Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2017 года по делу N А05-13466/2016 (судья Ипаев С.Г.),
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - ТГК, компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения 119021, город Москва, Комсомольский проспект, дом 18, строение 3; далее - общество, управляющая компания) о взыскании 3971 руб. 50 коп. задолженности за теплопотребление.
Решением суда требования истца удовлетворены.
Управляющая компания не согласилась с решением суда, поэтому обратилась в суд с апелляционной жалобой об отмене данного судебного акта. Ответчик считает, что спорная сумма задолженности взысканию не подлежит, поскольку представляет собой нормативные потери тепловой энергии и теплоносителя в сетях, которые при отсутствии приборов учета и расчете платы за отопление в жилых домах по нормативам взысканию с управляющей компании не подлежат.
Общество в отзыве отклонило доводы, изложенные в жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 269 Кодекса исходя из доводов, приведенных сторонами.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба управляющей компании подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТГК (ресурсоснабжающая организация) и обществом (исполнитель) заключены договоры ресурсоснабжения от 30.10.2015 N 23 и от 20.07.2016 N 19 (далее - договоры), согласно пунктам 1.1 которых ресурсоснабжающая организация поставляет тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения многоквартирных домов, а исполнитель принимает и оплачивает ресурсы в порядке, количестве и сроки, предусмотренные настоящими договорами.
В рамках данных договоров компания осуществляла поставку тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды).
Согласно пунктам 6.3 договоров расчетным периодом является календарный месяц.
На оплату поставленных обществу в сентябре 2016 года ресурсов ТГК предъявила управляющей компании счета-фактуры от 30.09.2015 N 2190/13051 и 2190/13052 на общую сумму 913 646 руб. 96 коп.
Ссылаясь на то, что поставленная ответчику в сентябре 2016 года тепловая энергия и теплоноситель, последним в полном объеме не оплачены, истец обратился в суд с рассматриваемыми в рамках данного спора требованиями.
Суд первой инстанции требования истца удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для взыскания с ответчика спорной суммы в данном случае отсутствуют ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 упомянутого Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку поставка энергии в данном случае осуществлялась в многоквартирные жилые дома, то к правоотношениям сторон применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила предоставления коммунальных услуг), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Частью 2 статьи 162 названного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По общему правилу собственники помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги (части 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Как следует из материалов дела, управляющая компания осуществляет функции по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных в г. Северодвинске. В спорный период компания снабжала эти жилые дома теплоэнергией.
Разногласия сторон касаются обязанности ответчика оплачивать нормативные потери тепловой энергии и теплоносителя в сетях, определенные расчетным способом и согласованные сторонами в договорах.
Как следует из материалов дела и расчетов, предъявленных компанией в суд апелляционной инстанции, ТГК предъявила ответчику к оплате стоимость потерь, рассчитанных относительно участка сети, находящегося внутри жилого дома и входящего в состав общего имущества дома.
Установив, что данный участок сетей проходит внутри помещения многоквартирного жилого дома и расположен до прибора учета и, приняв во внимание условия, установленные в пункте 3.1.3 договора от 30.10.2015 N 23 (приложение 3 к договору; том 1, листы 29) и пункте 3.1.4 договора от 20.07.2016 N 19 (приложение 3 к договору; том 1, листы 36, 42, оборотная сторона), которыми определены нормативные среднегодовые тепловые потери на участках тепловых сетей, находящихся в эксплуатации ответчика до приборов учета, а также положения пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункта 76 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), пунктов 5, 6 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению потерь, возникших на упомянутом выше участке сетей, следует возложить на управляющую компанию - исполнителя коммунальных услуг.
Действительно, стороны в упомянутых выше пунктах и приложениях 3 договоров предусмотрели обязанность управляющей компании оплатить потери в участках сетей, проходящих внутри жилых домов и расположенных до приборов учета.
При этом из условий договоров следует, что спорные потери оплачиваются ответчиком в случае расчетов управляющей компанией с истцом за теплопотребление по приборам учета, которые расположены внутри домов.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что в рассматриваемом случае общедомовые приборы учета в домах отсутствуют.
Утверждение ответчика о том, что приборы учета в спорных домах не установлены, ТГК фактически подтвердила.
