Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2016 N 20АП-7818/2015 ПО ДЕЛУ N А68-7141/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу N А68-7141/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 26.01.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Герцен" (г. Тула, ОГРН 1067103008708, ИНН 7103040209) - Зайцевой О.В. (доверенность от 11.01.2016), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065) - Данченковой Н.А. (доверенность от 18.01.2016 N 02/1-37/33), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Герцен" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.11.2015 по делу N А68-7141/2015 (судья Елисеева Л.В.),
установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Герцен" (далее - ООО "Герцен", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора в Тульской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области, управление, административный орган) от 02.07.2015 N 120-УР-Т/15 о назначении ООО "Герцен" административного наказания по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Герцен" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, указывая, что общество произвело изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N 71:30:010218:283, изменив вид разрешенного использования с "административное здание" на "объект административного назначения, объект организации розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, объект организации общественного питания, объект размещения учреждения и организации бытового обслуживания", в результате чего изменилась и кадастровая стоимость земельного участка, что не может являться, по мнению заявителя, доказательством вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Общество ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об использовании ООО "Герцен" земельного участка не для целей, установленных для земель, относящихся к категории земель населенных пунктов, а тот факт, что на спорном земельном участке, на котором находится административное здание, в одном из помещений которого осуществляется торговая деятельность, не может служить доказательством, подтверждающим использование заявителем данного земельного участка для иных целей.
Управление Росреестра по Тульской области в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы заявителя необоснованными, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20.04.2015 в Управление Росреестра по Тульской области поступила жалоба председателя совета многоквартирного дома N 11 по улице М. Горького по факту самовольного занятия собственниками магазина "Продукты" по адресу: ул. М. Горького, д. 11-а и нестационарного торгового объекта по адресу: улица Герцена, д. 30, части земельного участка с кадастровым номером 71:30:010218:275, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственниками помещений многоквартирного дома по ул. М. Горького, д. 11.
Управлением 12.05.2015 проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 71:30:010218:283, площадью 521 кв. метров, расположенного по адресу: г. Тула, Зареченский район, по ул. Герцена, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административных зданий, принадлежащего на праве собственности ООО "Герцен".
По факту обследования управлением составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 12.05.2015.
В ходе обследования установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено двухэтажное капитальное строение, принадлежащее на праве собственности ООО "Герцен". Адрес строения - ул. М. Горького, д. 11-а. Также на участке расположено одноэтажное строение. Адрес строения - ул. Герцена, д. 30.
На фасаде двухэтажного капитального строения имеются вывески: "Продукты", "Студия красоты "BEAUTY LINE". На момент осмотра магазин и студия красоты работали.
При этом административным органом сделан вывод о том, что на земельном участке осуществляется коммерческая деятельность, что не соответствует установленному для данного земельного участка виду разрешенного использования. Кроме того, спорный земельный участок используется в границах, установленных при межевании.
В связи с выявленным в ходе обследования нарушением 09.06.2015 Управлением Росреестра по Тульской области издано распоряжение о проведении в отношении ООО "Герцен" внеплановой проверки.
Прокуратурой Тульской области вынесено 10.06.2015 решение о согласовании проведения внеплановой проверки в отношении ООО "Герцен".
В адрес общества 11.06.2015 направлено уведомление о проведении 17.06.2015 внеплановой выездной проверки. В указанном уведомлении также сообщено заявителю о том, что в случае выявления нарушения земельного законодательства, выраженного в использовании ООО "Герцен" земельного участка с кадастровым номером 71:30:010218:283, расположенного по адресу: г. Тула, Зареченский район, по ул. Герцена, не по целевому назначению или не в соответствии с видом разрешенного использования, 18.06.2015 в 16 часов 00 минут по адресу: г. Тула, ул. Комсомольская, д. 45, корп. 1 (двухэтажное здание, 2 этаж, кабинет N 5) в отношении ООО "Герцен" будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уведомление вручено директору ООО "Герцен" Тумасову К.С. лично 11.06.2015, о чем имеется его подпись.
В ходе проведения 17.06.2015 внеплановой проверки при участии директора ООО "Герцен" управлением установлено, что ООО "Герцен" использует земельный участок с кадастровым номером 71:30:010218:283, расположенный по адресу: г. Тула, Зареченский район, по ул. Герцена, предназначенный для административного здания, не в соответствии с видом разрешенного использования, что является нарушением требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки был составлен акт от 18.06.2015 N 1581.
Усмотрев в действиях ООО "Герцен" состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, государственным инспектором в Тульской области по использованию и охране земель в отношении ООО "Герцен" составлен протокол об административном правонарушении.
Управлением 02.07.2015 вынесено постановление по делу N 120-УР-Т/15, в соответствии с которым ООО "Герцен" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Объективной стороной данного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Положениями пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что категория земель указывается: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно пункту 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
С учетом изложенного положениями пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.
Однако положения части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат применению в совокупности с положениями части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Толкование требований части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и требований части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации в совокупности означает, что, хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства.
