Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2017 N 09АП-55494/2017 ПО ДЕЛУ N А40-128095/17

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2017 г. N 09АП-55494/2017

Дело N А40-128095/17

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2017 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Проценко А.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 сентября 2017 года по делу N А40-128095/17, принятое судьей Березовой О.А.
по иску: Фонда капитального ремонта имущества многоквартирных домов
к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России
3-лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании
при участии в судебном заседании:
- от истца: Швыркова Ю.С. по доверенности от 05.05.2017 г. N 24;
- от ответчика: Маковский А.В. по доверенности от 09.01.2017 г.
от 3-его лица: Орлова И.В. по доверенности от 16.10.2017 г.

установил:

Фонд капитального ремонта имущества многоквартирных домов обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России о взыскании 84525285 рублей 48 копеек взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Московской области, которые находятся в оперативном управлении ответчика.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2017 г. взыскано с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов 84525285 рублей 48 копеек взносов на капитальный ремонт, а также 200000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
3-лицо согласилось с доводами апелляционной жалобы.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей истца, ответчика, 3-его лица, рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, квартиры площадью 337 409, 40 кв. м в многоквартирных домах в Московской области, перечисленные в расчете, прилагаемом к исковому заявлению, находятся в оперативном управлении ответчика, что свидетельствует из представленных истцом выписок из единого государственного реестра недвижимости от 07.04.2017 г. N 99/2017/13916615, от 06.04.2017 г. N 99/2017/13775918.
В силу норм ст. ст. 154, 169 ЖК РФ, из которых следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170 и ч. 4 ст. 181, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере; обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 Кодекса.
Исходя из норм ст. 167, ч. 1 ст. 171 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу постановления Правительства Московской области от 30.07.2013 г. N 559/24 "О некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, является некоммерческой организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благополучных условий проживания граждан на территории Московской области, и наделен функциями регионального оператора; к которым относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора.
Многоквартирные дома на территории Московской области, жилые и нежилые помещения в которых находятся у ответчика в оперативном управлении, включены в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы", утв. постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 г. N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы".
Региональная программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет-портале Правительства Московской области htpp://mosreg.ru.; изменения в региональную программу капитального ремонта опубликованы 30.05.2014 г..
Правомерно определено судом, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2014 год постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 г. N 1023/54 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области"; на 2015 год - постановлением Правительства Московской области от 28.10.2014 г. N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2015 год"; на 2016 год - постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 г. N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области"; на 2017 год - постановлением Правительства Московской области от 28.06.2016 г. N 502/21 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, на 2017 год", и составляет - 7 руб. 30 коп., 7 руб. 80 коп., 8 руб. 30 коп., 8 руб. 65 коп. в месяц на 1 кв. м.
Согласно постановления Главы муниципального образования "Городское поселение Воскресенск" Воскресенского муниципального района Московской области от 02.04.2014 г. N 119 "Об определении формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Воскресенск Воскресенского муниципального района", постановления Администрации городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района Московской области от 10.04.2014 г. N 159 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Егорьевск Егорьевского муниципального района, собственники помещений в которых в срок, установленный частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта", постановления Администрации Клинского муниципального района от 04.07.2014 г. N 1471 "О внесении изменений в положение N 1 к постановлению администрации Клинского муниципального района от 10.04.2014 г. N 736", постановления Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 20.08.2014 г. N 940 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации городского поселения Красногорск от 10.04.2014 г. N 350 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на счете регионального оператора", постановления Администрации городского поселения Нахабино Красногорского муниципального района Московской области от 01.04.2014 г. N 145/1.1.3 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора Московской области в отношении многоквартирных домов на территории городского поселения Нахабино, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован", постановления городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 02.04.2014 г. N 365-ПА "Об утверждении решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории города Люберцы, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта", постановления Администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 15.08.2014 г. N 2689-ПА "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 10.04.2014 г. N 230-ПА "О способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, положенных на территории городского округа Краснознаменск Московской области", постановления Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 09.04.2014 г. N 183 "О принятии решения о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества", постановления главы города Подольска от 09.04.2014 N 505-п "Об утверждении адресного перечня многоквартирных домов с формированием фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", постановления главы города Серпухова Московской области от 11.04.2014 г. N 595 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора", постановления Администрации городского округа Балашиха от 09.04.2014 г. N 254/3-ПА "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов городского округа Балашиха на счете регионального оператора" (в редакции постановления Администрации городского округа Балашиха 06.07.2016 N 635/3-ПА), постановления Администрации городского округа Власиха Московской области от 09.04.2014 N 109-адм "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных жилых домов городского округа Власиха Московской области", постановления Администрации городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 09.04.2014 г. N 498 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Мытищи, на счете регионального оператора", постановления Администрации городского округа Мытищи Московской области от 15.09.2016 N 3702 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Мытищи", постановления