Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-6536/2017

Требование: О признании незаконным предписания государственного органа.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием на истца была возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевому водоснабжению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33а-6536/2017


Судья Бутырин А.В.
Докладчик Никитина Г.Н.

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Кошелевой А.П., Никитиной Г.Н.
при секретаре С.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" - Д. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 29 марта 2017 года, которым административное исковое заявление ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области о признании незаконным предписания N 73 от 12 февраля 2016 г. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никитиной Г.Н., объяснения представителя ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" - Д., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области - С.Е.Г., объяснения представителя АО "Сибэко" - К., судебная коллегия

установила:

ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области о признании незаконным предписания N 73 от 12 февраля 2016 года, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области N 73 от 12 февраля 2016 г. об устранении выявленных нарушений.
В обоснование заявления указано, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области в период с 18 января 2016 г. по 12 февраля 2016 г. в отношении ЗАО "УК "СПАС-Дом", вынесено предписание об устранении выявленных нарушений N 73 от 12.02.2016 г., полученное ЗАО "УК "СПАС-Дом" 20.02.2016 г.
Оспариваемым предписанием на административного истца возложена обязанность согласовать программу производственного контроля качества воды с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; осуществлять производственный контроль качества воды в соответствии с программой производственного контроля в срок до 16 мая 2016 года.
По мнению административного истца, указанное предписание вынесено с нарушением норм материального права, поскольку ЗАО УК "СПАС-Дом" не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного\\горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем и. соответственно, не является организацией, осуществляющей горячее и холодное водоснабжение. Административный истец является абонентом, поскольку между ЗАО Управляющая компания "СПАС-Дом" и МУП "Горводоканал" заключен договор холодного водоснабжения от 16 февраля 2007 года, а также соглашение с ОАО "СибирьЭнерго" о расчетах за тепловую энергию и горячую воду от 28 июля 2007 года. Распределительные сети находятся вне зоны ответственности ЗАО Управляющая компания "СПАС-Дом".
Также административный истец указывает, что предписание является неисполнимым, поскольку предусматривает одностороннее изменение перечня обязательных работ и услуг, которые определены договором управления многоквартирным домом.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 29 марта 2017 года административное исковое заявление ЗАО "УК "СПАС-Дом" оставлено без удовлетворения.
С вышеуказанным решением не согласилось ЗАО "УК "СПАС-Дом", в апелляционной жалобе, просит данное решение отменить.
В апелляционной жалобе указывает на то, что ЗАО "УК "СПАС-Дом" не является организацией, обязанной осуществлять производственный контроль качества воды, в связи с чем, полагает, что ссылка суда первой инстанции на п. 2.6., 2.7., 2.8. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" несостоятельна, поскольку они не относятся к управляющим организациям.
Ссылается на то, что ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" N 10 от 06.01.2015 г. определяют, что производственный контроль осуществляется не всеми юридическими организациями, а организациями, осуществляющими централизованное холодное и горячее водоснабжение. Кроме того, в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность по управлению многоквартирными домами отсутствуют нормы, предусматривающие обязанность управляющей организации осуществлять производственный контроль качества воды, законодательством установлено, что указанный контроль осуществляют организации, осуществляющими соответственно холодное и горячее водоснабжение (ресурсоснабжающими организациями). Указывает, что в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. N 1746-э, расходы на осуществление данного контроля учитываются при установлении тарифов на холодное и горячее водоснабжение. В то время как Стандарт раскрытия информации организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. N 731, данных сведений о пробах соответствия воды установленным санитарным нормам и правилам не содержит.
Апеллянт отмечает, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, обязаны обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Автор жалобы указывает, что в действиях ЗАО "УК "СПАС-Дом" отсутствует состав вменяемых ему нарушений, поскольку ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" не является организацией, осуществляющей горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, она не является субъектом вменяемых ему нарушений. ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" не эксплуатирует централизованную систему водоснабжения и обеспечения населения водой, и не является организацией, осуществляющей горячее/холодное водоснабжение си пользованием централизованных систем, его деятельность не отнесена к деятельности по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения, не имеет статуса регулируемой организации, является абонентом, и обязано предоставлять доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства к местам отбора проб воды, не является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды, эксплуатирует не систему водоснабжения, а только внутридомовое инженерное оборудование, подключенное к централизованной системе водоснабжения на границе эксплуатационной ответственности, а также распределительные сети находятся вне зоны его ответственности, в связи с чем, производственный контроль за качеством воды должен производиться организациями, обслуживающими эти сети.
Ссылается на отсутствие правовых норм, обязывающих управляющую организацию осуществлять производственный контроль качества воды по производственной программе. Автор жалобы указывает, что централизованную систему водоснабжения обслуживают иные организации (в подтверждение этого в материалах дела имеются договоры с ресурсоснабжающими организациями (АО "СИБЭКО", МУП г. Новосибирска "ГОРВОДОКАНАЛ"), которые подтверждают поставку коммунальных ресурсов по централизованным системам водоснабжения к внутридомовым системам водоснабжения, обслуживающим ЗАО "УК "СПАС-Дом".
Утверждает, что самостоятельное осуществление производственного лабораторного контроля за качеством предоставляемых услуг не предусмотрено ни договором управления многоквартирным домом, ни жилищным законодательством, ни иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность управляющих компаний.
Апеллянт указывает, что ЗАО "УК "СПАС-Дом" контролирует предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в полном соответствии с Правилами N 354, а также принимает дополнительные меры для обеспечения предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Полагает, что вина управляющей организации во вменяемых предписанием нарушениях отсутствует, поскольку нарушения качества воды, поставляемой ЗАО "УК "СПАС-Дом" жителям многоквартирных домов не выявлены. Предоставляля коммунальные услуги, ЗАО "УК "СПАС-Дом" не возлагало на себя обязанности контролировать выполнение условий договоров с ресурсоснабжающими организациями путем проведения производственного контроля, поскольку законодательством данная обязанность возложена на организации, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение.
