Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кораблевой Г.Н., судей Андреещевой Н.Л.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска": Лапин А.В., представитель по доверенности N 934/10-09 от 16.05.2017;
- от муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска": Рукавицына Н.Н., представитель по доверенности N 11-07/4465 от 11.08.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" на решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 (судья Цепкова Н.О.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал города Курска" о взыскании 1 587 184 руб. 38 коп.,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" (далее - ООО "Управляющая компания Курска", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал города Курска" (далее - МУП "Водоканал города Курска", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 587 184 руб. 38 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Управляющая компания Курска" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Управляющая компания Курска" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МУП "Водоканал города Курска" с доводами апелляционной жалобы не согласился по изложенным в отзыве основаниям, полагал обжалуемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Курска" следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 - без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.06.2012 между ООО Управляющая компания Курска" (абонент) и МУП "Водоканал города Курска" заключен договор на водоснабжение и водоотведение N 3663, по условиям которого ответчик обязался отпускать абоненту из городского водопровода питьевую воду и принимать сточные воды, а абонент производить своевременную оплату. Согласно приложению N 1 к договору вода поставляется в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО Управляющая компания Курска".
Стоимость услуг, оказанных МУП "Водоканал города Курска" по договору, за период с мая 2015 года по март 2016 года составила 52 686 350 руб. 76 коп., что подтверждается двусторонними актами. В свою очередь оплата поставленного ресурса произведена истцом в полном объеме, о чем свидетельствуют платежные поручения.
Согласно представленным истцом в материалы дела платежным документам (счетам-квитанциям, выставленным потребителям) в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, ООО Управляющая компания Курска" применяло в расчетах с потребителями (а затем с ресурсоснабжающей организацией) установленные на территории города Курска нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при отсутствии приборов учета с учетом повышающих коэффициентов.
В период с мая 2015 года по март 2016 года разница между стоимостью объема холодной воды, определенного по повышенному нормативу, и стоимостью объема, определенного по базовому нормативу, составила, по утверждению истца, 1 587 184 руб. 38 коп.
Ссылаясь на то, что эта разница должна расходоваться на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а выполнить эти мероприятия в отношении жилого дома может только исполнитель коммунальных услуг, ООО "Управляющая компания Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим исковым заявлением, полагая, что на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 статьи 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015-1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015-1,2; с 01.01.2016 по 30.06.2016-1,4.
Приказом Комитета Жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 20.08.2012 N 64 (в редакции приказов от 30.04.2015 N 44, от 20.01.2016 N 6) на территории Курской области установлены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, определенные с помощью расчетного метода (базовый норматив). Кроме того, утверждены и введены в действие нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, определенные расчетным методом с учетом повышающих коэффициентов при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета (повышенный норматив).
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный" норматив. При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый" норматив.
Согласно подпункту "у(1)" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (в редакции, действовавшей в спорный период).
Между тем, какого-либо механизма расчета этой суммы, порядка осуществления мероприятий, учета и контроля целевого использования средств Правила N 354 не содержат.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению данных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
В рамках своей компетенции Минстрой России по вопросу реализации мероприятий по энергосбережению, источником финансирования которых являются средства, поступившие исполнителю в результате применения "повышенных нормативов" и повышающих коэффициентов, в письмах от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04, от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 разъяснил следующее.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения "базового" или "повышенного" нормативов. Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354.
Объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов. Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей "повышенных" нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ.
Из изложенного следует, что если в доме установлен общедомовой прибор учета, то расчеты управляющей компанией с ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс ведутся по его показаниям независимо от наличия или отсутствия индивидуальных приборов учета в помещениях дома, то есть, для ресурсоснабжающей организации не имеет значения, применяется ли повышающий норматив при расчете платы для потребителей.
Именно в такой ситуации, когда общедомовой прибор учета имеется, а с потребителями (не имеющими, индивидуальных приборов учета) исполнитель коммунальных услуг рассчитывается по повышенному нормативу, он полученную от потребителей в качестве разницы между повышенным и базовыми нормативом плату обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354).