главы городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 09.04.2014 г. N 370 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Кубинка, в которых собственники не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован", постановления администрации города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 11.04.2014 г. N 200-13-2 "О способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и определении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории города Чехова", постановления Администрации Ногинского муниципального района Московской области от 20.10.2016 N 3134 "О выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов", постановления Администрации сельского поселения Медвежье-Озерское Щелковского муниципального района Московской области от 09.04.2014 г. N 90 "О способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории сельского поселения Медвежье-Озерское, в которых собственники помещений не приняли решения о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", постановления Администрации городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области от 01.04.2014 г. N 266 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора", постановления главы городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от 09.04.2014 N 179-п "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории городского поселения Ступино", постановления Администрации городского поселения Щелково 10.04.2014 г. N 261-ап "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или избранный ими способ не был реализован в установленный срок", постановления Администрации города Королева Московской области от 10.04.2014 N 580 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Королева Московской области, на счете регионального оператора", постановления Администрации городского округа Королев Московской области от 13.10.2016 г. N 1495 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Королев Московской области, на счете регионального оператора", постановления Администрации городского поселения Истра Истринского муниципального района Московской области от 25.09.2015 г. N 67-П "О формировании фонда капитального ремонта управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами на территории городского поселения Истра", постановления главы городского поселения Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 01.04.2014 г. N 306 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в городском поселении Апрелевка Наро-Фоминского муниципального района Московской области на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", постановления Администрации городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района от 08.04.2014 г. N 167 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов на территории городского поселения Лесной городок Одинцовского муниципального района, в которых собственники не выбрали способ формирования фонда регионального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" фонды капитального ремонта многоквартирных домов, правообладателем помещений в которых является ответчик, сформированы на счете истца как регионального оператора.
Размер взносов на капитальный ремонт за период с мая 2014 года по апрель 2017 года, исчисленный исходя из ставки, установленной нормативными правовыми актами Московской области и площади помещений, составляет 84525285 рублей 48 копеек согласно расчета истца.
Доказательства уплаты взносов суду не представлены, в связи с чем, суд правомерно взыскал с ответчика в пользу истца взносы на капитальный ремонт в сумме 84525285 рублей 48 копеек, с чем согласился апелляционный суд.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика, в силу следующего:
Ответчик, являясь федеральным государственным казенным учреждением, в соответствии с нормами ст. ст. 123.21, 123.22 ГК РФ, обладает правом оперативного управления на имущество, закрепленное собственником за ним.
В силу норм ст. 296 Кодекса учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Исходя из п. 4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 г. N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 г. по делу N 304-ЭС15-6285.
Согласно гл. 12 "Исковая давность" ГК Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в 3 года, течение указанного срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, при этом по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности по окончании срока исполнения; исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решение; с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям. Основания для приостановления и перерыва течения срока исковой давности перечисляются в законе (ст. 202 и 203 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 199, п. 3 ст. 202 (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 г. N 100-ФЗ), ст. 203 ГК РФ из которых следует, что если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе, к обязательному претензионному порядку.
В п. 2 ст. 202 ГК РФ, определено, что течение срока исковой давности приостанавливается при условии, что указанные в п. 1 обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев, в течение срока исковой давности; при этом, п. 4 ст. 202 ГК РФ предусматривает, что со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается, причем остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.
С 01.06.2016 АПК Российской Федерации для сторон установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный п. 5 ст. 4 АПК РФ, который истцом соблюден направлением ответчику претензии от 28.04.2017 г. N исх-6158/36, которая направлена ответчику по почте 04.05.2017, получена ответчиком 31.05.2017 г., 30-дневный срок для ее рассмотрения истек 30.06.2017 г.; учитывая, что поскольку оставшаяся часть срока исковой давности (применительно к требованию о взыскании взносов на капитальный ремонт за май 2014 года) составил менее 6-ти месяцев, эта часть удлиняется до 6-ти месяцев.
Правомерен вывод суда первой инстанции о том, что исковое заявление о взыскании взносов на капитальный ремонт за период с мая 2014 года по апрель 2017 года подано в пределах срока исковой давности, исчисляемого с учетом норм ст. 202 ГК РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
Учитывая нормы ст. 210, ГК РФ, п. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, из которых следует, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, в том числе, оплачивать взносы на капитальный ремонт.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ); при этом, в силу норм абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками; в этой связи, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации, что отражено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Исходя из смысла норм ст. ст. 209, 210, 216 ГК РФ, право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и не целевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Учитывая изложенное, обладатели права оперативного управления в силу закона, с момента возникновения такого права, обязаны нести расходы, как на содержание общего имущества, так и осуществлять оплату взносов на капитальный ремонт.
Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 г. N 304-ЭС16-12914 по делу N А75-4933/2015.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 сентября 2017 года по делу N А40-128095/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Г.Н.ПОПОВА

Судьи
А.И.ПРОЦЕНКО
О.Н.СЕМИКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)