Работы, связанные с производственным контролем качества воды, являются дополнительной услугой для собственников и нанимателей многоквартирных домов, влекущей дополнительные платежи. А исполнение незаконных требований о разработке программы производственного контроля повлекут одностороннее внесение изменений в существенные условия договора управления многоквартирным домом, что приведет к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах.
На апелляционную жалобу представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области поданы возражения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Судом установлено, что ЗАО Управляющая компания "СПАС-Дом" осуществляет деятельность, связанную с управлением общим имуществом в многоквартирных домах, предоставлением жилищно-коммунальных услуг, с организацией и обеспечением систем центрального горячего водоснабжения, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой в многоквартирных жилых домах.
В период с 18 января 2016 года по 12 февраля 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области при проведении внеплановой выездной проверки ЗАО "УК "СПАС-Дом" на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области от 18.01.2016 N 73 по адресу: г. Новосибирск, <адрес>, были обнаружены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевому водоснабжению. Так, программа (план) производственного контроля не составлена ЗАО "УК "СПАС-Дом", не разработана, не утверждена руководителем организации, мероприятия по проведению производственного контроля (качество питьевой воды) не осуществляются, не представлена информация о результатах производственного контроля, что является нарушением п. 2.6, 2.7, п. 2.8 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Указанные обстоятельства явились основанием к вынесению предписания N 73 от 12 февраля 2016 года (л.д. 7-8), согласно которому ЗАО "УК "СПАС-Дом" было предписано в срок до 16 мая 2016 года программу (план) производственного контроля составить ЗАО "УК "СПАС-Дом", разработать, утвердить руководителем организации, мероприятия по проведению производственного контроля (качество питьевой воды) осуществлять, представить информацию о результатах производственного контроля.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, оспариваемое предписание вынесено в соответствии с законом и в рамках предоставленных должностному лицу полномочий, нарушения прав истца не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании постановления Правительства Российской Федерации N 322 от 30 июня 2004 года "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, что предусмотрено частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.
Общие требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению установлены в статье 19 Федерального закона N 52-ФЗ и Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 24 от 26 сентября 2001 года.
Согласно статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования это обязательные требования к обеспечению безопасности и)или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормами.
Частями 1 и 2 статьи 19 указанного закона предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу статьи 32 Федерального закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 2.1 Правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01" предусмотрено, что требования настоящих Санитарных правил должны выполняться в том числе при эксплуатации систем водоснабжения.
В соответствии с п. 2.4 указанных Правил на основании требований настоящих Санитарных правил юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Согласно пункту 2.5. Правил, при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.4, 3.3, 4.1 - 4.9 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения). Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно- эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, утвержденные Госстандартом России или Минздравом России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Согласно пункту 2.2 СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения горячая вода, поступающая потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения должен обеспечиваться производственный контроль качества питьевой воды по рабочей программе, в соответствии с которой качество воды должно постоянно контролироваться в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Пунктами 3.4, 3.5 указанного СанПиНа определены показатели безвредности питьевой воды по химическому составу и органолептическим свойствам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства N 491 от 13 августа 2006 года общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, коллективных приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутридомовой разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования, жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов.
Потребитель вправе получать коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества.
С учетом вышеуказанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что поскольку в силу пунктов 1.2 и 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, ЗАО Управляющая компания "СПАС-Дом" является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по горячему и холодному водоснабжению многоквартирного дома, то соответственно должна выполнять требования указанных санитарных правил, в частности положений пунктов 3.1.9, 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09 об обеспечении качества воды у потребителя требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемых к питьевой воде, соблюдении параметров температуры и давления в местах водозабора.
Согласно разделу 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию систем водоснабжения по рабочей программе.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды".
Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что ЗАО "УК "СПАС-Дом" является юридическим лицом и исполнителем коммунальных услуг, обязан обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качестве, в том числе водоснабжения, отвечающих санитарным требованиям, и осуществлять контроль за соблюдением условий договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе путем производственного контроля качества воды в соответствии с санитарными требованиями, является законным и обоснованным.
Утверждение апеллянта о том, что административный истец не является организацией, обязанной осуществлять производственный контроль качества воды, поскольку не эксплуатирует централизованную систему водоснабжения, не является организацией, осуществляющей горячее и холодное водоснабжение признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта; они основаны на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения; сводятся, по сути, к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется, так как она полностью соответствует процессуального закону.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов такой системы (пункты 15, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, устанавливающим гигиенические требования к качеству воды и организации системы централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды, в рамках осуществления своей деятельности эксплуатирует систему водоснабжения.
По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность административного истца связана с осуществлением холодного и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.
В силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда. Также доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 29 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ЗАО "Управляющая компания "СПАС-Дом" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)