Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Винниковым А.В.
при участии:
от истца: председатель ТСЖ Нестеров Н.В. на основании протокола N 2-1017 от 21.04.2017, представитель Чайкина И.В. по доверенности от 26.07.2017
от ответчика: представитель Гаврилова С.А. по доверенности от 29.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14379/2017) Товарищества собственников жилья "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2017 по делу N А56-81094/2016 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Новатор"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
об обязании привести границы земельных участков под домами,
Товарищество собственников жилья "Новатор" (198215, г. Санкт-Петербург, б-р Новаторов 80/3/1Н, ОГРН: 1037811005209, далее - ТСЖ, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд д. 1, лит. Б, ОГРН: 1027809244561, далее - Комитет, ответчик) об обязании привести границы земельных участков под домами, расположенными по адресу: Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов, д. 80, корп. 2 (кадастровый номер 78:15:00084076:6), и Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3 (кадастровый номер 78:15:00084076:5) в соответствии с требованиями законодательства и сформировать для зданий с общей энергетической системой единый земельный участок площадью не менее 4 404,468 кв. м.
Решением от 21.04.2017 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
ТСЖ не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что пункт 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость согласия 100% собственников жилья лишь при уменьшении размера общего имущества, тогда как в настоящем случае ТСЖ просило сформировать новый земельный участок в соответствии с требованиями законодательства.
При этом, истец указал, что суд не учитывал тот факт, что проведение межевания целого квартала повлечет за собой существенные финансовые затраты ТСЖ, что не представляется возможным для ТСЖ ввиду отсутствия денежных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование иска указал, что согласно уведомлению Управления государственного земельного кадастра Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ СПб) от 29.05.2001 N 3311-9 и N 3312-9 по заявлениям от 08.05.2001 Селищева В.В. - лица, уполномоченного собственниками помещений протоколом собрания от 16.11.2000, в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3 и в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, КЗРиЗ СПб 22.05.2001 была проведена государственная регистрация кондоминиума, как единого комплекса недвижимого имущества, за регистрационным N 161 и N 162.
В состав кондоминиума были включены:
- - многоквартирный дом (далее - МКД) по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, литера А, и земельный участок площадью 793 кв. м, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, с кадастровым номером 78:8407:5 (вид разрешенного использования - для размещения жилого дома (жилых домов));
- - многоквартирный дом по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, литера А, и земельный участок площадью 754 кв. м, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, с кадастровым номером 78:8407:6 (вид разрешенного использования - для размещения жилого дома (жилых домов)), при этом, с 01.03.2005 понятие "кондоминиум" утратило силу, в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец также указал, что с 01.03.2005 земельный участок площадью 793 кв. м, с кадастровым номером 78:8407:5 перешел в общую долевую собственность собственников помещений в МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, земельный участок площадью 754 кв. м, с кадастровым номером 78:8407:6 перешел в общую долевую собственность собственников помещений в МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2.
В обоснование исковых требований истец при этом ссылался на то, что площадь сформированных земельных участков (754 кв. м и 793 кв. м), является недостаточной для эффективной эксплуатации и содержания расположенных на данных участках жилых домов и иных объектов, что нарушает права собственников жилых помещений в этих домов, кроме того, формирование земельных участков по обрезу фундаментов нарушают права собственников многоквартирных домов на получение земельного участка в порядке и размерах, установленных законом, и площадью, достаточной для обслуживания многоквартирного жилого дома, а в последующем лишает их прав на защиту от незаконных действий третьих лиц, в случае использования ими прилегающей территории, которая фактически должна находиться в долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Полагая, что действиями ответчика нарушаются права истца, последний обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел исковые требования не обоснованными и отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 16 Вводного закона земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок по адресу г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, 18.05.2001 учтен как земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008407:6 (предыдущий кадастровый номер 78:8407:6), имеет общую площадь 754 кв. м, кроме того, земельный участок по адресу г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, 18.05.2001 учтен как земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008407:5 (предыдущий кадастровый номер 78:8407:5) для размещения жилого дома (жилых домов) общей площадью 793 кв. м.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, данные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, земельные участки перешли в общую долевую собственность собственников помещений в названных домах.
Как указано в пункте 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации закреплено положение о том, что установление границ земельных участков должно осуществляться в строгом соответствии с проектом межевания.
Согласно частям 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки проектов межевания территорий, такая подготовка осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 4 той же статьи размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (часть 5 статьи 43). В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (часть 6 статьи 43).
В силу статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46 - 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия. В частности, подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Кроме того, формирование земельных участков возможно исключительно в границах, утвержденных Проектом межевания.
По смыслу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, с учетом изложенного, при наличии утвержденного проекта межевания, перераспределение земельных участков может быть осуществлено в целях приведения их границ в соответствие с проектом межевания.
Однако, как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции в нарушение названных норм права истцом не представлен проект межевания, а также не представлено бесспорных относимых и допустимых доказательств в обоснование требований в части площади истребуемого земельного участка, при этом расчет, представленный истцом не может быть признан достаточным основанием, подтверждающим факт необходимости земельного участка для обслуживания МКД указанной площадью.
При этом, доводы ТСЖ в части невозможности предоставления иных доказательств со ссылкой на необходимость несения им затрат для подготовки всех необходимых документов и изготовления проекта межевого плана, которыми ТСЖ не располагает, не могут быть признаны судом достаточными основанием для удовлетворения требований истца в их отсутствие.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание все конкретные обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
При этом, доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2017 по делу N А56-81094/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.09.2017 N 13АП-14379/2017 ПО ДЕЛУ N А56-81094/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. N 13АП-14379/2017
Дело N А56-81094/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Винниковым А.В.