Если дом не оснащен общедомовым прибором учета, объем коммунального ресурса определяется по специальной формуле, среди слагаемых которой есть объем коммунального ресурса, определенный в жилых помещениях исходя из норматива потребления (базового либо повышенного).
В отсутствие общедомового прибора учета исполнитель коммунальной услуги перечисляет ресурсоснабжающей организации фактически те же суммы, которые предъявляет к уплате потребителям. Никакой разницы в связи с применением повышающих коэффициентов не образуется.
И только если ресурсоснабжающая организация выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, у нее есть обязанность направлять полученные дополнительные средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В данном случае ответчик исполнителем коммунальной услуги не являлся. Истец применял в расчетах с ресурсоснабжающей организацией повышенный норматив по тем домам, где отсутствуют общедомовые приборы учета, что согласуется с положениями подпункта "в" пункта 21 Правил N 124.
Норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета (пункты 21, 22 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из приведенной нормы следует, что кондикционное обязательство заключается в происходящем без каких-либо оснований приобретении имущества обогащающимся лицом либо избавлении его от трат с одновременным уменьшением в имущественной сфере у потерпевшего.
Как правильно указал суд области, подобных обстоятельств в рамках данного дела для применения к отношениям сторон статьи 1102 ГК РФ не установлено.
В отсутствие общедомовых приборов учета объем поставки был определен правильно в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124, а потому на стороне ресурсоснабжающей организации не могло возникнуть неосновательное обогащение. Доказательств поставки ресурса в меньшем объеме истец не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ООО "Управляющая компания Курска" по заявленным им основаниям.
Иные доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2017 N 19АП-5296/2017 ПО ДЕЛУ N А35-6908/2016
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2017 г. по делу N А35-6908/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кораблевой Г.Н., судей Андреещевой Н.Л.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска": Лапин А.В., представитель по доверенности N 934/10-09 от 16.05.2017;
- от муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска": Рукавицына Н.Н., представитель по доверенности N 11-07/4465 от 11.08.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" на решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 (судья Цепкова Н.О.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал города Курска" о взыскании 1 587 184 руб. 38 коп.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" (далее - ООО "Управляющая компания Курска", истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Водоканал города Курска" (далее - МУП "Водоканал города Курска", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 587 184 руб. 38 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Управляющая компания Курска" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Управляющая компания Курска" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МУП "Водоканал города Курска" с доводами апелляционной жалобы не согласился по изложенным в отзыве основаниям, полагал обжалуемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Курска" следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 - без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.06.2012 между ООО Управляющая компания Курска" (абонент) и МУП "Водоканал города Курска" заключен договор на водоснабжение и водоотведение N 3663, по условиям которого ответчик обязался отпускать абоненту из городского водопровода питьевую воду и принимать сточные воды, а абонент производить своевременную оплату. Согласно приложению N 1 к договору вода поставляется в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО Управляющая компания Курска".
Стоимость услуг, оказанных МУП "Водоканал города Курска" по договору, за период с мая 2015 года по март 2016 года составила 52 686 350 руб. 76 коп., что подтверждается двусторонними актами. В свою очередь оплата поставленного ресурса произведена истцом в полном объеме, о чем свидетельствуют платежные поручения.
Согласно представленным истцом в материалы дела платежным документам (счетам-квитанциям, выставленным потребителям) в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, ООО Управляющая компания Курска" применяло в расчетах с потребителями (а затем с ресурсоснабжающей организацией) установленные на территории города Курска нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при отсутствии приборов учета с учетом повышающих коэффициентов.
В период с мая 2015 года по март 2016 года разница между стоимостью объема холодной воды, определенного по повышенному нормативу, и стоимостью объема, определенного по базовому нормативу, составила, по утверждению истца, 1 587 184 руб. 38 коп.
