранить нарушения в связи с устройством на лестничных клетках подсобных помещений; административный истец ссылается на то, что обязанность по устранению нарушений должны нести лица, непосредственно их совершившие.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N 33а-10683/2016


Судья: Кувшинова Т.С.

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей Ефимовой Е.О., Шелудякова Д.В.
при секретаре судебного заседания М.
с участием представителей административного истца Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Самарцевой В.В. в порядке апелляционного производства дело по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе ТСЖ "Железнодорожник" на решение Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 22 апреля 2016 года по административному делу по административному иску ТСЖ "Железнодорожник" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установила:

Представитель административного истца Т., действующий на основании доверенности от имени председателя правления ТСЖ "Железнодорожник" обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по результатам проверки, проведенной 23.09.2015 года отделом надзорной деятельности по городу Нижний Новгород (по Канавинскому району) в отношении ТСЖ "Железнодорожник", вынесено предписание N об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым на ТСЖ возложена обязанность в срок до 01.07.2016 года устранить нарушения в связи с устройством в лестничных клетках подсобных помещений.
Административный истец считает, что данная обязанность возложена на него незаконно, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств того, что именно ТСЖ "Железнодорожник" устроило на лестничных клетках подсобные помещения, либо это было сделано с его согласия, поскольку эти помещения между этажами установлены собственниками и нанимателями жилых помещений, которым ТСЖ направлены уведомления о нарушении требований пожарной безопасности, однако, возражений относительно принадлежности подсобных помещений лицам, получившим уведомления, от них не поступило, следовательно, обязанность по устранению нарушений должны нести лица, непосредственно их совершившие, а не ТСЖ, между тем, при вынесении предписания не учтено, что ТСЖ без согласия владельцев незаконно возведенных подсобных помещений не вправе их демонтировать, поэтому не может нести ответственность за нарушения, допущенные иными лицами, на которых возложена самостоятельная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, не является субъектом ответственности по выявленным нарушениям.
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить предписание ОНД по городу Нижний Новгород (по Канавинскому району) N об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 22 апреля 2016 года в удовлетворении административного иска Товариществу собственников жилья "Железнодорожник" к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 23.09.2015 года, отказано.
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе ТСЖ "Железнодорожник" просит решение Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 22 апреля 2016 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2.2. ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В пп. "е" п. 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с положениями абз. 10 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Согласно п. 1 указанного Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
На основании пп. "к" п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 запрещено устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Из материалов дела следует, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> способом управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья - ТСЖ "Железнодорожник".
В период с 21 сентября 2015 года по 23 сентября 2015 года на основании Распоряжения главного (заместителя главного) государственного инспектора города Нижнего Новгорода по пожарному надзору N 415 от 03.09.2015 года инспектором ОНД по городу Нижнему Новгороду была проведена проверка ТСЖ "Железнодорожник" по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено, что ТСЖ "Железнодорожник" нарушило требования пожарной безопасности, а именно, в лестничных клетках устроены подсобные помещения.
Представителем административного истца не оспаривается, что на территории межквартирных лестничных площадок данного дома устроены подсобные помещения.
По результатам проведенной проверки старшим инспектором ОНД по городу Нижнему Новгороду ГУ МЧС России по Нижегородской области в адрес ТСЖ "Железнодорожник" вынесено предписание от 23.09.2105 года N 415/1/1, в котором на ТСЖ "Железнодорожник" возлагалась обязанность в срок до 01.07.2016 года устранить вышеуказанные нарушения.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований суд, первой инстанции пришел к выводу, что предписание от 23.09.2105 года N 415/1/1 вынесено законно, поскольку ТСЖ "Железнодорожник", осуществляющее управление многоквартирным домом N 3 по ул. Заречная, город Нижнего Новгорода, должно соблюдать нормы жилищного законодательства в сфере управления многоквартирными домами и нести ответственность за содержание межквартирных лестничных площадок в данном доме, в том числе на предмет обеспечения требований пожарной безопасности; действия должностного лица органа государственного пожарного надзора соответствуют компетенции, предоставленной ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой при выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностные лица имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении этих нарушений.
ТСЖ "Железнодорожник", самостоятельно выявив владельцев подсобных помещений, самовольно организованных на лестничных площадках, являющихся общим имуществом дома, вправе обратиться в суд к указанным гражданам с требованиями о сносе этих сооружений, возложив на них судебные и иные расходы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое предписание выдано в установленном порядке, уполномоченным на то должностным лицом и при наличии предусмотренных законом оснований. Требованиям закона оспариваемое предписание не противоречит.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административным истцом примененных судом норм права, неправильном определении административными истцами обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

определила:

Решение Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 22 апреля 2016 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу ТСЖ "Железнодорожник" - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)