при участии:
от истца: председатель ТСЖ Нестеров Н.В. на основании протокола N 2-1017 от 21.04.2017, представитель Чайкина И.В. по доверенности от 26.07.2017
от ответчика: представитель Гаврилова С.А. по доверенности от 29.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14379/2017) Товарищества собственников жилья "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2017 по делу N А56-81094/2016 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Новатор"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
об обязании привести границы земельных участков под домами,
установил:
Товарищество собственников жилья "Новатор" (198215, г. Санкт-Петербург, б-р Новаторов 80/3/1Н, ОГРН: 1037811005209, далее - ТСЖ, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (: Россия 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд д. 1, лит. Б, ОГРН: 1027809244561, далее - Комитет, ответчик) об обязании привести границы земельных участков под домами, расположенными по адресу: Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов, д. 80, корп. 2 (кадастровый номер 78:15:00084076:6), и Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3 (кадастровый номер 78:15:00084076:5) в соответствии с требованиями законодательства и сформировать для зданий с общей энергетической системой единый земельный участок площадью не менее 4 404,468 кв. м.
Решением от 21.04.2017 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
ТСЖ не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что пункт 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость согласия 100% собственников жилья лишь при уменьшении размера общего имущества, тогда как в настоящем случае ТСЖ просило сформировать новый земельный участок в соответствии с требованиями законодательства.
При этом, истец указал, что суд не учитывал тот факт, что проведение межевания целого квартала повлечет за собой существенные финансовые затраты ТСЖ, что не представляется возможным для ТСЖ ввиду отсутствия денежных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в обоснование иска указал, что согласно уведомлению Управления государственного земельного кадастра Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ СПб) от 29.05.2001 N 3311-9 и N 3312-9 по заявлениям от 08.05.2001 Селищева В.В. - лица, уполномоченного собственниками помещений протоколом собрания от 16.11.2000, в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3 и в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, КЗРиЗ СПб 22.05.2001 была проведена государственная регистрация кондоминиума, как единого комплекса недвижимого имущества, за регистрационным N 161 и N 162.
В состав кондоминиума были включены:
- - многоквартирный дом (далее - МКД) по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, литера А, и земельный участок площадью 793 кв. м, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, с кадастровым номером 78:8407:5 (вид разрешенного использования - для размещения жилого дома (жилых домов));
- - многоквартирный дом по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, литера А, и земельный участок площадью 754 кв. м, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, с кадастровым номером 78:8407:6 (вид разрешенного использования - для размещения жилого дома (жилых домов)), при этом, с 01.03.2005 понятие "кондоминиум" утратило силу, в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец также указал, что с 01.03.2005 земельный участок площадью 793 кв. м, с кадастровым номером 78:8407:5 перешел в общую долевую собственность собственников помещений в МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, земельный участок площадью 754 кв. м, с кадастровым номером 78:8407:6 перешел в общую долевую собственность собственников помещений в МКД по адресу: г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2.
В обоснование исковых требований истец при этом ссылался на то, что площадь сформированных земельных участков (754 кв. м и 793 кв. м), является недостаточной для эффективной эксплуатации и содержания расположенных на данных участках жилых домов и иных объектов, что нарушает права собственников жилых помещений в этих домов, кроме того, формирование земельных участков по обрезу фундаментов нарушают права собственников многоквартирных домов на получение земельного участка в порядке и размерах, установленных законом, и площадью, достаточной для обслуживания многоквартирного жилого дома, а в последующем лишает их прав на защиту от незаконных действий третьих лиц, в случае использования ими прилегающей территории, которая фактически должна находиться в долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Полагая, что действиями ответчика нарушаются права истца, последний обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел исковые требования не обоснованными и отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 16 Вводного закона земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок по адресу г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 2, 18.05.2001 учтен как земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008407:6 (предыдущий кадастровый номер 78:8407:6), имеет общую площадь 754 кв. м, кроме того, земельный участок по адресу г. Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, дом 80, корпус 3, 18.05.2001 учтен как земельный участок с кадастровым номером 78:15:0008407:5 (предыдущий кадастровый номер 78:8407:5) для размещения жилого дома (жилых домов) общей площадью 793 кв. м.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, данные земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, земельные участки перешли в общую долевую собственность собственников помещений в названных домах.
Как указано в пункте 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
На основании пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации закреплено положение о том, что установление границ земельных участков должно осуществляться в строгом соответствии с проектом межевания.
Согласно частям 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки проектов межевания территорий, такая подготовка осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 4 той же статьи размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (часть 5 статьи 43). В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (часть 6 статьи 43).
В силу статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46 - 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия. В частности, подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Кроме того, формирование земельных участков возможно исключительно в границах, утвержденных Проектом межевания.
По смыслу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, с учетом изложенного, при наличии утвержденного проекта межевания, перераспределение земельных участков может быть осуществлено в целях приведения их границ в соответствие с проектом межевания.
Однако, как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции в нарушение названных норм права истцом не представлен проект межевания, а также не представлено бесспорных относимых и допустимых доказательств в обоснование требований в части площади истребуемого земельного участка, при этом расчет, представленный истцом не может быть признан достаточным основанием, подтверждающим факт необходимости земельного участка для обслуживания МКД указанной площадью.
При этом, доводы ТСЖ в части невозможности предоставления иных доказательств со ссылкой на необходимость несения им затрат для подготовки всех необходимых документов и изготовления проекта межевого плана, которыми ТСЖ не располагает, не могут быть признаны судом достаточными основанием для удовлетворения требований истца в их отсутствие.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание все конкретные обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
При этом, доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2017 по делу N А56-81094/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ж.В.КОЛОСОВА
Ж.В.КОЛОСОВА
Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
И.А.ТИМУХИНА
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
И.А.ТИМУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)