Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 15АП-15756/2017 ПО ДЕЛУ N А53-19039/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. N 15АП-15756/2017

Дело N А53-19039/2017

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Малыхиной М.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕМКОМСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.09.2017 по делу N А53-19039/2017
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к обществу с ограниченной ответственностью "РЕМКОМСТРОЙ"
о взыскании задолженности, пени,
принятое в составе судьи Бутенко З.П.,

установил:

публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РЕМКОМСТРОЙ" о взыскании 29 350,92 руб. задолженности за период январь - апрель 2017 года, 1 240,91 руб. пени за период с 15.02.2017 по 03.07.2017, и пени, начисленной на сумму задолженности в размере 29 350,92 руб. предусмотренной абз. 10 п. 2 ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике", начиная с 04.07.2017 по день фактической оплаты задолженности.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик свои обязательства по оплате потребленной на общедомовые нужды электроэнергии сверх установленных нормативов (далее - сверхнормативный ОДН) за период января 2017 по апрель 2017 года не исполнил, в результате чего образовалась задолженность, на которую истец начислил неустойку на сумму задолженности за период с 15.02.2017 по 03.07.2017 исходя из 1/300, 1/170 и 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ (9%) и с 04.07.2017 по день фактической оплаты задолженности.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
31.08.2017 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которым исковые требования удовлетворены.
По ходатайству ответчика судом 07.09.2017 изготовлено мотивированное решение.
Суд установил, что объем поставленной сверхнормативно на общедомовые нужды электроэнергии определен истцом с учетом показаний общедомовых приборов учета, индивидуальных (поквартирных) приборов учета, социальных нормативов потреблений электрической энергии. Примененные в расчетах показания ответчиком документально не опровергнуты, ввиду чего суд признал основания заявленных требований правомерными. Расчет проверен, признан составленным арифметически и методологически верно. Требование о взыскании неустойки также заявлено обоснованно, расчет проверен, признан составленным верно.
Общество с ограниченной ответственностью "РЕМКОМСТРОЙ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общими собраниями собственников МКД приняты решения о распределении полного объема сверхнормативного ОДН между собственниками помещений, о чем истец был поставлен в известность. Суд протоколы общих собраний не принял во внимание. Суд также не учел, что ответчик не являлся исполнителем коммунальных услуг, поскольку общим собранием собственников МКД приняты решения о внесении платы ресурсоснабжающим компаниям напрямую собственниками помещений, с собственниками помещений заключены прямые договоры. Ответчик также не согласен с расчетом задолженности, в материалы дела не представлена первичная документация.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Ростовская обл., Красносулинский р-н., п. Молодежный, ул. Степная, д. 4, д. 6, д. 8, д. 10, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Ремкомстрой".
16.02.2017 публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" направило ответчику оферту, предложив заключить договор на поставку сверхнормативного ОДН, однако общество с ограниченной ответственностью "Ремкомстрой" не осуществило действия по заключению договора энергоснабжения с истцом на поставку сверхнормативного ОДН.
Согласно представленным истцом расчетам за январь 2017 объем сверхнормативного ОДН составил 318 кВт/ч., на основании поставленного объема ОДН выставлен счет за январь 2017 на сумму 8 100,42 руб.
За февраль 2017 объем сверхнормативного ОДН составил 656 кВт/ч., на основании поставленного объема ОДН выставлен счет за февраль 2017 на сумму 8 426,68 руб.
За март 2017 объем сверхнормативного ОДН составил 196 кВт/ч., на основании поставленного объема ОДН выставлен счет за март 2017 г. на сумму 6 717,20 руб.
За апрель 2017 объем сверхнормативного ОДН составил 78 кВт/ч., на основании поставленного объема ОДН выставлен счет за апрель 2017 на сумму 6 106,62 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремкомстрой" не исполнило свои обязательства по оплате сверхнормативного ОДН и не оплатило истцу электрическую энергию за период с январь - апрель 2017 года.
15.05.2017 публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в адрес ответчика была направлена претензия N 27/2705-1-7293 с требованием погасить задолженность.
Поскольку требования истца не были удовлетворены ответчиком, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, не учел следующего.
Обеспечение многоквартирных домов электрической энергией регламентируется правилами параграфа 6 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение", положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и подзаконными нормативными актами.
Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи. В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Особенности оплаты электроэнергии, потребляемой на коммунальные нужды собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
29.06.2016 Постановлением Правительства РФ N 603 были внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно новой редакции от 29.06.2016 пункта 44 Правила N 354, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, Постановлением N 603 от 29.06.2016 г. в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) дополнены п. 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного ОДН является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, (п. 21 (1) Правил N 124).
При наличии оснований определенных пунктом п. 21 (1) Правил N 124, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vd = Vodny - Vnomp, где:
- Vodny - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
- Vnomp - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг". В указанных целях Постановлением N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N 124, а также в пункте 4 Правил N 124.
Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 "исполнителями коммунальной услуги" в отношении определяемого по вышеуказанной формуле объема потребленной электроэнергии (то есть объема сверхнормативного ОДН) и в силу названного статуса являются лицами, обязанными оплатить объем сверхнормативного ОДН, если только собственниками помещений многоквартирного дома не будет принято решение о распределении между собой сверхнормативного ОДН.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В то же время, в решении Верховного суда от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию.
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией-ответчиком.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в материалы дела представлены протоколы общего собрания собственников МКД, расположенных по адресу: Ростовская обл., Красносулинский р-н., п. Молодежный, ул. Степная, д. 4, д. 6, д. 8, д. 10, согласно которым собственниками помещений указанных МКД приняты решения о том, что сверхнормативные расходы на ОДН жильцы производят за свой счет напрямую ресурсоснабжающим организациям (пункт 3 протоколов).
Указанные решения собственников ни кем не оспорены, дополнительно суд апелляционной инстанции отмечает, что они не могут быть истолковано иным образом, кроме как явно и однозначно выражающее волю собственников помещений в многоквартирного дома отнести на себя сверхнормативные расходы на ОДН. Закон не содержит ограничений на принятие решений собственниками помещений многоквартирного дома в отношении сверхнормативных расходов на ОДН до момента возникновения таковых и в отсутствие конкретизации причин их возникновения.
При таких обстоятельствах у истца отсутствовали основания для направления ответчику оферты договора на поставку сверхнормативного ОДН письмом от 16.02.2016.
Апелляционный суд установил, что ответчик в настоящее время не является исполнителем соответствующей коммунальной услуги для собственников помещений в спорных многоквартирных домах, поскольку истцом подтверждено, что прямые договоры энергоснабжения заключены истцом с гражданами - собственниками помещений многоквартирного дома.
Так, пункт 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) определяет возможные варианты договорных правоотношений по поводу предоставления коммунальных услуг для собственников помещений многоквартирного дома:
- - договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, в который включаются соответствующие условия;
- - договор о предоставлении коммунальных услуг, заключаемый с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;
- - договор, заключаемый собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 приведенных Правил в первых двух случаях предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Соответственно исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является управляющая компания, если собственниками выбран данный способ управления.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Таким образом, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме оформляется посредством заключения двух договоров: договора между управляющей компанией (кредитор) и ресурсоснабжающей организацией (должник), договора между собственниками помещений многоквартирного дома (кредиторы) и управляющей компанией (должник).
Вместе с тем, подпункт в) названного пункта, как указано выше, позволяет также определять условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
То есть Правила N 354 в числе прочего предусматривают вариант заключения прямых договоров энергоснабжения с собственниками помещений многоквартирного дома.
В силу пункта 14 названных Правил управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
- Одновременно согласно подпункту г) пункта 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (то есть договоров, заключенных напрямую с собственниками помещений до 10.08.2017), - до отказа одной из сторон от исполнения договора;
- С учетом пункта 8 Правил N 354 приведенные пункты свидетельствуют о том, что при наличии в настоящий момент прямых договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией последняя является исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, судом установлено, что, во-первых, расходы на сверхнормативный ОДН собственники помещений ОДН отнесли на себя согласно решениям общих собраний, которые были предоставлены как истцу, так и суду, а во-вторых, взыскание данных расходов с собственников не может производиться посредством иска к управляющей компании, поскольку последняя в настоящее время не является исполнителем соответствующей коммунальной услуги.
С учетом изложенного иск заявлен к ненадлежащему ответчику, в связи с чем в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности следовало отказать.
Требования о взыскании неустойки за период с 15.02.2017 и 03.07.2017 и пени в размере, установленном абзацем 10 пункта 3 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. "Об электроэнергетике", начисленной на сумму невыплаченной задолженности 29 350,92 руб. за каждый день просрочки, начиная с 04.07.2017 по день фактического исполнения обязательства являются факультативными, в связи с чем с учетом отказа во взыскании суммы долга также не подлежат удовлетворению.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, понесенные ответчиком, подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2017 по делу N А53-19039/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ремкомстрой" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Судья
М.Н.МАЛЫХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)