Ссылаясь на то, что эта разница должна расходоваться на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а выполнить эти мероприятия в отношении жилого дома может только исполнитель коммунальных услуг, ООО "Управляющая компания Курска" обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим исковым заявлением, полагая, что на стороне ответчика образовалось неосновательное обогащение.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 статьи 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015-1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015-1,2; с 01.01.2016 по 30.06.2016-1,4.
Приказом Комитета Жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области от 20.08.2012 N 64 (в редакции приказов от 30.04.2015 N 44, от 20.01.2016 N 6) на территории Курской области установлены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, определенные с помощью расчетного метода (базовый норматив). Кроме того, утверждены и введены в действие нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, определенные расчетным методом с учетом повышающих коэффициентов при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета (повышенный норматив).
Из положений Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный" норматив. При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый" норматив.
Согласно подпункту "у(1)" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (в редакции, действовавшей в спорный период).
Между тем, какого-либо механизма расчета этой суммы, порядка осуществления мероприятий, учета и контроля целевого использования средств Правила N 354 не содержат.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению данных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
В рамках своей компетенции Минстрой России по вопросу реализации мероприятий по энергосбережению, источником финансирования которых являются средства, поступившие исполнителю в результате применения "повышенных нормативов" и повышающих коэффициентов, в письмах от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04, от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 разъяснил следующее.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения "базового" или "повышенного" нормативов. Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354.
Объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов. Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей "повышенного норматива".
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей "повышенных" нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов), направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ.
Из изложенного следует, что если в доме установлен общедомовой прибор учета, то расчеты управляющей компанией с ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс ведутся по его показаниям независимо от наличия или отсутствия индивидуальных приборов учета в помещениях дома, то есть, для ресурсоснабжающей организации не имеет значения, применяется ли повышающий норматив при расчете платы для потребителей.
Именно в такой ситуации, когда общедомовой прибор учета имеется, а с потребителями (не имеющими, индивидуальных приборов учета) исполнитель коммунальных услуг рассчитывается по повышенному нормативу, он полученную от потребителей в качестве разницы между повышенным и базовыми нормативом плату обязан направлять на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (подпункт "у(1)" пункта 31 Правил N 354).
Если дом не оснащен общедомовым прибором учета, объем коммунального ресурса определяется по специальной формуле, среди слагаемых которой есть объем коммунального ресурса, определенный в жилых помещениях исходя из норматива потребления (базового либо повышенного).
В отсутствие общедомового прибора учета исполнитель коммунальной услуги перечисляет ресурсоснабжающей организации фактически те же суммы, которые предъявляет к уплате потребителям. Никакой разницы в связи с применением повышающих коэффициентов не образуется.
И только если ресурсоснабжающая организация выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, у нее есть обязанность направлять полученные дополнительные средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В данном случае ответчик исполнителем коммунальной услуги не являлся. Истец применял в расчетах с ресурсоснабжающей организацией повышенный норматив по тем домам, где отсутствуют общедомовые приборы учета, что согласуется с положениями подпункта "в" пункта 21 Правил N 124.
Норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета (пункты 21, 22 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из приведенной нормы следует, что кондикционное обязательство заключается в происходящем без каких-либо оснований приобретении имущества обогащающимся лицом либо избавлении его от трат с одновременным уменьшением в имущественной сфере у потерпевшего.
Как правильно указал суд области, подобных обстоятельств в рамках данного дела для применения к отношениям сторон статьи 1102 ГК РФ не установлено.
В отсутствие общедомовых приборов учета объем поставки был определен правильно в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124, а потому на стороне ресурсоснабжающей организации не могло возникнуть неосновательное обогащение. Доказательств поставки ресурса в меньшем объеме истец не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ООО "Управляющая компания Курска" по заявленным им основаниям.
Иные доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.06.2017 по делу N А35-6908/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.Н.КОРАБЛЕВА
Г.Н.КОРАБЛЕВА
Судьи
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Л.А.СЕРЕГИНА
Н.Л.АНДРЕЕЩЕВА
Л.А.СЕРЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)