Так, согласно пояснениям ТГК, предъявленным в суд апелляционной инстанции во исполнение определений апелляционного суда от 28 августа 2017 года и 2 октября 2017 года, расчет стоимости теплопотребления по жилым домам определялся не по приборам учета, а исходя из утвержденного в установленном порядке норматива потребления коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает неправомерным предъявление ТГК ответчику к оплате стоимости нормативных потерь, рассчитанных в соответствии с вышеприведенными условиями договоров, ввиду следующего.
Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу части 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с учетом требований технических регламентов.
Пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Пунктом 10 Методики N 99/пр определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 1034 при отсутствии приборов учета коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя допускается расчетным путем.
Как указано выше, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения Правил N 354 и Правил N 124.
Пунктом "в" статьи 21 Правил N 124 предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В силу абзаца второго пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 18 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле как частное от количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемого по формуле 19 данных Правил, и общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площади жилых домов (кв. м), умноженной на период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
При этом пунктом 29 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из вышеприведенных положений Правил N 354 и 124 следует, что при отсутствии общедомового прибора учета расчет теплопотребления производится по утвержденным нормативам, при этом начисление потерь законодательно не предусмотрено.
Таким образом, в данном случае ни условия заключенных сторонами договоров, ни нормы действующего законодательства, регулирующие спорные вопросы, не предусматривают обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до узла учета при отсутствии общедомового прибора учета.
Такой подход к разрешению спорной ситуации, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2017 года N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015).
При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с общества в пользу компании стоимости нормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя в сетях подлежит отмене, в удовлетворении требований истца в этой части следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2017 года по делу N А05-13466/2016 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" 3971 руб. 50 коп., а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины отменить.
В удовлетворении требований публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" 3971 руб. 50 коп. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2017 года по делу N А05-13466/2016 оставить без изменения.
Взыскать публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения 119021, город Москва, Комсомольский проспект, дом 18, строение 3) 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2017 ПО ДЕЛУ N А05-13466/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2017 г. по делу N А05-13466/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2017 года по делу N А05-13466/2016 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - ТГК, компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения 119021, город Москва, Комсомольский проспект, дом 18, строение 3; далее - общество, управляющая компания) о взыскании 3971 руб. 50 коп. задолженности за теплопотребление.
Решением суда требования истца удовлетворены.
Управляющая компания не согласилась с решением суда, поэтому обратилась в суд с апелляционной жалобой об отмене данного судебного акта. Ответчик считает, что спорная сумма задолженности взысканию не подлежит, поскольку представляет собой нормативные потери тепловой энергии и теплоносителя в сетях, которые при отсутствии приборов учета и расчете платы за отопление в жилых домах по нормативам взысканию с управляющей компании не подлежат.
Общество в отзыве отклонило доводы, изложенные в жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 269 Кодекса исходя из доводов, приведенных сторонами.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба управляющей компании подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ТГК (ресурсоснабжающая организация) и обществом (исполнитель) заключены договоры ресурсоснабжения от 30.10.2015 N 23 и от 20.07.2016 N 19 (далее - договоры), согласно пунктам 1.1 которых ресурсоснабжающая организация поставляет тепловую энергию и теплоноситель для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения многоквартирных домов, а исполнитель принимает и оплачивает ресурсы в порядке, количестве и сроки, предусмотренные настоящими договорами.
В рамках данных договоров компания осуществляла поставку тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды).
Согласно пунктам 6.3 договоров расчетным периодом является календарный месяц.
На оплату поставленных обществу в сентябре 2016 года ресурсов ТГК предъявила управляющей компании счета-фактуры от 30.09.2015 N 2190/13051 и 2190/13052 на общую сумму 913 646 руб. 96 коп.
Ссылаясь на то, что поставленная ответчику в сентябре 2016 года тепловая энергия и теплоноситель, последним в полном объеме не оплачены, истец обратился в суд с рассматриваемыми в рамках данного спора требованиями.
Суд первой инстанции требования истца удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для взыскания с ответчика спорной суммы в данном случае отсутствуют ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 544 упомянутого Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку поставка энергии в данном случае осуществлялась в многоквартирные жилые дома, то к правоотношениям сторон применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила предоставления коммунальных услуг), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми организацией заключены договоры электроснабжения (часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пунктам 13 и 54 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б", "г" пункта 31 Правил N 354).
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Частью 2 статьи 162 названного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По общему правилу собственники помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги (части 2, 4 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом целей ее функций и обязанностей (статья 161 ЖК РФ) обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
Как следует из материалов дела, управляющая компания осуществляет функции по управлению рядом многоквартирных домов, расположенных в г. Северодвинске. В спорный период компания снабжала эти жилые дома теплоэнергией.
