Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 04АП-5663/2017 ПО ДЕЛУ N А19-15916/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А19-15916/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Монаковой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вохмяниной О.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гидростроитель" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2017 года по делу N А19-15916/2016 по исковому заявлению Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго") (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 3) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гидростроитель" (ОГРН 1103805001937, ИНН 3805712729, адрес: 665708, Иркутская область, г. Братск, ул. Вокзальная, д. 2а),
к Администрации муниципального образования города Братска (ИНН 3803100833, ОГРН 1023800841712, место нахождения: 665708, Иркутская область, г. Братск, проспект Ленина, д. 37) о взыскании 265 912 руб. 76 коп., (суд первой инстанции: Липатова Ю.В.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Братска о взыскании 4 678 845 руб. 69 коп.
Определением от 29.02.2016 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Падунская коммунальная компания", ООО "Жилтрест", ООО "Жилищный сервис".
Определением от 02.06.2016 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный сервис", Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный трест", Общество с ограниченной ответственностью "Падун", Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная компания "Гидростроитель", Общество с ограниченной ответственностью "Падунская коммунальная компания", Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гидростроитель".
Определением от 28.09.2016 требование ПАО "Иркутскэнерго" к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гидростроитель" (далее ООО УК "Гидростроитель") о взыскании 263 795 руб. 61 коп., выделено в отдельное производство. Делу присвоен номер А19-15916/2016.
Определением от 25.10.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования города Братск.
Впоследствии истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просил взыскать с ООО УК "Гидростроитель" 132 653 руб. 04 коп. за установку общедомовых приборов учета по адресам: ул. Пушкина, д. 9, ул. Радищева, д. 10, ул. Радищева, д. 12, ул. Радищева, д. 2, ул. Радищева, д. 4/2, с Администрации города Братска 133 259 руб. 72 коп. за установку общедомовых приборов учета по адресам: ул. Ангарская, д. 15, ул. Енисейская, д. 7, ул. Лермонтова, д. 1, ул. Пушкина, д. 15, ул. Радищева, д. 14.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ООО Управляющая компания "Гидростроитель" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе и возражении на отзыв ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства. ООО УК "Гидростроитель" указывает, что арбитражным судом не были приняты во внимание доказательства, представленные ответчиком протоколы общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома. При избрании собственниками способа управления непосредственно собственниками, обязанность по оплате расходов на установку общедомового прибора учета относится на собственников помещений в многоквартирном доме. Ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета, вправе взыскать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома денежные средства в возмещение своих расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Собственники помещений многоквартирных домов по адресам: ул. Пушкина, д. 9, ул. Радищева, д. 2, д. 4/2, д. 10, д. 12 решений о включении расходов за установку общедомового прибора учета в состав платы за содержание и текущий ремонт не принимали, также в рамках ст. 164 ЖК РФ такую услугу у ООО УК "Гидростроитель" не заказывали. В тариф такие расходы, соответственно, включены не были.
Истец также подтверждает тот факт, что расходы по установке общедомового прибора учета не были включены в состав платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирных домах. Соответствующие договоры между ООО УК "Гидростроитель" и ПАО Иркутскэнерго не заключались.
В обоснование своих доводов ответчик представил копии протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которые судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ возвращены подателю апелляционной жалобы.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания. ООО УК "Гидростроитель" и Администрация муниципального образования города Братска заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закон N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.
При этом в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию с собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество (пункт 38 (1) Правил N 491).
Как следует из материалов дела, во исполнение требований Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ПАО "Иркутскэнерго" в лице Братского отделения ООО "Иркутскэнергосбыт" установило общедомовые приборы учета многоквартирных жилых домов по следующим адресам: ул. Ангарская д. 15, ул. Енисейская д. 7, ул. Лермонтова д. 1, ул. Пушкина д. 15, ул. Пушкина д. 9, ул. Радищева д. 10, ул. Радищева д. 12, ул. Радищева д. 14, ул. Радищева д. 2, ул. Радищева д. 4/2, поскольку в срок до 01.07.2012 ни собственниками, ни управляющими компаниями приборы учета не были установлены.
В целях выполнения указанных работ ПАО "Иркутскэнерго" (заказчик) заключило договор подряда на выполнение работ по установке приборов учета с ЗАО "Ирмет" (подрядчик). Работы были выполнены подрядчиком, о чем сторонами составлены акты приема-передачи. Истцом были представлены справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 на работы выполненные ЗАО "Ирмет" по установке общедомовых приборов учета и платежные поручения об оплате выполненных работ.
В целях возмещения расходов по установке общедомовых приборов учета, истец в адрес ООО УК "Гидростроитель" направил акты приема-передачи, счет для оплаты от 26.05.2016 N 24453-6268.
Ранее счета на оплату расходов за установку общедомовых приборов учета также были предъявлены КУМИ Администрации г. Братска.
В добровольном порядке ООО УК "Гидростроитель" и КУМИ Администрации г. Братска отказались оплачивать расходы по установке приборов учета, в связи с чем истец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, заявленные к управляющей компании, исходил из наличия у управляющей компании обязанности по оплате понесенных истцом расходов, подтвержденных документально, и отсутствием доказательств их оплаты.
Размер предъявленных ко взысканию расходов приведен истцом в расчетах, представленных в суд первой инстанции (л.д. 4, 5, т. 2) в разбивке по каждому дому применительно к каждому из ответчиков. Указанные расчеты апелляционным судом проверены и признаны правильными, ответчиками по существу не оспорены.
С учетом вышеизложенных норм права и представленных в дело доказательств суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции.
Довод апеллянта о том, что требования заявлены к ненадлежащему лицу, поскольку на момент установки общедомовых приборов учета, управляющей компанией являлось другое общество - ООО "ЖКК "Гидростроитель", основан на неверном толковании норм права, а потому отклоняется апелляционным судом.
То обстоятельство, что в период установки приборов учета спорные дома находились под управлением другого общества, никто не оспаривает. Вместе с тем, учитывая установленный законодательством источник и механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы; пункт 38.1 Правил N 491), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, суд обоснованно пришел к выводу, что по смыслу пункта 12 статьи 13 Закона смена управляющей организации не может повлиять на право ресурсоснабжающей организации на возмещение затрат за счет средств собственников помещений, в связи с чем в удовлетворении иска к вновь выбранной управляющей организации (независимо от конкретных обстоятельств, повлекших смену управляющей организации) не может быть отказано.
Иное толкование Закона приводило бы к тому, что собственники помещений в случае смены управляющей организации (в том числе, обусловленной невозможностью осуществления деятельности прежней управляющей организацией, например, по причине ее несостоятельности (банкротства)) неосновательно обогащались бы за счет ресурсоснабжающей организации, на которую Законом императивно возложена обязанность несения спорных затрат при условии неисполнения собственниками их обязанности по обеспечению учета коммунальных ресурсов.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в Определении ВС РФ от 14.03.2016 по делу N А28-1084/2015.
Довод апеллянта об отсутствии обязанности по оплате установленного прибора учета в связи с не принятием собственниками помещений в многоквартирных домах решения о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома.
Положениями Правил N 491 определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который включены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.
Как следует из положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491 для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
В то же время, из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников.
При изложенном требования истца обоснованно удовлетворены в отсутствие доказательств оплаты установки общедомовых приборов учета собственниками многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 августа 2017 года по делу N А19-15916/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
О.В.БАРКОВСКАЯ
О.В.МОНАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)