Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-6227/2017

Требование: О взыскании компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по отоплению, освещению.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица указывает на то, что она имеет право на компенсацию расходов как медицинский работник учреждения здравоохранения, проживающий в сельской местности, на оплату коммунальных услуг, однако компенсация произведена не была.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. по делу N 33-6227/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей Раковского В.В., Трифоновой О.М.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Р. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2017 года по иску Р. к Министерству здравоохранения Оренбургской области о взыскании компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснения истца Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Р. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области, в котором указала, что она работает в "Место работы", проживает в сельской местности и пользуется льготами по оплате жилья с отоплением и освещением в размере 100%. За период с ноября 2013 года по ноябрь 2016 года (включительно) в счет оплаты за освещение ей было начислено 15 737,95 рублей, за отопление в указанный период - 76 337,39 рублей. Компенсация за указанный период не выплачивалась. Просила суд взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области в свою пользу компенсацию расходов по оплате жилья за отопление и освещение за период с ноября 2013 года по ноябрь 2016 года в размере 65 957,96 рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Истец Р., представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области, представитель третьего лица ГБУЗ "Саракташская РБ" Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 марта 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Р. компенсацию расходов по оплате жилья с отоплением и освещением за период с 01 ноября 2013 года по 30 ноября 2016 года в размере 28 339,30 рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В апелляционной жалобе Р. просит решение суда отменить, не соглашаясь с произведенным судом расчетом размера компенсации, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Оренбургской области, представитель третьего лица ГБУЗ "Саракташская РБ" Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
До 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
- при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в Определении от 07.02.2008 N 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В силу Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Р. с (дата) работает в "Место работы" в должности "Должность" и продолжает работать по настоящее время.
Р. проживает совместно с двумя детьми по адресу: (адрес).
В соответствии со справкой, выданной ГБУЗ "Саракташская РБ" Оренбургской области 21 декабря 2016 года за N 215, медицинский работник Р. компенсацией по коммунальным услугам не пользуется с 01 ноября 2013 года.
По сведениям Оренбургского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" о расчетах за потребленную электроэнергию за период с 01 ноября 2013 года по 01 ноября 2016 года Р. начислено - 14 984,80 рубля, фактически оплачено - 15 737,95 рублей.
Как следует из справки Оренбургского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" о расчетах за потребленную теплоэнергию за аналогичный период Р. начислено - 76 337,79 рублей, фактически оплачено - 76 337,79 рублей.
Согласно справке филиала ГКУ "ЦСПН" в Саракташском районе от 19 декабря 2016 года Р. получает ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по льготной категории "***", размер которой за период с ноября 2013 года по ноябрь 2016 года составил 26 117,38 рублей.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не имеет.
Ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме, предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по освещению и отоплению.
Таким образом, изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
Учреждение здравоохранения, где работает истец, по состоянию на период, за который истец просит взыскать компенсацию, передано в государственную собственность Оренбургской области. Учредителем "Место работы", является Оренбургская область, а функции и полномочия учредителя возложены на Министерство здравоохранения Оренбургской области.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности компенсировать Р. как медицинскому работнику учреждения здравоохранения, проживающему в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, за период с 01 ноября 2013 года по 01 ноября 2016 года на обеспечивающее проведение в Оренбургской области государственной политики в сфере охраны здоровья граждан - Министерство здравоохранения Оренбургской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения здравоохранения, в котором работает истец.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с расчетом компенсации расходов истца по оплате коммунальных услуг, поскольку судом к расчету приняты суммы оплаченных истцом коммунальных услуг, не соответствующие сведениям поставщика коммунальных услуг, и не подтвержденные никаким другим образом. Кроме того, суд исключил расходы на отопление за период между окончанием и началом отопительного сезона со ссылкой на наличие в жилом помещении, где проживает истец, приборов учета.
Однако согласно справке ООО "Теплосеть" от 23 мая 2017 года N 13, начисление тепловой энергии (адрес), где проживает истец, производится по нормативу. Норматив на отопление утвержден на 12 месяцев, плата по указанной услуге начисляется круглый год. Общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии по данному дому не установлено.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (действующие в спорный период), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Утвержденные Правила не исключают возможность оплаты за тепловую энергию равномерно в течение года с установлением расчетного периода для оплаты коммунальных услуг равным календарному месяцу.
При отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Ежемесячный норматив потребления тепловой энергии определяется путем деления нормы фактического годового потребления тепловой энергии на 12 месяцев (формула 6, пункт 13 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Годовое количество тепловой энергии рассчитывается на основании проектных тепловых нагрузок исходя из продолжительности отопительного сезона.
Круглогодичная оплата за отопление обусловлена разнесением стоимости отопления за отопительный период на 12 месяцев в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, чем компенсируется в летний период недоплата за тепло, полученное в зимний период.
При таком положении согласиться с выводом суда о возможности определения количества тепловой энергии по нормативу потребления только в течение отопительного периода, нельзя.
Учитывая изложенное, принимая во внимание сведения Оренбургского филиала ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" о расчетах за потребленную электро- и теплоэнергию, а также необходимость вычесть из общей суммы ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг по льготной категории "***", расчет задолженности будет следующим:
76 337,79 рублей (начислено за отопление) + 14 984,80 рублей (начислено за освещение) - 26 117,38 рублей (выплаченная компенсация) = 65 204,81 рублей.
С доводами Р. о взыскании расходов по оплате электроэнергии в сумме 15 737,95 рублей судебная коллегия не соглашается, поскольку компенсации подлежат расходы, начисленные к оплате за спорный период. Оплата истцом указанных расходов по своему усмотрению в большей сумме права на компенсацию не дает.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части размера подлежащих компенсации расходов по оплате жилья с освещением и отоплением, а в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 21 марта 2017 года изменить, взыскав с Министерства здравоохранения Оренбургской области в пользу Р. вместо суммы 28 339 рублей 30 копеек, сумму 65 204 рубля 81 копейку.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)