Разногласия сторон касаются обязанности ответчика оплачивать нормативные потери тепловой энергии и теплоносителя в сетях, определенные расчетным способом и согласованные сторонами в договорах.
Как следует из материалов дела и расчетов, предъявленных компанией в суд апелляционной инстанции, ТГК предъявила ответчику к оплате стоимость потерь, рассчитанных относительно участка сети, находящегося внутри жилого дома и входящего в состав общего имущества дома.
Установив, что данный участок сетей проходит внутри помещения многоквартирного жилого дома и расположен до прибора учета и, приняв во внимание условия, установленные в пункте 3.1.3 договора от 30.10.2015 N 23 (приложение 3 к договору; том 1, листы 29) и пункте 3.1.4 договора от 20.07.2016 N 19 (приложение 3 к договору; том 1, листы 36, 42, оборотная сторона), которыми определены нормативные среднегодовые тепловые потери на участках тепловых сетей, находящихся в эксплуатации ответчика до приборов учета, а также положения пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункта 76 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), пунктов 5, 6 и 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по возмещению потерь, возникших на упомянутом выше участке сетей, следует возложить на управляющую компанию - исполнителя коммунальных услуг.
Действительно, стороны в упомянутых выше пунктах и приложениях 3 договоров предусмотрели обязанность управляющей компании оплатить потери в участках сетей, проходящих внутри жилых домов и расположенных до приборов учета.
При этом из условий договоров следует, что спорные потери оплачиваются ответчиком в случае расчетов управляющей компанией с истцом за теплопотребление по приборам учета, которые расположены внутри домов.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что в рассматриваемом случае общедомовые приборы учета в домах отсутствуют.
Утверждение ответчика о том, что приборы учета в спорных домах не установлены, ТГК фактически подтвердила.
Так, согласно пояснениям ТГК, предъявленным в суд апелляционной инстанции во исполнение определений апелляционного суда от 28 августа 2017 года и 2 октября 2017 года, расчет стоимости теплопотребления по жилым домам определялся не по приборам учета, а исходя из утвержденного в установленном порядке норматива потребления коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает неправомерным предъявление ТГК ответчику к оплате стоимости нормативных потерь, рассчитанных в соответствии с вышеприведенными условиями договоров, ввиду следующего.
Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В силу части 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с учетом требований технических регламентов.
Пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Пунктом 10 Методики N 99/пр определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 1034 при отсутствии приборов учета коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя допускается расчетным путем.
Как указано выше, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения Правил N 354 и Правил N 124.
Пунктом "в" статьи 21 Правил N 124 предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В силу абзаца второго пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Согласно пункту 18 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле как частное от количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемого по формуле 19 данных Правил, и общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общей площади жилых домов (кв. м), умноженной на период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
При этом пунктом 29 Правил N 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Из вышеприведенных положений Правил N 354 и 124 следует, что при отсутствии общедомового прибора учета расчет теплопотребления производится по утвержденным нормативам, при этом начисление потерь законодательно не предусмотрено.
Таким образом, в данном случае ни условия заключенных сторонами договоров, ни нормы действующего законодательства, регулирующие спорные вопросы, не предусматривают обязанность исполнителя коммунальных услуг оплачивать тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до узла учета при отсутствии общедомового прибора учета.
Такой подход к разрешению спорной ситуации, по мнению суда апелляционной инстанции, соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2017 года N 304-ЭС17-6010 по делу N А67-300/2015).
При таких обстоятельствах решение суда в части взыскания с общества в пользу компании стоимости нормативных потерь тепловой энергии и теплоносителя в сетях подлежит отмене, в удовлетворении требований истца в этой части следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2017 года по делу N А05-13466/2016 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" 3971 руб. 50 коп., а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины отменить.
В удовлетворении требований публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" 3971 руб. 50 коп. отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2017 года по делу N А05-13466/2016 оставить без изменения.
Взыскать публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, город Ярославль, проспект Октября, дом 42) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; место нахождения 119021, город Москва, Комсомольский проспект, дом 18, строение 3) 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.ТАРАСОВА
О.А.ТАРАСОВА
Судьи
И.В.КУТУЗОВА
Л.Н.РОГАТЕНКО
И.В.КУТУЗОВА
Л.Н.РОГАТЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)