В частности, от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования. От вида разрешенного использования зависит удельный показатель кадастровой стоимости, используемый при расчете размере кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в том числе о характеристиках земельных участков в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка, учитываемый при расчете земельного налога, определяется исходя из учтенных в государственном кадастре недвижимости сведений о выбранном правообладателем земельного участка виде его разрешенного использования из числа всех возможным видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для земельных участков соответствующей категории.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее по тексту - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке также вносится разрешенное использование земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется также в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о виде разрешенного использования земельного участка осуществляются, если иное не установлено данным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона N 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. После принятия такого решения орган кадастрового учета в установленные Законом N 221-ФЗ сроки обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.
С даты принятия этого решения органом кадастрового учета, изменение правообладателем вида разрешенного использования земельного участка становится состоявшимся и влечет за собой юридически значимые последствия.
Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вида разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Из материалов дела следует, что ООО "Герцен" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 71:30:010218:283, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административное здание, общей площадью 521 кв. метров, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тульская область, г. Тула, Зареченский район, по ул. Герцена.
На указанном земельном участке расположено 2-этажное нежилое здание, принадлежащее на праве собственности ООО "Герцен".
В ходе проведения 17.06.2015 внеплановой проверки при участии директора ООО "Герцен" установлено, что оно использует земельный участок с кадастровым номером 71:30:010218:283, расположенный по адресу: г. Тула, Зареченский район, по ул. Герцена, предназначенный для административного здания, а для осуществления коммерческой деятельности (в здании находятся магазин, салон красоты), то есть не в соответствии с видом разрешенного использования данного земельного участка, что является нарушением требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизированы виды разрешенного использования категории земель населенных пунктов.
Как указывалось выше, в силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Факт использования спорного земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования (административное здание), в частности, расположения на земельном участке объектов коммерческой деятельности (продовольственного магазина, салона красоты), подтверждается материалами дела, в частности, актом проверки от 18.06.2015 N 1581, протоколом об административном правонарушении от 18.06.2015.
Между тем на дату выявления вменяемого обществу в вину правонарушения, ООО "Герцен" не произвело юридически значимого изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ: в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, предусмотренные пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ, не были внесены изменения о виде разрешенного использования земельного участка с значащегося в ГКН вида разрешенного использования (административное здание) на фактический вид разрешенного использования (земельные участка, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
Как правомерно отметил суд первой инстанции, исходя из ранее учтенного вида разрешенного использования спорного земельного участка (административное здание), данный земельный участок относился к 17 Группе видов разрешенного использования, утвержденных постановлением Правительства Тульской области от 18.112.2012 N 715 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы". Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его отнесения к 17 группе, составляет 526,77 руб. /кв. м.
При этом земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, относятся к 5 группе видов разрешенного использования. Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала 71:30:010218 для 5 группы видов разрешенного использования составляет 5 524,30 руб. /кв. м. После внесения обществом необходимых изменений в ГКН, удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составил именно 5 524,30 руб. /кв. м.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства при использовании спорного земельного участка, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в дело не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, в действиях ООО "Герцен" содержится состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено управлением в пределах сроков давности, установленных статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений процедуры привлечения ООО "Герцен" к ответственности, гарантий защиты его прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, которые могли бы служить основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. Административный орган вынес постановление в пределах предоставленных ей полномочий и сроков давности привлечения к административной ответственности.
Права заявителя, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены. Общество надлежащим образом было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
ООО "Герцен" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции, предусмотренной указанной статьей.
Оснований для признания вменяемого ООО "Герцен" административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом первой инстанции не установлено. Оснований для переоценки данного вывода у судебной коллегии не имеется.
Отклоняя довод заявителя о том, что спорная проверка проведена с грубейшими нарушениями законодательства, в связи с чем является недействительной, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно частям 1 - 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного земельного надзора).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют, в частности, право:
- осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
- осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
- осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях (часть 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 6, 7 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:
1) предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
Из материалов дела следует, что 12.05.2015 проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 71:30:010218:283, площадью 521 кв. метров, расположенного по адресу: г. Тула, Зареченский район, по ул. Герцена, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения административных зданий, принадлежащего на праве собственности ООО "Герцен", в ходе которого установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено двухэтажное капитальное строение, принадлежащее на праве собственности ООО "Герцен". Адрес строения - ул. М. Горького, д. 11-а. Также на участке расположено одноэтажное строение. Адрес строения - ул. Герцена, д. 30.
На фасаде двухэтажного капитального строения имеются вывески: "Продукты", "Студия красоты "BEAUTY LINE". На момент осмотра магазин и студия красоты работали.
При этом административным органом сделан вывод о том, что на земельном участке осуществляется коммерческая деятельность, что не соответствует установленному для данного земельного участка виду разрешенного использования и квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту обследования управлением составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 12.05.2015.
Управлением в прокуратуру Тульской области 09.06.2015 направлено заявление о согласовании проведения в отношении ООО "Герцен" внеплановой выездной проверки.
Решением от 10.06.2015 N 7/1-26-2015 прокуратура Тульской области согласовала проведение с 15.06.2015 по 26.06.2015 внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Герцен".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствие процессуальных нарушений при проведении спорной внеплановой выездной проверки в отношении заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 18.11.2015 по делу N А68-7141/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)